Конспект НОД по познавательному развитию «Русская народная игрушка» с использованием метода «Шесть шляп мышления»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Крючкова Надежда Николаевна

Цель: Развитие ассоциативного мышления детей дошкольного возраста через обогащение представлений о народной игрушке.
Программные задачи:
Обучающие: Обогащать представления детей о русской народной игрушке (дымковской, семеновской), об истории ее создания. Показать разнообразие материалов, способов изготовления, росписи, использования народной игрушки в игровой, образовательной и свободной деятельности.
Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес у детей к русской народной игрушке; социальные навыки и творческие способности через интеграцию образовательных областей.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnaya_igrushka.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию

«Русская народная игрушка» с использованием метода

«Шесть шляп мышления»

(для детей младшего дошкольного возраста)

Образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель: Развитие ассоциативного мышления детей дошкольного возраста через обогащение представлений о народной игрушке.
Программные задачи:
Обучающие: Обогащать представления детей о русской народной игрушке (дымковской, семеновской), об истории ее создания. Показать разнообразие материалов, способов изготовления, росписи, использования народной игрушки в игровой, образовательной и свободной деятельности.
Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес у детей к русской народной игрушке; социальные навыки и творческие способности через интеграцию образовательных областей.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре.

Используемые методы и приемы: рассказ воспитателя, вопросы, игровая мотивация, художественное слово, музыкальное сопровождение, сюрпризный момент.
Интегрируемые образовательные области:
• Познавательное развитие
• Социально-коммуникативное развитие
• Речевое развитие
• Художественно-эстетическое развитие
Предшествующая работа: знакомство с дымковской, семёновской игрушками. Знакомство с русским народным костюмом. Беседа о матрешках, о русской ярмарке. Разучивание закличек, потешек.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование для показа презентации; фонограмма русской народной музыки; деревянный короб, большой платок, дымковские игрушки, семеновская матрешка, городецкие игрушки, тряпичная кукла, свистульки, деревянные ложки; материалы для изготовления куклы-игрушки: одноразовые стаканчики, деревянные ложки, салфетки; шляпы разных цветов: синяя, белая, желтая, красная, черная, зеленая.

Ход деятельности

I Организационный момент 

Сюрпризный момент.

Дети свободно играют на ковре. Раздается стук в дверь. В группу входит воспитатель в русском национальном костюме, в синем головном уборе и с коробом в руках. В коробе русские народные игрушки, накрытые платком.
Приветствие.

Воспитатель: Добрый день, ребята!
Шла я с ярмарки веселой.
Слышу: детский смех задорный.
Дай, думаю, зайду

в ваш детский сад и посмотрю,

что за веселые ребята тут живут.
Собирайтесь, дети, в круг,
 (дети берутся за руки и становятся в круг)
Ты мой друг, и я твой друг!
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица -
С кем бы здесь мне подружиться?

II Вводная часть

Воспитатель: 
Ребята, кто знает, что у меня в руках? 
(Ответы детей)
Это короб. Так раньше на Руси называли большую коробку, сделанную из коры деревьев. В коробах носили разный товар (
Словарная работа).
Ребята, как вы думаете, что у меня в коробе? 
(Ответы детей)
Вы сможете узнать, что у меня в коробе, если разгадаете мою 
загадку:
Славится земля родная
Удалыми мастерами!
Радуют они детей
Городов и деревень,
Их фигурки - расписные,
А помощники - простые:
Глина, щепки, краски, стружка,
Здесь народная... 
(игрушка)                      
(Педагог снимает платок с короба и дети видят, что в нем лежат разные народные игрушки: матрешки, свистульки, лошадки, барышни, деревянные ложки и т.д.)

III Основная часть

Воспитатель: Русские мастера - умельцы способны делать своими руками необыкновенно красивые и забавные яркие игрушки, которые очень нравятся всем людям и особенно детям! Они вызывают восхищение, радость, желание любоваться ими и играть с ними.
А еще игрушки можно увидеть на ярмарке, на которой мы с вами уже побывали и знаем, что Ярмарка – это место, где можно и купить, и продать разный товар.

На ярмарке можно купить разные головные уборы. Один я уже приобрела, это замечательная шляпа (педагог показывает шляпу, которая у нее на голове).
Секреты остальных шляп мы откроем вместе с вами. Согласны? 
(Ответы детей) Тогда, идем!!!
(Педагог снимает короб, кладет его на стол и под веселую музыку подводит детей к белой шляпе)
Воспитатель: Какого цвета эта шляпа? (Ответы детей)
Белая шляпа — это шляпа «Всезнайка». Она помогает людям рассказать о своих знаниях. Давайте посмотрим, что под ней.
(Педагог поднимает шляпу и дети видят игрушки: матрешка, дымковский индюк)
Педагог 
(берет в руки матрешку): Ребята что это за игрушка? (Ответы детей).
Правильно, это Матрешка. Давным-давно имя Матрена было очень распространено среди простого русского народа, вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой. Эта матрешка семеновская, потому что ее сделали в городе Семенове.
Педагог 
(берет дымковскую игрушку): Кто знает, как называется эта игрушка? (Ответы детей).

Это Дымковский индюк. Как вы думаете, почему игрушки называют дымковские? (Ответы детей)
Дымковские игрушки делали мастера из села Дымково 400 лет назад.
Жили в селе чудо-мастера. Любили они лепить забавные игрушки. Готовые игрушки расписывали яркими красками.
Воспитатель: Ребята, а чем отличаются игрушки друг от друга? (Ответы детей)
Посмотрите внимательно, а росписи у игрушек одинаковые? 
(Ответы детей). 

У всех игрушек разные росписи. Мастера расписывали свои игрушки по-разному: кто-то цветами, листочками, кто-то колечками, кружочками, полосочками.

А какие цвета использовали мастера для росписи игрушек? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, вот еще одна шляпа. (Педагог под музыку подводит детей к желтой шляпе) Какого она цвета? (Ответы детей)
Давайте посмотрим, какой секрет под 
желтой шляпой.
(Педагог поднимает шляпу, под которой находятся игрушки и материал, из которого они сделаны: свистульки - глина, тряпичная кукла - ткань, деревянная игрушка - кусок древесины)  
Воспитатель: Ребята, желтая шляпа поможет нам рассказать, из какого материала сделаны эти игрушки. Возьмите игрушки в руки и скажите, из чего они сделаны? (Педагог по очереди спрашивает детей, дети отвечают, из какого материала сделаны игрушки)
Воспитатель: Русские мастера делали красивые игрушки из разных материалов: дерева, глины, ткани.

- Вам нравятся эти игрушки?

- Ребята, а почему нам нравятся эти игрушки, ответит нам следующая шляпа.
Воспитатель: Следующий секрет находится под другой шляпой. Пойдемте, посмотрим. (Педагог подводит детей к красной шляпе)
Воспитатель: Ребята, какого цвета эта шляпа? (Ответы детей) 

Красная шляпа – это шляпа чувств и эмоций. Она помогает высказываться, не скрывая своих чувств, эмоций и настроения. Что же лежит под этой шляпой, как вы думаете? (Ответы детей)
(Воспитатель поднимает шляпу, и дети видят разные народные игрушки: свистульки, колокольчик, губная гармошка)
Воспитатель 
(берет свистульку и свистит в нее):
Вы слышите, эта игрушка звучит! Какие эмоции вы испытали, когда услышали, как звучит эта игрушка? 
(Ответы детей)
Воспитатель: А какие эмоции и чувства вызывают у вас игрушки, когда вы играете с ними? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, когда я была на ярмарке, я вот ещё что купила!
(Педагог с детьми подходит к коробу и достает ложки)
Что это? 
(Ответы детей) Я вот их купила, но толком не пойму - что мне с ними делать? (Ответы детей)
А вы знаете, что с ложками можно и танцевать? Возьмите каждый по две ложки и становитесь в круг. Сейчас мы немного поиграем и развлечемся:
Становись, честной народ!
Пляс веселый нас зовет!

Танец с ложками «В ложки бей, бей, бей…».
Воспитатель: Как замечательно мы с вами повеселились! Положите ложки в короб.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь есть еще одна шляпа. (Педагог с детьми подходят к шляпе черного цвета)
Какого цвета шляпа? 
(Ответы детей). Правильно, это черная шляпа.
Воспитатель: А кто из вас догадался, что может обозначать черная шляпа? (Ответы детей)
Воспитатель: Черная шляпа предупреждает нас об опасностях. Скажите мне, что может случиться плохого, когда вы играете? (Ответы детей)
Какие правила нужно соблюдать, играя с игрушками? 
(Ответы детей)
Правильно, ребята! Нельзя ломать игрушки, толкать друг друга, отнимать, разбрасывать игрушки.
Воспитатель: Ребята, у нас здесь еще шляпы! (Педагог с детьми подходят к шляпам зеленого цвета) Какого они цвета? (Ответы детей)
Зеленая шляпа - это шляпа творчества и фантазии.
Педагог: Сегодня мы танцевали с ложками. А еще из ложки можно сделать игрушку. Помогут нам зеленые шляпы - шляпы творчества.
Я научу вас делать из деревянной ложки красивую куклу-игрушку. 
Надевайте скорее шляпы и садитесь за столы.
(Педагог раздает детям шляпы. Дети надевают зеленые шляпы и садятся за столы).

Изготовление куклы.
Воспитатель: На столах перед вами лежат ложки. Ложки любят танцевать: кружиться (дети катают ложки между ладошками).

А теперь наши ложки превращаются в куколок.

Возьмите ложку в руку и посмотрите: эта часть ложки - это голова, ручка ложки - туловище. Но, чтобы вам было легко представлять деревянных кукол, я разрисовала им лица.

Рядом на тарелке лежат заготовки будущей куклы. Возьмите бантик и приклейте его нашей кукле. 
Положите ложку на стол. Возьмите стакан, переверните его
 (дети переворачивают стакан, в центре которого заранее сделано отверстие).
Платье для куклы мы сделаем из салфетки. Возьмите салфетку и разверните ее 
(дети разворачивают салфетку, в центре которой заранее сделано отверстие).
Накройте салфеткой стакан, возьмите ложку и аккуратно вставьте ее в отверстие. Вот и готова наша кукла!
Молодцы, ребята! Какие красивые куклы у вас получились! Эти куклы вы можете оставить себе на память или подарить другу.

III Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, а я сегодня пришла к вам вот в такой шляпе. Какого она цвета? (Ответы детей)
Эта 
синяя шляпа поможет нам вспомнить, чем мы сегодня занимались? (Ответы детей)
Рефлексия: Что вам особенно понравилось? (Ответы детей)

Какое у вас сейчас настроение? Возьмите колокольчики настроения: если радостное - веселый колокольчик, если нет – грустный.
Воспитатель: Сегодня мне очень понравилось у вас в гостях! Я рада, что сегодня провела день с вами! Ведь вы такие дружные, веселые и любознательные. Показали хорошие знания. Но мне пора уходить. До свидания, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методики "Шесть шляп мышления" при проведении педагогических советов

«Шесть шляп мышления»— один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу...

Конспект занятия по окружающему миру «Русские народные игрушки»

Программное содержание:Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию...

Технологическая карта по речевому развитию «Русская народная игрушка - Матрешка».

Представлена технологическая карта  тема «Русская народная игрушка - Матрешка»  во второй младшей группе....

Конспект занятия по познавательному развитию. «Русские народные игрушки»

Программное содержание:Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пон...

Эдвард де Боно и история метода «Шесть шляп мышления»

В группах старшего дошкольного возраста перед педагогами стоит сложная задача формирования у детей системного видения мира и развития творческого мышления. Одна из методик, которую используют воспитат...

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательного развития "Русская народная сказка «Хаврошечка»" (старшая группа)

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательного развитияТема: Русская народная сказка «Хаврошечка»Возраст: старшая группа (5-6 лет)Тип: комплексное занятиеВид: заняти...

Конспект по познавательному развитию " Русские народные куклы"

Цель: обеспечить появление интереса и любви к русской тряпичной кукле как к виду народного художественного творчества....