Консультация для родителей "Экологическое воспитания через дидактические игры"
консультация по окружающему миру (средняя группа)

Гусейнова Надежда Александровна

Консультация для родителей по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_2.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Экологическое воспитание дошкольников через дидактические игры»

Цель современного дошкольного образования – формирование личности через собственную деятельность, развитие универсальных учебных действий, познавательной активности, творчества детей и их личности через различные виды деятельности.

Сегодня процесс обучения (на занятии и в совместной деятельности) в дошкольном образовательном учреждении – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность и в сотрудничестве с преподавателем.

Современное занятие рассматривается как постоянно развивающая форма и строится оно на основе принципов сотрудничества, деятельностного подхода и использования активных форм и методов обучения. Именно на этой основе формируются у дошкольников коммуникативные,ﹶпознавательные,ﹶуниверсальные,ﹶучебные,ﹶ действия. Такие,ﹶ как: умениеﹶ планировать свою деятельность, устанавливать причинно-следственныеﹶ связи; ориентироваться в источниках информации.

В последнееﹶ время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить без нее, неﹶможет нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Непрерывноеﹶ экологическоеﹶ образованиеﹶ – это необходимость, осознанияﹶ которой ужеﹶ имеется неﹶ только у специалистов, но и у значительной части рядового населения. Как показывают наблюдения, знания детей о природеﹶ формируются стихийно, под влиянием телевидения, интернета, мультфильмов. Качественныеﹶ знания могут сформироваться лишь в процессеﹶ целенаправленного систематичного, организованного образовательного процесса. И лучшей формой для дошкольников является игра. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различныеﹶстороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.

Эльконин Д.Б. подчеркивал, что «игра – это сложноеﹶ психологическоеﹶ явление, котороеﹶ дает эффект общего психического развития…». По утверждению К.Д. Ушинского, в игреﹶ ребенок «живет, и следы этой жизни глубжеﹶ остаются в нем, чем следы действительной жизни...». В игреﹶ ребенок учиться подчинять своеﹶ поведениеﹶ правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственныеﹶ способности и познавательныеﹶ интересы, учится строить свои отношения с природой. Игра для ребенка – это серьезноеﹶ занятие.  «Сделать серьезноеﹶ занятиеﹶ для ребенка занимательным – вот задача первоначального  обучения…».

Именно поэтому педагоги-практики разработали принципы, содержаниеﹶ и методы экологического образования детей, позволяющиеﹶ повысить обучающий общий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.

Игры с предметами. 

Кто чем питается? 

Цель: закреплять представления детей о пище животных.

Ход игры: дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т.п. Называют его и определяют какое животное питается этой едой.

Что сначала – что потом? 

Цель: закреплять знания детей о развитии и росте животных.

Ход игры: детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.

Игры настольно-печатные: 

Игра «Четыре картинки»

Цель: закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.

Ход игры: игра состоит из 24 картинок с изображением птиц, бабочек, животных. Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки. Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а любую ненужную тоже передает соседу слева, и т.д. Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Участники игры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы всем было видно. Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек.

Игры словесные. 

Игра «Кто в домике живет?» 

Цель: закреплять знания детей о животных, учить подражать их голосам.

Ход игры: дети изображают знакомых животных, сидящих в домиках. Воспитатель по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: «Тук-туктук, кто в этом домике живет?» Дети отвечают: «Му-му-му!», «Бе-е-е», «Мяумяу!» и т.д. Воспитатель отгадывает, кто живет в домике.

Игра «Отгадай кто это?» 

Цель: закреплять представления детей о характерных признаках диких и домашних животных.

Ход игры: воспитатель описывает животное (его внешний вид, повадки, среду обитания) дети должны отгадать про кого идет речь.

        1.         Формирование экологических представлений о растениях.

Игры с предметами. 

Игра «Детки на ветке». 

Цель: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Ход игры: дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их.

По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.

Игра «Найди, что покажу». 

Дидактическая задача. Найти предмет по сходству. 

Оборудование: на двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов, один (для воспитателя) накрыть салфеткой.

Ход игры: детям показывают на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирают его, затем предлагают детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется». Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.

Игры настольно-печатные. 

Игра «Волшебный поезд». 

Цель: закрепить и систематизировать представления детей о деревьях, кустарниках.

Материал: два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением растений.

Ход игры: на столе перед детьми лежит «поезд» и карточки с изображением животных. Воспитатель – «Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом – кустарники, во втором – цветы и т.д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.

Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).

Игры словесные. 

Игра «Найди, о чем расскажу». 

Дидактическая задача: найти предметы по перечисленным признакам. 

Оборудование: овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.

Ход игры: воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.

1. Формирование экологических представлений об объектах и явлениях природы.

Игры с предметами. 

Игра «Когда это бывает?» 

Цель: уточнить представления детей о сезонных явлениях.

Ход игры: детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.

Игра «Что это такое?» 

Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы.

Материал: природный - песок, камни, земля, вода, снег.

Ход игры: детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходимо разложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое). Что с ним можно делать?

Игры настольно-печатные. 

Игра «Это когда?» 

Цель: уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе.

Ход игры: у каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов.

Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.

Игры словесные. 

Игра «Когда это бывает?» 

Цель: уточнять и углублять знания детей о временах года.

Ход игры:

  1. вариант: воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают;
  2. вариант: воспитатель называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Если кто-то затрудняется, взрослый помогает вопросами.

1.         Формирование экологически бережного отношения к природе Настольно-печатные игры. 

Игра «Ухаживаем за растениями». 

Цель: закреплять представления детей о различных способах ухода за растениями.

Материал: карточки с изображением лейки, пульверизатора, кисточки, ножниц; 7-8 комнатных растений.

Ход игры: дети сидят за столом, на котором лежат карточки с изображением предметов, необходимых для ухода за растениями. Детям необходимо определить какой уход нужен тому или иному растению, каким инструментом его выполняют – дети показывают соответствующую карточку. Кто правильно ответит, после игры будет ухаживать за этим растением.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное воспитание через дидактические игры в средней группе детского сада

Сенсорное воспитание через дидактические игры в средней группе детского сада  Раннее детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые. Нет ...

Развитие художественно - эстетического воспитания через дидактические игры.

Цель: Создать условия для развития художественно - эстетического воспитания  дошкольного возраста посредством  дидактической игры. Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрен...

Развитие художественно - эстетического воспитания через дидактические игры.

Развитие художественно - эстетического воспитания через дидактические игры....

"Развитие экологического воспитания через дидактические игры"

Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологичес...

Консультация для воспитателей "Нравственно-патриотическое воспитание через дидактические игры"

Консультвация для педагогов о работе с детьми средней группы по нравственно-патриотическому воспитанию...

«Нравственно-патриотическое воспитание через дидактические игры в подготовительной группе

Гармоничное развитие ребенка- основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического восп...