Образовательная деятельность "Кукла «Крупеничка» - хранительница домашнего очага"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Макарова Надежда Васильевна

В ходе проекта "Куклы из бабушкино сундука" было проведена образовательная деятельность "Кукла "Крупеничка - хранительница домашнего очага".

Цель: Формировать у детей интерес к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Куклы из бабушкиного сундука»

Образовательная деятельность

Кукла  «Крупеничка» - хранительница домашнего очага

Цель: Формировать у детей интерес к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы.

 Задачи:

  • Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег, кукла обрядовая).
  • Извлечение красоты из обычных, казалось бы, бросовых обрезков, лоскутков кромок материи.
  • Развитие воображение, эстетического вкуса (гармоничное сочетание цветов в поделке).
  • Развитие образного и пространственного мышления, глазомера, мелкой моторики пальцев рук.
  • Развитие умения овладевать средствами общения и способами взаимодействиями со взрослыми и сверстниками. Совершенствование диалогической речи.
  • Закрепление слов и их значения: «оберег», «безликая», «скрутка».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, познавательная.

Демонстрационный материал: матерчатые куклы-обереги; слайды-сюжеты по сказке Николая Дмитриевича Телешова "Крупеничка", туловище, заполненное крупой по количеству детей.

 Раздаточный материал: см по количеству человек, нитки, лоскуты цветной ткани для платков, юбок, фартуков, скрутки рук, мешочки с крупой (гречка, рис, перловка, овес).

Оборудование: Телевизор, оформленная выставка кукол.

Предварительная работа:

Рассматривание разных видов игрушек русского народного промысла;

Беседы с детьми об истории русских тряпичных кукол.

Изготовление тряпичных кукол воспитателем вместе с детьми, родителями и детьми для мини - музея группы (Кувадка, Пеленашка, Колокольчик, Зайчик на пальчик)

Чтение сказки Н.Телешов "Крупеничка", изготовление туловища для Крупенички

Взаимодействие с родителями. Обеспечение родителями материалами для изготовления тряпичных кукол: лоскутки тканей, нитки, ленточки, кружева, тесьма, крупа.

Предметно-пространственная среда: Мини-музей группы

Ход занятия.

- Ребята, к нам сегодня пришли гости. А мы гостям всегда рады, какими словами мы встречаем гостей? (ответы детей: здравствуйте, мы рады вас видеть, проходите, пожалуйста, добро пожаловать, милости просим, добрый день) 

-Как много добрых и хороших слов вы сказали, а в ответ посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает его в ответ».

- Ребята, мои друзья построили новый дом, и меня пригласили на новоселье.  Я хочу, чтобы у них был достаток в семье, сытость, веселье.  Но не знаю, что им подарить?

(Дети должны предложить подарить оберег)

- А что такое оберег?

Оберег – это предмет, который оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом.

Идея очень хорошая, и мы с вами изготовили несколько кукол оберегов.  Раньше в каждом крестьянском доме было много тряпичных кукол. Они служили оберегами жилища, сна, хозяйства, выступали в роли надежного помощника и оберега человека. Каждая кукла имела свою символику. Я предлагаю подойти к нашему музею кукол и рассказать о них, ведь каждая кукла имеет своё значение.

Это кукла «Кувадка» - одна из первых кукол, которая встречает ребёнка при рождении, кукла оберег младенца от злых духов, ее делали накануне рождения ребенка и вывешивали над колыбелькой или укладывали в колыбельку. Кувадки защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками.

Это кукла «Пеленашка» - этот оберег от злых духов, чтобы малыш спокойно спал и не болел. Мама клала «Пеленашку» в колыбель, приговаривая:

Сонница-бесонница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой.

- Как можно еще успокоить маленького? (Покормить, покачать, спеть колыбельную). Давайте и мы с вами споем колыбельную.

Танечка, баю-бай-бай!

Не ложись на самый край -

Придет серенький волчок;

Схватит Таню на бочок.

А... Баю - баю - бай!

Усни!

Это кукла «Зайчик на пальчик». Русская игрушка-оберег от страха и одиночества. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть.

(Предложить рассказать  потешку выученную ранее)

Это кукла «Колокольчик» Эта кукла считалась оберегом хорошего настроения. Если в доме есть такой оберег, то в доме всегда будет радость и веселье. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

На Руси умели не только работать, но умели отдыхать и играть в разные игры.  Давайте поиграем в русскую народную игру «Долгая Арина».

Физминутка

- Чтобы не сориться, кому быть водящим, начнем игру со считалки:
Иван, Иван, полезай в стакан.
Отрежь лимон и выйди вон!

Русская народная игра «Долгая Арина»

В центре круга с завязанными глазами стоит Арина. Дети идут по кругу, взявшись за руки.
- Долгая Арина,
Встань выше овина.
Рученьки сложи, Чье имя – назови!

Эта кукла «Крупеника» и мы с вами читали сказку  Николая Дмитриевича Телешова «Крупеничка»

Беседа по сказке «Крупеничка»

-Кто такая была Крупеничка? (дочь воеводы Всеслава и  матушки Варварушки)

- Почему в народе про Крупеничку песенка сложилась? За что её любил народ?

Крупеничка, красная девица,
Голубка ты наша, радость-сердце,
Живи, цвети, молодейся,
Будь всем добрым людям на радость!

(слайд 6)

-Чего боялась матушка Крупенички? (Что слава красоты Крупеничка разлетится во все края и может случится беда.)

(Слайд 5)

 

-Для кого приказал украсть Крупеничку, татарский военачальник Талантай? (для) (слайд 7) (для хана)

-Кого встретила матушка у озера и попросила о помощи? (Матушка встретила старика Одолень трава, который шел в дальнюю сторону и спросил не передать ли кому привет. Матушка очень обрадовалась и стала просить, чтобы старичок помог вернуть Крупеничку)

-Чем обернул старичок Матушку Варварушку (посохом, который помогал ему в пути)

- Как удалось вернуть матушке Варварушке Крупеничку?

-Что выросло из этого зернышка? Греча

В старые времена гречку сеяли в начале лета 13 июня. Сеяли и пели песенку:

Крупеничка, красная девица.
Кормилка ты наша, радость-сердце.
Цвети, выцветай, молодейся,
Мудрее, курчавей завивайся,
Будь всем добрым людям в угоду!

И люди с тех пор стали изготавливать куклу "Крупеничку, которая стала

Оберегом на сытость и достаток в семье, хороший урожай. Куклу обычно дарили на праздники, рождество, новоселье. Традиционно тряпичную куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Также для наполнения использовали пшено, горох.

- Мы с вами уже изготовили туловище для наших куколок, давайте вспомним чем мы их наполняли: гречкой, рисом, горохом, пшеном.

- Какую куколку можно назвать Зерновушка, но нельзя назвать Крупеничка

(КУКЛУ, СДЕЛАННУЮ ИЗ ГОРОХА)  

А как её ещё можно назвать?  (Горошинка)

 - Вот так и появились  другие имена: Зерновушка, Горошинка, Рисинка.
- Скажите,  я могу подарить куколку Крупеничку на новоселье, почему?

- Тогда нам нужно приступать к работе, нарядить наши Крупенички.

Игра узнай на ощупь. Дети узнают на ощупь крупы.

- Ребята посмотрите, как я буду украшать свою Крупеничку

(Во время работы звучит спокойная русская народная песня)

Шаг 1: Берем прямоугольный лоскуток цветной ткани (25х9), лицевой стороной прикладываем к голове оборачиваем куклу и подвязываем в месте перевязки головы - опускаем платье получается юбка. Поверх юбки повязываем лоскут ткани (7х7) - фартук.

Шаг 2: Для изготовления рук потребуется два небольших квадрата, их необходимо скатать в колбаску. Прикладываем к шее и привяжем на месте перевязки  головы.

Шаг 3: На голову наденем кружево и платок (треугольник цветной ткани) и завяжем его сзади.

Наша кукла готова!

Танец Куколка моя

- Ребята давайте подарим Крупеничек гостям, чтобы у них был всегда достаток и хороший урожай.
Дети дарят куколки-обереги гостям.

Сей оберег - умелых рук творенье
Источник вдохновенья, наслажденья.
Вам дарим не скрывая умиленья
С желанием поднять вам настроение.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Тепло домашнего очага"

Нормативный практико-ориентированный проект для семейного детского сада...

Родительское собрание «Что такое семья? Домашний очаг»

                                        [[{"type":"media","view_mode":"media_original","...

Мастер - класс "Кукла - хранительница домашнего очага"

 Кукла – первая среди игрушек, которая известна всем с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается  со времен строительства египетских ...

Кудава - хранительница домашнего очага

Познакомить  детей с мифическим героем мордовского народа на примере мифического персонажа – Кудавой; учить воспроизводить образ Кудавы в своих рисунках, используя своё воображение; закрепи...

Мастер - класс «Изготовление куклы оберега. «Крупеничка»-Хранительница домашнего очага»

Цель: Приобщение детей к истории русской народной культуры, привлечение детей и родителей к изготовлению народной игрушки....

Речевой досуг в подготовительной к школе группе «Колокольчик» «Казачка - хранительница семейного очага».

В рамках участия во Всероссийском фестивале -  конкурсе «Во славу Отечества» в подготовительной к школе группе «Колокольчик» организован речевой досуг ,,Казачка - хранител...