Цикл мероприятий: "Путешествие по Арктике" для детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Назарова Марина Александровна

Развивать познавательные способности детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий;

- расширить представления детей об Арктике, как об одном из материков земного шара;

- обогащать словарь детей; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arktika.docx587.28 КБ

Предварительный просмотр:

 Для детей старшего дошкольного возраста.

г. Надым, 2024 г.

Тема: «Здравствуй, Арктика»

Программное содержание:

- развивать познавательные способности детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий;

- расширить представления детей об Арктике, как об одном из материков земного шара;

- обогащать словарь детей;

- развивать слуховое и зрительное восприятие, зрительную память.

- активизировать внимание, логическое мышление, воображение;

- воспитывать у детей доброе и деятельное отношение к охране природы;

Оборудование: ноутбук; проектор; экран для проецирования; стереофонические колонки.

Демонстрационный материал: презентация «Путешествие по Арктике»: слайды с анимацией и содержат аудиозапись; глобус; карта России.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

- Ребята, послушайте стихотворение:

   Необъятная страна!

 Если долго-долго-долго

 В самолёте нам лететь,

 Если долго-долго-долго

 На Россию нам смотреть,

 То увидим мы тогда

 И леса, и города,

 Океанские просторы,

 Ленты рек, озёра, горы…

 Мы увидим даль без края,

 Тундру, где звенит весна,

 И поймём тогда, какая,

 Наша Родина большая,

 Необъятная страна.

 (В. Степанов)

- Как вы думаете, о чем это стихотворение? (ответы детей)

Слайд №2: Россия – самая большая по территории страна. Ее территория простирается от севера до юга. Посмотрите на карту, ребята.

Слайд №3: Сегодня мы совершим путешествие на Северный полярный круг, и побываем в Арктике.

Слайд №4: Мы с вами полетим на самолете, занимайте, пожалуйста, свои места.

Подвижная игра «Мы – самолеты»

Цели: развивать воображение, двигательную активность.                                                 Описание игры: воспитатель читает тест и показывает на своем примере ход выполнения упражнения.

Мы отправляемся дружно в полет,

Путешествие необычное нас ждет! (слайд №4: включить звук гудения самолета)

Руки наши - крылья самолета в стороны расставим! (стойка ноги врозь, руки в стороны)

Слышите, ревет мотор, загудел наш самолет! (приседание 5 раз, руки в стороны)

Землю оставляем, мы, ребята, все взлетаем! (Бег друг за другом, руки в стороны)

Скорость самолету прибавляем,                                                                                                 Мы над Арктикой летаем!

- Ребята, вот мы и прилетели! (выключить звук гудения самолета; дети садятся на стулья\ковер).                                                            

Слайд №5: Арктика – это крайний север России, край удивительной природы. Что же такое север? (Ответы детей). Север – это царство льдов и снегов. Зима в Арктике суровая и снежная. Температура зимой может достигать до минуса 50 градусов. Зимой не увидишь солнца, и поэтому наступает полярная ночь. Лето здесь короткое и холодное. Летом в Арктике почва оттаивает всего на несколько десятков сантиметров и покрывается цветущим ковром.

Слайд №6: Кругом снег и ледники. Льдом покрыта вся земля Арктики. По Северному Ледовитому океану плавают айсберги. Айсберг – огромные глыбы льда.

Посмотрите внимательно на глобус, эта белая шапка и есть Арктика (показывает детям на глобусе).

 Что это за звуки? (Ответы детей). Правильно, так шумит пурга. Пурга сильнее метели. Как пурга ведет себя? (Ответы детей. Воспитатель помогает: летит, завывает, засыпает, заносит, бушует. Воспитатель предлагает детям изобразить пургу).

Слайд №7: Арктику называют «страной большого медведя». Потому что над Арктикой сияет созвездие «Большая Медведица». Созвездие – это группа звезд. Созвездие «Большая Медведица» состоит из 7 звезд. Присмотритесь, ребята, внимательно. На что похожа эта группа звезд? (Ответы детей). Семь звёзд Большой Медведицы составляют вместе фигуру, которая напоминает нам ковш с ручкой.

Слайд №8: Так как Арктика находится на северном полярном круге, то Арктику часто называют «полярной землей». Весной в Арктике можно увидеть полярные сияния.

 А что ж это такое на севере сияние?

 Когда оно сияет и крутится в узор,

 И красотой своею притягивает взор.

 То крутится в спирали, то тянется дугой,

 И каждую минуту цвет разный и другой.

 Сверкает и играет, цветами небосклон,

 Хотя на темном фоне ведь полон ночи он.

 Бывает лишь зимою, кода полярна ночь,

 А день такой короткий, уходит быстро прочь. (Кирилл Кирпатовский)

Слайды №9, №10: Полярное сияние – это свечение частиц воздуха. На планете «Солнце» происходят различные вспышки, взрывы, из-за которых появляются частицы солнечного ветра. Каждая частица имеет свой цвет: зеленый, желтый и т.д. Лучше его видно в полярную ночь.

Слайд №11: Скажите, северное сияние что делает? (Ответы детей. Воспитатель помогает: светится, сияет, переливается, блестит, сверкает).

  - Ребята, наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться домой.

Подвижная игра «На самолете летим домой»

Цели: развивать двигательные навыки; автоматизация произношения звука «у».            Описание игры: воспитатель читает тест и показывает на своем примере ход выполнения упражнения.

Сядем снова в самолет! (слайд №4: включить звук гудения самолета)

Отправляемся в полет! (стойка ноги врозь, руки в стороны)

Губы вытянем вперёд,                                                                                                                          Самолет гул издает:

«У-у-у-у-у, я лечу» (хоровое произношение)                                                                               Самолёт в небе высоко парит (потянуться на носочках)

Над Москвой уже летит!                                                                                                                            У-у-у, я лечу в Москву (дети приседают)                                                                                                                                                                               Мы летим все детский сад,

Ждет он с нетерпением ребят!                                

                                         

Тема: «Что такое снег?»    

Программное содержание:

- развивать познавательные способности детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий;

- расширить представления детей об Арктике, как об одном из материков земного шара, о свойствах снега.

- обогащать словарь детей;

- развивать слуховое и зрительное восприятие, зрительную память.

- активизировать внимание, логическое мышление, воображение;

- воспитывать у детей доброе и деятельное отношение к охране природы;

Оборудование: ноутбук; проектор; экран для проецирования; стереофонические колонки.

Демонстрационный материал: презентация «Путешествие по Арктике»: слайды с анимацией и содержат аудиозапись.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

- Ребята, отгадайте загадку:

Шёл он долго, шёл он тихо,

Иногда кружился лихо.

Землю в белое одел

И мгновенно присмирел.  (Снег)

- А как вы думаете, на каком из материков земного шара, кругом лежит снег? (ответы детей).

- Сегодня мы совершим путешествие на Северный полярный круг, и побываем в Арктике. Мы с вами полетим на самолете, занимайте, пожалуйста, свои места.

Подвижная игра «Мы – самолеты»

Цели: развивать воображение, двигательную активность.                                                 Описание игры: воспитатель читает тест и показывает на своем примере ход выполнения упражнения.

Мы отправляемся дружно в полет,

Путешествие необычное нас ждет! (слайд №4: включить звук гудения самолета)

Руки наши - крылья самолета в стороны расставим! (стойка ноги врозь, руки в стороны)

Слышите, ревет мотор, загудел наш самолет! (приседание 5 раз, руки в стороны)

Землю оставляем, мы, ребята, все взлетаем! (Бег друг за другом, руки в стороны)

Скорость самолету прибавляем,                                                                                                 Мы над Арктикой летаем!

- Ребята, вот мы и прилетели! (выключить звук гудения самолета; дети садятся на стулья\ковер).                                                            

Слайд №12: В Арктике все белым-бело. Кругом лежит снег. Давайте посмотрим на него.

Слайд №13: Снег состоит из мелких кристаллов льда, которые называются снежинками. Вы знали, что в полном ведерочке снега находится миллионы снежинок. Плотно сцепляясь друг с другом они и образуют снег, то что мы хорошо с вами видим. Снежинки можно рассмотреть, когда выпадает снег, они попадают к вам на варежки, пуховики. Но наш глаз не может увидеть снежинку во всей ее красоте. Они так малы, что для того, чтобы рассмотреть узор каждого из них, требуется микроскоп. Через специальное увеличивающее стекло, мы видим, что каждая снежинка имеет свою неповторимую форму.

 Под северным сиянием,

 Блестит, переливается,

 Алмазами и стразами,

 Холодный, синий снег. (Автор неизвестен)

   Но как образуются эти кристаллы? Снег образуется, когда микроскопические капли воды в облаках замерзают. Появляющиеся при этом кристаллы льда очень малы, невидимы даже для глаза. Когда снежинка падает, то из-за температуры снежинка увеличивается, прибавляя влагу. Чем ближе к Земле, тем становится холоднее. И вода начинает замораживаться и становится узорчатее.

Физкультминутка «Снежинки, узорчатые льдинки»
Цель: поднять эмоциональный и мышечный тонус детей.

Описание: воспитатель читает тест и показывает на своем примере ход выполнения упражнения.

Что это? Что за чудеса!

Посмотри вверх, на небеса! (голову поднимают вверх)

Это снежинки, узорчатые льдинки! (поднимают руки вверх)
Медленно падают с неба они,
(медленно опускают руки вниз)

Без них не бывает зимы.
Словим больше снежинок,
(расставляют руки перед собой и делают хватательные движения).

Узорчатых волшебных льдинок!
Сколько их не сосчитать,
(головой отрицательно вращают влево-вправо)

Белые сугробы, как пройти?

Поднимаем выше ноги мы, (ходьба на месте, колени высоко поднимаются).
Все идем по снегу, и идем!
(ходьба на месте).

Мы пришли в уютный дом!

-  Существует такое многообразие снежинок, что обычно считается, что не бывает двух одинаковых снежинок. И вариантов форм так много, что, по мнению ученых невозможно сосчитать. Давайте мы с вами поиграем со снежинками и попробуем найти все же каждой снежинке пару.

Развивающая игра «Найди пару»

Цели: развивать внимательность, умение сравнивать.                                                       Описание игры: воспитатель подготавливает карточки с изображением снежинок (каждая картинка в двух экземплярах). Предварительно педагог показывает все карточки, дети внимательно разглядывают изображенные на них снежинки, описывают отличия и сходства. Затем предложить детям выполнить задание на скорость: каждый должен найти карточки с одинаковым изображением снежинки. Усложнение задания: добавить в игру несколько карточек без пары.  

Слайд № 14: Ребята, вы замечали, что когда очень морозно, то снег под ногами хрустит. Как вы думаете, почему снег издает такие звуки? (Ответы детей). При сдавливании снег издаёт звук, напоминающий скрип (хруст). (Дети прослушивают звук «хруст снега под ногами») Этот звук возникает при ходьбе по снегу, надавливании на свежий снег полозьями саней, лыжами, при лепке снежков, ит.п. Считается, что это все из-за ломанья кристалликов снега. Чем холоднее, тем крепче снежинка, и тем больше звука от того, что она ломается.

 - Ребята, наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться домой.

Подвижная игра «На самолете летим домой»

Цели: развивать двигательные навыки; автоматизация произношения звука «у».            Описание игры: воспитатель читает тест и показывает на своем примере ход выполнения упражнения.

Сядем снова в самолет! (слайд №4: включить звук гудения самолета)

Отправляемся в полет! (стойка ноги врозь, руки в стороны)

Губы вытянем вперёд,                                                                                                                          Самолет гул издает:

«У-у-у-у-у, я лечу» (хоровое произношение)                                                                               Самолёт в небе высоко парит (потянуться на носочках)

Над Москвой уже летит!                                                                                                                            У-у-у, я лечу в Москву (дети приседают)                                                                                                                                                                               Мы летим все детский сад,

Ждет он с нетерпением ребят!                                

 

Тема: «Обитатели Арктики»

 Программное содержание:

- развивать познавательные способности детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий;

- расширить представления детей о жизни животных проживающих в  Арктике;

- обогащать словарь детей;

- развивать слуховое и зрительное восприятие, зрительную память;

- активизировать внимание, логическое мышление, воображение;

- воспитывать у детей доброе и деятельное отношение к охране природы;

Оборудование: ноутбук; проектор; экран для проецирования; стереофонические колонки.

Демонстрационный материал: презентация «Путешествие по Арктике»: слайды с анимацией и содержат аудиозапись; иллюстрации; макеты животных Арктики.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

- Дети отгадайте загадки:

Братья, сестры бурым мишкам,

Но не любят мед и шишки,

Моржи, тюлени им соседи.

Кто это? - Белые... (медведи)

Они на холоде лежат,

Но от стужи не дрожат.

Пусть ветер и вода свежи,

На пляж идут (Моржи)

- А как вы думаете, где живут эти животные?  (ответы детей).

- Сегодня мы совершим путешествие  в Арктику, и познакомимся с животными.

Мы с вами полетим на самолете, занимайте, пожалуйста, свои места.

Подвижная игра «Мы – самолеты»

Цели: развивать воображение, двигательную активность.                                                 Описание игры: воспитатель читает тест и показывает на своем примере ход выполнения упражнения.

Мы отправляемся дружно в полет,

Путешествие необычное нас ждет! (слайд №4: включить звук гудения самолета)

Руки наши - крылья самолета в стороны расставим! (стойка ноги врозь, руки в стороны)

Слышите, ревет мотор, загудел наш самолет! (приседание 5 раз, руки в стороны)

Землю оставляем, мы, ребята, все взлетаем! (Бег друг за другом, руки в стороны)

Скорость самолету прибавляем,                                                                                                 Мы над Арктикой летаем!

- Ребята, вот мы и прилетели! (выключить звук гудения самолета; дети садятся на стулья\ковер).                                                            

Слайд №15: Неужели здесь совсем нет жизни, только снег? (Ответы детей). Там, где всё покрыто льдом, жизнь, кажется, невозможна. Но это совсем не так. В Арктике живут самые разные животные.

Слайд №16: Самый известный обитатель Арктики – белый медведь. Это самый крупный хищник на Земле. Длина его тела может достигать 3 м, а вес – около 600 кг и даже больше! Зимой медведь в снегу роет берлогу и спит в ней самые холодные месяцы зимы. Белый медведь питается рыбой, охотится на тюленей, детёнышей моржей. Медведи — отличные пловцы и нередко в поисках пищи глубоко ныряют в воду. Они умеют задерживать дыхание в воде на долгое время.

Слайд №17: В Арктике можно повстречать и северного оленя. Ест не только траву и лишайники, находит их под слоями снега благодаря развитому нюху, так же питается мелкими грызунами и птицами. Шерсть тёплая с густым подшёрстком позволяет не замерзать в самые лютые морозы. У северного оленя очень широкие копыта. Благодаря им, он легко разрывает зимой снег и добирается до растительности, прячущейся под снежной шубой. Послушайте, какие звуки издает это животное. Что нам напоминают эти звуки? (Ответы детей. Воспитатель помогает: мычание коровы).

Слайд №18: Узнаете этого животного? Слышите, кто это воет? Это волк. Волки живут стаями. Послушайте, как рычит волк. По общему виду волк напоминает крупную остроухую собаку. Ноги высокие, сильные; лапы крупные; острые клыки, благодаря им хищник захватывает добычу: тюленя или морского котика. Так же волк обладает очень хорошим зрением. Его острое зрение позволяет видеть добычу издалека.

Слайд №19: В Арктике живет дикая кошка – рысь. Лапы крупные, зимой хорошо опушенные, что позволяет рыси ходить по снегу, не проваливаясь. На ушах длинные кисточки. Хвост короткий, как бы обрубленный. В меню рыси входят грызуны, птицы, а так же детеныши оленей. Послушайте рычание рыси.

Слайд №20: Здесь обитают и другие животные. К примеру, песец. Это хищное животное похоже на лисицу. В отличие от лисицы, тело у песца меньше, уши закруглены. Питается грызунами. Песец следует за белым медведем и доедает за ним. Вслушайтесь в его голос.

Слайд №21: Соболь еще один житель Арктики. Передвигается соболь прыжками. Питается мелкими грызунами и так же растительностью. Голоссоболя похож на урчание кота. Послушаем.

Слайд №22: Куница – хищник небольшого размера. Однако хищник обладает длинными когтями, благодаря которым он ловит грызунов на суше и рыб в воде. Слышите, это голос куницы.

Слайд №23: В Арктике встречается и горностай. Зимой мех чисто белый, летом рыжий. Слышите, как горностай зовет своих братьев. Ребята, вы заметили, что мех многих животных Арктики белого цвета? У каких животных мы это наблюдали? (дети отвечают). Верно, но почему многие животные Арктики имеют белый окрас шерсти? (дети отвечают. Воспитатели: легко охотится и прятаться).

Слайд №24: Мы говорили, что многие хищники питаются грызунами. Леммингом питаются практически все звери. Лемминг – это грызун, обитающий глубоко в норах под снегом. Питаются всевозможными растениями, мхом. Послушаем: какие звуки издает лемминг.

Воспитатель: Ребята, вы не замерзли? Давайте немножко погреемся.

 Имитационное упражнение “Мы шагаем по сугробам” (эмоциональная разрядка, повтор 2 раза)

 Мы шагаем по сугробам,( Дети идут, высоко поднимая ноги).

 По сугробам крутолобым.

 Поднимай повыше ногу,

 Проложи другим дорогу. Очень долго мы шагали, Ой, куда же мы попали?

Слайд №25: Обитают в Арктике и многочисленные ластоногие — тюлени, морские котики, моржи, морские коровы и слоны. Их называют ластоногими потому, что их конечности похожи на ласты. Такая форма плавников позволяет плавать в воде с большой скоростью. Давайте познакомимся с ними. Морская корова – одно из самых крупных животных после медведя. К сожалению, сегодня этих животных редко можно встретить, так как этот вид вымирает. Люди охотились на них, и их осталось на земле очень мало. Морские коровы питаются, как правило, рыбой. Слышите рев морской коровы.

Слайд №26: Морские слоны – очень крупные ластоногие. Своим названием хищники обязаны хоботообразному носу у самцов. Это рев морского слона.

Слайд №27: Морские котики живут большими семьями. Это хищные животные, питаются рыбой. Огромное значение для них имеет мех, который позволяет им переносить холода. Вслушайтесь, так морской котик зовет своего детеныша.

Слайд №28: В Арктике живут тюлени, в отличие от морских котов, они не имеют шерстяного покрова. Перемещаться в воде с огромной скоростью им помогает вытянутая обтекаемая форма тела. Они тоже кормятся рыбой, заплывая в ее поисках ко льдам Северного Ледовитого океана. Вот и голос тюленя, послушаем.

Слайд №29: Малышей тюленя называют бельчатами, так как их мех белый, как снег.

Слайд №30: На ледниках может увидеть огромные по численности стада моржей. Эти громадные, неуклюжие на суше животные очень проворны и быстры в воде. Врагом моржа является белый медведь. Однако моржи очень сильны и обладают мощным оружием: бивнями, которыми при опасностях они защищаются. Послушаем рев моржа.

 Моржи, тюлени, морские: котики, коровы, слоны – все любят очень рыбу. Поэтому они живут на берегу Северного Ледовитого океана. Когда они не голодны, то отдыхают и нежатся под лучами такого редкого солнца.

Слайд №31: В водах Северного Ледовитого океана проживает самое большое животное в мире. Это горбатый кит. Почему же он горбатый, потому что, действительно, у него есть горб: его плавник обладает такой формой. Длина кита может достигать до 20 м., а вес до 40 т. Когда кит голоден, то с раскрытой пастью заплывает в стаю рыбы, заглатывая пищу вместе с водой. Затем пасть закрывается: вода выходит через невидные глазом специальные щели, а рыба остается. Киты очень общительны, но услышать их разговор невозможно без специального оборудования. Звуки, издаваемые китами настолько тонкие, что человеческое ухо не может их распознать. Мой друг ученый специально прислал мне запись разговора одного кита с другими китами. Послушаем.

Слайд №32: Вы узнали это животное? Правильно, это пингвин. Принято относить пингвина к птицам, так как пингвины высиживают яйца, как любые птицы, и к тому же имеют крылья. Однако, пингвин – это единственная птица, которая не умеет летать. Зато пингвины – отличные пловцы. Они ныряют очень глубоко и ловят рыб. Пингвинам нужно очень много питаться, чтобы они смогли пережить суровые холода зимы. Чем больше пищи будет у пингвина, тем толще благодаря накопленному жиру будет его кожа. Жир помогает пингвинам, как и остальным животным Арктики, нырять в ледяную воду и не замерзать. Пингвины очень дружные животное. Когда в Арктике очень холодно и поднимается пурга, то они собираются как можно ближе друг к другу в круг. В самом центре круга стоят самые маленькие – пингвинята. Тем самым все защищают детенышей своим телом от морозного ветра. Слышите, это пингвины галдят.

  - Ребята, наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться домой.

Подвижная игра «На самолете летим домой»

Цели: развивать двигательные навыки; автоматизация произношения звука «у».            Описание игры: воспитатель читает тест и показывает на своем примере ход выполнения упражнения.

Сядем снова в самолет! (слайд №4: включить звук гудения самолета)

Отправляемся в полет! (стойка ноги врозь, руки в стороны)

Губы вытянем вперёд,                                                                                                                          Самолет гул издает:

«У-у-у-у-у, я лечу» (хоровое произношение)                                                                               Самолёт в небе высоко парит (потянуться на носочках)

Над Москвой уже летит!                                                                                                                            У-у-у, я лечу в Москву (дети приседают)                                                                                                                                                                               Мы летим все детский сад,

Ждет он с нетерпением ребят!                                

 

Тема: «Птицы Арктики»

Программное содержание:

- развивать познавательные способности детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий;

- расширить представления детей о жизни птиц в Арктике;

- обогащать словарь детей;

- развивать слуховое и зрительное восприятие, зрительную память.

- активизировать внимание, логическое мышление, воображение;

- воспитывать у детей доброе и деятельное отношение к охране природы;

Оборудование: ноутбук; проектор; экран для проецирования; стереофонические колонки.

Демонстрационный материал: презентация «Путешествие по Арктике»: слайды с анимацией и содержат аудиозапись;

Ход непосредственно образовательной деятельности:

- Ребята, отгадайте загадку.

Летает бесшумно.

 Кругом голова!

 Полярная, белая

 Птица (Сова.)

- Как вы думаете, где живет полярная, белая сова?  (ответы детей)

-  А вы хотите побывать на Северном полюсе?

- Сегодня мы совершим путешествие  в Арктику. Мы с вами полетим на самолете, занимайте, пожалуйста, свои места.

Подвижная игра «Мы – самолеты»

Цели: развивать воображение, двигательную активность.                                                 Описание игры: воспитатель читает тест и показывает на своем примере ход выполнения упражнения.

Мы отправляемся дружно в полет,

Путешествие необычное нас ждет! (слайд №4: включить звук гудения самолета)

Руки наши - крылья самолета в стороны расставим! (стойка ноги врозь, руки в стороны)

Слышите, ревет мотор, загудел наш самолет! (приседание 5 раз, руки в стороны)

Землю оставляем, мы, ребята, все взлетаем! (Бег друг за другом, руки в стороны)

Скорость самолету прибавляем,                                                                                                 Мы над Арктикой летаем!

- Ребята, вот мы и прилетели! (выключить звук гудения самолета; дети садятся на стулья\ковер).                                                            

Слайд №33: Самыми многочисленными жителями бескрайних просторов сурового Севера являются птицы. Гнездятся они на неприступных отвесных скалах.

Слайд №34: Розовая чайка – очень общительная птица. Послушаем, как они разговаривают между собой!

Слайд №35: Кайра — чёрно-белая птица. Когда кайры садятся на воду, то издают громкие крики. Послушаем их.

Слайд №36: В Арктике живет еще одна удивительная птица: гага обыкновенная. Ее называют северной уткой. Для неё не составляет труда нырять в ледяную воду на глубину до 20 метров. При взлёте в небо гаги обычно издают громкие, слышные на большом расстоянии крики, похожие на гоготание. Послушаем.

Слайд №37: В Арктике можно встретить и казарку. Это птица относится к роду утиных. Внешним видом напоминает мелкого гуся с толстой шеей и коротким клювом. Окраска яркая и контрастная, сочетает в себе рыжие, белые и чёрные тона. Голос птицы очень звонкий. Прослушаем.

 Ребята, как вы думайте, почему перья птицы, когда они выходят из воды, не покрываются льдом. Почему птицы выходят сухими из воды? (Ответы детей).

Слайд №38: Послушаем, кто это кричит? Это поморник. У поморника короткий, но крупный клюв. На кончике он слегка приплюснут. Верхняя часть клюва похожа на крючок. Такая форма клюва помогает поморнику ловить свою жертву, к примеру, грызунов.

Слайд №39: Кулик – это небольшая птица с длинным клювом, благодаря которому он с легкостью находит и вытаскивает растения из расщелин скал. Слышите негромкие крики кулика.

Слайд №40: Самой свирепой и крупной среди птиц является полярная сова. Это безжалостный хищник с жёлтыми глазами и белым оперением. Она нападает и на птиц, и на грызунов. Может полакомиться и детёнышем более крупного зверя — к примеру, песца. Слышите, это она зовет своих совят.

  - Ребята, наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться домой.

Подвижная игра «На самолете летим домой»

Цели: развивать двигательные навыки; автоматизация произношения звука «у».            Описание игры: воспитатель читает тест и показывает на своем примере ход выполнения упражнения.

Сядем снова в самолет! (слайд №4: включить звук гудения самолета)

Отправляемся в полет! (стойка ноги врозь, руки в стороны)

Губы вытянем вперёд,                                                                                                                          Самолет гул издает:

«У-у-у-у-у, я лечу» (хоровое произношение)                                                                               Самолёт в небе высоко парит (потянуться на носочках)

Над Москвой уже летит!                                                                                                                            У-у-у, я лечу в Москву (дети приседают)                                                                                                                                                                               Мы летим все детский сад,

Ждет он с нетерпением ребят!                                

Тема: «Люди в Арктике»

Программное содержание:

- развивать познавательные способности детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий;

- расширить представления детей об Арктике, как об одном из материков земного шара;  

- обогащать словарь детей;

- развивать слуховое и зрительное восприятие, зрительную память.

- активизировать внимание, логическое мышление, воображение;

- воспитывать у детей доброе и деятельное отношение к охране природы;

Оборудование: ноутбук; проектор; экран для проецирования; стереофонические колонки.

Демонстрационный материал: презентация «Путешествие по Арктике»: слайды с анимацией и содержат аудиозапись;

Ход непосредственно образовательной деятельности:

- Дети,  послушайте стихотворение:

 Там деревьям не растётся,

Там и речкам не течётся, лишь косматая пурга

 Кружит белые снега.

 Под промёрзшим небосводом

 Ледники сползают в воду, И плывут потом вдали

 Ледяные корабли айсберги.

- Ребята, как вы думаете, о каком из материков земного шара говориться в стихотворении? (ответы детей);  

Слайд №42: Но как мы узнали, что на нашей планете есть такое место – Арктика, кто обитает в Арктике? (ответы детей);  

-  О природе Арктики, о жизни обитателей мы узнаем благодаря путешественникам и ученым. Они плавают на огромных суднах – ледоколах. Как вы думаете, почему судно называют ледоколом?

(Ответы детей. Воспитатель помогает: вода в Северном Ледовитом океане замерзает и покрывается льдом. Поэтому, судну приходится раскалывать лед, чтобы проплыть).

- Сегодня мы совершим путешествие  в Арктику. Мы с вами полетим на самолете, занимайте, пожалуйста, свои места.

Подвижная игра «Мы – самолеты»

Цели: развивать воображение, двигательную активность.                                                 Описание игры: воспитатель читает тест и показывает на своем примере ход выполнения упражнения.

Мы отправляемся дружно в полет,

Путешествие необычное нас ждет! (слайд №4: включить звук гудения самолета)

Руки наши - крылья самолета в стороны расставим! (стойка ноги врозь, руки в стороны)

Слышите, ревет мотор, загудел наш самолет! (приседание 5 раз, руки в стороны)

Землю оставляем, мы, ребята, все взлетаем! (Бег друг за другом, руки в стороны)

Скорость самолету прибавляем,                                                                                                 Мы над Арктикой летаем!

- Ребята, вот мы и прилетели! (выключить звук гудения самолета; дети садятся на стулья\ковер).                                                            

Слайд №43: На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Ученые и путешественники живут в специальных палатках. С собой они перевозят различные приборы, благодаря которым измеряется температура, а так же исследуются животные Арктики.

Слайд №44: По суше передвигаться помогают собаки. Это специальные породы собак – северные лайки. У них густой мех, который защищает их от холода.

Слайд №45: Ученые изучают повадки животных не только на суше, но и под водой. Они ныряют с специальными водонепроницаемыми фотоаппаратами и видеокамерами в воду и снимают животных.

Слайд №46: Благодаря деятельности этих храбрых и отважных людей, которые не боятся снимать свирепых медведей и огромного горбатого кита, мы с вами имеем эти замечательные фотография.

Слайд №47, №48: Однако не все люди добры к животным. Есть и те, которые наносят непоправимый вред. Люди загрязняют Арктику. Так моржи и тюлени погибают от того, что проглатывают кульки. Киты могут проглотить даже железные банки. Вредные вещества, которые попадают в воду из-за невнимательного к природе отношения человека, отравляют среду обитания. Многие животные заболевают.

Слайд №49: Охота и рыболовство привели к исчезновению многих животных. Редкими стали такие животные, как белый медведь, морж. Именно поэтому они внесены в Красную книгу. Вспомним, что это за книга? ( Ответы детей. Воспитатель помогает: в этой книге записаны те животные, которых осталось очень мало на Земле, и даже те, которых никогда теперь не встретить на нашей планете, так как они вымерли).

Слайд №50: Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники. В заповедниках люди стали выращивать редкие виды животных, тем самым увеличивая их количество.

Слайд №51: Добрые люди лечат животных и помогают им окрепнуть, затем отпускают на волю.

Слайд №52: Арктика – это удивительное место, где обитает множество животных и птиц. Мы – люди, должны беречь природу и заботится о наших братьях меньших.

Слайд №53: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться домой.

Подвижная игра «На самолете летим домой»

Цели: развивать двигательные навыки; автоматизация произношения звука «у».            Описание игры: воспитатель читает тест и показывает на своем примере ход выполнения упражнения.

Сядем снова в самолет! (слайд №4: включить звук гудения самолета)

Отправляемся в полет! (стойка ноги врозь, руки в стороны)

Губы вытянем вперёд,                                                                                                                          Самолет гул издает:

«У-у-у-у-у, я лечу» (хоровое произношение)                                                                               Самолёт в небе высоко парит (потянуться на носочках)

Над Москвой уже летит!                                                                                                                            У-у-у, я лечу в Москву (дети приседают)                                                                                                                                                                               Мы летим все детский сад,

Ждет он с нетерпением ребят!                                

Вам понравилось наше путешествие? Расскажите какая погода на Севере? (Ответы детей. Воспитатель помогает: морозная, холодная, студеная, вьюжная).

 Что вы еще узнали об Арктике? Расскажите, кто там обитает? Что вам больше запомнилось? А что вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий "Органы чувств" для детей старшего дошкольного возраста

Конспекты занятий по ознакомлению детей с органами чувств человека и какое значение для человека  имеют обоняние (занятие "Нос"), зрение (занятие "Глаза"), слух (занятие "Уши"), вкус (занятие "Яз...

Цикл занятий "Органы чувств" для детей старшего дошкольного возраста

Конспекты занятий по ознакомлению детей с органами чувств человека и какое значение для человека  имеют обоняние (занятие "Нос"), зрение (занятие "Глаза"), слух (занятие "Уши"), вкус (занятие "Яз...

Цикл музыкальных комплексных занятий для детей старшего дошкольного возраста

комплексные занятия для детей старшего дошкольного возраста...

Цикл бесед « Уроки безопасности » для детей старшего дошкольного возраста.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12579273","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"320"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12579275","...

Цикл занятий по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста.

Познакомить  детей  со значение  воды  в  нашей  жизни,  показать,  где,  в  каком  виде  существует  вода  в  окружающей...

Конспект спортивного мероприятия «Путешествие в космос» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект  спортивного  мероприятия  «Путешествие в космос» для детей старшего дошкольного возраста. Форма мероприятия: спортивный праздник. Продолжительность: 30 м...