Занимательные эксперименты для детей «Опыты с растениями»
опыты и эксперименты по окружающему миру

Хамина Светлана Алексеевна
Опыты и эксперименты имеют большое значение в экологическом воспитании дошкольников. Через опыты ребёнок может вплотную прикоснуться к природе, наблюдать и делать выводы о ее состоянии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Описание опытов228.83 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 423 «Золотой ключик»

Занимательные эксперименты для детей

«Опыты с растениями»

Воспитатель Хамина Светлана Алексеевна

Опыты по теме «Растение и среда»

  1. С водой и без воды

Цель: выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).

Оборудование: два одинаковых растения (бальзамин), вода.

Ход опыта: Выясним, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость т.д.)?

Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива зарисуете в течение одной недели. Делаем вывод…..  Да, растения без воды жить не могут.

  1. На свету и в темноте

Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Оборудование: лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

Ход опыта: Выясним, с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрываем часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовываем результат опыта через 7—10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убираем колпак. Через 7—10 дней вновь зарисовываем результат (лук на свету позеленел — значит в нем происходит фотосинтез (питание)).

  1. В тепле и в холоде

Цель: выделить благоприятные условия для роста и развития растений.

Оборудование: зимние или весенние ветки деревьев, корневище мать-и-мачехи вместе с частью почвы, цветы с клумбы с частью почвы (осенью); модель зависимости растений от тепла.

Ход опыта: Почему на ветках на улице нет листьев? (на улице холодно, деревья «спят»). Предлагаю внести ветки в помещение. Наблюдаем за изменением почек (почки увеличиваются в размере, лопаются), появлением листочков, их ростом, сравнивают с ветками на улице (ветки без листьев), зарисовываем.

Вывод: Для жизни и роста растениям нужно тепло.

А как скорее увидеть первые весенние цветы? (внести их в помещение, чтобы им стало тепло). Выкапывайте корневище мать-и-мачехи с частью почвы, перенесите в помещение, наблюдайте за временем появления цветов в помещении и снаружи (в помещении цветы появляются через 4— 5 дней, на улице — через одну-две недели). Вывод: холодно — растения растут медленно, тепло — растут быстро.

Как же продлить лето для цветов? (внести цветущие растения с клумбы в помещение, выкопав корни растений с большим комом земли, для того чтобы не повредить их). Наблюдайте за изменением цветов в помещении и на клумбе (на клумбе цветы завяли, замерзли, погибли; в помещении — продолжают цвести).

  1. Кому лучше?

Цель: выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.

Оборудование: два одинаковых черенка, емкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за растениями.

Ход опыта: Определите, могут ли растения долго жить без почвы? (не могут); где они лучше растут — в воде или в почве?

Поместите черенки герани в разные емкости — с водой, землей. Наблюдайте за ними до появления первого нового листочка;

Вывод: у растения в почве первый лист появляется быстрее, растение лучше набирает силу; в воде растение слабее.

  1. Как быстрее?

Цель: выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.

Оборудование: веточки березы или тополя (весной), вода с минеральными удобрениями и без них.

Ход опыта: Определите, нужно ли растениям удобрение, и выберите разный уход за растениями: одно — поливайте обычной водой, другое — водой с удобрениями.

Для удобства пометьте емкости разными символами. Наблюдайте до появления первых листочков, следите за ростом (в удобренной почве растение более сильное, растет быстрее).

Вывод: в богатой, удобряемой почве растение крепче, лучше растет.

  1. Где лучше расти?

Цель: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.

Оборудование: черенки традесканции, чернозем, глина с песком

Ход опыта: Выберите почву для посадки растений (чернозем, смесь песка с глиной). Посадите два одинаковых черенка традесканции в разную почву. Наблюдайте за ростом черенков при одинаковом уходе в течение 2—3 недель (в глине растение не растет, в черноземе — растению хорошо). Пересадите черенок из песчано-глинистой смеси в чернозем. Через две недели отметьте результат опыта (у растений отмечается хороший рост).

  1. Где дольше?

Цель: выяснить причину сохранения влаги в почве.

Оборудование: горшки с растениями.

Ход опыта: Полейте почву в двух одинаковых по размеру горшках равным количеством воды, поставьте один горшок на солнце, другой — в тень. Объясните,  почему в одном горшке почва сухая, в другом — влажная (на солнце вода испарилась, а в тени — нет). Решите задачу: над лугом и лесом прошел дождь; где земля дольше останется влажной и почему? (в лесу земля останется влажной дольше, чем на лугу, так как там больше тени, меньше солнца).

  1. Где растения быстрее получат воду?

Цель: выявить способность разных почв пропускать воду.

Оборудование: воронки, стеклянные палочки, прозрачная емкость, вода, вата, почва из леса и с тропинки.

Ход опыта: Рассмотрите почвы: определите, где лесная, а где — городская. На дно воронки положите вату, затем исследуемую почву, поставьте воронку на емкость. Отмерьте одинаковое количество воды для той и другой почвы. По стеклянной палочке в центр воронки медленно влейте воду до появления воды в емкости. Сравните количество жидкости. Через лесную почву вода проходит быстрее, лучше впитывается.

Вывод: растения быстрее «напьются» в лесу, чем в городе.

  1. Бережливые растения

Цель: Найти растения, которые могут расти в пустыне, саванне.

Оборудование: Растения: фикус, сансевьера, фиалка, диффенбахия, лупа, целлофановые пакетики.

Ход опыта: Докажите, что есть растения, которые могут жить в пустыне или саванне. Самостоятельно выберите растения, которые, по вашему мнению, должны мало испарять воды, иметь длинные корни, накапливать влагу. Выполните опыт: наденьте на лист целлофановый пакет, наблюдайте за появлением влаги внутри него, сравните поведение растений. Вывод: листья этих растений испаряют мало влаги.

Опыты по теме «Лист»

  1. Может ли растение дышать?

Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Оборудование: комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

Ход опыта: Дышат ли растения, как доказать, что дышат? Вы знаете, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него, процесс дыхания как и у человека. Вот и начало опыта проведем сами на себе. Попробуйте сначала сами подышать через трубочку. Затем отверстие трубочки замажьте вазелином. Теперь попробуйте подышать через эту трубочку. Да, вазелин не пропускает воздух.

Выдвинем  гипотезу, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смажьте одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдайте за листьями. Через неделю сделайте вывод: листья «дышат» своей нижней стороной, потому что те листья, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.

  1. Как дышат растения?

Цель: определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Оборудование: прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа

Ход опыта: Узнаем, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Как нам обнаружить воздух? рассмотреть срез стебля через лупу (есть отверстия), погрузить стебель в воду (наблюдать выделение пузырьков из стебля). И проведем еще опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности:

  1. налить в бутылку воды, оставив ее незаполненной на 2—3 см;
  2. вставить лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазать пластилином отверстие бутылки, как пробкой;
  3. здесь же проделать отверстие для соломинки и вставить ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепить соломинку пластилином;
  4. выгнать из бутылки воздух — через соломинку втянуть воздух.

Из погруженного в воду конца стебля начнут выходить пузырьки воздуха. Вывод: воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.

  1. Лабиринт

Цель: уставить наличие фототропизма у растений.

Фототропи́зм (от греч. свет и поворот) — изменение направления роста органов растений, в зависимости от направления падающего света.

Оборудование: картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном — отверстие.

Ход опыта: В коробку поместите клубень, закройте ее, поставив в теплое, но не жаркое место, отверстием к источнику света. Откройте коробку после появления из отверстия ростков картофеля. Рассмотрите их направление, цвет (ростки бледные, белые, искривленные в поисках света в одну сторону). Оставьте коробку открытой, продолжайте в течение недели наблюдать за изменением цвета и направлением ростков (ростки теперь тянутся в разные стороны, они позеленели).

  1. В погоне за светом

Цель: установить, как растение двигается в направлении источника света.

Оборудование: два одинаковых растения (бальзамин, колеус).

Ход опыта: Обратите внимание, что листья растений повернуты в одном

направлении. Установите растение к окну. Обратите внимание на направление поверхности листьев (во все стороны). Через три дня обратите внимание, что все листья потянулись к свету. Переверните растение на 180 градусов. Отметьте направление листьев. Наблюдайте еще дня три, отметьте изменение направления листьев (они опять повернулись к свету). Результаты зарисуйте.

  1. Происходит ли фотосинтез в темноте?

Цель: доказать, что фотосинтез в растениях происходит только на свету.

Оборудование: комнатные растения с твердыми листьями (фикус, сансевьера), лейкопластырь.

Ход опыта: Загадка: что будет, если на часть листа не будет падать свет (часть листа будет светлее). Преверим опытом: часть листа заклейте пластырем, растение поставьте к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимите. Вывод: без света фотосинтеза в растениях не происходит.

  1. Испарение влаги с листьев растений

Цель: проверить, куда исчезает вода с листьев.

Оборудование: растение, целлофановый пакетик, нить.

Ход опыта: Рассмотрите растение, как движется вода из почвы к листьям? (от корней к стеблям, затем к листьям); куда она потом исчезает, почему растение надо поливать? (вода с листьев испаряется). Предположение проверим, надев на листочек целлофановый пакетик и закрепив его. Растение поставьте в теплое светлое место. Заметьте, что внутри пакетик «запотел». Спустя несколько часов, снимите пакетик, в котором вы обнаружите воду. Откуда она появилась? (испарилась с поверхности листа), почему не видно воды на остальных листьях? (вода испарилась в окружающий воздух).

  1. Много — мало

Цель: выявить зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев.

Оборудование: три растения: одно — с крупными листьями, второе — с обычными листьями, третье — кактус; целлофановые пакетики, нитки.

Ход опыта: Почему растения с крупными листьями необходимо поливать чаще, чем с мелкими? Выберите три растения с разными по величине листьями. Проведем опыт. Наденьте пакетики на листья, закрепите, наблюдайте за изменениями в течение суток; сравните количество испаряемой жидкости. Сделайте вывод (чем крупнее листья, тем больше они испаряют влаги и тем чаще их надо поливать).

Опыты по теме «Корень»

  1. Нужен ли корням воздух?

Цель: выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми органами.

Оборудование: емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.

Ход опыта: Почему одно растение растет лучше другого? Рассмотрите и определите, что в одном горшке почва плотная, в другом — рыхлая. Почему плотная почва — хуже? Докажем. Погрузите одинаковые комочки в воду (хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха). Уточните, нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли поместите в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетайте воздух к корешкам, вторую оставьте без изменения, в третью — на поверхность воды налейте тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдайте за изменением проростков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей — растение гибнет), делаем выводы о необходимости воздуха для корешков, зарисовываем результат. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.

  1. В каком направлении растет корешок?

Цель: выяснить, куда направлен рост корешка при прорастании семени.

Оборудование: стакан, фильтровальная бумага, семена гороха.

Ход опыта: Возьмите стакан, полоску фильтровальной бумаги и сверните из нее цилиндр. Вставьте цилиндр в стакан так, чтобы он прилегал к стенкам стакана. С помощью иглы поместите несколько набухших горошин между стенкой стакана и бумажным цилиндром на одной высоте. Затем налейте на дно стакана немного воды и поставьте в теплое место. Через некоторое время наблюдайте появление корешков. Куда направлены кончики корней? Почему так происходит?

  1. Зарывающийся корешок

Цель: доказать, что корни всегда растут вниз.

Оборудование: цветочный горшок, песок или опилки, семянки подсолнечника.

Ход опыта: Положите в цветочный горшок на влажный песок или опилки несколько замоченных в течение суток семянок подсолнечника. Прикройте их кусочком марли или фильтровальной бумаги. Наблюдайте за появлением корешков и их ростом. Делайте выводы.

  1. Для чего нужны корни?

Цель: доказать, что корни растения всасывают воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функции корней.

Оборудование: черенок герани или бальзамина с корешками, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.

Ход опыта: Рассмотрите черенки бальзамина или герани с корешками, выясним, для чего корни нужны растению (корни закрепляют растение в земле), всасывают ли они воду. Проведем опыт: поместите растение в прозрачную емкость, отметьте уровень воды, плотно закройте емкость крышкой с прорезью для черенка. Определите, что произошло с водой спустя несколько дней? (воды стало мало). Да, через через 7—8 дней воды стало меньше. Вывод:  идет процесс всасывания воды корнями.

  1. Как увидеть движение воды через корни?

Цель: доказать, что корни растения всасывают воду, уточнить функцию корней растений, установить взаимосвязь строения и функции корней.

Оборудование: черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.

Ход опыта: Рассмотрите черенки герани или бальзамина с корешками, уточните функции корней (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). А что еще могут брать корни из земли? Рассмотрите пищевой сухой краситель — «питание», добавьте его в воду, размешайте. Что должно произойти, если корни могут забирать не только воду? (корни должен окраситься в другой цвет). Через несколько дней результаты опыта зарисуйте в дневнике наблюдений. Что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества? (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества).

  1. Живой кусочек

Цель: установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения.

Оборудование: плоская емкость, корнеплоды: морковь, редька, свекла, алгоритм деятельности

Ход опыта: Есть ли в корнеплодах запас питательных веществ? Возьмите корнеплод, определите его название. Затем поместите корнеплод в теплое светлое место, наблюдайте за появлением зелени, зарисуйте (корнеплод дает питание для листьев, которые появляются). Обрежьте корнеплод до половины высоты, поместите в плоскую емкость с водой, поставьте в теплое светлое место. Наблюдайте за ростом зелени, зарисуйте результат наблюдения. Наблюдение продолжайте, пока зелень не начнет вянуть. А теперь рассмотрите корнеплод (он стал мягким, вялым, невкусным, в нем мало жидкости).

Опыты к занятиям по теме «Стебель»

  1. В каком направлении растет стебель?

Цель: выяснить особенности роста стеблей.

Оборудование: брусок, иголки, стеклянная банка, семена гороха

Ход опыта: 2-3 проростка гороха со стеблем и двумя первыми листочками прикрепите к деревянному брусочку. Через несколько часов вы увидите, что стебелек изогнулся вверх. Вывод: стебель, как и корень, обладает направленным ростом.

  1. Движение растущих органов растения

Цель: выяснить зависимость роста растений от света.

Оборудование: 2 цветочных горшка, зерна овса, ржи, пшеницы, 2 картонные коробки.

Ход опыта: В два маленьких цветочных горшка, наполненных влажными опилками, посейте по два десятка зерен. Один горшок прикройте картонной коробкой, другой горшок закройте такой же коробкой с круглым отверстием на одной из стенок. На следующем занятии снимите коробки с горшков. Вы заметите, что проростки овса, которые были прикрыты картонной коробкой с отверстием, будут наклонены в сторону отверстия; в другом горшке проростки не наклонятся.

  1. Можно ли из одного семени вырастить растение с двумя стеблями?

Цель: познакомить обучающихся с искусственным получением двухстебельного растения.

Оборудование: цветочный горшок, семена гороха.

Ход опыта: Возьмите несколько горошин и посейте их в ящик с землей или в небольшой цветочный горшок. Когда появятся проростки, острой бритвой или ножницами срежьте стебельки их у самой поверхности почвы. Через несколько дней появятся два новых стебелька, из которых разовьются два стебля гороха.

Новые побеги появляются из пазух семядолей. Это можно проверить, вынув аккуратно проростки из почвы. Искусственное получение двухстебельных растений имеет и практическое значение. Например, можно получить двухкочанную капусту, которая даст больший урожай, чем однокочанная.

  1. Как растет стебель?

Цель: наблюдение за ростом стебля.

Оборудование: кисть, чернила, проросток гороха или фасоли

Ход опыта: Рост стебля можно наблюдать с помощью меток. Кистью или иглой нанесите на стебелек проросшего гороха или фасоли метки на одинаковом расстоянии друг от друга. Проследите, через какое время, на какой части стебля раздвинутся метки.

  1. Как по стеблям

Цель: показать процесс прохождения воды по стеблям.

Оборудование: трубочки для коктейля, минеральная (или кипяченая) вода, емкость для воды.

Ход опыта: Рассмотрите трубочку. Трубочка может проводить воду, так как в ней есть отверстия, как в стеблях. Погрузив один конец трубочки в воду, пробуйте легко потянуть в себя воздух из другого конца трубочки; наблюдают за движением воды вверх.

Опыты по теме «Семена»

  1. Велика ли сила давления набухающих семян?

Цель: выяснить силу набухающих семян.

Оборудование: мешочек из ткани, колба, семена гороха.

Ход опыта: Насыпьте в небольшой мешочек семена гороха, крепко завяжите его и опустите в стакан или в банку с водой. На другой день вы обнаружите, что мешочек не выдержал давление семян — он лопнул. Почему это произошло? …. Это говорит о том, что сила набухающих семян велика.

  1. Какую тяжесть могут поднять набухающие семена?

Цель: выяснить силу набухающих семян.

Оборудование: консервная банка, гиря, горох.

Ход опыта: Насыпьте в высокую консервную банку с отверстиями на дне одну треть семян гороха; поставьте ее в кастрюлю с водой, так, чтобы семена оказались в воде. Положите на семена кружок из жести и сверху поставьте гирю или любой другой груз. Наблюдайте, какую тяжесть могут поднять набухающие семена гороха. Результаты фиксируйте в дневнике наблюдений.

  1. Зачем плодам крылышки?

Цель: выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.

Оборудование: плоды-крылатки, ягоды; вентилятор или веер.

Ход опыта: Рассмотрите плоды, ягоды и крылатки. Что помогает рассеяться семенам-крылаткам? Наблюдайте за «полетом» крылаток. Теперь попробуйте убрать у них «крылышки». Повторите опыт, используя вентилятор или веер. Почему семена клена вырастают далеко от родного дерева (ветер помогает «крылышкам» перенести семена на большие расстояния).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ "ОПЫТЫ С ВОДОЙ"

Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ  ДЛЯ ДЕТЕЙ«ОПЫТЫ С ВОДОЙ»...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Картотека опытов и экспериментов для расширения представлений детей о свойствах воды.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, соверш...