Проект по экологии «Скажем «Нет!» пластиковым пакетам»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Ковалёва Юлия Николаевна

Проект по экологии «Скажем «Нет!» пластиковым пакетам»

Описание материала: проект направлен на формирование у детей бытовой экологической культуры. Расширение знаний о пользе и вреде современных упаковочных материалов. Продукт проекта – изготовление совместно с родителями экосумок, изготовление поделок из пластиковых пакетов для конкурса «Дадим вторую жизнь пластиковым пакетам».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ds_no19_proekt_po_ekologii._kovalyova.docx32.48 КБ

Предварительный просмотр:

Ковалёва Ю.Н.

воспитатель

МБДОУ д/с №19 « Красная Шапочка»

Проект  «Скажем «Нет!» пластиковым пакетам»

Описание материала: проект направлен на формирование у детей бытовой экологической культуры. Расширение знаний о пользе и вреде современных упаковочных материалов. Продукт проекта – изготовление совместно с родителями экосумок, изготовление поделок из пластиковых пакетов для конкурса «Дадим вторую жизнь пластиковым пакетам».

Актуальность:

В нашей повседневной жизни мы совершаем много действий, которые выполняем неосознанно. Например, почти каждый день мы ходим в магазин и покупаем продукты, упаковывая их в пластиковый пакет, а дома перекладываем в холодильник. Сегодня полиэтиленовые пакеты можно увидеть повсюду. В них упаковано большинство продукции в магазинах, без них трудно представить наш быт. Полиэтиленовый пакет прочно вошел в нашу жизнь. А ведь использованный пакет в среднем живет лишь около получаса и затем отправляется в мусорное ведро. На этом его полезная для нас «жизнь» заканчивается и начинается совсем другая, которую сложно даже представить.

Горы мусора из полиэтиленовых пакетов заполонили города и села: они торчат из урн и валяются на дорогах, плавают в водоемах и даже их можно увидеть на деревьях. Весь мир тонет в этих изделиях из полиэтилена. «Пакеты-захватчики» скоро могут завладеть всей планетой.

За год в мире накапливается около 4 триллионов пакетов. На разложение пластикового пакета нужно не менее 400 лет! Из-за пластика ежегодно умирает большое количество живых существ, отравляется почва, наносится необратимый вред всей природе.

Всякий раз, покупая пластиковый пакет, каждый человек наносит вред окружающей среде. В последнее время экологи предлагают множество способов борьбы с полиэтиленом.  Но общество не обращает на это внимание, а если люди и знают, то почему – то не используют на практике. Задача каждого – избавить природу от пластика, а значит найти способы отказа от пакетов или заменить полиэтилен на другие материалы.

Проблема: в результате беседы с детьми старших групп, было выявлено, что знаний детей о влиянии пластиковых пакетов на экологию недостаточно. Выявлено, что у 40% воспитанников преобладает средний уровень, у 60% воспитанников – низкий уровень представлений о влиянии пластика на окружающую среду.  В связи с недостаточным уровнем представления детей о влиянии пластиковых пакетов на экологию, об альтернативе пластику, о его правильной утилизации был разработан проект «Скажем «Нет!» пластиковым пакетам». С целью воспитания экологической грамотности у детей.

Цель: привлечение внимания детей, родителей, сотрудников дошкольного учреждения и общества к проблеме негативного влияния пластиковых пакетов на жизнь природы и самого человека, путей ее решения.

Задачи:

  • просвещать дошкольников и их родителей о существовании глобальной экологической проблемы – загрязнения пластиком;
  • привлечь внимание дошкольников и их родителей к проблеме охраны природы родного края;  
  • способствовать формированию бережного отношения к природе родного села;
  • развивать умение решать самостоятельно различные экологические задачи;
  • воспитывать отзывчивость, коммуникабельность;
  • способствовать формированию стремления содержать в чистоте свое село, дом, территорию детского сада и т. д.
  • развивать умение отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы.

Участники проекта: дети старшей и подготовительной к школе групп, их родители, педагоги.

Срок реализации: 4 недели 

Тип проекта: краткосрочный.

Предполагаемый результат:

Воспитанники:

  • Увидят проблему, которая существует рядом с ними;
  • Ознакомятся со способами решения этой проблемы;
  • Узнают, какая есть альтернатива пластиковым пакетам;

Родители: 

  • станут активными участниками проекта, ориентированными на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность; 
  • обратят внимание на существующую проблему в  природе родного края и будут стремиться     улучшить экологическое состояние родного села;
  • в совместной с детьми деятельности  создадут поделки из пластиковых пакетов, тем самым покажут различные варианты их использования.
  • создадут эко-сумки, которые будут способствовать сохранению благополучного экологического состояния нашего родного села.

План реализации

  1. Аналитический этап.
  • Определение  уровня знаний детей об экологической проблеме;
  • Определение темы проекта, задач, стратегии и механизмов;
  • Сбор информации по данной теме;
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.

  1. Основной этап. Реализация проекта.
  • Внедрение в образовательный процесс эффективных форм, методов и приемов по обогащению знаниями дошкольников о пользе и вреде пластиковых пакетов. Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению эко-сумок, поделок из пластиковых пакетов

  1. Итоговый.
  • Выставка-конкурс творческих работ
  • Анализ проведенной деятельности.
  • Фотоотчет о проекте.

Формы и методы, приемы работы.

  • беседы;
  • чтение литературы;
  • экскурсии;
  • эксперименты;
  • наблюдение;
  • рассматривание иллюстраций;
  • сочинение экологических сказок;
  • просмотр мультимедийных презентаций;
  • художественное творчество;
  • игры.

Ресурсное обеспечение: научная и педагогическая литература, мультимедийное оборудование, дидактические пособия, фотографии, материал для художественного творчества.

1 этап – Аналитический.

На данном этапе мною был проведен мониторинг уровня знаний детей и родителей о влиянии пластика на окружающую среду. Я определила тему своего проекта, задачи, собрала необходимую информацию и материал, подготовила презентацию.

2 этап - Основной этап. Реализация проекта.

В ходе реализации проекта была проведена работа по пяти образовательным направлениям.

Познавательное развитие.
1.   Экскурсия по селу и территории детского сада:

Цель: выявление проблемы загрязнения села;

2. Просмотр мультимедийных презентаций «Польза или вред в  пластиковых пакетах?», «Другие варианты использования  пластиковых пакетов»;

3. Рассматривание сюжетных картинок и иллюстраций с изображением природы до изобретения пластиковых пакетов.
4.  Рассматривание альбома «Мой край родной».

5.  ОД «Пластиковые пакеты: польза или вред?»

6. Экспериментирование «Пластик и жизнь растений», «Пакет против банан».

Прогулки.

Цикл тематических прогулок с наблюдением за растениями и их взаимодействием с пластиковым мусором.
Беседы:

  1. «Беседы «Пластиковый пакет – друг или враг?»,

Цель: знакомство детей с плюсами и минусами пластиковых пакетов.

  1. «Расти и процветай, село мое родное!» (о правилах поддержания чистоты в селе»

Цель: воспитание в детях желания улучшать благосостояние родного села.

3. «Чистый детский сад».

Цель: воспитание чувства ответственности за чистоту окружающей природы.

4. «Как появился пластиковый пакет и почему он стал популярным?»

Цель: знакомство дошкольников с историей возникновения пластиковых пакетов.

Социально-коммуникативное развитие.

  1. Дидактические игры: «Четвертое лишнее», «Да и Нет», «Угадай, что в мешочке?», «Природа и человек», «Выбери нужное».
  2. Акция «Скажем «Нет!» пластиковым пакетам»
  3.  Мастер-класс «Экосумка - лучший выбор»

Речевое развитие.

Чтение художественной литературы.
 - Чтение экологических сказок: «Зайчик и медвежонок», «Нет места мусору», «Очень страшная история», «Лесной ручеек» «Грустная история», «Жизнь в реке».

 -Составление описательных рассказов по опорным  картинкам.

- Сочинение экологических сказок детьми по личным впечатлениям, театрализация этих сказок.

Художественно-эстетическое развитие.

       Художественное творчество «Планета без пакета»,

изготовление плакатов совместно с родителями для акции «Скажем «Нет!» пластиковым пакетам», оформление  экологического стенда.

Результаты проекта:

В результате проведенной работы дети узнали об истории возникновения пластикового пакета, о пользе и вреде его использования.

 Дошкольники пришли к выводу, что необходимо искать альтернативу пластику в бытовой жизни человека, иначе миру грозит экологическая катастрофа.

Проведенная работа оказалась эффективной, показала, что с помощью воспитателя в процессе совместной деятельности с использованием различных форм работы дети смогли самостоятельно сделать правильный вывод о сокращении использования, а в дальнейшем и полном отказе от пластиковых пакетов.

3 этап - Итоговый.

Анализ результатов проекта. 

В ходе акции были проведены встречи с родителями, беседы с воспитанниками, конкурсы рисунков. Педагоги подготовили информацию о вреде полиэтилена, который отравляет почву, загрязняет природу, губит мелких животных и птиц, засоряет все, что нас окружает. Был поставлен вопрос: Как быть? И принято решение – нужно начинать с себя, сократить использование полиэтилена. Самой лучшей альтернативой полиэтиленовому пакету является многоразовая сумка.

В связи с этим в детском саду был объявлен и проведен конкурс «Экосумки – спасут нашу планету». Этот конкурс на лучший вариант экосумки помог и нам внести свой посильный вклад в формирование нового экологического мышления, почувствовать свою ответственность за экологическое здоровье Земли.

Воспитанники старших групп вместе с родителями активно включились в этот конкурс. Каждый участник конкурса смог предложить свою идею создания эко-сумки. Здесь были сумки и шитые, и вязанные, сумки большие и маленькие, с орнаментом и отделанные бисером, вышивкой, аппликацией. Были тут и сумки-трансформеры и даже декоративные сумочки. Мы воочию убедились, что творческой фантазии конкурсантов не было предела! От такого обилия прекрасных сумок разбегались глаза - сумки были на все вкусы.

Еще один конкурс был объявлен в период проведения акции «Дадим вторую «жизнь» пластиковым пакетам». В этом конкурсе участвовали и взрослые, и дети. Такое количество разнообразных поделок потрясло членов жюри. Было очень сложно выбрать победителя.

Большую активность и заинтересованность проявили и участники детского конкурса рисунков «Планета без пакета». Считаем, что именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, т. к. малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Поэтому и детские рисунки несут большую информативность, они вбирают в себя не только определенное содержание, но и детское эмоциональное отношение к тому, что происходит.

Большой интерес у детей вызвали подготовка и проведенная акция «Скажем «Нет!» пластиковым пакетам». Дети с большим желанием рассказывали людям о необходимости отказа от столь привычных и удобных нам пластиковых пакетов. Дети обращали внимание на плакаты, где они совместно с родителями изобразили какой вред наносит пластик домашним животным, зверям, почве, водоемам, растениям и людям.

Таким образом, планирование и реализация этого проекта способствовала повышению экологической культуры воспитанников и сохранению природы.

Список литературы

  1. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие – Ярославль: Академия развития: 2003. – 112 с.
  2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992. -96с.
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
  4. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.:1993
  5. Интернет – ресурсы.
  6. https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayushemu-miru-po-teme-polietilenovye-pakety-polza-ili-vred-4101343.html

  1. https://yandex.ru/video/preview/12144080422351189999

  1. https://theoryandpractice.ru/posts/20196-istoriya-plastikovogo-paketa-ot-chuda-nauki-do-vraga-prirody-1
  2. https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2012/09/17/zaychik-i-medvezhonok-ekologicheskaya-skazka
  3. https://www.maam.ru/detskijsad/yekologicheskie-skazki-o-musore.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический конкурс -акция "Скажем Нет! " пластиковым пакетам"

В марте 2018г МБДОУ д/с №7 "Алёнушка" активно включился в проведение экологического конкурса-акции "Скажем "Нет!" пластиковым пакетам, проводимой в рамках III районной экологи...

Экосумка для проведения акции "Экосумкам -да! Пластиковым пакетам -нет!"

Данный материал содержит работу воспитателей и детей по изгоовлению экосумки...

Экологический проект «Экосумка – модная и полезная замена пластикового пакета»,

Проблема загрязнения окружающей среды бытовыми отходами в настоящее время очень актуальна. В связи с этим мы совместно с родителями решили принять участие в проекте и доказать, что пластиковый пакет м...

Экосумка - альтернатива пластиковому пакету

Одна из глобальных экологических проблем-утилизации мусора. Синтетические материалы не перерабатываются, поэтому люди ищут пути перехода на биоразлагаемые материалы....

Экосумка - модная, полезная замена пластикового пакета.

Одна из глобальных  экологических проблем - утилизации мусора. Синтетические материалы не перерабатываются, поэтому люди ищут пути перехода на биоразлагаемые материалы....

Познавательно-исследовательский проект «Сохрани планету-откажись от полиэтиленовых пакетов и пластиковых пакетов и пластиковых бутылок!» для детей от 4 до 5 лет

Познавательно-исследовательский проект «Сохрани планету-откажись от полиэтиленовых пакетов и пластиковых пакетов и пластиковых бутылок!» для детей от 4 до 5 лет...