Занятие в подготовительной группе "Животные морей и океанов"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Фараонова Татьяна Юрьевна

Цель:

Расширять представления детей о много­образии животных, живущих в морях и океанах. Развивать интерес к миру природы. Формировать представления о взаимосвязях животных со средой обитания.

Задачи:

-Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит, дельфин, касатка, медуза, осьминог, морской еж, морской конёк, краб, морская звезда, скат): их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей.

-Развивать познавательную деятельность, развивать любознательность детей.    -Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы, воспитывать желание больше узнать о водных обитателях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе на тему:

«Животные, морей и океанов.»

для детей в подготовительной группе.

2023 год

Цель:

Расширять представления детей о многообразии животных, живущих в морях и океанах. Развивать интерес к миру природы. Формировать представления о взаимосвязях животных со средой обитания.

Задачи:

-Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит, дельфин, касатка, медуза, осьминог, морской еж, морской конёк, краб, морская звезда, скат): их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей.

-Развивать познавательную деятельность, развивать любознательность детей.    -Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы, воспитывать желание больше узнать о водных обитателях.

Материал:

Картинки пазлы; презентация «обитатели морей и океанов»; загадки на морскую тематику, интерактивное оборудование, глобус.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, на стене располагается карта. Посмотрите какое многообразие животных и птиц на материках нашей планеты. Скажите, а вокруг суши, что находится?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. В морях и океанах тоже живёт множество животных самых разнообразных. И они не совсем похожи на животных, живущих на земле. Как вы думаете, чем они отличаются. Есть здесь и морские котики, морские звёзды, морские ежи, рыбка-игла, рыбки-бабочки, есть рыбы-клоуны. Есть безопасные для человека животные, есть и опасные. Давайте познакомимся с ними поближе?

Я предлагаю вам отправится в морское путешествие! Будем знакомится с морскими обитателями.

На чём мы отправимся в путешествие как вы думаете? (ответы детей.) Отгадайте загадку:

Под водою дом плывет,
Смелый в нем народ живет.
Даже под полярным льдом
Может плавать этот дом. (ответы детей).

Воспитатель: Правильно это подводная лодка. Но лодка необычная. Называется она БАТИСКАФ.

Батискаф - это такой большой подводный аппарат с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью (показываю картинку)

Воспитатель: Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатство морского дна.

1-2-3-все замрём! (закрываем глаза, включается проектор)

В мир подводный попадём.

Сейчас начнутся чудеса!

Надо только отрыть глаза.

Детский сад наш изменился,

В дно морское превратился.

Мы отправимся гулять.

Дно морское изучать!

Мы сейчас сядем в нашу подводную лодку и отправимся в путь! (Дети занимают места за столами.

Но прежде чем мы отправимся в путь нам нужно знать, куда плыть, об этом нам расскажет, как вы думаете? (ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите все на глобус. Почему голубого цвета на глобусе больше, как вы думаете?

Дети: Голубым цветом на глобусе обозначены моря и океаны.

Воспитатель: Моря и океаны занимают в 2 раза больше места чем суша.

Воспитатель: Сегодня нам будет помогать в исследованиях наш проводник-Морской Окунь! Давайте с ним познакомимся. (Слайд)

Воспитатель: Давайте закроем глаза и изобразим море и волны. Согните руки в локтях перед собой, переплетая пальцы. Приподнимайте поочерёдно локти, совершая волнообразные движения.

Пока мы с вами изображали волны, показался первый морской обитатель.

Послушайте загадку и постарайтесь определить, кто это:

Остров с пальмой водяной,

Поздоровайся со мной!

Он обиженно пыхтит:

«Я не остров! Я же…»?

Дети: Кит!

(показ слайда)

Воспитатель: Правильно, ребята. Это кит. Почему его сравнили в загадке с островом?

Дети: Он огромный. Если покажется из воды его спина- будто кусок земли, остров.

Воспитатель: а что это за «пальма водяная» у него на спине?

Дети: Это фонтан.

Воспитатель: Это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара. Кит- самое крупное животное на нашей планете. Тело стройное сильно вытянутое, закруглённое, гладкое, окраска тела тёмно-серая с голубоватым оттенком. Скажите, пожалуйста, а кит – это рыба или нет? – (высказывания детей).

Воспитатель:  Киты -   не рыба. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком. Такие животные называются млекопитающие. Есть такие огромные киты, что весят столько, сколько весят 25 слонов и больше. Киты питаются в основном планктоном-мелкими рачками. Но могут попадать и другие обитатели: рыба, мелкие морские животные, кальмары, каракатицы. Поедают их в большом количестве, так как они крупные – им требуется много пищи. Они заглатывают большое количество воды с разной мелкой живностью, затем вода просачивается через ус, как сквозь сито, а добыча остается во рту. Вообще киты очень разнообразные: есть громадины, а есть сравнительно не большие.

Воспитатель: Закроем глаза и изобразим море и волны. На нашем пути появился следующий обитатель моря.

Я вижу, отгадайте кого:

Настоящий он циркач –

Носом отбивает мяч.

Знают и француз, и финн:

Любит поиграть...?

Дети: Дельфин!

Воспитатель: Правильно, ребята. (Показываю слайд).

Что вы знаете о дельфинах? – (высказывания детей).

Воспитатель: Они являются одними из самых умных и полезных животных для человека. И за умение высоко выпрыгивать из воды и ловко выполнять различные трюки их прозвали «морскими акробатами». Это очень дружелюбное животное, оно, как и человек дышит легкими. (озвучка) Дельфины – это разновидность зубатых китов, и, в отличие от рыб, не могут дышать под водой, а своих детенышей тоже выкармливают молоком, т.е. они тоже являются млекопитающие. Они дышат воздухом, время от времени поднимаясь на поверхность. Долго находиться под водой они могут благодаря тому, что умеют задерживать надолго дыхание. Дельфины очень игривы, как и киты, живут и охотятся стайкой, помогают друг другу и не ссорятся со своими сородичами. А еще дельфины не спят.

А что они едят? – (ответы детей: питаются рыбой, кальмарами)

Воспитатель: Закроем глаза и изобразим море и волны. Посмотрите, а вот и следующий морской обитатель.

(Показ слайда с касаткой) Как вы думаете ребята кто это?

Ответы детей.

Воспитатель: Это Касатка. (озвучка) Касатки — крупнейшие плотоядные дельфины. Их длина достигает 9—10 м. Зубы массивные. Окрашены касатки довольно элегантно: черные, с белым брюхом, горлом и пятнами под глазами. Обитают во всех океанах. Заходят даже в некоторые моря. Они так же являются млекопитающими и обитают недалеко от поверхности, для того чтобы дышать.

Живут касатки стаями. Отношения между касатками внутри стаи дружелюбные. Здоровые касатки заботятся о старых, больных или покалеченных сородичах.
Питаются касатки кальмарами, рыбами (включая акул), дельфинами, тюленями, пингвинами. Могут охотиться и на белуг, моржей, нарвалов и даже — на громадных усатых китов. На них касатки набрасываются всей стаей.

Воспитатель: а теперь для вас небольшое задание. У каждой из команд будут картинки-пазлы. Вам необходимо как можно скорее собрать узнать. Кто же на этих картинках. Какая команда быстрее справится, поднимает руку.

ФИЗМИНУТКА с Капитаном Крабом на интерактивном столе или

В море бурном, море синем
Быстро плавают дельфины. (кистью руки плавные движения)
Не пугает их волна
Рядом плещется она. (потирание ладошек)
Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: (ходьба гуськом)
Вы дельфины не шумите,
Рыбку быструю ловите:
Раз, два, три, четыре, пять — (ходьба с хлопками в ладоши)
Нужно рыбкам уплывать. (кисти рук в замок внутрь и наружу)
Рыбки плавали, плескались (движения руками)
В прохладной морской воде.
То погружаются, то сплывают, (приседания)
То зароются в песке. (дети ложатся на коврик)

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отправиться на дно морское. Ведь очень много животных обитаю на морских и океанических глубинах.

Воспитатель: Закроем глаза и изобразим течение. Вытягиваем руки вперед плавными волнообразными движениями. У нас на пути необычная рыба

Посреди морских глубин
Проплывает рыба-блин,
Электрический разряд
Носит в теле рыба… (скат)

(озвучка)

Электрические скаты – вид скатов, по бокам которых расположены электрический органы, используемые в качестве оборонительного оружия. Скат – это морская рыба и она имеет различный окрас: от неброского простого цвета до яркого окраса с пестрыми рисунками и узорами на теле. Передвигаются электрические скаты очень неохотно, предпочитая лежать на дне или зарываясь в песок, оставляя на поверхности только глаза. Охотятся они на обитателей морского дна – ракообразных и донных рыб, поэтому и совершать ей длинные плавания в погоне за добычей не к чему. Электрический скат представляет собой большую природную батарейку, которой необходимо периодически подзаряжаться. После разряда рыбе необходимо некоторое время, чтобы собраться с силами для новой вспышки.

Воспитатель: Закроем глаза и изобразим течение. Нам на встречу бежит следующий житель морской.

Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом.
Круглый панцирь, десять лап.
Догадались? Это...
(Краб)

Воспитатель: (озвучка) Краб – тело этого животного напоминает гладкую толстую лепёшку с маленькими глазками и короткими усиками. Плавать краб не умеет, но быстро бегает боком, ходит по дну морскому. У него 10 ног: 8 служат для перемещения, а две передние превратились в клешни. Крабы тоже чистят дно от отбросов, больных и мертвых животных. За это их называют «мусорщиками» морского дна. Благодаря тому, что крабы съедают остатки животных, растений, мусора, оставшегося от людей, берег, и морское дно регулярно чистятся. Они своими клешнями захватывают мусор, осколки стекла, пустые раковины и кладут себе на спину. Это им помогает во время сражения с другим крабом или нападения хищника он подставляет свою спину. Пока враг возится с захваченным мусором, а то и просто с куском стекла, краб быстро убегает.

Воспитатель: Закроем глаза и изобразим течение. Послушайте кто же появился на нашем пути.

Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я - …
(Осьминог)

-Осьминог – (озвучка)Удивительное головоногое животное: голова и восемь ног (рук, щупалец). На щупальцах у осьминога -  присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски. Живут осьминоги у дна, скрываясь в расщелинах между камнями или подводных пещерах. Чаще предпочитает отсиживаться в укрытии, во избежание нападения хищника. Селятся на каменистом дне, где есть много пещерок, в которых можно укрыться. Они умеют менять свою окраску, маскироваться под окружающую местность.

А еще он может пускать краску (чернила), спасаясь от преследователя.

По окраске осьминога можно определить его настроение: сильно напуганный осьминог - белого цвета, в момент злости, ярости приобретает красноватый оттенок.

Обычная добыча осьминогов – креветки, крабы и рыбы, которых они парализуют ядом.

Воспитатель: Закроем глаза и изобразим течение. Слушайте следующую загадку:

Угадайте, что за кони

Мчатся в море от погони?

В водорослях скрыться смог

Маленький морской...?

Воспитатель: Конек.

Показываю слайд и спрашиваю: Почему его назвали коньком? – (рассуждения детей: похож на шахматную фигуру коня).

(озвучка)

Живут морские коньки в зарослях морской травы. Прячутся в ней. У каждого рот трубочкой. Конек плавает в основном в период размножения и в поисках пищи, в остальное время он предпочитает обитать в водорослях, зацепившись за них хвостом. Здесь рыбка высматривает свою добычу и сам прячется от хищников покрупнее. Питается же морской конек планктоном и беспозвоночными. Главным его врагом является большой сухопутный краб – единственный кто может переварить эту очень костлявую рыбу. Они хорошие родители: у пап на животах сумочки, чуть опасность, мальки – юрк, юрк в них – и спрятались.

Воспитатель: Закроем глаза и изобразим течение. Кто же плывет нам на встречу послушайте.

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! – грозит. – Не троньте!»

Лапки у нее и пузо.

Как зовут ее?

Дети: Медуза.

Воспитатель: (Показывает слайд). Что вы можете сказать о медузе? – (высказывания детей).

Воспитатель: (озвучка) Это студенистые создания. Бывают самых разнообразных форм и цветов, но тело почти всегда прозрачное и очень нежное. Встречаются очень ядовитые виды. Питаются мелкими морскими животными.

Воспитатель: Закроем глаза и изобразим течение. На пути следующий обитатель морского дна:

Глубоко на дне она

Словно на небе видна.

Но не светит и не греет,

Потому что не умеет.

(Морская звезда)

(озвучка)

Морские звезды – живут в море. Они очень красивые, могут быть различных цветов и разных размеров (показ слайдов). Все морские звезды живут только на дне, ползая по поверхности дна или зарываясь в песок. Морская звезда – это животное без головы. Она передвигается на своих лучах присосках. Рот у морской звезды расположен в центре тела с нижней стороны. Многие из морских звезд - хищники, поедающие других мелких животных. Глаза находятся на кончиках лучей и защищены кольцом из иголок. Морская звезда — одно из самых интересных морских существ. Она может восстанавливать оторванные лучи. Морские звезды совсем не умеют плавать, они бегают на своих ножках-лучиках по дну. Представьте, что вы морские звездочки, а ваши пальцы лучики, покажите, как передвигаются морские звезды по дну.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру. Давайте подойдем к интерактивной пасечнице. Ваша задача отыскать морских обитателей, которые спрятались в песок.

Воспитатель: Молодцы! Давайте внимательно посмотрим на животных, которых вы нашли. Сейчас я  буду задавать вам вопросы загадки, а вы должны понять, о каком морском животном идет речь. У кого окажется карточка с правильным ответом, поднимает ее вверх. А вы должны поднимать картинки с животными, о ком идет речь.

1. Это животное без головы. В случае опасности отбрасывает лучики. Может отрастить потерянную конечность,  (морская звезда).

2. Это головоногое животное, может менять цвет, маскируется под окружающую среду, и стреляет чернилами, (осьминог).

3. Эта рыбка  защищается электрическим током. (Скат)

4. У этого животного рот трубочкой, а само оно похоже на шахматную фигуру. (Конек)

5. Это животное бегает по дну боком и собирает мусор. (Краб)

6. Это животное напоминает желейного мишку и может больно обжигать. (медуза)

Воспитатель: Молодцы ребята, вы отгадали все мои загадки! А сейчас нам пора отправляться домой. (включается проектор).

1-2-3-все замрём! (закрываем глаза, включается проектор)

В детский сад мы попадем.

Сейчас начнутся чудеса!

Надо только отрыть глаза.

Дно морское изменилось,

В детский сад наш превратилась.

А вот мы и дома! Мы побывали с вами в очень интересном и познавательном путешествии и познакомились с очень интересными и странными морскими обитателями.

Итог:

-Ребята, вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)

-Где мы с вами сегодня побывали? Что нового мы узнали, увидели?

-О каких морских млекопитающих мы с вами узнали сегодня? Назовите их.

-Какое животное вам понравилось больше всего?

-что вы запомнили об этом животном?

Вы все молодцы! А сейчас нам пора возвращаться в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-речевого занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме «Обитатели рек, морей и океанов».

Давайте вспомним всё, что мы знаем об обитателях красивого и загадочного подводного мира....

Конспект занятия на тему «Обитатели морей и океанов» для детей подготовительной к школе группы.

Конспект занятия на тему «Обитатели морей и океанов» для детей подготовительной к школе группы.Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов....

Конспект занятия на тему "Обитатели морей и океанов"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для подготовительной к школе группы коррекционной направленности...

Открытое занятие в подготовительной группе « Море и морские обитатели в беде».

Занятие " Море и морские обитатели в беде" проводилось в рамках проекта " Вода-это жизнь". На данном занятии была затронута такая проблема всего человечества, как загрязнение ...

Конспект занятия на тему «Обитатели морей и океанов»

Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.Задачи:Продолжать знакомить детей с морскими  животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин, м...

Конспект занятия на тему "Обитатели морей и океанов" для детей подготовительной группы.

Конспект занятия на тему  "Обитатели морей и океанов" для детей подготовительной группы....

Конспект занятия на тему «Обитатели морей и океанов» для детей подготовительной к школе группы.

Актуальность экологического воспитания дошкольников. Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, кото...