Проект "Воздух-невидимка"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Милохова Елена Петровна

Планета Земля – уникальная во Вселенной. На ней существует жизнь. Жизнь людей, животных, растений. Для поддержания жизни мы не только употребляем пищу, пьем воду, но и дышим. Дышим воздухом, которым богата наша планета. Но что это – воздух? Какими свойствами он обладает? Как человек загрязняет воздух? Эти вопросы с каждым годом становятся все более актуальны, ведь воздух является неотъемлемой частью жизни человека, от его состояния и чистоты зависит здоровье людей и их будущее. Воздух – это волшебник, его нельзя увидеть, потрогать, он безвкусен. Поэтому так сложно дать четкое определение, что это такое. Обычно просто говорят – воздух, это то, чем мы дышим. Он находится вокруг нас, хотя мы его совсем не замечаем. Что будет, если воздух исчезнет? Без него не может жить ни один живой организм. Он необходим для процесса дыхания. Важное значение имеет, насколько чист и полезен воздух, которым все дышат.

Актуальность проекта заключается в том, что у детей недостаточно сформированы знания о явлении неживой природы - о воздухе, о его свойствах, о влиянии воздуха на живую природу. Эффективность проекта «Воздух-невидимка» состоит в том, что он поможет сформировать у детей представление о воздухе и о его свойствах, вызвать интерес к исследовательской деятельности, развить познавательную активность и любознательность. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу.

Таким образом, наши действия состоят в том, чтобы вовремя сформировать у каждого ребенка элементы начальных ключевых компетенций по изучению свойств воздуха, помочь поверить в свои силы, создать «ситуацию успеха», оценить свои возможности, создавать оптимальные условия для развития познавательной, исследовательской, творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников, то есть заложить основы интеллектуального развития.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx52.99 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание проекта  

        Введение

1      Актуальность проекта  

  1.    Проектная идея

1.2    Краткая характеристика проекта

1.3    План реализации проекта        

2.      Практическая часть

2.1    Продукты проекта

2.2    Ожидаемые результаты

3.      Вывод

         Список используемой литературы      

         Приложение          

                                             

                                                   Паспорт проекта

Наименование проекта

«Воздух-невидимка»

Тип проекта

Познавательно - исследовательский, творческий, информационный.

По составу участников проект

Комплексный (воспитанники– воспитатель – родители (законные представители)

По количеству

Групповой (25 воспитанников) 

По продолжительности проект

Краткосрочный.

Срок реализации проекта: 12.02.2024-22.02.2024г.

По характеру контактов проект

Внутри Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка - детский сад № 14 «Шатлык» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

По характеру участия воспитанников в проекте

Участник от зарождения идеи до получения результата

По содержанию

Интегративный.

По виду проект

Познавательно-исследовательский.

Организация

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное  учреждение  Центр развития ребенка - детский сад № 14 «Шатлык» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Заведующий

Кудратова Алия Амировна

Разработчик проекта

Милохова Елена Петровна (воспитатель)

Участники проекта

Воспитанники, воспитатель, родители (законные представители).

Степень распространения проекта

Данный проект адресован воспитанникам, педагогам дошкольных    образовательных учреждений, родителям.

Объект проекта

Объектом проекта является воздух.

Предмет проекта

Предмет проекта физические свойства воздуха.

Гипотеза проекта

Если мы будем больше знать о свойствах воздуха, то мы сможем объяснить явления, происходящие в повседневной жизни и использовать эти свойства на благо человечества.

Методы исследования

        

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе используются методы и приемы: сбор и изучение информации по данной теме, анализ полученной информации,  игры, беседы, опыты, чтение и обсуждение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, наблюдение, обращение к сети Интернет.

Место исследования  

Групповая комната.

Цель проекта

Формирование представления детей о воздухе и его свойствах средствами познавательно-исследовательской деятельности.

   Задачи проекта

Задачи для детей:

Образовательные:

  • познакомить детей с воздухом, его свойствами и о его значении в жизни человека, растений и животных;
  • углублять и расширять знания детей о воздухе посредством опытов;
  • формирование умения работать в коллективе и индивидуально во время опытов;
  • закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности;

Развивающие:

  • создать условия для проведения опытов и экспериментов, используя приборы и материалы центра экспериментирования;
  • развивать у детей познавательную, речевую, исследовательскую, творческую активность;
  • развивать мыслительные операции, память, мелкую моторику, наблюдательность, любознательность, умение делать выводы и умозаключения, прогнозировать результаты;

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде, безопасное поведение во время опытов и в природе;
  • формировать положительное отношение к окружающему миру и друг к другу.

Задачи для педагога:

  • развивать свою профессиональную компетентность в проектной деятельности и личностный потенциал;
  • организовать предварительные беседы с детьми для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определённым объектом-воздух, о что они хотят узнать, как исследовать, и помочь им реализовать их планы.

Задачи для родителей:

  • обогащать родительский опыт приёмом взаимодействия и сотрудничества с ребёнком;
  • ознакомиться со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей;
  • принимать участие в реализации проекта, жизни группы.  
  • выполнять (по желанию) совместные задания по проекту дома со своим ребенком.

Руководство проектом

Подготовку и проведение проекта «Воздух-невидимка» осуществляет Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 14 «Шатлык» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан.

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап

  • определение темы, цели и задач, прогнозирование результата;
  • создание условий необходимых для реализации проекта;
  • подбор методической литературы, наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, подбор информаций и рекомендаций по теме проекта для родителей;
  • составление картотек опытов и экспериментов по теме: «Воздух»;
  • разработка тем и содержания бесед, ООД, игр,  подбор художественной литературы по теме проекта;
  • обсуждение с родителями воспитанников о теме проекта, этапов его реализации;
  • определение содержания деятельности всех участников проекта.    

Основной этап

Содержание деятельности детей: активно, самостоятельно при помощи воспитателя:

  • дети осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности, консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и положительного подкрепления, фантазируют, делают анализ деятельности и ее результата.

Содержание деятельности родителей:

  • помощь педагогу в процессе реализации проекта в наполняемости центров активности предметами и материалами по теме;
  • совместная деятельность детей и родителей.

Содержание деятельности педагога:

  • проведение запланированных мероприятий с воспитанниками в процессе проектной деятельности по теме: «Воздух-невидимка»;
  • стимулирование детей к исследовательской деятельности в ходе реализации проекта;
  • организация совместной деятельности детей и родителей.

Заключительный этап

  • оформление выставки детско-родительских работ на тему: «Мы за чистый воздух» в уголке творчества;
  • оформление мини-музея «Мир воздуха» в групповой комнате;
  • оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с воздухом;
  • оформление альбома «Мир воздуха»;
  • презентация проекта «Воздух-невидимка» для педагогов.

                                           Введение

В   настоящее   время   в   стране   происходит   процесс   обновления образования. Современному обществу нужны личности, которые проявляют интерес познавательно – исследовательской деятельности. А.П.Усова   отмечает,  что     экспериментирование   является   ведущей   деятельностью в период   дошкольного   детства,   как   никакой   метод   соответствует этимвозрастнымособенностям   и     позволит   расширить   кругозор     детей,   получить   представления   оразличных   сторонах   изучаемого   объекта,   активизирует   мыслительные   процессы,стимулирует речевое развитие.  Если ребенок слышит и делает все сам, то усвоит все прочно и надолго.   Основна задача педагога ввести ребенка в мир природы, раскрыть его красоту, научить любить и беречь природу. Ознакомление детей с природой необходимо начать спервых шагов породной земле, так как это является важным средством всестороннего развития ребенка. Воздух занимает главную, значимую роль в жизни человека. воздухнельзя   увидеть,  потрогать,   но   он   присутствует   во   всём,   что   нас  окружает,   поэтому взрослые, должны помочь детям понять его значимость, 

его свойства.  Многие привыкли передавать детям знания в основном через глаза и уши, вот если бы они проходили  через руки, через практическую деятельность, то можно подарить детям радостное удивление, пытливый анализ,  первый окрыляющий успех естествоиспытателя, а экспериментальная деятельность таким и является, он вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, формирует внутреннюю потребность в знаниях, развивает мыслительные операции, учит находить причинно-следственные связи и делать выводы, развивает память и речь. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги. Предлагаемый педагогический  проект «Воздух-невидимка» направлен на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в основном через экспериментирование с воздухом, так как экспериментирование является ведущей деятельностью дошкольного периода и соответствует возрастным особенностям.

1. Актуальность

Планета Земля – уникальная во Вселенной. На ней существует жизнь. Жизнь людей, животных, растений. Для поддержания жизни мы не только употребляем пищу, пьем воду, но и дышим. Дышим воздухом, которым богата наша планета. Но что это – воздух? Какими свойствами он обладает? Как человек загрязняет воздух? Эти вопросы с каждым годом становятся все более актуальны, ведь воздух является неотъемлемой частью жизни человека, от его состояния и чистоты зависит здоровье людей и их будущее. Воздух – это волшебник, его нельзя увидеть, потрогать, он безвкусен. Поэтому так сложно дать четкое определение, что это такое. Обычно просто говорят – воздух, это то, чем мы дышим. Он находится вокруг нас, хотя мы его совсем не замечаем. Что будет, если воздух исчезнет? Без него не может жить ни один живой организм. Он необходим для процесса дыхания. Важное значение имеет, насколько чист и полезен воздух, которым все дышат.

Актуальность проекта заключается в том, что у детей недостаточно сформированы знания о явлении неживой природы - о воздухе, о его свойствах, о влиянии воздуха на живую природу. Эффективность проекта «Воздух-невидимка» состоит в том, что он поможет сформировать у детей представление о воздухе и о его свойствах, вызвать интерес к исследовательской деятельности, развить познавательную активность и любознательность. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу.

Таким образом, наши действия состоят в том, чтобы вовремя сформировать у каждого ребенка элементы начальных ключевых компетенций по изучению свойств воздуха, помочь поверить в свои силы, создать «ситуацию успеха», оценить свои возможности, создавать оптимальные условия для развития познавательной, исследовательской, творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников, то есть заложить основы интеллектуального развития.  

                                    1.1 Проектная         идея

Идея разработки проекта возникла с целью развития у воспитанников познавательной и исследовательской активности.

                          1.2 Краткое содержание проекта.

Наименование проекта: «Воздух-невидимка»

По продолжительности проект: краткосрочный.

Срок реализации проекта: 09 февраля 2024г – 22 февраля 2024г.

По виду проект: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: воспитанники, воспитатель, родители.

Проблема: недостаточные представления детей о воздухе, о его значении в жизни человека, об основных источниках загрязнения воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воздуха.

Обоснование проблемы: В этом возрасте сложно раскрывать детям понятие воздух, поэтому мы решили не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создать условия для совместного нахождения ответов на вопросы «что это?», «как?», «почему?» путем экспериментирования. Привлечь внимание родителей к экспериментальной деятельности детей.

Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:

Что такое воздух? И где он находится?

Почему без воздуха нет жизни?

Почему воздух называют невидимкой?

Как можно увидеть или потрогать воздух?

Какова роль воздуха в жизни человека, растений и животных?

Что такое ветер? Каким бывает ветер?

Как ветер может навредить или помочь людям?

Какой воздух опасен для человека? Как он очищается?

Какие правила исследователя мы знаем?

Гипотеза: если мы будем больше знать о свойствах воздуха, то мы сможем объяснить явления, происходящие в повседневной жизни и использовать эти свойства на благо человечества.

Цель проекта: формирование представления детей о воздухе и его свойствах средствами познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

Задачи для детей: 

Образовательные:

  • познакомить с понятием воздух, его свойствами и ролью в жизни человека;
  • углублять и расширять знания детей о воздухе посредством опытов;
  • формирование умения работать в коллективе и индивидуально во время опытов;
  • закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности;
  • формировать представления о движении воздуха.

Развивающие:

  • создать условия для проведения опытов и экспериментов, используя приборы и материалы центра экспериментирования;
  • развивать у детей речевую активность, наблюдательность, любознательность, интерес к познавательной деятельности, умение делать выводы и умозаключения, прогнозировать результаты;
  • формировать привычку задавать вопросы и искать на них ответы опытным путём.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде, безопасное поведение во время опытов и в природе;
  • формировать положительное отношение к окружающему миру и друг к другу.

 

Задачи для педагога:

  • развивать свою профессиональную компетентность в проектной деятельности и личностный потенциал;
  • организовать беседы, игры и игровые упражнения с детьми для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определёнными объектом-воздух, о что они хотят узнать, как исследовать, и помочь им реализовать их планы;
  • обогащать развивающую предметно-пространственную среду группы;

Задачи для родителей:

  • обогащать родительский опыт приёмом взаимодействия и сотрудничества с ребёнком;
  • повысить родительскую компетентность в вопросах исследовательской деятельности;
  • ознакомиться со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей;
  • принимать участие в реализации проекта, жизни группы.  
  • выполнять (по желанию) совместные задания по проекту дома со своим ребенком.

Этапы работы над проектом:

  • Подготовительный этап
  • Основной этап
  • Заключительный этап  

1.3 План реализации проекта.        

Мероприятие

         Цель

Ответственные

Сроки проведения

                                   1 этап-подготовительный

1

2

3

4

Обсуждение с детьми и родителями тему проекта.

Подбор методической литературы, наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, подбор информации для родителей.

Разработка тем и содержания бесед, ООД, игр, подбор художественной литературы по теме проекта, поисковая работа по подбору иллюстративного материала, картотек с опытами, загадок, чистоговорок.

Оформление родительского уголка, размещение памяток, рекомендаций по теме проекта.

Обсуждение темы, цели и задач проекта.

Изучение литературы, материала по теме проекта.

 

Создание условий для демонстраций, и практической деятельности, для опытно-экспериментальной работы.

Вовлечение  родителей  в  педагогический   процесс  детского сада.

Педагог

Педагог

Педагог

Педагог,

родители

12-13 февраля

                                                    2 этап-основной

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Беседы и ситуативные разговоры с детьми (с рассматриванием иллюстраций): «Что такое воздух», «Воздух и его свойства», «Воздух в жизни человека, растений и животных», «Как загрязняется воздух», «Мы за чистый воздух».

Дидактические игры: «Воздух, он какой», «Ветер, ты какой», «Четвертыйлишний»,«Воздух, земля, вода»

Опыты с воздухом: «Задержка воздуха», «Поймай воздух», «Увидим воздух», «Узнай по запаху», «Какой вес у воздуха», «Пузырьки в стакане».

Чтение сказки А.Коптевой «Невидимка-воздух», стихотворения М.Исаковского «Ветер», пословиц и поговорок о воздухе, энциклопедий.

Пальчиковые игры, загадки, чистоговорки о воздухе.

Дыхательная гимнастика «Надуй шарик», «Насос», «Снегопад».

Самостоятельные игры с веером, салфетками, ленточками.

Рассматиривание иллюстраций.

Составление интеллект-карты «Воздух».

Наблюдение за ветром

Домашнее задание: проведение опытов дома 

Знакомство с воздухом, его свойствами, с ролью  воздуха жизни человека, расширение кругозора.

Закрепление знаний о воздухе, развитие речи, мышления.

Развитие умения выделять проблему, высказывать предположения,  способы их решения.

Формировать интерес к художественной литературе, активизировать речь.

Развитие речи, мышления,  мелкой моторики.

Развитие дыхания.

Развитие любознательности.

Расширение кругозора по данной теме.

Обобщение знания  о свойствах воздуха.

Расширение знания о воздухе.

Повышение  интереса к исследовательской работе. Развитие сотрудничества с ребенком.

Педагог

Педагог

Педагог

Педагог

Педагог

Педагог

Педагог

Педагог

Педагог

Педагог, родители

14-21 февраля

                                             3 этап-заключительный

        

1

2

3

4

5

Оформление выставки детско-родительских работ на тему: «Мы за чистый воздух» в уголке творчества.

Оформление мини-музея «Мир воздуха» в групповой комнате.

Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с воздухом.

Оформление альбома «Мир воздуха».

Презентация проекта «Воздух-невидимка» для педагогов.

Организация выставки детско-родительских работ.

Организация мини-музея.

Создание картотеки по теме

Создание альбома по теме.

Представление опыта работы в виде презентации.

Педагог,  родители

Педагог,  родители

Педагог

Педагог

Педагог

 22 февраля

                                      2. Практическая часть.

          На первом этапе реализации проекта, подготовительном, я исходя из интересов воспитанников и родителей, обсудила тему, цель, проекта, старалась создать условия необходимые для реализации проекта. В ходе размышлений и беседы  с детьми выявили проблему: где найти невидимку-воздух? Что хотели бы узнать о нем? Применение воздуха. Как и из каких источников мы можем получить информацию о воздухе?  В соответствии с проблемой, вместе с детьми поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:

1.Узнать про воздух, как можно больше.

2. Провести опыты с воздухом.

3. Сделать выводы.

         Для дальнейшей работы проводился сбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, была создана техническая база для детского экспериментирования: ёмкости для опытов разного объёма, воздушные шары, пакеты, трубочки, вееры, мячи, вертушки, игрушечные самолеты, парусники. ветряная мельница. Данная деятельность осуществлялось мною через организацию образовательных направлений: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое.

            На основном этапе с целью развития познавательных способностей и расширения кругозора детей провела беседы: «Что такое воздух», «Воздух и его свойства», «Воздух в жизни человека, растений и животных», «Как загрязняется воздух», «Мы за чистый воздух». Также проводилась организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром «Что такое Воздух»

           Далее на втором этапе реализации проекта я знакомила детей с фольклорными произведениями: пословицами, загадками, читали  стихотворение и сказку, чистоговорки о воздухе, играли   в пальчиковые, подвижные и дидактические игры. Дети охотно разгадывали загадки о воздухе, что способствовало развитию их смекалки, памяти, внимания, старались четко проговаривать слова и слоги при чтении чистоговорок. Мы рассматривали иллюстрации, предметные картинки: «Что загрязняет воздух?», «Где работает воздух?» с целью развития речи.

            На протяжении проекта мы занимались продуктивной деятельностью: конструировали бумажных самолетиков для выяснения влияния веса самолетика на время его полета, сделали бумажные веера и снежинки из салфеток «Движение воздуха можно почувствовать», тем самым, мы старались воспитывать в них желание заниматься творчеством самостоятельно. На занятиях по физической культуре играли в подвижные игры с мячом «Кто быстрее?», «Чей мячик быстрее попадает в ворота? Дети с большой охотой играя на духовых музыкальных инструментах изучали свойство воздуха: «Воздух можно услышать» В свободное время играли в такие дидактические игры, как «Воздух, он какой», «Ветер, ты какой, «Четвертый лишний», «Воздух, земля, вода».

           Проект предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я стараюсь привлекать родителей к активной помощи. Так, например, детям предлагалось дома проделать ряд опытов с воздухом, провести исследования вместе с родителями, также они вместе с родителями рисовали дома рисунки на тему «Мы за чистый воздух», потом мы оформили выставку совместных работ, это    способствовало развитию творческих способностей, познавательной активности, умению работать совместно со взрослыми. Для просвещения родителей оформляла памятки.

            Самым интересным, увлекательным и познавательным был этап, когда проводилась экспериментально-исследовательская деятельность, но о сначала повторили с детьми правила безопасного поведения во время экспериментирования: не толкай соседа во время работы; сначала посмотри, потом повтори; выполнил, на место положи; будь внимателен и осторожен. Далее вместе с детьми проводили разные опыты по изучению воздуха: «Задержка воздуха», «Поймай воздух», «Увидим воздух», «Узнай по запаху», «Какой вес у воздуха», «Пузырьки в стакане», «Воздух содержится в различных предметах», «Плавающий апельсин»,  «Ветер по морю гуляет», «Воздух легче воды» , «Движение воздуху» «Реактивный шарик».

Несколько опытов представлены в проекте:

          «Существование воздуха»

Цель: доказать существование воздуха.

Материал и оборудование: таз с водой, пустой стакан.

Опыт 1. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в таз. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 2. Детям предлагается снова опустить стакан в таз с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод: воздух прозрачный, невидимый.

Опыт 3. «Пузырьки в стакане»

Цель: обнаружить воздух.

Материал и оборудование: стакан с водой, соломинки.

Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане воды).

Вывод: воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы        подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через     трубочку и   получаются пузырьки.

Опыт 4. «Поймай воздух» или «Где спрятался воздух?»

Цель: обнаружить воздух.

Материал и оборудование: пакеты

Опыт: предложить детям доказать с помощью полиэтиленовых пакетов, что   вокруг нас есть воздух. Посмотреть сквозь пакет на предметы.

Вывод: воздух можно поймать. воздух невидимый, прозрачный, воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета, в который он попадает.

Опыт 5. «Воздух содержится в различных предметах» 

Цель: доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах

      Оборудование:

1.  Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.

2.  Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.

3.  Стеклянная кастрюля с водой.

4.  Губка, кусочки кирпича, комки сухой земли, сахар-рафинад.

Опыт: возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. В воде мы видим воздух в виде пузырьков. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх. Интересно, есть ли воздух в разных предметах?

Предлагаем детям рассмотреть губку. В ней есть отверстия. Можно догадаться, что в них воздух. Проверим это, опустив губку в воду и слегка надавив на нее. В воде появляются пузырьки. Это – воздух. Рассмотрим камни. Есть ли в них воздух? Опускаем поочередно предметы в воду. Через некоторое время в воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода.

Вывод: воздух находится не только в невидимом состоянии вокруг нас, но и в различных предметах.

 Опыт 6. «Плавающий апельсин». 

 Цель: доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.

 Оборудование:

1.  2 апельсина.

2.  Большая миска с водой.

Опыт: один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

Вывод: апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.

Опыт 7. «Ветер по морю гуляет»

Цель: обнаружить воздух.

Материал и оборудование: Таз с водой, модель парусника.

Опыт: Взрослый опускает парусник на воду, дует на парус с разной силой. Дети наблюдают за движением парусника. Выясняют, почему плывет лодочка, что ее толкает (ветерок); откуда берется ветер-воздух (мы его выдыхаем). Взрослый обсуждает с детьми, как надо дуть, чтобы парусник быстрее или дольше плыл (набрать больше воздуха и сильно или дольше его выдыхать).

Вывод: Взрослый спрашивает у детей, почему нет пузырьков воздуха, когда мы дуем на парус (пузырьки образуются, если «вдувать» воздух в воду, и тогда он поднимается из воды на поверхность).

Опыт 8. «Весёлые игры с мыльными пузырями и воздушными шарами» Цель: доказать, что воздух имеет вес, он легкий.  Предложите детям поиграть с мыльными пузырями и воздушными шарами (этим    вы докажите, что воздух легкий). Шарики легко подпрыгивают вверх, а мыльные пузыри можно перемещать даже дыханием. 

Вывод: воздух очень лёгкий.

Опыт 9. «Узнай по запаху»

Цель: познакомить детей со свойствами воздуха.

Цель: доказать, имеет ли воздух свой запах.

Материал и оборудование: ароматизированные салфетки, корки апельсин, духи…. Взять ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д. и предложить детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Вывод: воздух невидим, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.

Опыт10. «Воздух легче воды» 

Цель: доказать, что воздух легче воды.

Материал и оборудование: надувные игрушки, таз с водой.

Опыт: Детям предлагается "утопить" воздушны шар, наполненные воздухом, можно спасательные круги. Почему они не тонут?

Вывод: Воздух легче воды.

На заключительном этапе провела оценка полученных результатов в свете поставленной цели, определила перспективы  развития проекта, вместе с детьми оформили выставку детско-родительских работ на тему: «Мы за чистый воздух» в уголке творчества. оформили мини-музей «Мир воздуха» в групповой комнате, картотеку занимательных опытов и экспериментов с воздухом, альбом «Где работает воздух», подготовила презентацию проекта «Воздух-невидимка» для педагогов.

Вот что мы узнали в процессе реализации проекта: воздух есть не только на улице, но и в помещении, т.е. везде, воздух не имеет форму, но может принимать форму того предмета, в котором находится, воздух можно почувствовать, он прозрачный, бесцветный, невидимый и не имеет запаха, вкуса, воздух имеет объем, вес, движение воздуха – это ветер, он слышим, упруг, при охлаждении воздух сжимается, при нагревании – расширяется, плохо проводит тепло, тёплый воздух движется вверх, а холодный – вниз. Сделали вывод о том, что нам нужен чистый воздух и поэтому нужно охранять и защищать природу. Нельзя загрязнять воздух, а что бы он был чистым нужно сажать больше растений.

2.1 Продукт проекта.

  • Оформление выставки детско-родительских работ на тему: «Мы за чистый воздух» в уголке творчества.
  • Оформление мини-музея «Мир воздуха» в групповой комнате.
  • Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с воздухом.
  • Оформление альбома «Мир воздуха».
  • Презентация проекта «Воздух-невидимка» для педагогов.
  1. Ожидаемые результаты.

В процессе взаимодействия педагог – дети – родители в реализации проекта:

Для детей:

  • Воспитанники будут иметь представления о свойствах воздуха; смогут рассказать о том, какую пользу приносит воздух растениям, животными человеку, приобретут знания о том, что воздух нужно беречь от загрязнения.
  • Могут использовать полученные знания в дальнейшей деятельности.
  • Экспериментирование, опытническая работа помогут детям видеть проблемы, задавать вопросы, самостоятельно удовлетворять присущую им любознательность (помогут ему ответить на вопросы: почему, зачем, как устроен мир?) научатся делать выводы, умозаключения.  
  • Обогатится словарь детей, появится интерес к познанию по данной теме.

Для педагогов:

  • Создание в группе необходимых условий по ознакомлению со свойствами воздуха.
  • Содержательный и организационный уровень проекта.
  • Обогащенная предметно-предметно-развивающая среда группы.
  • Высокая мотивация сотрудничества родителей.

Для родителей:

  • Возможность активного участия в образовательном процессе.
  • Возможность увидеть плоды педагогического труда взрослых и детского творческого труда своего ребенка.
  • Повышение активности родителей в совместной деятельности со своим ребенком.

                                          3. Вывод

          Оценка эффективности по итогам работы проводилась по трем направлениям: дети, родители, педагог. Оценка заинтересованности детей, их успешности в данном деле отслеживалось через наблюдение, опыты, анализ детской деятельности, занятия, беседы. Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей ребенка происходило через индивидуальную работу, проведение совместных мероприятий. Деятельность педагога отслеживалась по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.

          В результате проведенной работы у детей значительно вырос устойчивый интерес к исследовательской, познавательной, творческой деятельности, т.е. они научились анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, умозаключения. У детей развиты мыслительные способности, любознательность, внимание, память, речь, воображение, сформирован ряд навыков, дети приобрели и закрепили элементарные знания о воздухе. Во время проекта дети заметно сблизились друг с другом, они сообща работали в коллективе, научились элементарному сравнению холодный – тёплый, сильный – слабый, сформировалось элементарное представление об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.

             Важно не то, какого результата добился ребенок, а то, как он с интересом изучает, исследует, думает, рассуждает и делает умозаключения, считаю, что возникающие проблемы, поставленные задачи нужно решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединить условия для достижения эффективных результатов. К сожалению, не все родители смогли принять участие в реализации проекта.  продолжать целенаправленную, совместную работу с родителями и детьми. Материал проекта может быть использован на конференциях, семинарах, конкурсах, для подготовки к занятиям  по окружающему миру.


Список использованной литературы.

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ «Сфера»,