проект "Зимушка-зима"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Ковалева Елена Олеговна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimushka_-_zima.docx37.39 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный  проект ( 1 неделя)

ТЕМА: «Зимушка — зима».

Старшая группа № 3 «Ромашка

                    Воспитатели:

Лашева Л.В.                                  

Ковалёва Е .О.

Цель проекта:

       Дать знания о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе, бережного отношения к ней. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Зимушка — зима».

Задачи проекта:

Образовательные:

  1. Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе (изменение погоды, растений зимой, поведение животных и птиц).
  2. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой, снегом и льдом (свойства).
  3. Формировать представления о безопасном поведении зимой во время прогулки и игры.

Развивающие:

  1. Знакомить с пословицами, поговорками, приметами.
  2. Развивать память, речь, умение составлять описательные рассказы о зиме .
  3. Творческие способности: развивать навыки творческой деятельности с помощью нетрадиционных методов.
  4. Развивать навыки конструирования и различных видов конструктора.
  5. Устанавливать причинно-следственные между действием и результатом.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью других детей (опасно есть снег, проходить под крышами зданий с сосульками, играть и кататься на санках в близи проезжей части, рядом с крутыми обрывами, и т.д.).
  2. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу. Научить детей правильно их подкармливать.
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
  4. Воспитывать чувства отзывчивости и доброты, желание прийти на помощь. Развивать умение видеть красоту природы.

Предполагаемый результат:

  • Приобретение нового познавательного опыта.
  • Повышение познавательной активности.
  • Формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.
  • Знакомство с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы.
  • Систематизирование иллюстративного материала по теме «Зима»;
  • Расширение представлений о природе.
  • Пополнение материала для родителей.
  • Знакомство с правилами безопасного поведения на природе.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап:

  1. Планирование проекта.
  2. Анализ предметно - развивающей среды в группе.
  3. Подбор методической литературы.
  4. Подбор и изготовление дидактического материала, наглядных пособий 
  5. Подбор репродукций картин, открыток, фотографий и т.д.

Основной этап:

  1. Проведение бесед.
  2. Чтение художественной литературы..
  3. Словесные игры, дидактические игры.
  4. Рассматривание альбома по правилам безопасного поведения зимой.
  5. Подвижные игры, хороводные игры.
  6. Работа с родителями

Памятка для родителей «Зима прекрасна, когда безопасна».

Заключительный этап:

  • Обработка результатов по реализации проекта.
  • Выставка творческих работ.

Понедельник

15.01.24

Беседа: «Как живут птицы зимой».  Цель: расширять знания о жизни птиц зимой и их повадках.

Беседа и  рассматривание картины:  «На горке»

Наблюдение на прогулке за снегом и льдом. Цель: закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).                     

 Дидактические игры:

  «Какие свойства». Цель: Сравнить свойства воды, льда,

 «Что сначала, что потом».  Цель: обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы.

«Придумай и назови».  Цель: тренировать в умении придумывать и называть слова на заданный звук            

Лото « Времена года».

Чтение художественной литературы: Н.Носов «На горке».

Подвижные игры: «Зимушка - зима» «Третий лишний»

Самостоятельная деятельность в ИЗО уголке: рисование «Сказочная зима».

Вторник 16.01.24

Беседы:

«Какие приметы зимы знаете».

 «Зимние месяцы»                                                                               Цель: Развивать речь, как средство общения.

«Пословицы, поговорки, отгадывание загадок на тему зима.

Дидактическая игра: «Угадай по описанию»                               (тема зима) Цель: развивать речь детей и внимание.

Чтение художественной литературы: В.Архангельский «Летят пушистые снежинки».

Подвижные  игры:

«Кто самый меткий». Цель: развивать самостоятельность, смекалку.

«Ловишки со снежком». Цель. Развивать меткость, ловкость.

Словесные игры: «Вспомни - назови».

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Зимняя рыбалка»

Художественное творчество в свободной деятельности: «Зимняя ночь», «Дед Мороз со Снегурочкой на празднике»

Среда

17.01.24

Беседа: «Идет зима, аукает».                                           Цель. Уточнить знания детей о зимних явлениях природы, учить рассказывать о явлениях, описанных в стихотворениях.

Отгадывание загадок о зимующих птицах.

Рассматривание детской энциклопедии на тему зимы

Свободное художественное творчество: «Воспоминания о празднике Новый год»

Чтение художественной литературы: К.Д. Ушинский «Дятел».

Дидактические  игры:

«Когда это бывает?» Цель : закреплять знания о признаках зимы.                               

«Раздели птиц на зимующих и перелётных».

Ситуативный разговор: «Как беречь себя от холода»

Наблюдение  за деревьями  в зимнем убранстве. 

Цель. Закрепить умение распознавать знакомые деревья по строению, цвету коры.

 Наблюдения вечером за следами на снегу, за ветром,  движением воздуха

Труд на участке:  Подсыпание снега к стволам деревьев. Цель: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к деревьям во время холодов.

Подвижные  игры:

 «Совушка». 

«Эстафета парами». Цель: Развивать дружеские взаимоотношения в игре.

Четверг  18.01.24

Беседы:

 «Жизнь диких и домашних животных в лесу»                           Цель: обобщение и систематизация знаний о домашних и диких животных; их приспособленности к среде обитания, пользе для человека.

«Катание на горке  без травм»

 Цель: воспитывать правила безопасного поведения  на горке

Рассматривание  новогодних  иллюстраций,  животных зимой.

Дидактическая игра: «Чей это след?».

Чтение художественной литературы: Г. Снегирев «Медвежонок», Т.А.Шорыгина «Какие звери в лесу».

Дидактическая игра: «Времена года».

Свободное  художественное творчество: рисование «Зимние забавы», «Снежинки»

Пятница 19.01.24

Беседа:

«Зимние забавы детей»

Цель: уточнение представления детей о зиме, зимних играх и забавах.

Беседа: «Осторожно, зимние травмы»

Цель: знать правила безопасности в зимнее время; уметь по  по картинкам определять опасную ситуацию; описывать её, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не погибнуть.

Рассматривание альбома по правилам безопасного поведения зимой в свободной деятельности .

Рассматривание картин:

Н.П. Крымов «Зимний вечер»,  И . Шишкин «Зима».

Цель: продолжать знакомить детей с картинами русских художников, учить видеть красоту зимы

Аппликация НТР: «Зимушка – зима,  полна серебра»

Дидактические  игры:

«Собери картину», «Бывает - не бывает»

«К названному дереву беги»

Цель: закреплять  знания об окружающем мире и мире природы, воспитывать бережное отношение ко всему живому

Подвижные  игры:

«Попади в ведёрко» «Эстафета парами».

 Цель: Развивать дружеские взаимоотношения в игре.

Вывод:

Во время реализации проекта, у наших ребята расширились представления о зиме (состояние погоды, характерные осадки, особенности жизни диких животных и птиц в зимний период), они научились понимать красоту природы, высказанную словами, а так же с помощью кисти художника. Научились сопереживать «братьям нашим меньшим», стали более чуткими и внимательными к зимующим птицам и животным, у ребят стала более развита познавательная активность их творческие способности, воображение, логическое мышление, умение замечать изменения в природе.

      НОД по развитию речи: «Пословицы, поговорки и загадки о зиме»

Цель: Расширение словаря, совершенствование звуковой культуры речи и грамматического строя речи, связной речи по теме проекта.

Задачи:

Образовательные:

  • расширять и обогащать знания детей о народных пословицах, поговорках, загадках традициях и приметах праздниках зимы, формировать интерес к исторически сложившихся в России;
  • активизировать и расширять словарь по теме;
  • совершенствовать звуковую культуру речи и грамматический строй речи, связную речь.

Развивающие:

  • развивать интерес детей к познанию, общению, память;
  • развивать крупную, мелкую и артикуляционную моторику;

Воспитательные:

  • учить видеть красоту зимы, воспитывать патриотизм и любовь к родному краю, к природе.
  • формировать отношения дружбы и сотрудничества с учетом особенностей и потребностей всех дошкольников, в том числе с ОВЗ.

Материал, оборудование:

Картинки, иллюстрации зимы.

Ход НОД:

Воспитатель: «Ребята, я вам сейчас загадаю не просто загадки, а загадки, которым много-много лет. Их очень давно сложили наши предки, наблюдая за природой».

Народные загадки

Всю зиму лежал, весной побежал. (снег)

Без рук, без ног, а ворота отворяет. (ветер)

Без рук, а рисует, без зубов, а кусает, не огонь, а жжётся. (мороз)

Воспитатель: «Правильно. Все они – про зиму. Поиграем в слова».

 

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Белая береза стынет от …. (мороза)

С неба зимой кружат над землей легкие пушинки, белые…. (снежинки)

Мы не ели и не пили, бабу снежную … (лепили)

Встали дети в хоровод, скоро праздник … (новый год)

К ветру зимнему привык наш знакомый … (снеговик)

Физминутка «Разминка» (движения по тексту)

Пусть на улице мороз, но никто здесь не замерз.

Мы ногами топ-топ, а руками хлоп-хлоп.

Глазенками миг-миг, плечиками чик-чик.

То присели, то привстали, сели - встали, сели – встали.

Руки дружно все подняли, снова к телу их прижали.

Вертись туда, вертись сюда, мы веселые всегда.

Воспитатель: «А знаете, загадки, пословицы, поговорки, приметы являются нашим народным богатством, служат выразительными средствами речи, обогащают речь, делают её яркой и меткой. Вот послушайте».

Народные пословицы и поговорки о зиме (напоминаются или проговариваются с обсуждением, что каждая подразумевает)

Первый снег выпадает за 40 дней до наступления зимы.

Чем больше снега, тем больше хлеба.

Летом пролежишь, а зимой с сумой побежишь.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Зимой солнце сквозь слезы смеётся.

Зима не лето, в шубу одета.

В зимней шубке и морозы шутка.

Зима лодыря морозит.

Не пугай, зима: придёт весна.

Зимой морозы, а летом грозы.

Сугроб да вьюга два друга.

Береги нос в большой мороз.

Метель зиме за обычай.

Мороз и железо рвёт, и на лету птицу бьёт.

Мороз невелик, да стоять не велит.

Не то снег, что метёт, а то, что сверху идет.

Нет зимы, которая бы не кончалась.

Новый год - к весне поворот.

Снег на земле, что навоз для урожая.

Снегу надует - хлеба прибудет; вода разольётся - сена наберётся.

Воспитатель: «Вот видите, изображая мир, народ поэтизировал его. Каждая пословица, поговорка, загадка – это маленькое художественное произведение, наполненное мудростью веков. Мы еще немного поговорим на зимнюю тему».

Дидактическая игра «Моя, моё, мой»

Снежок - …, солнце - …, ветер - …, вьюга - …, холод - …,

Снегурка - …, Дед Мороз - …, подарок на Новый год - … и т.д.

Итоги НОД. Вербальное поощрение детей.

Досуг: «День Деда Мороза и Снегурочки»

Цель: расширение знаний о народных праздниках, формирование интереса к исторически сложившихся в России традициях и приметах, воспитание патриотизма и любви к родному краю, формирование у детей отношений дружбы и сотрудничества с учетом особенностей и потребностей всех дошкольников, в том числе с ОВЗ.

Задачи:

Образовательные:

  • расширять и обогащать знания детей о народных праздниках, традициях и приметах;
  • развивать речь, мышление, познавательный интерес, любознательность, зрительное внимание, память, обогащать словарь.

Развивающие:

  • развивать эстетическое восприятие, интерес детей к познанию, воображение, моторику, зрительное внимание, память.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к исторически сложившимся в России традициях и приметах, народных праздниках;
  • формировать отношения дружбы и сотрудничества с учетом особенностей и потребностей всех дошкольников, в том числе с ОВЗ.

Материал, оборудование:

Группа оформлена иллюстрациями и картинками с изображением зимы, сказочных персонажей, сцен празднования с участием Деда Мороза и Снегурочки, бумажные следы, снежки из папье-маше, корзина.

Ход досуга:

Воспитатель: «Ребята, мы с вами сегодня вспомним традиционный древний праздник, о котором большинство жителей нашей страны не знает. Но в Древней Руси это был одним из популярнейших зимних праздников. 30 января - День Мороза и Снегурки. Садитесь в кружок, я расскажу вам об этом празднике.

В этот день наши прадедушки и прабабушки прославляли Мороза, который был зимним воплощением могущественного бога богатства и благополучия. Согласно легендам, Мороз женат на Снежной Царице, дочери Мары и Кощея. У Мороза и Снежной Царицы есть дочь - Снегурочка. В эти дни рассказывают сказки о Деде Морозе и о Снегурочке. О том, как Снегурочка по прихоти богини любви Лели полюбила человека, потому с приходом Весны не стала улетать на Север. И как только ее пригрело Солнце, она растаяла. Также Дед Мороз и Снегурка – это обязательные атрибуты зимы, Нового года и массового веселья.

Интересно, что Дед Мороз и Снегурка только 25 лет назад (в 1999-м году) получили российскую прописку. Сейчас они живут в Вологодской области, в городе Великий Устюг, где есть их музей. В других странах есть персонажи, подобные Деду Морозу. Одного из них вы точно знаете… Правильно, Санта Клаус. Но ни у кого нет своей спутницы, как Снегурка, только в России нашему Деду Морозу посчастливилось.

Подвижная игра «Бег по следам» (на полу разложены бумажные следы, по которым нужно пробежать)

По заснеженной дорожке пробежали чьи-то ножки,

Дети следом побежали, только пятки замелькали.

Подвижная игра «Снежки» (снежками из папье-маше нужно попасть в корзину)

Доставайте рукавички, к нам пришла Зима-сестричка.

Всё вокруг белым-бело, много снега намело.

В снежки играет детвора, кто попал, кричит «Ура!»

Снежная викторина

Какого цвета одежды у Снегурочки? (белого)

Жезл Деда Мороза. (посох)

Прозвище Деда Мороза (красный нос.)

Тара для подарков Деда Мороза (мешок)

Кто из Дедов носит синюю шубу? (Морозко)

Чьей дочерью является Снегурочка? (Дочь Мороза)

Какая красавица наряжается один раз в год? (ёлка)

Подвижная игра «Докати снежный ком» (соревнуются по несколько детей, кто быстрее докатит до места большой мяч)

Воспитатель: «Вот и молодцы, ребята. И сказку послушали, и в игры поиграли».