Картотека наблюдений в подготовительной группе
картотека по окружающему миру (подготовительная группа)

Медведева Любовь Васильевна

Планирование наблюдений в подготовительной группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_nablyudeniy.docx170.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад №21 «Звездочка» комбинированного вида»

662603, г. Минусинск, ул. Борцов Революции, 50 «А», тел. 8(39132) -5 – 01 - 91

E-mail: ds21zvezdochka@yandex.ru


Планирование наблюдений в подготовительной группе № 5 «Сказка»

https://clipartart.com/images/young-boy-searching-clipart-black-and-white-3.jpg

        Составитель: Медведева Л.В.  

                                                                                                                       

г. Минусинск, 2022

СЕНТЯБРЬ

1 неделя

  1. Наблюдение за солнцем (первая половина дня)

Цель: продолжить знакомство с явлениями неживой природы – солнцем.

Греет ли солнце как летом? Как солнце движется по небосклону? Высоко находится в небе, как летом? Какими стали дни?

  Наблюдение за небом вторая половина дня (облака, планеты, космос)

Цель: продолжить знакомство с явлениями неживой природы.

Греет ли солнце как летом? Почему долго не расходятся облака? Какого цвета небо в сентябре? Отметить, что ночи стали темнее и, поэтому, хорошо видны звёзды. Можно ли по тёмному небу определить, где находятся другие планеты? Есть ли там жизнь? Можно ли увидеть с земли космос? Как попасть в космос?

Примета месяца:

Если журавли летят высоко, не спеша – будет хорошая осень. 23 сентября – особый день – день осеннего равноденствия.

  1. Наблюдение за туманом, росой, инеем (первая половина дня)

Цель: познакомить детей с природными явлениями – туманом, росой, инеем.

Объяснить, почему осенью выпадает роса, иней и появляются туманы? Почему летом полезно ходить по росе, а осенью нет? Что происходит с грядками и цветниками из-за тумана? Почему иней бывает только утром?

В середине месяца обычно выпадает первый иней. Лёгкий, серебристый иней ложится на почву, крыши… А в народе сентябрь называли «хмурень».

Близость осени

Ещё осенние туманы

Не скрыли рощи златотканой;

Ещё и солнце иногда

На небе светит…

Наблюдение за ветром (вторая половина дня)

Цель: продолжить знакомство с явлениями неживой природы - ветром.

Что такое ветер? Откуда он появляется? Каким ветер был летом, каким стал в сентябре? Как определить силу ветра? (использовать флюгер).

…..Ветер, ветер – ты могуч.

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море –

Всюду веешь на просторе….

Загадка:        

Не зверь, а воет.

(ветер)

  1. Наблюдение за дождём 9первая половина дня)

Цель: сравнить летние и осенние дожди.

Ранней осенью бывают ещё гроза как летом? Летом после грозы тепло и приятно, а осенью? Летом тучи быстро «разбегаются», а осенью?

В. Плещеев

Осень

Осень наступила,

Высохли цветы.

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет,

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Наблюдение за цветником (вторая половина дня)

Цель: конкретизировать представления детей об осенних цветах.

Рассмотреть цветы, которые растут на клумбах. Отметить, какие цветы уже отцвели, а какие ещё цветут.

Активизировать в речи слова:

Однолетние растения (петуния, настурция, астра и т. д.); Многолетние растения (золотой шар, флоксы, лилии, пионы и т. д.).

  1. Наблюдение за деревьями (первая половина дня)

Цель: расширять представления о деревьях; сравнивать, находить общее и отличия, делать обобщение.

Какие деревья и кустарники растут на территории детского сада? Где ещё можно встретить большое количество деревьев и кустарников?

А. Екимцев        

Старый тополь у крылечка.

Дыма полное колечко.

Светит золотом простор

Что ни двор – монетный двор.

И, расправив крылья-вёсла,

Над просторами земли

Чёрной лодкой остроносой

Проплывают журавли.

Наблюдение за насекомыми (вторая половина)

Цель: познакомить с жизнью насекомых в осенний период.

В. Строков

Насекомые осенью

В конце сентября исчезает большинство насекомых. Одни отложили яички и погибли, а другие забились в какую-нибудь щёлку, трещинку, под кору или забрались в землю и уснули. Над водой и над лугом не порхают стрекозы. Пропали дневные бабочки.

  1. Наблюдение за трудом взрослых (первая половина дня)

Цель: продолжить знакомство детей с трудом взрослых в осенний период.

Сбор урожая. Подготовка земли к зиме. Почему люди готовят землю осенью?  Уборка мусора с огорода, перекопка грядок. Как люди сохраняют урожай?

Наблюдение за сезонными изменениями (вторая половина дня)

Цель: закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время; формировать представление об осенних месяцах.

2 неделя

  1. Наблюдение за солнцем (первая половина дня)

Цель: познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем.

Наблюдение за крапивой (вторая половина дня)

Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

  1. Многообразие осенних листьев (первая половина дня)

Цель: показать детям многообразие красок золотой осени; раскрывать понятие листопад.

Наблюдение за березой осенью (вторая половина дня)

Цель: уточнить характерные признаки дерева, закрепить названия частей, учить сравнивать предметы.

  1. Наблюдаем за насекомыми (первая половина дня)

Цель: познакомить с наиболее часто встречающимися насекомыми, их образом жизни, условиями для жизни.

Наблюдение за разными видами транспорта (вторая половина дня)

Цели: расширять знания о наземном транспорте, их классификации, назначении; формировать представление о назначении автобусов, их значении в жизни человека

  1.  Наблюдение за божьей коровкой (первая половина дня)

Цель: познакомить детей с характерными признаками насекомого, о его защитных средствах.

Наблюдение за песком (вторая половина дня)

Цель: закреплять представления о свойствах песка, развивать у детей творческие способности, формировать культурно-гигиенические навыки, выявить свойства песка и почвы, их сходства и отличия.

  1. Наблюдение за муравьями (первая половина дня)

Цель: расширять знания об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях; вызывать интерес к окружающему миру.

Наблюдение за травой (вторая половина дня)

Цель: дать представление о травянистых растениях, воспитывать бережное отношение к травянистым растениям. Показать, что

травянистые растения ниже по сравнению с деревьями, осенью трава меняет свой цвет, она желтеет, сохнет.

ОКТЯБРЬ

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

НОЯБРЬ

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

ДЕКАБРЬ

1 неделя

  1. Наблюдение за явлениями неживой природы (первая половина)

Цель: уточнить представления детей о изменениях, которые происходят в неживой природе.

Небо – какое небо в это время года? Тучи – какими бывают тучи в это время года? Звёзды зимой – не видны, только в морозные дни очень хорошо видны.

Самым пасмурным месяцем считается декабрь. Самые короткие дни, самые долгие ночи года. «На воробьиный шаг» удлинится день до конца года. А всё же прибавится! Свету будет больше, тепла меньше.

Наблюдение за снегопадом (вторая половина дня)

Цель: познакомить детей с природным явлением – снегопадом.

Почему это явление называется снегопадом? (снег падает сплошной пеленой, за которой угадываются контуры домов и деревьев) Что делают люди после снегопада? Какой глубины стали сугробы? Почему возле деревьев и забора снег лежит толстым слоем, а на открытых участках – тонким?

Примета месяца:

Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промёрзшая земля –это к урожаю.

Словарная работа:

Снег (какой?) – глубокий, мохнатый, слоистый, переливающийся, искристый и т. д.

  1. Наблюдение за снегом (первая половина дня)

Цель: систематизировать знания детей о снеге как природном явлении.

Какой снег на запах? Как падает снег, когда дует ветер и когда его нет? Когда снег легко сгребать (когда идёт хлопьями или раздувает ветром)? Снег тяжелее или легче земли? Нужен ли снег всему живому на земле? И почему?

Наблюдение за сугробами (вторая половина дня)

Цель: полюбоваться красотой высоких сугробов; сравнить высоту сугробов около заборов и на открытых местах.

Примета месяца:

Если в декабре снег привалит вплотную к заборам – плохое будет лето, коли же останется промежуток – урожайное.

  1. Наблюдение за морозом (первая половина дня)

Цель: обобщить знания детей о природном явлении – мороз.

Кто красивыми узорами разрисовал окна? Почему горку заливают в мороз? Почему снег и лёд – вода? Почему на улице появляется гололёд? Что делают в гололёд дворники?

Наблюдение за метелью (вторая половина дня)

Цель: продолжить знакомство детей с природным явлением – метелью.

Что такое метель? Нужен ли ветер, чтобы была метель? (тучи закрывают небо, ветер завывает и повсюду метёт снег).

  1. Наблюдение за кустарником (первая половина дня)

Цель: учить различать кустарники; рассмотреть их строение, сравнить друг с другом.

Акация.

У акции несколько тонких стволов. Кора оливково-зелёного цвета. Акация – очень полезный кустарник. После опадания листьев остаются опущенные черешки. Неприхотлива. Легко выносит тень, морозы и засуху. Улучшает почву.

Сирень.

Листья от морозов остаются зелёными. Дети помнят красивые и душистые цветки. Почки крупные. Сирень легко пересаживается и быстро растёт.

Чем отличаются кустарники друг от друга? Чем похожи? Сравнить кустарники с деревьями.

Наблюдение за зимующими птицами (вторая половина дня)

Цель: обобщить представление о зимующих птицах; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Какие птицы называются зимующими? Чем птицы питаются в зимнее время? Как птицы готовятся к зиме? Какую помощь оказывают птицам люди?

  1. Наблюдение за снегирями и воробьями (первая половина дня)

Цель: отметить, что больше всего на кормушку прилетают снегири и воробьи.

Каких зимующих птиц знаете? Как узнать воробья? Как узнать снегиря? Почему они не улетели? Какую пользу приносят людям?

Наблюдение за водоёмом (вторая половина дня)

Цель: формировать представления о водоёмах в зимний период.

Что становится с водоёмами зимой? Где быстрее замёрзнет вода: в луже, пуду, реке? Почему?

2 неделя

Наблюдение за птицами зимой

Цель: формировать представление о жизни птиц зимой; воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.

3 неделя

4 неделя

 

ЯНВАРЬ

1 неделя неживая природа

1. Наблюдение за морозными узорами на окнах. В какую погоду образуются узоры? Почему они образуются? Чем их рисует мороз?

 2. Наблюдение за метелью: как образуется и из чего состоит (если ветер сильный, то снежинки  рассмотреть нельзя. Они летят сплошной снежной пылью, так как ветер обломал их красивые лучики. Во время метели ветер поднимает снег в воздух, кружит и переносит с места на местопри этом может сильно завывать).

3. Наблюдение за снегом. Что такое снег? Где образуются снежинки? Какой снег на ощупь? Почему скрипит снег? Когда снег бывает мокрый, когда сухой? Из какого снега легче лепить и почему?

 4. Наблюдение за небом. Какого цвета небо? Низкое оно или высокое? Чем покрыто небо? Как определили, что это тучи? Рассмотреть с детьми вечернее небо и небесные тела на небе.

  

2 неделя живая природа

1. Рассматривание почек на деревьях. Обратить внимание детей на почки разных деревьев. Сравнить их по форме, по расположению. Объяснить, что в почках находится запас питательных веществ  будущих листьев.

2. Наблюдение за красотой деревьев и кустарников. Обратить внимание детей на красоту деревьев и кустарников в любую погоду.

                          На пушистых ветках снежною каймой

                          Распустились кисти белой бахромой.

 3. Сравнить две ветки от дерева (одна находилась в группе, вторая внесена с улицы). Обратить внимание на внешний вид и хрупкость веток.

 

3 неделя – погода

Наблюдение за состоянием погоды. Обратить внимание на увеличение продолжительности дня (солнце стало раньше всходить, день увеличивается, скоро пройдут морозы). 

4 неделя – живая природа

1. Наблюдение за птицами, прилетающими к кормушке. Рассмотреть внешний вид, найти сходство и различие, характерные признаки.

                          У еле приметной дорожки

                          Насыпаны зёрна и крошки,

                          Слетайтесь, слетайтесь, пичуги.

                          Теперь не страшны вам холодные вьюги,

                          Ведь в зимние лютые вьюги

                          Должны мы помнить друг о друге.

 2. Наблюдение за галкой и вороной: сравнить оперение, способ передвижения, какие звуки издают.

 3. Наблюдение за стайкой воробьёв: в стайке собираются одинаковые по оперению воробьи. Обратить внимание на поведение этих птиц у кормушки.

  Пословицы:

·        Август собирает, а зима поедает

·        Январь на порог - прибыло дня на куриный шаг

·        Январь к концу месяца – два часа прибавило

  Приметы:

·        В январе висит много частых и длинных сосулек – урожай будет хороший

·        Морозный январь – урожайный год

·        Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди

  Прочитать: В.Бианки «Синичкин календарь» из кн. «Четыре времени года» стр.161; рассказы «В зимнюю стужу», «Маленький лесовод» из кн. «Четыре времени года» стр.180-181. Рассматривание картины И.Э.Гробарь «Февральская лазурь»

 

ФЕВРАЛЬ

1 неделя неживая природа

1. Наблюдение за солнцем. Жарко ли греет солнце, высоко стоит? Какой цвет солнца Ярко-жёлтый или бледный? Выше ли поднимается солнце? Длинней ли стал путь? (чем выше солнце, тем день длиннее).

2. Наблюдение за ветром. Как определить, есть ли ветер? Каким по силе бывает ветер? А если идёт снег и дует ветер, как эти явления можно назвать? (позёмка, метельвьюга, буран).

                          Ночью ветер волком выл и по крыше палкой бил.

                          Утром глянул в окно, там волшебное кино:

                          Раскатала белый холст, набросала светлых звёзд

                          И папахи на дома нахлобучила зима.

 3. Рассматривание сосулек. Почему они не капали утром? Когда они капают, почему? Отчего они образуются? В морозный день сосулька растёт или уменьшается? Чем отличается место, где есть сосульки, от другого участка? Почему сосульки растут «вниз головой»? 

4. Наблюдение за таянием снега. Где снег таит быстрее? Почему? Каким становится талый снег, во что он превращается?

 

2 неделя живая природа

1. Рассматривание почек тополя. Обратить внимание детей на форму почек (коричневые кожистые чешуйки расположены в несколько рядов, плотно налегающие друг на друга и покрыты смолистым веществом. Это прекрасная защита от холода).

2. Наблюдение за берёзой. Обратить внимание детей на стволы деревьев. Определить, где самый широкий ствол (внизу у самой земли, самый узкий наверху, самая вершина).

 3. Рассматривание деревьев и кустарников. Развивать умение различать деревья по коре и почкам (у тополя остроконечные, желтые, блестящие; у сирени парные, угловатые, зеленые; у берёзы двух видов: одни круглые, другие длинные; у рябины будто укрыты ватой).

 4. Раскопать и рассмотреть, что скрывается под снегом на участке. подвести к выводу о пользе снега для  многолетних растений.

 

3 неделя – погода

Наблюдение за состоянием погоды. Обратить внимание на переменчивую погоду: то солнце, то метели. Формировать элементарные представления о положении Земли относительно Солнца; отметить путь солнца, его высоту в полдень.

4 неделя – живая природа

1. Наблюдение  за изменениями в повадках  и голосах птиц, вызванных приближением весны.

 2. Наблюдение за снегирями. Обратить внимание на окрас птиц: красивые, выделяются чёрные головки, у самочек грудки серые, а у самцов красные. Наблюдение за поведением птиц на кормушке (деловито расправляются с семенами, выклёвывая их из ягод, а мякоть бросают на землю).

 3. Наблюдение за вороной. Прислушаться к её пению (ворона не каркает, а трещит, поёт свою весеннюю песенку)

Пословицы:

·        В феврале зима с весной встречается впервой

·        Февраль - месяц лютый, спрашивает как обутый

·        Февраль силён метелью, а март - капелью

 Приметы:

·        Синичка с утра пищит, ожидай к ночи мороз

·        Воробьи дружно расчирикались – к оттепели

·        Вороны стаями летают – к холоду

 Прочитать: «Синичкин календарь» из кн. «Четыре времени года» стр.162.; Т.Н.Шорыгина «Какие месяцы в году». Рассматривание картины Б.М.Кустаднева «Масленница»

МАРТ

1 неделя неживая природа

1. Наблюдение за снегом, сугробами. Полюбоваться, как блестит на солнце снег. Снять с сугробов ледяную корку, потрогать, рыхлый ли снег под ней?

2. Наблюдение за таянием снега вокруг стволов деревьев (дерево нагревается и снег тает). Определить с какой стороны снег таит быстрее: на солнце или в тени? Почему?               

3. Наблюдение за лужами. Почему днём оттаивают, а ночью опять покрываются льдом? Где быстрее испаряется вода: в тени, на солнце, на ветру?

4. Наблюдение за кучевыми облаками, появившимися в конце месяца (они круглой формы, как бы клубятся в воздухе и вокруг голубое небо). Вспомнить какие облака были зимой.

5. Наблюдение за первым дождём. Обсудить, что такое дождь, откуда он появился? Что изменяется  в природе, когда наступает дождь?

 

2 неделя живая природа

1. Наблюдение за деревьями и кустарниками: набухание почек у тополя, берёзы и ивы. Рассмотреть пушистые почки ивы, поставить срезанные ветки в воду.

 2. Наблюдение за прорастанием жёлудя. С какого конца трескается кожура: там, где колпачок или с противоположной? Что появляется в трещине: почки или корешок? Куда деваются половинки жёлудя? (остаются в земле или поднимаются вместе со стеблем?)

 3. Наблюдение за первыми цветами и травой (на проталине и теплотрассе). Рассмотреть первые весенние цветы (у мать-и-мачехи стебель шершавый, цветки похожи на жёлтые корзиночки, листьев нет). Рассмотреть первые росточки травы, потрогать их, отметить, какие они были нежные, светло-зелёные.

 

3 неделя – погода

Наблюдение за состоянием погоды. Отметить значительное прибавление продолжительности дня. Сравнить с зимним периодом.

 

4 неделя – живая природа

1. С начала месяца наблюдение за грачиными гнёздами (прилёт с 9 по 21 марта).

 2. Наблюдение за голубями: они интересно купаются в лужах, а потом сушатся на боку. Обратить внимание на то, что голуби и воробьи старательно выискивают и клюют крупные и мелкие песчинки. Выяснить для чего они это делают?

 3. Наблюдение за заселением скворечника на участке. Обратить внимание детей на то, как птицы обустраивают своё жилье.

 4. Наблюдение за насекомыми и бабочками: в тёплый вечер появляются стайки комаров-толкунов, появились первые бабочки. Собрать божьих коровок, посадить на молодые побеги цветущих корнеплодов, поражённых тлёй. Божьи коровки их уничтожат.

 Пословицы:

·        Март – не весна, а предвесенье

·        Иногда и март морозом хвалится

·        Грач на горе – весна на дворе

  Приметы:

·        Увидел скворца - весна у крыльца

·        Если одуванчик расцветёт ранней весной – к короткому лету

·        Если берёза и клён выделяют сок весной – к короткому лету

  Прочитать: О.Иваненко «Сосулька» из кн. «Четыре времени года» стр.171; рассказ «Прилёт зябликов» из кн. «Четыре времени года» стр.20. Рассматривание картины К.Ф.Юон «Мартовское солнце»

 

АПРЕЛЬ

1 неделя неживая природа

1. Рассматривание песка и земли. Каким стал песок (сухим, тёплым, сыпучим), а каким он был зимой? Какая стала земля? (сухая, тёмная).

2. Наблюдение за небом. Обратить внимание на голубизну неба, на то, что оно стало выше. На что похожи плывущие по небу облака?

3. Наблюдение за туманом. Рассеялся ли туман днём? Из чего он состоит, что напоминает? Чем опасен туман?

4. Наблюдение за весенней грозой. Обратить внимание на изменения в природе перед грозой. Понаблюдать, что происходит раньше – гремит гром или сверкает молния – и почему?

2 неделя живая природа

 

1. Рассматривание одуванчика. Обратить внимание на разный вид всходов одуванчика в разных местах произрастания: в тени, на солнце, в засушливых местах и во влажных местах.

                          Одуванчики везде

                          По весенней травке:

                          Замелькали во дворе,

                          Разбежались по горе,

                          Спрятались в канавке.         И.Полянский

 2. Наблюдение за растениями как живыми барометрами погоды (на примере одуванчика показать, что если в солнечный день цветки закрылись – быть дождю; одуванчик раскрывается в 5-6 утра, а закрывается в 16-17 часов. Перед дождём сирень пахнет сильнее обычного)

 3. Рассматривание цветущей берёзы. Обратить внимание, что серёжки разные по цвету, одни – зелёные, а другие – буроватые. Взять серёжки в руки – на руках останется пыльца. Обсудить с детьми, для чего берёзе нужна пыльца (серёжки – это цветы берёзы).

 4. Рассматривание сирени. Отметить на примере сирени характерные признаки кустарников (много стволов, они относительно тонкие, кустарник невысокий). Рассмотреть крупные цветочные почки, которые собраны в соцветия. Сравнить с другими кустарниками: жасмин, черноплодная рябина.

3 неделя – погода

Наблюдение за состоянием погоды. Обратить внимание на увеличение продолжительности дня, повышении температуры окружающего воздуха. Развивать умение сравнивать различные периоды весны.

 

4 неделя – живая природа

1. Наблюдение за прилётом птиц. Отметить какие птицы прилетели, чем занимаются.

2. Наблюдение за муравьями. Проследить, куда они ползут, что несут. Положить по дороге сахар, варенье, хлеб. Что они будут есть охотнее?

 

3. Наблюдение за ласточками. Обратить внимание детей на полёт ласточек. В ясную погоду ласточки с шумом носятся в высоте.

                          Травка зеленеет,             С нею солнце краше

                          Солнышко блестит,        И весна милей…

                          Ласточка с весною          Прощебечь с дороги

                          В сени к нам летит.         Нам привет скорей…   А.Плещеев

 4. Наблюдение за дождевым червём.  Рассмотреть строение: нет головы, ног, одно туловище, посредине имеется хорошо заметный поясок. Выяснить, почему после дождя черви вылезают из-под земли.

 Пословицы:

·        Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени

·        Где ласточке ни летать, а к весне опять прибудет

·        Солнышко с апрельской горки в лето катится

 Приметы:

·        В апреле ясные ночи кончаются заморозками

·        Солнце в туман садится – к дождю; днём жарко, ночью прохладно – к хорошей погоде

·        На небе синие вечерние облака – к перемене погоды

  Прочитать: рассказ «Наш скворечник» из кн. «Четыре времени года» стр.47, М.Пришвин «Цветут берёзки» стр.23 из кн. «Четыре времени года», Ф.Тютчев «Весенние воды», В.Жуковский «Жаворонок», С.Я.Маршак «Круглый год», рассматривание картины  И.Э.Саврасова  «Грачи прилетели»

МАЙ

1 неделя неживая природа

1. Наблюдение за грозой. Что такое гроза? Можно ли гулять во время грозы?

                          Потемнело небо – тучами покрылось,

                          Будто колесница в небе покатилась.

                          Муравьишки скрылись, гром гремит, пугает,

                          Дождь ручьями льётся, молния сверкает.

 

2. Наблюдение за радугой. Выяснить причины её появления, закрепить семь цветов радуги.  

3. Наблюдение за движением солнца. Выяснить, когда солнце греет сильнее утром, днём или вечером? От чего это зависит? Показать, что продолжительность дня зависит от времени года, от вращения Земли вокруг Солнца. Закрепить знания детей о роли солнца в жизни растений, животных и человека.

 

2 неделя живая природа

1. Наблюдение за многолетниками: у пионов рано показываются ростки – кисточки темно-коричневого цвета; у ирисов – молодые острые листья.

 2. Рассматривание лекарственных растений: подорожника, календулы, одуванчика, крапивы. Совершенствовать умение находить лекарственные растения и объяснять способ их применения.

 3. Наблюдение за посадкой рассады на огороде. Формировать систему представлений о росте растений «от семени до семени».

 4. Рассматривание одуванчика и его семян. Уточнить последовательность роста и развития растения; найти одуванчик в разных стадиях развития; рассмотреть семя «парашютик», выяснить его приспособительное значение.

3 неделя – погода

Наблюдение за состоянием погоды. Обратить внимание детей на большую продолжительность дня и сравнить с зимним периодом. Отметить повышение температуры воздуха на улице, выяснить, с чем это связано?

 

4 неделя – живая природа

1. Наблюдение за птицами и появлением в конце месяца птенцов: родители бережно высиживают яйца, сменяя друг друга по очереди.

 2. Наблюдение за бабочками-лимонницами. Полюбоваться их красотой, яркими и блестящими крылышками.

 3. Рассматривание божьей коровки. Познакомить детей со средствами защиты насекомого (яркая окраска, едкая жидкость).

                          Я пятнистая букашка.

                          Если в руки попаду,

                          Притворюсь больною тяжко,

                          В обморок я упаду.

 4. Наблюдение за муравьями. Расширить представления детей о жизни муравьёв (строгое разделение профессий).

                          Погляди на молодцов: весёлые и бойкие;

                          Волокут со всех сторон материал для стройки.

                          Вот один споткнулся вдруг под тяжёлой ношей,

                          И спешит на помощь друг. Тут народ хороший!

                          Без работы, хоть убей, жить не может муравей!

 Пословицы:

·        Ай да месяц май: и тёпел, и голоден

·        Майский мороз не выдавит слёз

·        Весной сверху печёт, снизу морозит

  Приметы:

·        С листа ивы падают капли – будет дождь

·        Туманы в мае предвещают плодородие

·         Комаров мало – овса и трав не будет                                      

 Прочитать: В.Бианки «Лесной хор» стр.26  и «Под водой» стр.19 из кн. «Четыре времени года», Н.Павлов «Весной» стр.26 из кн. «Четыре времени года»; рассматривание картины И.И.Шишкина «Рожь»; А.А. Пластов «Сенокос»

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     1.            Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. /С.А.Веретенникова. – М.: Просвещение, 1980

     2.             Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. /А.И.Иванова. – М.: Сфера, 2010

     3.            Кобзева Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа /авт.-сост. Т.Г.Кобзева, И.А.Холодова, Г.С.Александрова. – Волгоград: Учитель, 2015

     4.            Меремьянина О.Р. Комплексное планирование прогулок с детьми 2,5-7 лет:прогулочные карты /авт.-сост. О.Р.Меремьянина. – Волгоград: Учитель, 2015

     5.            Молодова А.П. Игровые экологические занятия с детьми/ А.П.Молодова. – Минск: Асар, 1998

     6.            Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / под ред. Т.С.Комаровой, В.В.Гербовой. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека наблюдений в подготовительной группе

В данной картотеки представлены все наблюдения , которые можно провести с детьми в течении года , подобрано художественное слово, подвижные игры и т.д....

картотека наблюдений в подготовительной группе

Рассказать о временах года,природных явлениях,сезонных изменениях в природе....

Картотека наблюдений в подготовительной группе дошкольного учреждения

Картотека для использования при проведении наблюдения в доу...

Картотека наблюдений в подготовительной к школе группе

Картотека наблюдений в подготовительной к школе группе...

Картотека наблюдений в подготовительной группе

Данный материал поможет педагогам организовать наблюдение на прогулке...

Картотека наблюдений в подготовительной группе на лето.

Картотека наблюдений в подготовительной группе на летние месяцы....