НОД Путешествие капельки
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Юсупова Елена Владимировна

Образовательная область: познание.

Интеграция видов деятельности: Социально-коммутативное, речевое, физическое развитие

Формы образовательной деятельности; Познавательно –исследовательская, продуктивно и игровая.

Цель: Формирование и расширение представлений у детей об объектах неживой природы через практическое познание; вызвать интерес к поисковой деятельности.

Задачи:

Образовательные: Ознакомление детей со свойствами воды и связанными с ней природными явлениями. Обобщении дополнение знаний о разных агрегатных состояниях воды в природе. Формирование умения разрешать противоречия. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности.

Развивающие: Развитие интереса к занятиям, через моделирование и экспериментирование. Развитие психических процессов – памяти, мышления, внимания, воображения.

Воспитательные: Воспитание бережного отношения к природе.

Методы и приемы: игровой (приход игрового персонажа), наглядный (презентации «Вода», «Путешествие Капельки»), практический (опыты), словесный (вопросы, краткая беседа, художественное слово).

Оборудование: Ноутбук, стаканчики пустые на каждого ребенка, соль Яйцо, салфетки, гуашь, стаканчики с водой, тучка капельки, трубочки. набор волшебный снег

Словарная работа: круговорот воды

Предварительная работа: Беседы о воде, ее роли в жизни человека.

Проведение экспериментов с водой.

Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие капельки»

Образовательная область: познание.

Интеграция видов деятельности: Социально-коммутативное, речевое, физическое развитие

Формы образовательной деятельности; Познавательно –исследовательская, продуктивно и игровая.

Цель: Формирование и расширение представлений у детей об объектах неживой природы через практическое познание; вызвать интерес к поисковой деятельности.

Задачи:

Образовательные: Ознакомление детей со свойствами воды и связанными с ней природными явлениями. Обобщении дополнение знаний о разных агрегатных состояниях воды в природе. Формирование умения разрешать противоречия. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности.

Развивающие: Развитие интереса к занятиям, через моделирование и экспериментирование. Развитие психических процессов – памяти, мышления, внимания, воображения.

Воспитательные: Воспитание бережного отношения к природе.

Методы и приемы: игровой (приход игрового персонажа), наглядный (презентации «Вода», «Путешествие Капельки»), практический (опыты), словесный (вопросы, краткая беседа, художественное слово).

Оборудование: Ноутбук, стаканчики пустые на каждого ребенка, соль Яйцо, салфетки, гуашь, стаканчики с водой, тучка капельки, трубочки. набор волшебный снег

Словарная работа: круговорот воды 

Предварительная работа: Беседы о воде, ее роли в жизни человека.

Проведение экспериментов с водой.

Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».

   

Технологическая карта НОД

Этап занятия (Структурные компоненты деятельности)

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Водная часть

(Организационный

 момент)

Проблемная ситуация (Или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия

Основная часть

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация

знания, или начало выполнения действий задачам)

Открытие детьми новых знаний, способа действий  

Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знание

 Представлений (Выполнение работы)

Заключительная часть (Итог занятия систематизация знаний)

Рефлексия

Организационная игра «Доброе утро»

Доброе утро глазки все проснулись, (Поглаживание глаз, сделать детьми бинокль)

Доброе утро ушки, все проснулись (Поглаживание ушек)

Доброе утро ручки все проснулись (Поглаживание рук, хлопок в ладошки)

Доброе утро ножки все проснулись, (Поглаживание ног, потопать ногами)

Доброе утро солнышко, ты проснулось.

(Подгонять руки и потянутся)

Ребята.  Я сегодня получила письмо от своих друзей ученых. И я решила дождаться всех вас и вместе свами открыть его. Вам интересно, что, там? Мне тоже. Открываем интерактивное письмо (1 сайд)  

“Дорогие ребятки. У нас случилась неприятность.    Капелька вместе со своими веселыми подружками - капельками путешествовала по планете. Сначала они летали облачком по небу, потом дождиком падали на землю, проходили через песок, толщину земли, и выныривали в озеро, в реку, в море. От веселых игр все вокруг расцветало. Весело пели птицы, прыгали звери. Они все любили купаться, плескаться, чистить шерстку и перышки с помощью воды. Всем было очень весело. Но вдруг подул сильный ветер, и капельки подружки куда испарились - и мы не можем их найти.  Нам очень грустно. Помогите, пожалуйста мне их найти.  Давайте отправимся в царство воды, я вас там встречу!”

Ребята, давайте сядем на стульчики и подумаем, как же нам помочь нашим ученым.

Давайте кто вспомнит.   Что такое природа?

Какая бывает природа?

Чем отличается живая и не живая природа?

Как вы думаете, а какой природе мы сегодня будим говорить?

- Вы хотите узнать много интересного о воде (да). Тогда отправляемся в волшебное (2 слайд видео «Путешествие Капельки»)

-Я Учёная - Водичкина. Наше путешествие не простое. Чтобы узнать много интересного о воде, о пользе воды для природы, надо узнать очень много нового. Вы готовы? Отправляемся в путешествие.

Поисковый этап:

А теперь, ребята, когда мы с вами вспомнили все, что мы знаем о воде, нам пора отправляться в путь в царство воды.

Для этого каждый из вас превратится в веселую капельку и вместе с другими соберется в облачко и полетит.  Согласны?

Сейчас мы полетим в царство воды. Дорога нам предстоит долгая, поэтому, чтобы не заскучать в пути, предлагаю вам посмотреть на экран. Сейчас я вам покажу и расскажу много интересного о воде!

Демонстрация презентации на тему: “Вода в нашей жизни”

Вода одно из удивительных веществ на планете. Скажите. Для чего нужна вода?

 Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду.

Вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть.

Вот мы и прибыли в волшебную лабораторию.

 Раз два три ребят превратись

 

Практическая часть: Ребята мы много сегодня узнали про воду   и познакомимся состоянием воды и не которыми свойствами воды.  Давайте ли узнаем всегда ли капелька была водой, чтобы познакомится с другими свойствами, воды мы свами проведем эксперименты в лаборатории, но прежде, чем преступить к опытам, я вам расскажу правило безопасности в лаборатории (слайд правило безопасности в лаборатории)  

Нам предстоит интересная, научная работа.  Давайте на нее настроимся:

Наши глазки внимательно

Смотрят и все видят.

Уши внимательно слушают

И все слышат.

Голова хорошо думает

Наши ноги нам не мешают

Наши руки нам помогают.

Ребята, а вам предлагаю превратится в волшебников с помощью опытов узнать свойства воды. Как вы думаете у нас получится?

 Опыт №1

«Вода нужна всем».

Цель: дать детям представление о роли воды в жизни растений.

 Воспитатель спрашивает детей, что будет с растением, если его не поливать (засохнет). Вода необходима растениям. Посмотрите. Дети наглядно убеждаются о роли воды в развитии, произрастания растений. (Видео о росте растения)

 

Опыт №2«Способность воды отражать окружающие предметы».

 Внести в группу таз с водой. Предложить ребятам рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти своё отражение, вспомнить, где ещё видели своё отражение?

Вывод: Вода отражает окружающие предметы, её можно использовать в качестве зеркала.

 Опыт №3

«Чем пахнет вода».

Три стакана (сахар, соль, чистая вода). В один из них добавить раствор валерианы. Есть запах. Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в неё добавляют.

 Чем пахнет вода?»  

Опыт №4

«В соленой воде предметы не тонут»

 Предложить детям сделать соленную воду в стакане, растворив ней соль, в другом пресная вода.  Как вы думаете утонит ли яйцо в соленой и пресной воде. Опускаем яйцо в пресную воду и в соленую воду. В какой воде не тонет Яйцо?

Вывод: В соленой воде предметы не тонут

Ребята летом идет дождь. Это капельки воды, а что происходит зимой с капельками мы сей час вами и узнаем?

Для этого мы проведем свами эксперимент, но не простой, волшебный.

Опыт №5

«Волшебный снег»

Ребята, а до давайте я вас научу волшебству, и мы свами сделаем волшебный снег

Наша капелька превращается в снег. Сейчас какое время года? весна  

 А что весной происходит со снегом?

 Правильно он тает и превращается в воду.

Это назовётся круговорот воды в природе. Выяснили мы ребята с вами куда делась капелька? А капелька не куда и не исчезала. Она стала паром поднялась в тучку и из тучки может дождь или снег.  

Ребята вам понравилось наша путешествие?

Что было интересного? Что нового вы узнали?

Что больше всего вам   запомнилось?

Спасибо за путешествие вы большие молодцы. И я хочу вам подарить медальки.

Дети выполняют движение по тексту

Дети стоят вокруг воспитателя

Природа – это то, что нас окружает.

Природа бывает живая и не живая.

Живая дышит растет и развивается

А не живое природе воде

Вода нужна для живой природы.

Дети рассказывают о правилах  

Поведение в лаборатории.

Дети наблюдут за педагогом

Дети отвечают, что растение засохнет и погибнет  

Отражение видели в зеркале.

 

Вода пахнет теми веществами, которые мы добавляем в воду

Яйцо не тонет в соленой воде

Снег

  Снег — это маленькие льдинки воды.

Волшебный снег

Белого цвета

Снег рассыпчатый

Из мокрого снега

Дети отвечают на вопросы

2 минуты

3 минуты

5 минут

15 минут

2 минуты

3 минуты

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Самоанализ занятия

в подготовительной группе по

теме: «Путешествие капельки»

                Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию представляется анализ занятия по

теме «Путешествие капельки» область «познание»

Интеграция видов деятельности: Социально-коммутативное, речевое, физическое развитие

Формы образовательной деятельности; Познавательно –исследовательская, продуктивно и игровая.

Основная цель - Формирование и расширение представлений у детей об объектах неживой природы через практическое познание; вызвать интерес к поисковой деятельности.

Для достижения поставленной цели были выбраны задачи, которые подразделились на следующие:

Задачи:

Образовательные: Ознакомление детей со свойствами воды и связанными с ней природными явлениями. Обобщении дополнение знаний о разных агрегатных состояниях воды в природе. Формирование умения разрешать противоречия. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности.

Развивающие: Развитие интереса к занятиям, через моделирование и экспериментирование. Развитие психических процессов – памяти, мышления, внимания, воображения.

Воспитательные: Воспитание бережного отношения к природе. *воспитывать экологическую культуру детей.

Во время занятия были использованы основные методы, а также обучающие:

1. Словесный (художественное слово, вопросы к детям, уточнение, поощрение)

2. Наглядно-демонстрационный (презентация );

3. Практический (материал к экспериментам)

4. Игровой (путешествие на облаке с капельками)

5. Проблемную ситуацию

6. Использование СОТ (современные образовательные технологии).

Занятие проводилось с детьми подготовительной группы, присутствовало 8 воспитанников.

На протяжении всей непосредственно образовательной деятельности старалась, чтобы дети проявляли познавательную активность, были заинтересованы, внимательны, раскрепощены, чувствовали себя комфортно. На предлагаемые детям вопросы, они сами находили ответ, делали соответствующие выводы. Деятельность детей поощрялась похвалой, создавая при этом ситуацию успеха.

Разрабатывая данный конспект образовательной деятельности, прежде всего учитывала: возрастные, психические и индивидуальные особенности детей подготовительной группы. Поэтому при начале занятия дети легко пошли на контакт, была создана эмоционально благоприятная обстановка для дальнейшего проведения занятия.

                   Организационная деятельность, подготовка к занятию: Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и цели занятия. Смена вида деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и перенасыщаемость, каким-то одним видом дельности. Дети динамично переключались со словесных заданий на задания с предметами, игровые моменты.

Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия, раздаточный, мультимедийный материал.  

На всех этапах занятия активизировалась речевая, познавательная, двигательная деятельность детей, а также продуктивная.

Дидактическая деятельность воспитателя: 

Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме.

Непосредственно образовательная деятельность состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть непосредственно-образовательной деятельности направлена на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов работы с детьми.

Вводная часть организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. На организационном этапе НОД был применен проблемно-ситуационный метод (помочь ученым найти капельки ).

Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач.

В заключительной части НОД использовала рефлексию,  

В ходе всего НОД создавались проблемные ситуации, помогала детям  приобрести новый опыт, активизировала самостоятельность и поддерживала положительный эмоциональный настрой, дети во время путешествия выполняли опыты , которые были у них на пути. Предложенные задания давались детям в игровой форме, что способствовало решению поставленных задач на развитие: памяти, речи, воображения, внимания, художественно-эстетическому восприятию.

Материал для НОД был подобран в  соответствии возрастных особенностей, соответствовал их психологическим и индивидуальным особенностям, что помогало мне использовать  дифференцированный подход во время занятия. Дети переключались с одного вида деятельности на другой вид деятельности.

Выполнение различных игровых заданий, помогло мне  создать положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысить речевую активность детей и сохранить интерес  ребят на протяжении всей образовательной деятельности.

Анализируя деятельность детей хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Побуждала к высказыванию детей нерешительных и стеснительных.

Анализируя проведенную образовательную деятельность можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены. Считаю, что деятельность построена логично, а этапы взаимосвязаны.

Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая.

Дети порадовали меня тем, что доброта детской души, их любознательность чувствовалась на протяжении всей образовательной деятельности. По опросу детей после занятия было выявлено, что занятие детям понравилось, и они хотели бы иметь продолжение.

Анализируя свое занятия, я считаю, что цели я добилась с помощью поставленных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты