Вода. Круговорот воды в природе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Исмагулова Атлас Кулмрзовна

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Программное содержание:

  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
  • Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;
  • Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
  • Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
  • Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества
  • Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda._krugovorot_vody_v_prirode._svoystva_vody.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.

Количество детей: подгруппа

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Программное содержание:

  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
  • Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;
  • Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
  • Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
  • Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества
  • Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.

Предварительная работа: 

  • Беседа с детьми о значении воды
  • Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ»
  • Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой
  • Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
  • Чтение сказки «Путешествие Капельки»
  • Проведение отдельных опытов с водой (см. папки «Опыты в картинках» и «Картотеку опытов»
  • Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
  • Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
  • Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»
  • Знакомство с круговоротом воды в природе

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I часть: Вводная (информационно-познавательная)

Загадка:

На ноге стоит одной.
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)

- А что такое глобус?   (Глобус - это  модель Земли.)

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны...)

- Ребята, а почему на глобусе много голубого цвета?

(голубой цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра)

- Недаром нашу планету зовут голубой путешественницей космоса.

- Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода?

- Ребята, скажите, а где мы можем встретить воду на Земле?

- Как можно назвать воду в море?

- Вода в озёрах?

- В родниках?

- В реках?

- В болотах?

- Вода, в морях и океанах – она какая? (солёная)

- А в реках, озёрах, родниках – (пресная)

- Пресная вода, – это какая вода? (без солей)

- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели.

-  Ребята, как вы думаете, кому нужна вода?

- А как растения получают воду?

- Почему животные не могут жить без воды?

- Какая вода нужна человеку, растениям, животным?

                                                       (Дети объясняют, делают выводы)

- Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.  Люди берут воду из подземных скважин - это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, её очищают на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества.

 (Чтение стихотворения о воде)

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!

Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)

- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, засоряются, малые реки высыхают, а глубоководные реки становятся мелкими.

- А как вода поступает в реку?

- Ребята, что такое круговорот воды в природе? (Объяснения детей)

- Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

- Ребята, мы уже много знаем о воде, сегодня я предлагаю познакомиться с некоторыми свойствами воды. Для этого хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это  место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- Хотите провести свои опыты с водой?

-Тогда отправляемся в Лабораторию воды. Повторяйте за мной.

       Вправо, влево повернись

       Вокруг себя ты покружись

       В Лаборатории воды окажись

Вот мы с вами в Лаборатории. Люди, которые работают в лаборатории называются лаборантами и работают они в халатах. Давайте и мы с вами наденем халаты, как настоящие лаборанты. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места.

 (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)

- Приступим к нашему исследованию.

Звучит запись журчания ручейка

- Что это за звуки вы слышите?

- Правильно это журчит ручеёк. Что мы можем сказать о воде?

-Правильно она плещется, переливается, льётся, течёт.

-Сейчас мы это проверим

      

      Опыт 1. Вода жидкость

- Возьмите стаканчики с водой и налейте немного воды на тарелочку. Выливать нужно медленно, чтобы увидеть, как льётся, течёт и растекается вода на тарелочке. (Самостоятельная работа детей)

-Почему вы смогли перелить воду из стаканчика на тарелочку? (Потому, что вода жидкая)  

-Правильно ребята. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в ручейках, реках, в кране.

Вывод – вода жидкая и может течь, её можно назвать жидкостью. Обозначим это свойство вот такой картинкой.

      Опыт 2. Вода не имеет собственной формы?

На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей).

- Если мы положим  их на ладошку, на тарелочку, опустим их в стакан изменят они свою форму?

- А имеет ли форму вода?

Для этого возьмем узкую бутылочку и наполним ее водой. Нальём воду в широкую баночку.   Наполним водой перчатку.

- Что произошло с водой?

- Правильно вода принимает форму того предмета в который мы её наливаем.        

        Вывод: вода не имеет формы. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)

        Опыт 3. Вода прозрачная жидкость? 

-Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Опустим в стакан с водой цветную трубочку. Что мы видим?

- Опустим трубочку в стакан с молоком.        

        Вывод: через воду трубочку видено, а через молоко – нет. Значит вода прозрачная. (Использую при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваю его на доску)

        Опыт 4. Вода – не имеет вкуса.

-  А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – лимонную (аскорбиновую) кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

        Вывод: своего вкуса у воды нет. Вывешиваем алгоритм на доску.

        Опыт 5. Вода растворитель.

-А что случилось с солью, сахаром, лимонной кислотой, которые мы положили в воду? (ответы детей).

Вывод: вода является растворителем.

       Опыт 6. Все ли вещества растворяются в воде?

-А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло, они также исчезнут в воде как соль, сахар, и лимонная кислота? (самостоятельная работа детей)

Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. (Вывешиваем алгоритм на доску)

Физкультурная минутка

 - Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

А теперь поплыли дружно

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

- Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

        Опыт 7. Воду можно очистить.

- Ребята посмотрите на эту баночку, какая в ней вода, можно пить такую воду?

- Что нужно сделать, чтобы вода стала чистой?

Это можно сделать  при помощи фильтра. Самый простой фильтр мы можем сделать из ватных дисков. Посмотрите, как я это сделаю (показать, как сделать фильтр из ватных дисков и установить его в воронку). Теперь попробуйте сделать фильтр сами.

Предлагаю детям насыпать в банку с водой земли, мусора, мелко нарезанной бумаги.

Наливаем всем детям грязной воды и они пропускают её через свои фильтры.

- Аккуратно убираем свои фильтры и посмотрите на воду. Какая она стала?

-Куда же делся весь мусор?

Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды.

 Вывод: воду можно очистить        

Какие свойства воды мы узнали из наших опытов? (обращаю внимание на доску с алгоритмами)

Вода – жидкость.

Вода не имеет собственной формы.

Вода прозрачная жидкость.

Вода не имеет вкуса.

Вода растворитель.

Вода растворяет не все вещества.

Воду можно очистить.

Ну, а сейчас ребята, нам пора возвращаться в группу. (Дети снимают халаты)

          Вправо, влево повернись

          Вокруг себя ты покружись

          В группе снова окажись.

Ребята, где мы побывали, что нового узнали? Что научились делать?

Ребята, а вы поверите мне, если я скажу, что вода слышит?

Я тоже в это не поверила, но оказывается, учёные проводили опыты с замёрзшей водой и выяснили, что вода слышит. Они говорили воде добрые, хорошие слова, включали спокойную красивую музыку, пение птиц, звуки леса, потом воду замораживали и рассматривали воду через большие микроскопы. Вот что они увидели. (Изображение красивых кристаллов воды).

Затем они дали воде послушать грубую музыку, сказали нехорошие слова, снова заморозили воду. Посмотрите, что получилось, кристаллы стали уродливыми.

Вот и получается, что вода способна слышать и слушать. Значит она живая. А всё живое требует к себе бережного отношения. Как мы должны беречь воду? (не засорять реки, озёра, закрывать краны).

Ребята подойдите к столу. На столе бокалы с питьевой водой. Давайте скажем воде добрые слова, пожелаем ей добра и здоровья. (предложить гостям). А теперь давайте выпьем её, а она с нами поделиться своим здоровьем, добром. Никогда не ругайтесь. Вода окружает нас везде, она находиться в дожде, в водопроводном кране и в чайнике и в супе, и «слышит» нас.

.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

НА ТЕМУ:

«ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

                                                                       Воспитатель: Исмагулова А. К.

МДОБУ «Василёк»

с. Саратовка

2015г.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект занятия в старшей группе по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».

Уточнить и расширить знания детей о     воде; её свойствах; о роли воды  в жизни человека, растений и живых организмов; о формах и видах воды (реки, моря, озера, океаны, родни...

Конспект ООД в подготовительной группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе в разделе "Познавательно-исследовательская деятельность по теме "Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе". Н...

Конспект открытого мероприятия по формированию целостной картины мира. Тема: "Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе"

  Период дошкольного детства - это период становления личности  ребёнка. Формирование экологической культуры современного человека является, на мой взгляд, является основой для формир...

Конспект занятия в подготовительной группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».

Конспект занятия в подготовительной группев разделе «Познавательно – исследовательская деятельность»по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе»....

Конспект ОД в подготовительной группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».

Воду нужно уважать- Это должен каждый знать! Совершенно не секрет- Без воды нам жизни нет! Бережное отношение к природным ресурсам и к воде нужно воспитывать у детей с дошкольного возраста. Ведь именн...