Занятие "Весна"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Доронина Светлана Владимировна

Учить детей находить причинно-следственные связи в явлениях природы, в жизни людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_vesna.docx15.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим

 для детей старшей группы

на тему «Весна»

Программное содержание: Учить находить причинно-следственные связи в явлениях живой и неживой природы, жизни людей.

Развивать интерес к явлениям живой и неживой природы, наблюдательность.

Конкретизировать и углубить представления о весне: состояние погоды, типичные осадки, явления природы.

Воспитывать бережное и доброе отношение к природе и друг к другу.

Материал: иллюстрации, картинки, открытки о весне.

Ход:

Воспитатель загадывает загадки.

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает

Когда это бывает? ( Весной.)

Пришли тёплые деньки,

Зазвенели ручейки,

Подснежник расцветает,

Когда это бывает?

- Дети, сегодня мы с вами отправимся в гости к такому времени года, которое нравится всем. Оно приходит после зимы. Как оно называется? Чем весна отличается от других времён года? Хотите встретиться с весной? Скоро наступит лето, а мы отправимся в самое начало весны. Как называется период  весны, наступающий сразу после зимы? Ответы детей.

- С наступлением весны всё ждёт тепло – солнца. В старину дети зазывали солнце:

Солнышко, солнышко,

Загляни в окошко

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

- Кто такие малолетки? (Маленькие дети.) Скажите этот стишок зазывно – прося солнышко появиться. А теперь с обидой, что не появляется давно. Наконец, с радостью в ожидании тепла, солнышка.

- Я произношу слово весна, что вам представилось, о чём вы подумали? Теперь вы будете произносить слова, связанные с весной, а остальные дети подбирать к ним слова – ассоциации. Например: солнце – тепло, подснежник, ручьи, проталины, скворцы, бабочка.

- Зима ушла, но солнце ещё греет слабо, нередко по утрам ещё мороз. А днём начинает звенеть весёлая капель.

- Покажите, как звенит капель. С начала медленно, а потом всё быстрее.

- Педагог предлагает детям вместе с ним прочитать стихотворение о капели, сопроводив его ритмичными движениями.

Кап – кап – кап, - капель звенит, (Ритмично хлопают в ладоши.)

Словно с нами говорит. (Ритмично хлопают ладонями по ногам.)

Плачут от тепла сосульки, (Собирают «слёзы» в ладошку.)

И на крышах талый снег. (Ритмично гладят себя по голове.)

А у всех людей весною это вызывает смех. (Поворачиваются вокруг себя.)

- Потекли весёлые ручейки. Они повсюду. Бегут, поют, всех видят. Беритесь за руки, а я встану в самом начале ручейка. Бежим и внимательно смотрим всюду. Расскажите мне потом, что увидели ранней весной.

- Дети изменяют направление, темп движения. Я буду читать стихотворение, а вы все представляйте и вместе со мной произносите слова, которые повторяются.

Улыбаются все люди –

Весна, весна, весна!

Она везде, она повсюду-

Красна, красна, красна.

По лугу, лесу и полянке

Идёт, идёт, идёт.

На солнышке скорей погреться

Зовёт, зовёт, зовёт.

А в ручейке лесном задорно

Звенит, звенит, звенит.

По камушкам в реке широкой

Журчит, журчит, журчит.

Разносит запахи повсюду

 Цветов, цветов, цветов.

И всё живое сразу слышит

Весенний зов!

- Педагог предлагает детям рассказать, что они увидели в своём воображении, когда бегали с ручейком. Какие признаки весны они отметили.

Дидактическое упражнение.

«Назови действия, которые происходят весной».

Педагог начинает предложение, дети его заканчивают.

Сосульки под солнцем … (тают).

Сугробы от солнечного тепла …(оседают).

На деревьях почки …(лопаются).

Весной птицы гнёзда …(строят, вьют).

Весной медведь от спячки …(пробуждается).

Весной лёд на реке …(тает, ломается).

Весной  птицы птенцов …(выводят, вскармливают).

На проталинах первые цветы …(расцветают).

Весной насекомые  после зимы …(оживают).

Из-под земли первая травка …(пробивается).

- Весной хочется говорить, только ласковые слова! Я скажу солнце, а вы ласково – солнышко, ветка – веточка, дерево, лист, ручей, трава, весна, лужа, туча, цветок и т. д.

- Много дел у весны – растопить снег, собрать талую воду в ручьи, напоить почву, умыть тёплым дождём землю, согреть всех своим дыханием, разбудить природу… Какие же ещё есть дела у весны.

- Почему весной вся природа оживает?

- Почему перелётные птицы возвращаются на родину?

- Почему медведица выходит из берлоги с маленькими медвежатами?

- Что было бы, если бы за зимой сразу наступило лето?

- Что вам больше всего нравится в весне?

Дидактическая игра «Нарисуй портрет весны».

Педагог предлагает детям на голубом листе ватмана, используя вырезанные раннее в саду (или дома с родителями) цветы, облака, солнце, ручьи, листья, птиц и составить портрет весны. Расскажите, какая у вас получилась весна. Заслушиваются 2-3 рассказа.

Предложить детям дома вместе с родителями сделать проект на тему «Весна пришла».