дидактическая игра
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Абдулаева Меседо Халидовна

Дидактическая игра

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did_igra_sbor_musora.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Каратинский детский сад «Солнышко»

Дидактическая игра

«Береги природу - убирай и сортируй мусор правильно»

(для детей дошкольного возраста с 4 до 7 лет)

Автор работы:

воспитатель,

Абдулаева Меседо Халидовна

с.Карата

2023 год.

Пояснительная записка

Данная игра адресована воспитателям, родителям воспитанников, помогает в игровой форме познакомить детей дошкольного возраста с правилами сортировки и вторичной переработки мусора. Данное дидактическое пособие многофункционально, способствует развитию не только познавательных способностей, но и стимулирует развитие речи, математические представления.

Назначение игры:

Дидактическая игра «Береги природу - убирай и сортируй мусор правильно», предназначена для подгрупповой, индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей.

Актуальность:

Проблема утилизации и переработки мусора на сегодняшний день это глобальная экологическая проблема, поэтому необходимо привлечение внимания к проблеме загрязнения окружающей среды, с которой столкнулось человечество.

В нашей стране мусорные свалки занимают огромное пространство, так как сжигать мусор недопустимо, в их состав входят различные синтетические материалы, при горении которых выделяются токсины. Производить захоронения – не выход, так как данный способ избавления от отходов требует больших площадей. При этом страдает атмосферный воздух, грунтовые воды. Чтобы избежать роста свалок, существует современный метод решения этой проблемы — раздельный сбор отходов и их переработка, ведь твердые бытовые отходы в своем составе содержат значительное количество компонентов, пригодных для повторного использования.

Я считаю, необходимо привлекать внимание детей к проблемам загрязнения окружающей среды с раннего дошкольного возраста. Но как в лёгкой и доступной форме научить малышей бережному отношению к природе, к понятию «сортировка мусора», «вторичная переработка»? Внедрение в образовательную деятельность дидактических игр для детей, одна из эффективных форм организации деятельности в ДОУ.

Цель игры:

Содействие ознакомлению детей с понятиями «сортировка мусора», «вторичная переработка» и представлений о способах решения важных для общества экологических проблем.

Задачи:

1. Формировать представления у детей о том, что сортировка мусора и вторичная переработка необходимы для сохранения окружающей среды.

2. Способствовать формированию экологической культуры.

3. Развивать умение классификации предметов по материалам, из которых они изготовлены.

4. Развивать логическое мышление, наблюдательность, память, внимание, мелкую моторику рук.

5. Воспитывать уважение к труду и бережное отношение к окружающему миру природы.

Описание дидактического пособия

Представленная дидактическая игра «Береги природу - убирай и сортируй мусор правильно», состоит из больших сюжетно ориентированных карточек с определенной тематикой (лес, речка, кухня, комната), больших карточках о различных видах мусора и карточка ,что получается после переработки мусора. Каждая карточка помогает рассмотреть проблему скопления мусора в конкретной ситуации и сделать выводы индивидуально к каждой карточке. Так же, в комплект входят маленькие карточки с изображением мусора разного рода происхождения. В зависимости от задания дети учатся находить мусор на сюжетной карточке или самостоятельно располагать мусор на сюжетной карточке в зависимости от понимания ребенка о нахождении мусора в окружающей его среде. После работы с карточками с изображением мусора ребенок должен разделить его на категории отходов (металл, пластик, стекло, бумага и органика) и убрать в имеющиеся мусорные баки в зависимости от происхождения мусора.

Дидактическая игра «Береги природу - убирай и сортируй мусор правильно» изготовлена своими руками, ориентирована на детей среднего и старшего дошкольного возраста. Она мобильна к размещению в групповом пространстве, доступна в изготовлении и имеет общеразвивающий эффект, что соответствует ФГОС ДО и целям и задачам «бережливых игр».

Характеристика пособия:

На переднем плане изображена стаканчики контейнеры для мусора, где:

-голубой контейнер – для метала;

-красный – пластмасса;

-зеленый – бумага;

-желтый – пищевые отходы;

-розовый – для стекла.

К дидактической игре прилагаются сюжетно ориентированные карточки, карточки с изображением мусора. Данное пособие яркое, эстетически привлекательное, экологически безопасное для детей.

Примерные варианты игр:

1 вариант. Детям предлагается экологическая ситуация: «Люди приехали в лес, на пикник и оставили после себя много разного мусора. Ребята, как вы думаете, что получится, если мы не научимся убирать за собой мусор, к чему это может привести? Что вы можете предложить для того чтобы кругом было чисто? Нужно собрать мусор и разложить его по контейнерам. Играющему предлагается сюжетная карточка с расположенными заранее на ней карточками с изображением мусора в определённых местах, игрок должен его найти и определить, к какой категории мусора он относится и убрать в контейнер с соответствующим цвету материала: в голубой – «Метал», розовый – «Стекло», желтый – «Пищевые отходы», красный – «Пластик» и зеленый – «Бумага».

В процессе игры ребенок анализирует последовательность действий вслух , отвечая на вопросы: Что здесь лишнее? Почему? Из какого он сделан материала? В какой мусорный бак мы можем его положить? Какой вред окружающей среде он может нанести?

2 вариант.

Играющему предлагается самостоятельно расположить карточки с мусором, на сюжетной карточке. Ребенок рассматривает имеющиеся у него карточки с мусором и по очереди выкладывает их на сюжетную карточку, обосновывая свой выбор. После расположения всех возможных вариантов мусора, ему предлагают убрать его в мусорные баки соответствующие цвету материала (металл, пластик, стекло, бумага и органика).

В процессе игры ребенок анализирует последовательность действий вслух, отвечая на вопросы: Какой мусор может здесь встретится? Почему? Из какого он сделан материала? В какой мусорный бак мы можем его положить? Какой вред окружающей среде он может нанести?

3 вариант.

Предлагается детям решить проблему.

Здравствуйте, ребята! Загрязнение нашей огромной планеты мусором стало одной из важных экологических проблем. Разбрасываемый по всей планете мусор не успевает перерабатываться естественным путем. Сжигать отходы нельзя, так как это приводит к загрязнению воздуха. Наша земля в беде! Как нам спасти планету? Что нужно для этого сделать?

Предлагаю отгадать загадку:

На траве устроив пир,

Фрукты, хлеб съедим и сыр.

Время проведем со вкусом,

Уберем с полянки …(мусор).

Правильно, нужно собрать мусор и правильно рассортировать его по контейнерам. Дети, определяют из какого материала изготовлена та или иная вещь, называют его и помещают в стаканчик – контейнер: голубой – «Метал», розовый – «Стекло», желтый – «Пищевые отходы», красный – «Пластик» и зеленый – «Бумага».

По окончании игры, побеседовать с детьми, о том, как они решили проблему с мусором? Для чего необходимо сортировать мусор и что с ним будут делать потом (перерабатывать). Какие вещи можно сделать из этих материалов?

Переработка – что получается?

#1052;акулатура превращается в бумажную массу (пульпа), из которой получают бумажную продукцию;

#1057;текло дробят, плавят и делают новую тару или используют вместо гравия при производстве бетона и асфальта;

#1055;ластмассу переплавляют и изготовляют «синтетическую древесину»;

#1052;еталлы плавят и перерабатывают в различные детали. Получение алюминия из лома позволяет сэкономить до 90% электроэнергии, необходимой для выплавки его из руды;

#1055;ищевые продукты и садовый мусор компостируют и получают органическое удобрение.

Планируемый результат:

Использование дидактической игры по экологическому воспитанию дошкольников способствует обобщению и систематизации знаний детей о способах решения некоторых экологических проблем, помогает повысить уровень экологической культуры дошкольников; закрепить знание у детей о способах уборки и сортировки мусора; дать задатки воспитания в себе экогологически грамотного человека; применение полученных знаний и умений в повседневной жизни; понимание детьми, что скопление мусора – это большая проблема нашего современного мира, которую нужно решать всем людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...