Календарно - тематическое планирование на летний период в старшей группе на тему "Заповедная неделя. Самарская Лука"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Попова Валентина Николаевна

Проект " Заповедная неделя. самарская Лука" - это  рекомендованный материал образовательной деятельности в рамках одной недели с детьми старшего дошкольного возраста - летний оздоровительный период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samarskaya_luka.docx37.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Заповедная неделя (Самарская Лука)»

Цель: расширить представление детей о животном и растительном мире Самарской Луки.

  • Задачи: 
    стимулировать интерес детей к познанию окружающего мира посредством представлений о природе и человеке;
  • воспитывать у детей интерес, внимание, доброжелательное отношение к окружающему миру;
  • формировать детей потребность в ежедневной двигательной активности;
  • развивать у детей способность слушать литературные произведения, принимать участие в рассказывании любимых сказок;
  • воспитывать дружеское взаимоотношение в совместной игре.

Срок реализации: с 10 августа – по 14 августа

Возрастная группа: 5-6 лет

Название мероприятий

Участники

1этап – подготовительный

1

Беседы:

  • «Что такое заповедник?», « Что такое Красная книга?», «Редкие растения нашего края», «Животные нашего края», «интересные факты про Самарскую Луку».

Воспитатели, дети.

2 этап – исследовательский

2

Просмотр презентаций и познавательных мультфильмов.

  • Презентация «Самарская Лука»;
  • Презентация «Редкие растения Самарской Луки»;
  • Презентация «Охраняемые животные нашего края»;
  • Познавательный ролик из интернет – ресурса «Как ухаживают за животными в нашем заповеднике».

Воспитатели, родители, дети.

3

Художественно- эстетическое развитие: прослушивание аудиозаписи «пение птиц», «Как разговаривают лисы, волки, дикие кабаны»

  • Изобразительная деятельность
  • Нетрадиционные техники рисования – рисуем животных по контуру (вырезать из белой бумаги), методом наложения и по контуру методом тычку делаем произвольный орнамент, затем убираем шаблон с животным.

  • Объемная аппликация  - «Бобры строят плотины» (3Д аппликация)
  • Конструирование из бросового материала –

«Универсальные помощники – машины», конструирование по замыслу из конструктора Lego . (машины – помощники, которые помогают людям ухаживать за животными в заповеднике).

Воспитатели, дети.

4

Подбор материалов для создания коллекции:

(создание коллекции на тему «Растительный и животный мир родного края» - предметные картинки по теме, наборы животных, гербарий растений, книжка – малышка «Красная книга самарской области», и т.д.).

Воспитатели, родители, дети.

5

Опыты и эксперименты:

Провести исследование  на тему «Растения», «Человек и природа». См. Н.Рыжова «Лаборатория в детском саду и дома». См.приложение № 1.

Воспитатели, дети.

6

Чтение художественной литературы:

  • Сказки и предания Самарского края

Открытия Д. Н. Садовникова

Из собрания сказок и преданий Самарского края,
собранных и записанных Д. Н. Садовниковым

1. Ивашка Белая Рубашка, Горький Пьяница.

2. Иван Туртыгин.

3. Борма Ярыжка.

4. Иван-царевич и Марья Краса, Черная Коса.

5. Купецкий сын и царева дочь.

6. Ума много, а денег нет.

7. Торбочка-самобранка.

15. Фома Богатый.

69. Про бани.

70. Про кабачную кикимору.

71. Про змеев.

112. Про клады.

  • Лесная растительность. Энциклопедия природы Самарской области(Ч.4)

Воспитатели, дети.

7

Сюжетно- ролевые игры:

«Егеря», «Туристы в заповеднике».

Воспитатели, дети.

8

Подвижные игры:

Пoдвижная игра «У медведя во бoру»
Цель: формирoвать навыки двигательной активности детей, сoвмещая с познавательно-исследoвательской, коммуникативной деятельнoстью, с учетом безопасности жизнедеятельнoсти детей; развивать смелость, ловкость, быстроту действий.
Ход игры: Ребенoк-медведь сидит на пеньке, дети стайкой прoдвигаются по территoрии участка мимо медведя; имитируя сбoр ягод, проговаривают слoва: У медведя во бoру грибы, ягоды беру. А медведь не спит и на нас рычит....Медведь издает «рык» и дoгоняет детей; кого догонит — тот выхoдит из игры.
Подвижная игра «Хитрая лиса»
Цель: фoрмировать навыки двигательной активнoсти детей, сoвмещая с познавательно-исследoвательской, кoммуникативной деятельнoстью, с учетом безопасности жизнедеятельнoсти детей; упражнять в беге, развивать ловкoсть, внимание.
Ход игры: Дети стoят в кругу. Воспитатель сoобщает детям, что он незаметно дoтронется до любого ребенка во время прoговаривания слов к игре: «Хитрая лиса где ты? Хитрая лиса где ты? Хитрая лиса где ты?». Ребенoк, до которого дoтронулся воспитатель, oзвучивает: «Я здесь!», дети бегут в рассыпную, лиса их дoгоняет.
Подвижная игра «Мыши водят хоровод»
Цель: фoрмировать навыки двигательной активнoсти детей, сoвмещая с познавательно-исследoвательской, кoммуникативной деятельнoстью, с учетом безопасности жизнедеятельнoсти детей.
Ход игры: Выбрать вoдящего-«кота». Кот выбирает себе «печку» (скамейка или стул), садится на нее и закрывает глаза. Все oстальные участники-мыши берутся за руки и начинают водить хорoвод вокруг кота со словами: Мыши водят хорoвод, а на печке дремлет кот. Тише мыши, не шумите, кота Ваську не будите. Вот прoснется Васька кот - разoбьет наш хорoвод. Во время прoизнесения пoследних слoв кот потягивается, oткрывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пoйманный участник станoвится котом, и игра начинается сначала.
Подвижная игра «Море вoлнуется»
Цельфoрмировать навыки двигательнoй активности детей, совмещая с познавательно-исследoвательской, коммуникативной деятельнoстью, с учетом безопасности жизнедеятельнoсти детей; выполнять имитациoнные движения, демонстрируя красoту, выразительность, грациoзность, пластичность движений.
Ход игры: Дети стoят в кругу. Выбирается ведущий, он стoит в центре. Все произнoсят слова и прoизвольно двигаются, стараясь сoздать необычную фигуру: «Море вoлнуется раз, море вoлнуется два, море вoлнуется три, морская фигура на месте замри», по oкончании все замирают, ведущий выбирает лучшую фигуру, тот станoвится ведущим.
Подвижная игра «Совушка»

Цель: формировать навыки двигательной активности детей, совмещая с познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельностью, с учетом безопасности жизнедеятельности детей; развивать внимание, реакцию.
Ход игры: Ребенок «совушка» сидит на скамейке, дети двигаются по территории со словами: Совушка-сова, большая голова. На суку сидит, во все стороны глядит. Да как полетит...Совушка издает звук «уф-уф» и догоняет детей.
Подвижная игра «Охотники и звери»
Цель: формирoвать навыки двигательной активнoсти у детей, совмещая с познавательно-исследoвательской, коммуникативной деятельнoстью, с учетом безoпасности жизнедеятельности детей; развивать меткость, ловкость.
Ход игры: Их числа детей выбираются «охотники», остальные перевоплощаются в «зверей». По сигналу звери бегают, а охотники их ловят или бросают в них мяч; в которого попадут или дотронутся, те выходят из игры.
Подвижная игра «Мышеловка»
Цель: фoрмировать навыки двигательной активнoсти детей.
Ход игры: Одни дети хoдят по кругу, взявших за руки — это мышелoвка, прогoваривают слова: Ах, как мыши надoели, все погрызли, все поели. Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас. Как расставим мышеловку, переловим всех зараз! В это время другие дети бегают через круг, по окончании последней фразы дети, изображающие мышеловку, приседают и не выпускают мышей, в последствии они покидают игру. Игра продолжается до тех пор, пока не поймают последнюю мышь.

 

 

 Инструктор по физическому воспитанию, воспитатели, дети.

9

Дидактические и настольно-печатные игры:

«Назови насекомое»

Дидактическая задача: Учить детей отгадывать загадки. Развивать сообразительность, мыслительные операции. Закрепить знания о насекомых, их внешнем виде, повадках, о пользе и вреде которые они приносят. Воспитывать экологическое мышление.

Игровые правила: отвечает тот, кого спросили.

Игровое действие: отгадывание.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям отгадать насекомое, которое спряталось в коробочке. Загадывает загадку. Ребенок, который правильно отгадал насекомое, получает карточку с его изображением.

1. Отгадайте кто такая – это муха золотая?

Отправляется в полет, чтобы в домике был мёд.

Хлопотлива и смела с нашей пасеки …. (пчела).

2. На ромашку у ворот опустился вертолет,

Золотистые глаза, кто же это? … (стрекоза).

3. С ветки на тропинку, с травки на былинку

Прыгает пружинка, зелененькая спинка… (кузнечик).

«Путаница»

Дидактическая задача: Уточнить знания детей об особенностях строения комнатного растения (корень, стебель, лист, цветок). Учить правильно называть части, строить предложения. Упражнять в составлении предмета из частей. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление. Воспитывать у детей бережное отношение к растениям, интерес к ним.

Словарь: герань, хлорофитум, стебель, кактус.

Игровое правило: не ошибиться в выборе.

Игровое действие: поиск частей и складывание целой картинки.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть части от целой картинки. Дети выбирают цветок, который будут складывать. Говорят его название. Затем из набора картинок складывают свой цветок.

В ходе игры воспитатель задает детям вопросы:

- Расположи растение правильно.

- Почему части растения следует расположить именно так, а не по-другому?

- Зачем растению листья, стебли, корни, цветки.

Итог игры: Выигрывает тот, кто раньше других сложил цветок.

«Все по домам»

Дидактическая задача: Найти целое по его части. Развивать внимание, быстроту реакции.

Игровое правило: Действовать после сигнала.

Игровое действие: поиски «своего» дома по определенному признаку.

Словарь: вяз, калина, глядичия, чинара, акация, пышная, могучий, стройная.

Ход игры: Воспитатель раздает детям карточки с изображением листьев деревьев.

Говорит: «Представим, что мы пошли в поход. Каждый отряд поставил палатку под каким-либо деревом. У вас в руках листья от дерева, под которым ваша палатка. Мы гуляем, но вдруг пошел дождь. Все по домам! Дети по сигналу бегут к своему домику. Становятся рядом с тем деревом, от которого лист.

Итог игры: кто быстрее найдет дерево по листу, тот и победил.

«Летает, прыгает, плавает…»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о способах передвижения насекомых, животных, птиц. Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия. Воспитывать целеустремленность и выдержку.

Материал: карточки с изображением насекомых, животных, птиц.

Игровое правило: отвечать после того, как получишь камешек.

Игровые действия: передача камешка.

Ход игры: Воспитатель выставляет карточку с изображением, например, насекомого и просит назвать действия которое выполняет бабочка. Передавая камешек друг другу, дети говорят: «Летает, порхает, трепещет, садится, машет, распускает…» Тот, кто не называет действия выходит из игры. Затем выставляется следующая картинка – кузнечик…

Итог игры: Побеждают те дети, которые не выбыли из игры (2 - 3 ребенка).

«Ищи и найдешь»

Дидактическая задача: Упражнять в различении характерных признаков отдельных времен года. Развивать внимание, память, речь.

Игровое правило: Отвечать друг за другом.

Игровое действие: описание карточки, соотнесение ее к определенному времени года.

Словарь: снежная, ветреная, дождливая, пасмурная, солнечная, осенняя, летняя, зимняя, весенняя.

Ход игры: Воспитатель раскладывает перед детьми карточки, затем называет время года. Дети находят карточку, по которой можно определить признак этого времени года. Дают определение этому времени года. За правильный ответ дети получают фишки.

Итог игры: Кто заработал большее количество фишек, тот и победил.

«Опиши, я отгадаю!»

Дидактическая задача: Выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого. Развивать связанную речь, мышление.

Словарь: черная смородина, гранат, яблоко, груша, помидор, вишня, слива, крыжовник, красная смородина, черешня, виноград, кислое, сладкое, румяное, мелкие, полосатые, круглые, сочная, ароматное.

Игровое правило: нельзя называть то, что описывают. Отвечать на вопросы воспитателя четко и правильно.

Игровые действия: загадывание загадок.

Ход игры: Детям раздаются карточки с изображением овощей и фруктов. Они, не показывая воспитателю, описывают изображенный предмет. Если описание короткое, воспитатель задает дополнительные вопросы.

Итог игры: за правильное и точное описание дети получают фишки и считаются победителями.

«Вершки и корешки»

Дидактическая задача: Закреплять знание детей о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки, и не съедобные – вершки. Упражнять в составлении целого растения из его частей. Развивать сообразительность, быстроту реакции.

Словарь: вершки, корешки, огород, свекла, картофель, баклажан, редиска, репа, белокочанная, бордовая, овальный.

Игровые правила: искать свой корешок или вершок можно только по сигналу.

Игровые действия: поиск своей пары.

Ход игры: Воспитатель делит детей на две группы. Одной из них отдает вершки, другой корешки. «Все вершки и корешки перепутались. Раз, два, три, свою пару найди!» - говорит воспитатель. После сигнала дети подбирают себе пару.

Итог игры: Побеждает та пара, которая быстрей найдет друг друга.

Магазин «Цветы»

Дидактическая задача: Сгруппировать растения по месту произрастания, описать их внешний вид. Развивать память, быстроту мышления, речь.

Словарь: одуванчик, львиный зев, роза, гвоздика, тюльпан, луговое, полевое, комнатное, садовое.

Игровые правила: Покупатель должен описать, не называя растения, которое хочет купить, указать, где растет цветок. Продавцу нужно узнать растение, назвать его и выдать покупку.

Игровые действия: поиск нужной карточки.

Ход игры: Дети исполняют роли продавца и покупателя. Чтобы купить надо описать растение, которое выбрал, но не называть его, а только сказать где оно растет. Продавец должен догадаться, что это за цветок, назвать его и отдел, в котором стоит, затем он выдает покупку.

Итог игры: Если ребенок дал точное описание растению, то он получает фишку.

«Найди дерево по описанию»

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о видах деревьев, их внешнем отличии и сходстве. Учить описывать деревья: форму листьев, расположение кроны и ветвей, окрас и размер ствола. Развивать умение детей загадывать друг другу загадки о деревьях, описывать признаки дерева не называя его.

Словарь: ель, акация, чинара, тополь, береза, дуб, гледичия, клен, рябина, сосна.

Игровое правило: внимательно слушать воспитателя, рассматривать картинки с изображением дерева.

Игровые действия: загадывать загадки.

Ход игры: Дети подходят к столу воспитателя, выбирают карточку с понравившемся деревом, но не показывают другим ребятам. Садятся на свое место, продумывают описание дерева и по очереди загадывают друг другу загадки.

Итог игры: За правильную отгадку ребенок получает фишку. У кого к концу игрынаберется большее количество фишек, тот считается победителем.

«Садовник»

Дидактическая задача: определять характерные признаки фруктов, овощей, цветов. Развивать связную речь. Развивать слуховое внимание.

Словарь: вкусное, сладкое, спелое, стебель, лепестки, наливное, вытянутая.

Игровое правило: карточку берет тот ребенок, которого назвал воспитатель.

Игровое действие: описание предмета.

Ход игры: Дети сидят вокруг стола, на котором разложены карточки рисунком вниз. Один ребенок садовник. С лейкой он обходит детей и говорит: «У меня большой сад. Пойди, Аня, что-нибудь сорви». Аня выбирает себе картинку. Рассматривает ее и затем описывает то, что на ней изображено, но не называет. Дети отгадывают.

Итог игры: Тот, кто отгадал становится садовником.

«Что сначала? Что потом?»

Дидактическая задача: Уточнить знания детей о последовательности протекания сезонных изменений в природе. Развивать внимание, быстроту мышления.

Словарь: копают, поливают, ухаживают, собирают, очищают.

Игровые правила: Начинать по команде ведущего.

Игровые действия: раскладывать картинки по порядку или по заданию воспитателя.

Ход игры: Воспитатель рассматривает картинки вместе с детьми. Предлагает разложить их в определенном порядке, в соответствии с временами года. Вызывает двух детей и по сигналу они раскладывают картинки. Остальные следят за правильностью выполнения задания.

Итог игры: Тот, кто выполнит задание правильно и быстро – побеждает.

Воспитатели, дети.

3 этап - обобщающий

10

Игра - драматизация «На лесной полянке».

Воспитатели, родители, дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование на летний период в старшей смешанной дошкольной группе

Календарно-тематическое планирование на летний период в старшей смешанной дошкольной группе...

Календарно-тематическое планирование на летний период в старшей группе на тему "Лесная неделя"

Календарно-тематическое планирование составленно на работу в летний период с детьми старших групп....

Календарно-тематическое планирование на летний период в старшей группе на тему "Водная неделя"

Календарно-тематическое планирование составлено для работы в летний период в старшей группе по теме "Водная неделя"...

Календарно-тематическое планирование на летний период в старшей группе по теме "Разноцветная неделя"

Тема: «Разноцветная неделя»Цель: Создание идеальных условий, благоприятного эмоционального микроклимата для творческого, интеллектуального процесса в котором дошкольники имеют возможность ...

Календарно-тематическое планирование на летний период в старшей группе

Цель:Оздоровление и укрепление детского организма, развитие познавательных способностей детей в летний период....

Календарно - тематическое планирование на летний период в старшей группе на тему "Водная неделя"

Проект " Водная неделя" - это описание примерной образовательной деятельности на неделю в летний оздоровительный период...