Проект по патриотическому воспитанию "Путешествие по Золотому кольцу России" 24.02.2022 год
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Интересный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по патриотическому воспитанию «Путешествие по золотому кольцу России»

Авторы проекта: Воспитатель высшей категории – Османова Марьям Мамед кызы.

Вид проекта: информационно – творческий

год

Актуальность проекта: Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не достаточно осознаны им, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Путешествие по золотому кольцу России – это уникальная возможность познакомиться с разными городами, с их историей и достопримечательностями. В каждом городе своя природа, свои традиции и свой быт, что позволит каждому ребенку расширить свой кругозор и обогатить свои представления о городах России.

Цель проекта: осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, ее достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родной стране. Формирование представлений о золотом кольце России. Воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России.

Задачи:

#1057;оздавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны – России.

#1054;существлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим своеобразием России.

#1042;оспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.

Критерии оценки эффективности проекта:

1. Воспитание патриотических чувств у дошкольников.

2. Представление о золотом кольце России, о культурных ценностях каждого города.

3. Расширение представлений детей о русских народных промыслах.

4. Обогащение словарного запаса по тематике проекта.

Направление деятельности и интеграция областей.

Направления деятельности

Ресурсное обеспечение проекта:

В начале проекта родителям было предложено посетить музеи г. Москвы, а именно:

 Государственный музей изобразительных искусств А.С. Пушкина

 Центр современного искусства

 Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

Затем с родителями была проведена консультация по теме проекта. Родителям было предложено поучаствовать в создании альбома «Золотое кольцо России – глазами дошкольника». Родители с удовольствием включились в работу. Каждая семья выбрала тот город, который был ей интересен. На страницах альбома была освещена история каждого города, описаны достопримечательности. Родители с детьми выучили стихотворения о каждом городе. Был устроен литературный вечер для родителей, где дети читали выученные стихи.

Итог сотрудничества с родителями:

- оформление альбома « золотое кольцо России – глазами дошкольника». Предлагаем Вашему вниманию страницы данного альбома.

Презентация проекта:

Участники проекта: дети подготовительной группы.

Подготовительный этап:

- подобрать иллюстрации, картины, слайды, грамзаписи по темам занятий;

- подобрать детскую литературу по тематике проекта;

- подобрать образцы русских народных промыслов;

- подготовить материал для изобразительной деятельности.

Содержание проекта:

- провести занятия познавательного цикла по ознакомлению с окружающим;

- организовать творческую деятельность детей: игры, рисование, аппликация и т.д.;

- привлечь детей и родителей к сбору материала для оформления альбомов: «Города России»;

Реализация проекта:

1. Занятия познавательного цикла по ознакомлению с окружающим:

• Тема 1. «Главный город нашей страны»

Программное содержание: уточнить и систематизировать знания детей о столице России, формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства, познакомить детей с историей возникновения Московского Кремля, побуждать детей восхищаться его красотой, воспитывать патриотические чувства.

Оборудование и материалы: открытки с видами Москвы, фотографии, иллюстрации с изображением древнего и современного Кремля.

• Тема 2 «Русские народные промыслы»

Программное содержание: расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.

Обогатить словарь детей словами: хохлома; филимоновская, богородская, дымковская игрушки; жостовские подносы; палехские шкатулки.

Оборудование и материалы: предметы русских народных промыслов.

«Художественное творчество детей»:

Рисование на темы:

- «Красная площадь, стены и башни московского Кремля»;

- «Спасская башня»;

- «Книга сказок народов России».

• Декоративное рисование:

- «Городецкая роспись» - роспись подноса;

- «Это голубое чудо – Гжель!» - роспись тарелки;

- «Дымково» - роспись глиняных дымковских игрушек.

Лепка:

- «Моё любимое животное»;

- «Дымковские игрушки» - (Барыня, Павлин, Козлик);

- «В гостях у сказки».

Аппликация:

- «Спасская башня»;

- «Орнаменты для сарафанов и кокошников».

Конструирование:

- выкладывание из палочек стен Кремля.

3. Игровая деятельность детей:

Дидактические игры:

- «Узнай наш флаг (герб)»;

- «Чей костюм?»;

- «С какого дерева листок»;

- «Чей хвост, чья голова»;

Подвижные игры:

- «Гуси лебеди»;

- «Горелки»;

- «Заря-заряница»;

- «Краски»;

- «Пятнашки».

4. Чтение художественной литературы:

Сказки народов России:

- «По щучьему веленью» - русская народная сказка;

- «Язык змей» - марийская народная сказка;

- «Девушка на луне» - чувашская народная сказка;

- «Красавица берёза» - удмуртская народная сказка;

- «Бедняк, волк и лиса» - осетинская народная сказка;

- «Девушка – хвощинка» - якутская народная сказка;

- «Глупый Кошкли» - эскимосская народная сказка.

Рассказы, повести:

- «Этот город Ленинград» Будогоская Л., Владимиров Ю.;

- А. Ишимова «История России в рассказах для детей» (отдельные главы);

- Н. Носов «Метро».

Стихи о России, Москве, Родине:

- П. Воронько «Лучше нет родного края»;

- В. Лебедев-Кумач «Москва»;

- С. Михалков «Кремлёвские звёзды»;

- «Россия»

Предлагаем вашему вниманию некоторые занятия познавательного цикла, проведенные в рамках реализации данного проекта:

Познавательная беседа

с детьми подготовительной группы

на тему «Главный город нашей страны»

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о столице России, формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Оборудование и материалы: открытки с видами Москвы, фотографии; д/ игра «Найди герб (флаг) России»

Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ, художественное слово); наглядный (показ иллюстраций); игровой.

Ход беседы:

Воспитатель:

- Ребята, в какой стране мы живём? (В России)

- Как можно сказать про нашу страну? Какая она? (Большая, великая, красивая)

- Какие государственные символы России вы знаете? (Флаг, герб)

- Посмотрите, у меня на мольберте размещены флаги и гербы разных стран. Кто из вас найдёт флаг России? Герб России?

- Ребята, на Земле много разных стран и у каждой страны есть самый главный город – столица этой страны. Сегодня мы поговорим о самом главном городе нашей страны – Москве.

Москва – столица нашей Родины. Столица – это главный город государства, здесь находятся правительственные учреждения и правительство страны. Наша столица – самый большой и красивый город России.

- В старину люди говорили: «Град Москва – всей Руси глава». Москва – один из самых древних городов России.

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы.

На твоих церквах старинных

Вырастали дерева.

Глаз не схватит улиц длинных…

Это – матушка Москва…

Ф. Глинка

- Основание Москвы начиналось со строительства Кремля. Так строились почти все русские города. Потом Кремль окружили высокими каменными стенами. Таким мы его видим и сегодня. (Показ иллюстрации).

- В Кремле работают президент России и правительство.

- Посмотрите, на главной башне Кремля, Спасской, расположены часы с боем. Это самые большие и точные часы нашей страны. Бой именно этих часов, мы слышим с вами по телевизору в Новогоднюю ночь. Называются эти часы – Кремлёвские куранты.

- Главная площадь Москвы называется Красная площадь. Как вы думаете, почему она так называется? (Ответы детей).

- В старину слово «красный» означало «красивый». Вот почему Красную площадь назвали «красной» - значит Красивая площадь.

- Посмотрите, какая она большая! (Показ иллюстрации). Здесь проходят праздничные парады, салюты, выступления знаменитых артистов. Мы с вами много раз видели Красную площадь по телевизору, а кто-то бывал на ней с родителями. (Рассказы детей).

- Мы можем приехать в Москву на поезде, прилететь на самолёте, приплыть на теплоходе. В Москве всегда очень много гостей! Кто-то приезжает в Москву по работе, в командировку, решать важные дела, кто-то едет в гости к друзьям, родственникам, многие приезжают в Москву в отпуск – полюбоваться её красотой, погулять по её улицам, площадям, побывать в музеях. А сколько в Москве иностранных туристов! В столице много интересных мест, музеев, красивых соборов и зданий. Поэтому люди из других стран так хотят побывать в Москве.

И действительно, Москва – очень красивый город. Много веков трудился наш народ, чтобы сделать её ещё краше.

Есть в Москве и прекрасные старинные памятники архитектуры, и современные здания. Посмотрите, какие красивые старинные храмы есть в Москве. (Показ иллюстраций). У каждого храма – колокольня. В старину говорили, что звон Московских колоколов слышен по всей Руси! Это храм Василия Блаженного, он находится на Красной площади, это храм Христа Спасителя. (Показ иллюстраций). Представляете, ребята, как много людей трудились, чтобы построить такую красоту.

- В Москве на Воробьёвых горах был построен первый в России университет имени Михаила Васильевича Ломоносова – это самое большое учебное заведение России. (Показ иллюстрации). Здесь учатся тысячи студентов. Конечно, потом в Москве были построены и другие институты.

Москва сегодня – это огромный город, в котором множество улиц и переулков, автомобильных дорог и мостов, театров и парков. В Москве самое протяжное в мире метро. Это целый город под землёй, по которому бегут поезда во все концы родной столицы.

Итог беседы:

Воспитатель:- Во все времена граждане нашей большой страны искренне восхищались Москвой, любили её глубоко и преданно. Недаром знаменитый поэт А.С. Пушкин писал: «Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось…».

Современные поэты тоже не перестают восхищаться красотой Москвы:

Здесь Кремль,

Здесь Воробьёвы горы

И площадь Красная видна.

Такой большой старинный город.

Гордится им моя страна!

Всем городам она глава.

Столица Родины – Москва.

И. Векшегонова

А сейчас, ребята, мы с вами построим московский Кремль из напольного конструктора.

Занятие в подготовительной к школе группе.

«Роспись гжельских изделий».

Цель: расширять знания детей о гжельской росписи.

Программное содержание:

- Продолжать учить детей выделять характерные особенности гжельского промысла: колорит росписи, элементы узора.

- Закреплять навыки рисования всем ворсом кисти главные элементы узора - капельки, бутон, цветы, листья и орнаменты, и концом тонкой кисти - веточки, точки, линии, завитки.

- Развивать творчество, эстетический вкус.

- Продолжать воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров.

Предварительная работа: Беседа с детьми об истории гжельского промысла, рассматривание иллюстраций с изображением гжельских узоров, изделий, рисование гжельских узоров, разучивание стихов о гжели.

Методы и приёмы:

- Наглядный метод - рассматривание гжельской посуды, ТСО.

- Игровой метод – дети попадают в сказку и отгадывают задачки; дидактическая игра «Укрась вазу гжельскими узорами».

-Практический метод – раскрашивание детьми гжельской посуды.

Материал и оборудование: гуашь, кисти, палитры, гжельские и хохломские изделия, заготовки тарелок, вырезанные из бумаги, разноцветные шары, корзина

Ход НОД:

Воспитатель:

- Ходит сказка у ворот,

С нами водит хоровод,

Подарила для игры

Разноцветные шары.

- Раз, два, три – шары собери, – дети собирают шары.

А теперь ищи столы, где такие же шары.

(дети рассаживаются за столы)

Воспитатель:

- Отгадайте, ребята, о каком народно – декоративном искусстве говорится:

Синяя сказка, глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка забота, тепло и терпенье

Русская, звонкая …..(гжель)

На столе находятся разные народно – декоративные промыслы, детям нужно оставить на столе только гжельские изделия, лишнее и убрать в корзину.

- Как вы догадались, что это гжельские изделия?

- Какие цвета используют для росписи художники Гжели?

Сейчас поиграем, будем шар передавать друг другу и называть гжельские элементы росписи.

- Какое стихотворение о Гжели вы знаете? (дети рассказывают стих о Гжели)

Фарфоровые чайники

Подсвечники, часы,

Животные, птицы

год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по патриотическому воспитанию «Путешествие по золотому кольцу России»

Авторы проекта: Старший воспитатель 1 категории – Знаменская Наталья ВладимировнаВоспитатели 1 категории – Лаврентьева Татьяна Николаевна– Гришина Елена Викторовна Вид проекта: информационно – творчес...

Презентация проекта "Золотое кольцо России"

Путешествие по золотому кольцу России – это уникальная возможность познакомиться с разными городами, с их историей и достопримечательностями. В каждом городе своя природа, свои традиции и свой быт, чт...

Проект "Золотое кольцо России"

Путешествие по "Золотому кольцу России" - это уникальная возможность познакомиться с разными городами, с их историей и достопримечательностями. В каждом городе своя природа, свои традиции и свой быт, ...

Проект по патриотическому воспитанию "Путешествие по Золотому кольцу России"

Вид проекта: информационно – творческий Актуальность проекта: Нравственно-патриотическое воспитание ребенка Цель проекта: осуществление комплексного подхода к воспитанию детей...

Проект "По Золотому кольцу России"

Проект разработан в сотрудничестве с родителями для детей старшей группы...

Педагогический проект "Города и народные промыслы Золотого кольца России"

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой...

Проект по патриотическому воспитанию «Путешествие по золотому кольцу России»

Проект по патриотическому воспитанию «Путешествие по золотому кольцу России» Вид проекта: информационно – творческийАктуальность проекта: Нравственно-патриотическое во...