Дидактические игры на природе
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Куриневская Светлана Германовна

Дидактические игры по временам года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_na_prirode.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры на природе

Дидактические игры Осенью

Дидактическая игра «Какое это растение?» 
Малыши на основе предварительной беседы с педагогом и своих наблюдений отвечают на вопросы, называя нужное растение.

Листочек какого растения прикладывают к ране, чтобы она быстрее зажила? (Подорожника
У какого лекарственного растения семена летают? (
У одуванчика)
Отваром какого растения излечивают простуду? (
Ромашки
В каком растении семена находятся в длинных колосках?  (
У подорожника)
Цветок какого  лекарственного растения имеет бело-желтую окраску? (
У ромашки)
Листья какого растения используют весной для приготовления витаминных салатов? (
Одуванчика)


Дидактическая игра «Узнаю деревце»

Взрослый предлагает малышам назвать деревья, о которых он спрашивает. 
Какое дерево имеет белую кору и желтеет одним из первых? (
Берёзка
Листочки какого дерева напоминают гусиную лапку? (
Клена)
Какое дерево сравнивают с казаком, богатырем? (
Дуб)
С какого дерева пчелы собирают летом мед? (
С липы)
Какое дерево имеет вместо листочков иголки? (
Ель, сосна)


Дидактическая игра «Сравни»
Педагог побуждает детей завершить начатые предложения, использовав для этого сравнительные обороты.
Например:
Листья у калины осенью как ... (
Золото, солнышко)
Калиновые ягодки блестящие, как ... (
Бусы, драгоценные камни)


Дидактическая игра «Посмотри и расскажи»
Малыши описывают особенности погоды и природы с помощью вопросов.
Какое сегодня небо? (
Ясное, высокое, голубое, яркое)
Какие по нему плывут облака? (
Маленькие, белоснежные, пушистые, похожие на шарики ваты)
Какое солнышко в небе? (
Ясное, лучистое, осеннее)
Хотя и осень, но как сегодня светит? (
Ласково, нежно, хорошо)
Есть ли ветер на улице? Какой он? (
Легкий, едва заметный, теплый)
В о с п и т а т е л ь. Еще недавно осенним  днем  можно было встретить бабочку, муху, жука, паучка или пчелу. Попробуйте сейчас найти кого-то из насекомых. (
Дети выполняют предложенное задание) Удалось ли вам сделать это? (Нет) Почему? Где сейчас делись все насекомые? (Они попрятались от холодов и заснули до весны). Правильно, молодцы. 
В это  время гораздо меньше и птиц в наших лесах и парках. Осенью улетают на юг все перелетные птицы, а остаются только зимующие.


Дидактическая игра «Все вокруг рассматриваем - о поздней осени рассказываем» 
Малыши, опираясь на наблюдения и вопросы взрослого, рассказывают о приметах поздней осени. 
Как выглядят сейчас деревья? (
Почти со всех деревьев облетели листья, они стоят голые, черные, и грустные)
Вдохните воздух, дети. Какой он? (
Влажный, холодный)
Какой дует ветер? (
Сырой, холодный, осенний)
Что случилось с травкой? (
Она вся засохла, пожелтела, покрылась опавшей листвой)
Какое небо? (
Серое, мрачное, низкое, темное)


Дидактическая игра «Почему так называют осень?» 
Воспитатель побуждает малышей подумать и ответить на вопросы. 
Почему осень называют красочной? (
Осень приносит в природу много ярких красок)
Почему осень называют золотой? (
Осенью большинство листочков на деревьях и кустах меняют свой цвет на желтый, золотистый
Почему осень называют волшебницей? (
Природа меняется, становится очень красивой, как в волшебной сказке)


Дидактическая игра «Щедрая осень» 
Малыши отвечают на вопросы педагога. 
Какие осенние дары можно принести из сада? (
Фрукты: яблоки, груши, сливы
Урожай каких даров осени собирают на огородах? (
Овощи: картофель, свекла, морковь, капусту, фасоль)
Что собирают осенью в поле? (
Зерновые культуры: кукурузу, подсолнечник
Какие подарки можно найти, посетив осенний лес? (
Грибы, орехи, ягоды)


Дидактические игры Зимой

Дидактическая игра «Деревья - наши друзья» 
Дети с помощью воспитателя (наводящие вопросы, подсказки) узнают знакомые деревья и рассказывают о них. 
Что мы видим на веточках этого дерева? Какое это дерево?
Это береза. На ней отличаются от других деревьев почки. Покажите, где на березке почки, и расскажите, как они выглядят. (
У березки почки продолговатой формы, большие, они шершавые на ощупь, покрыты словно чешуей. Почки березового дерева напоминают украшение - серьги.)


Дидактическая игра «Воробей и ворона»
Дети на основе своих наблюдений и с помощью педагога составляют рассказ – сравнительную характеристику птиц.
Воробей маленький, а ворона крупная.
Воробей имеет серо-коричневую окраску, а ворона - серо-черную.
Воробьи держатся стайкой, а ворона одна.
У воробья клюв маленький, короткий, прямой, а у вороны он большой, несколько изогнутый.
Воробей чирикает, а ворона ест корм молча.
Воробьям нравятся крошки хлеба, а ворона ест зерна кукурузы.


Дидактическая игра «Мячик передавай - зимнее слово называй!"
Дети становятся в круг на расстоянии примерно до 1 м друг от друга. По команде воспитателя малыши начинают передавать мяч по кругу. Каждый, кто бросает мяч, должен назвать некое «зимнее» слово. 
Варианты слов для игры:  снег, лед, снежинка, сосулька, мороз, декабрь, январь, февраль, холод, вьюга, метель, гололед, иней, снегопад, снеговик, санки, лыжи, каток. 
Если малыш колеблется, ему разрешено пользоваться помощью других - подсказкой кого-то из товарищей или педагога. 
Игра продолжается, пока мяч не обойдет весь круг.


Дидактическая игра «Снег и лед» 
Дети на основе исследований и с помощью взрослого строят предложения-сравнения. 
Снег белый, а лед прозрачный. 
Снег пушистый, легкий, а лед твердый и тяжелый.
Снег спускается на землю бесшумно, а если мы бросим льдинку вниз, то услышим, как она упадет. 
Снежинки холодные, и лед также холодный. 
И снежинки, и льдинки - это замерзшая вода. 
Снежинки замерзают вверху, лед внизу, на земле. 
Если снежинку растопить, а затем заморозить, он уже не станет снежинкой снова, а превратится в льдинку.


Дидактические игры Весной

Дидактическая игра «Удивительные котики» 
Дети рассказывают об ивовых  котиках, опираясь на свои наблюдения и опорные вопросы воспитателя. 
Какого цвета котики ивы? (
Котики светлые, бело-серые)
Как вы думаете, почему цветочки ивы называют котиками? Какие они на ощупь? (
Мягкие, пушистые, теплые, как мех настоящей кошки
С чего появились котики на иве? (
Из почек - плотных чешуек. Такую раскрытую чешуйку мы видим рядом с каждым котиком)
Как пахнут котики? (
Ивовые котики имеют едва слышный приятный запах)
Как дальше будет меняться вид котиков, когда станет еще теплее? (
Они сверху покроются желтым тоненьким пушком)


Дидактическая игра «Голоса птиц» 
Дети отвечают на вопросы взрослого, воспроизводя соответствующие звукоподражания - голоса птиц. 
Что делает воробей? (
Воробей чирикает: «Цвиринь-цвиринь!»)  
Как подает голос ворона? (Она каркает: «Кар! Кар!»)  
Как поет соловей? (Соловей щелкает: «Тёх-Тёх»)  
Что делает кукушка? (Кукушка  кукует: «Ку-ку! Ку-ку!)  
Как кричит филин? (Филин  кричит: «Пугу! Пугу!»)  
Как поет синичка? (Синичка поет: «Тень-тень-тень!»)  

 

Дидактические игры Летом

Дидактическая игра «Сравним воду» 
Воспитатель достает баночку с водопроводной водой, а в другую банку набирает воды из пруда (озера, реки), показывает их малышам и предлагает сравнить. 
Дети с помощью взрослого выполняют игровое задание. 
Водопроводная вода совсем прозрачная, а в водоеме немного мутная. 
Водопроводная вода не имеет запаха, а вода из пруда пахнет илом. 
Летом вода в водоеме теплее, чем та, что из крана, потому что ее нагревает солнышко. 
Вода из крана чище, чем та, что в водоеме. 
Водопроводную воду можно пить, а воду из водоема можно пить животным и птицам, а людям нельзя.


Дидактическая игра «Зеленый мир» 
Воспитанники дают ответы на вопросы  взрослого. 
У какого  растения есть ствол? (
У дерева)
Какие растения растут низко? (
Травянистые растения, трава
На чем растут листочки у деревьев и кустов? (
На веточках)
А у травы и цветов? (
На стебле или просто рядом с ним)
На каких растениях вьют гнезда птицы? (
На деревьях, иногда в кустах)
Какую часть растения больше всего любят пчелы и бабочки?  (
Цветок
Какой частью растение пьет влагу из земли? (
Корнем
Как мы называем растения, которые имеют целебные свойства? (
Лекарственные растения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-дидактическая игра "Звуки природы"

Эта музыкально-дидактическая  игра систематизирует знания о музыкальных инструментах•Учит детей развивать музыкальное творчество•Учит детей различать тембр музыкальных инструментов, силу звучания...

Дидактическая игра "Явления природы"

Игра-презентация помогает закрепить знания детей о разных природных явлениях....

Дидактическая игра "Картина природы"

Авторска игра по экологическому воспитанию, расширяющая представления детей о живой и неживой природе , средах обитания живых организмов....

Дидактическая игра " стань природе другом"

Перед началом игры внимательно рассмотрите карты и подумайте, правильно ли себя ведут дети и взрослые, что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию....

"Дидактические игры о природе"

. Учить детей понимать взаимосвязь живой и неживой природы...

дидактическая игра "дары природы"

Задачи: формировать умение составлять описательный рассказ с опорой на сенсорно-графические символы; активизировать словарь по темам: «Овощи», «Фрукты»; упражнять в образо...

Дидактические игры по природе

Игры, направленные на сохранение природных ресурсов....