«Экологическое воспитание детей в детском саду и дома».
консультация по окружающему миру (подготовительная группа)

Урубкова Нина Владимировна

Родительское собрание в подготовительной группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx192.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное

 дошкольное образовательное

 учреждение

Детский сад№1г.Шацка

муниципального образования-

Шацкий муниципальный район

Рязанской области

Доклад для родителей

на тему:

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

 В ДЕТСКОМ САДУ И В СЕМЬЕ».

b4eebf82384be14e2a9607ffcc32e619.jpg.jpg

                                                        Составитель:

Урубкова

Нина Владимировна

Воспитатель

Г.Шацк

2020г.

Родительское собрание в подготовительной группе на тему: «Экологическое воспитание детей в детском саду и дома».

 «В каждом человеке природа всходит Либо злаками, либо сорной травою; Пусть же он своевременно поливает Первое и истребляет второе» Бэкон Фрэнсис Повестка:

 1. Что такое экология?

 2. Просмотр презентации «Экологическое воспитание детей в детском саду и дома».

3. Экологический КВН

Цель: Формирование начал экологической культуры, становление осознанно- правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды. Повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

 

Задачи: 1) Показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. 2) Выявить уровень экологической культуры семьи путем анкетирования родителей. 3) Расширить представление родителей о формах деятельности с детьми по экологическому воспитанию. 4) Продолжать формировать экологические нормы поведения человека в окружающей среде. 5) Привлекать родителей к сотрудничеству по формированию экологической культуры дошкольников

 Подготовка к родительскому собранию:

1) Подготовить анкеты и провести анкетирование родителей.

 2) Выставка детских рисунков «Дети и природа».

3) Оформить выставку пособий, дидактических игр по экологическому воспитанию.

 4) Подобрать музыкальное сопровождение.

5) Подобрать материал - задания для игры КВН.

Ход собрания:

 «Рыбе - вода, птице-воздух, Зверю - лес, степь, горы, А человеку нужна Родина, и Охранять природу - значит хранять Родину». Пришвин М.М. Добрый вечер, дорогие родители! Сегодня на нашем собрании мы предлагаем обсудить важную тему «Экологическое воспитание детей в детском саду и дома». Что такое экология? (ответы детей и родителей) Экология - наука о нашем доме, о планете Земля. Считаете ли Вы эту тему актуальной? Почему? (высказывании родителей) Причина актуальности - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Наша задача - показать необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Что включает в себя понятие «экологическая культура»? Экологическая культура - это знания, практические навыки, эстетические переживания - эмоциональное отношение и практические поступки, и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т.д.) Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно), сопереживать живым существам ( мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы.) Одним словом, мы должны закладывать в сознании детей ощущение окружающего мира как дома. Поэтому можно предложить серию наблюдений в природе и специальные задания: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката… И если это делать регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами - одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь». Чувство природы является основой экологического и эстетического сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. Человек и природа - одно целое, неделимое. Природа оказывает огромное влияние на нас, а проблема взаимосвязи человека с природой имеет место всегда.

 Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, рукотворному миру, к себе и окружающим людям. Окружающий нас мир природы богат, прекрасен и бесконечно разнообразен. А ребенок дошкольного возраста открыт, доверчив и восприимчив к окружающему.

 Поэтому задача и долг взрослых: родителей и нас педагогов - ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу.

 А сейчас мы предлагаем вам посмотреть презентацию «Экологическое воспитание в саду и дома».

Звучит музыка из игры КВН ( мы начинаем КВН…).

 На фоне этой музыки воспитатель предлагает начать экологический КВН.

Наши дети очень любят играть, и сегодня они вместе с вами хотели бы поиграть в «Экологический КВН».

 И так, мы начинаем. (Смотреть Приложение 1 «Экологический КВН»).

 Решение собрания:

Показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка. Нельзя любить природу, не зная ее. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. Через несколько лет наши с вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде. «Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе». (В.А.Алексеев) Под звуки произведения П.И. Чайковского «Времена года. Осенняя песнь» заканчивается собрание

ПРИЛОЖЕНИЯ

 Приложение 1 «Экологический КВН».

 Задачи:

 Образовательные: закреплять знания, полученные в процессе непосредственно образовательной деятельности по развитию экологических представлений; обобщать знания о характерных признаках растений и животных, о бережном, заботливом отношении к ней.

 Развивающие: развивать экологическое мышление и творческое воображение, смекалку, сообразительность, эрудицию.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, необходимость бережного отношения к ней.

 Предварительная работа:

1.Рассматривание иллюстраций о природе: «Дикие и домашние животные», «Времена года», «Деревья», «Насекомые» и др.

 2. Чтение художественной литературы: В.Чарушин «Что за зверь», М. Пришвин «Этажи леса», И. Винокуров «Кто как зимует», С. Михалков «Прогулка», В. Бианки «Лесные домишки» и др.

3. Экологические беседы: «Живые ли деревья зимой», «Как живется диким животным в лесу», «Природа и человек», «Правила друзей леса» и др. Оборудование: столы, стулья, ноутбук, экран, проектор, магнитофон, конверты с заданиями, простые карандаши, цветные карандаши, альбомные листы, фишки, медали.

Ход КВН:

 Звучит музыка из передачи КВН (мы начинаем КВН…). На фоне этой музыки педагог читает стихотворение: Нас солнца луч смешит и дразнит Нам нынче весело с утра, Весна нам дарит звонкий праздник И главный гость на нем - игра. Она наш друг - большой и умный, Не даст скучать и унывать. Затеет спор, веселый, шумный, Поможет новое узнать. Педагог: В начале нашего собрания мы расселись за столы, за каждым столом по 2 взрослых и по 2 ребенка - это и есть команда. В нашей игре за каждый правильный ответ команда получает фишку. В конце игры мы подведем итоги. И так мы начинаем.

 Задание 1. Блиц – опрос. Каждая команда по очереди вытаскивает из конверта№1 по 2 карточки с вопросами готовит ответ.

1) Назовите, каких перелетных птиц вы знаете? (грач, скворец, ласточка, соловей, утка и др.);

 2) Почему перелетные птицы называются перелетными? Куда они улетают и зачем? (перелетные птицы на зиму улетают в теплые края в поисках корма);

3) Какую пользу людям приносят перелетные птицы? (уничтожают вредных насекомых);

 4) Как называется домик для скворца, который строят люди? (скворечник);

5) Считается, что эта птица предвещает добрую судьбу и рождение детей (аист);

6) Как называется лес, где растут одни березы?

 7) Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает? (филин);

 8) Какой зверек приехал из тропического леса в ящике с апельсинами? (чебурашка);

 9) Птица, в которую превратился гадкий утенок? (лебедь); 10)Какой зверь помогает нам переходить дорогу? (зебра);

11)Как называется книга, где записаны исчезающие виды животных и растений? (Красная книга);

 12) Какое дерево является символом России? (береза);

 13)Какую птицу называют «лесным доктором»? (дятла);

 14)Каким орудием лова рыбы пользовался известный пушкинский старик? (неводом);

15)Какую птицу называют «сплетницей»? (сороку)

 16)Сколько месяцев в году? (12 месяцев);

 17)Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью);

18) Что ест зимой ежик? (ничего не ест, он спит);

19) Кто написал сказку «Гадкий утенок?» (Г.Х. Андерсен);

 20) Какая птица не вьет гнезда и не выводит птенцов? (кукушка); 21) Какая нить в природе самая тонкая? (паутина);

22) Какие бывают птицы? (перелетные и зимующие);

23) Какие животные впадают в спячку? (барсук, медведь, еж, суслик, хомяк);

24) Перечисли хвойные деревья? (сосна, ель, кедр, пихта, лиственница);

25) Каких вы знаете насекомых?

 26) Назовите, какие вы знаете съедобные грибы?

 27) Назовите, какие вы знаете комнатные растения?

28) Назовите, каких вы знаете рыб?

 Задание 2. «Живая – неживая».

Педагог: Назовите признаки живой и неживой природы. Теперь задание: Перед вами на столах лежат листы . Надо найти на них картинки с живой природой и поставь рядом с ними знак «+», а рядом с картинкой, где изображена неживая природа поставить знак «-«. (смотреть приложение 2)

 Педагог: Молодцы, все быстро справились с этим заданием. А сейчас мы проверим правильно ли все выполнили задание (идет проверка ответов)

Задание 3. «Времена года» Педагог: Давайте вспомним, какие вы знаете времена года, названия месяцев. А теперь надо выполнить задание на листах: нужно попарно соединить картинки, относящиеся к одному и тому же времени года. (смотреть приложение 3)

 Задание 4. Музыкальная пауза. Все дети и родители встают в круг и выполняют движения под песню «У жирафа пятна, пятна…» Задание 5. «Волшебный карандаш»

 Сейчас мы с вами будем выполнять на листах в клетку графический диктант. Надо взять карандаш и поставить его в нарисованную точку, внимательно слушать и выполнять рисунок в нужном направлении. И так, приготовились: 1–вправо, 1-вверх, 1-вправо, 1-вверх, 1- вправо, 1-вниз, 1-вправо, 1-вниз, 1-вправо, 1-вниз, 1-вправо, 1-вниз, 1- вправо, 1-вниз, 1–вправо, 1-вверх, 1–вправо, 2-вверх, 1–вправо, 2- вверх, 2-вправо, 2- вниз, 1-влево, 2-вниз, 1-влево, 2 -вниз, 1-влево, 1- вниз, 2-влево, 1-вниз, 1-влево, 1-вниз,1-влево, 1-вниз, 3 влево,1- вверх,2-вправо, 2-вверх, 1-влево, 1-вверх, 2-влево, 1-вверх, 2- вправо, 1-вниз, 1-влево, 1-вверх, 2-влево,1-вверх. Педагог: Что у вас получилось? (ответы)

Педагог: Правильно, белка. (смотреть приложение 4)

 Задание 6. Кроссворд «Деревья»

 Педагог: Теперь скажите мне, пожалуйста, какие вы знаете деревья?

 Педагог: Молодцы, много знаете деревьев, значит быстро решите кроссворд. (смотреть приложение 5)

 Задание 7. «Веселые эстафеты» Педагог: А сейчас мы немножко поиграем- проведем веселые эстафеты. 1) «Собери урожай». 2) «В лес за грибами»

Педагог: Пока наши дети будут играть для родителей творческий конкурс «Шедевр» - надо нарисовать плакат на тему «Сохраним природу» («Береги природу») (смотреть приложение 6)

 Задание 8. Кроссворд «Птицы». Педагог: Следующие задание поможет выяснить как вы знаете птиц. (смотреть приложение 7) Задание 9. «Пословицы» (для родителей)

 Педагог: Вам сейчас я буду зачитывать начало пословицы, а вы должны сказать ее продолжение. Выиграет тот, кто быстрее поднимет руку и продолжит пословицу. *Слово не воробей - … (вылетит не поймаешь). *Лучше синица в руках, чем… (журавль в небе). *Всякая птица свое… (гнездо любит). *Лес без птиц и птицы без… (леса не живут). *У каждой пташки свои… (замашки). *Всякая птица своим клювом… (сыта). *Сорока весть на … (хвосте принесла). *Всякая птица по своему… (поет).

 Задание 10. «Собери время года».

 Педагог: Сейчас мы все должны разделиться на 4 команды. 1-я команда будет собирать картинки с приметами осени. 2-я команда будет собирать картинки с приметами весны. 3-я команда будет собирать картинки с приметами зимы. 4-я команда будет собирать картинки с приметами лета. (смотреть приложение 8).

 Задание 11. Музыкальная пауза. Дети и родители встают в круг и выполняют движения под песню «4 шага».

Задание 12. «Правила поведения в лесу».

Педагог: Необходимо назвать правила поведения в лесу. Выигрывает та команда, которая быстрее поднимет руку и назовет как можно больше правил. (смотреть приложение 9)

 Задание13. «Экологические задачи».

Педагог: Природа хранит много тайн и секретов, но открывает только тем, кто приходит в лес добрым. Не забывайте об этом! Важно не только самому встать на защиту живой природы, важно убедить в этом своих товарищей.

 Педагог: Сейчас вам будут зачитываться ситуации, ваша задача оценить их, что в них сделано не так. Выигрывает тот, кто больше даст правильных ответов.

Первая ситуация. - Вот и кострище есть. Давайте разожжем здесь костер, - предложил Ваня. Зачем здесь? Идем вон под то дерево, там уютнее, - возразили девочки. Мальчики выкопали под деревом ямку, землю откинули подальше, чтобы не мешала. (Костер желательно разводить на старом кострище, а под деревьями делать это категорически запрещается из-за опасности возникновения пожара)

 Вторая ситуация. Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который остался после их отдыха. (мусор надо уносить с собой, закапывать можно только остатки пищи. Помните! Брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько лет. А осколки банки или бутылки способны причинить вред даже через 2000 лет. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар).

 Третья ситуация. Кто-то из девочек заметил: «Что-то тихо в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо транзистор включить погромче». (в лесу нельзя шуметь, пугать его обитателей). Четвертая ситуация. Девочки пришли в лес за черникой. Ягод так много, что можно было, не сходя с места, набрать полную кружку. Когда кружки наполнились, а рты и губы почернели от ягод, одна из девочек сказала: «Жаль. Что Маши нет с нами, и она не видит, какое хорошее место мы нашли». «Ничего, мы для нее нарвем кустики с ягодами и покажем», - предложила другая. (нельзя рвать ягоды с ветками).

Пятая ситуация. Вова с мамой пошли в лес собирать грибы. - «Смотри, смотри мама – птичка летает так низко, что я могу поймать ее! Пусть она поживет у нас дома» - «Нет, этого нельзя делать»- сказала мама. Почему она так ответила? (Она не разрешила сыну взять птицу, потому что знала, это птенец, который учился летать. Он вырастет в лесу, а в неволе он погибнет).

 Шестая ситуация. Однажды Сережа с родителями пришли к речке. Близко к берегу плавало много маленьких рыбок. - «Дайте мне баночку, я наловлю рыбок»,- попросил Сережа родителей. - «Нельзя их ловить»,- сказал отец и объяснил почему. Что рассказал папа? (Маленькие рыбки – это мальки больших рыб. Им нужен простор для роста и развития, а в банке они быстро погибнут. А если каждый будет вылавливать мальков, в реке будет мало рыбы). Седьмая ситуация. Коля с Витей играли во дворе и увидели, как на ветку села большая голубая бабочка. - «Давай поймаем ее», - попросил Витя. - «Нельзя ловить бабочек», - сказал Коля. - «От них, все равно, никакой пользы», - ответил Витя. Кто из мальчиков был прав? (Ловить и уничтожать бабочек нельзя, так как бабочка не только красивое, но и полезное насекомое. Она ловит в воздухе мух, комаров, мошек, которыми питается. Убивая «ненужных» по вашему мнению насекомых, мы нарушаем экологическое равновесие).

 Восьмая ситуация. В воскресенье Катя с мамой вышли на прогулку в лес. На лужайках цвели цветы, пели птицы. Катя увидела большие красивые колокольчики и захотела нарвать букет, но мама не разрешила. Почему? (Колокольчики – краса леса. Много людей приходит в лес и все любуются ими. К тому же, в чашечках колокольчика прячутся на ночь и в непогоду маленькие насекомые, если срывать цветы, насекомые останутся без домиков).

Педагог: Молодцы, родители и ребята!

Сейчас подведем итоги нашего КВН (подводятся итоги: счет жетонов – фишек), вручаются награды участникам (медали юных экологов) и сладкие призы. Земля – это наш дом. Мы должны беречь ее, заботиться о ней. Всё на этой земле должно быть нам родное: и озеро, и речка, и луг, и каждое деревце. Мы должны беречь то богатство, которое подарила нам природа. А в нашем КВН победила дружба!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Экологическое воспитание детей в детском саду и дома"

«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам,людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой– равнодушие к нашему общему Дому, к Природе»  (В.А.Алексеев)....

Родительское собрание "Экологическое воспитание детей в детском саду и дома"

laquo;В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе».Бэкон Фрэнсис....

Родительское собрание на тему: «Экологическое воспитание детей в детском саду и дома»

Формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее.Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от...

Родительское собрание на тему: «Экологическое воспитание детей в детском саду и дома»

Цель: Формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависим...

Родительское собрание на тему: «Экологическое воспитание детей в детском саду и дома»

Родительское собрание на тему:«Экологическое воспитание детей в детском саду и дома»...

Родительское собрание "Экологическое воспитание детей в детском саду и дома"

Рекомендации для родителей по экологическому воспитанию...

Родительское собрание на тему "Экологическое воспитание детей в детском саду и дома".

quot;Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой-равнодушие к нашему общему дому - к Природе." В.А.Алексеев....