проект "Огород на окне"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

проектная деятельность по экологии "Огород на окне "Домик в деревне"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx812.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»

Огород на подоконнике по мотивам сказки «Репка»

Познавательно – исследовательский  проект

Тяжинский, 2024

Разработчики проекта: Павлова Елена Федоровна, Рубан Оксана Сергеевна воспитатели муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Тяжинский детский сад № 3 «Золотой ключик».

Проект направлен  на расширение представлений детей о растениях как о живых организмах, рассказывает об условиях, необходимых для их роста и развития, способствует расширению кругозора детей, помогает вовлечь  в практическо-исследовательскую деятельности. 

Проект может быть полезен педагогам дошкольных учреждений и  родителям.

Содержание

1.

Паспорт проекта

4

2.

Актуальность

6

3.

Новизна

7

4.

Проблема

7

5.

Тип проекта

7

6.

Ожидаемые результаты

7

7.

Этапы и план реализации проекта

7

8.

План реализации проекта

8

9.

Дальнейшее развитие проекта

10

10.

Список литературы

11

11.

Приложение 1

12

12.

Приложение 2

13

13.

Приложение 3

14

14.

Приложение 4

16

15.

Приложение 5

17

Паспорт проекта

Структура

Содержание

Наименование

проекта

«Огород на окне» по мотивам сказки «Репка»

Заказчики

проекта

Администрация МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»

Разработчики

проекта

Павлова Е.Ф., воспитатель

Рубан О.С., воспитатель

Цель проекта

Создание условий для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных огородно - садовых растений

Задачи проекта

Образовательные: учить детей ухаживать за растениями, называть каждую культуру; дать  знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян, расширить  наглядное представление детям о том, что для роста растения необходимы свет, тепло, вода.

Развивающие: развивать познавательный и творческий интерес детей, трудовые навыки, речь, воображение, память, внимание.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям, уважение к труду, желание участвовать в общем деле.

Сроки и этапы реализации

Срок реализации – 2 месяца ( март- апрель) , 2024

Этапы:

1.        Подготовительный.

2.        Основной.

3.        Заключительный.

Исполнители проекта

Педагоги, воспитанники, родители воспитанников

Педагогическая значимость

  • В результате реализации   проекта дети получат знания  о растении как живом организме,  значении света, тепла, воды  для них, то есть, что необходимо для роста растений.

У  дошколят раннего  возраста сформируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. Родители станут активными участниками педагогического процесса, повысится заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом.

Целевые группы

 педагоги, воспитанники, родители воспитанников

Партнеры проекта

родители

Актуальность

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.

Новизна

 Новизна проекта заключается   во влечении детей раннего дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

Проблема

По итогам  результатов анкетирования  выяснили, что 80% родителей наших воспитанников имеют огородные  участки. Но в посадке и выращивании овощей и зелени ребенка не привлекают, так как они  еще очень малы для этой трудовой деятельности.  В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Именно поэтому мы решили, что для наших детей будет очень полезным устройства огорода на подоконнике. Создав огород на подоконнике, мы вырастим лук, укроп, петрушку, салат. Тем самым, у детей вырастит интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Исследуя практическим  путем, выяснят благоприятные условия для роста растений. Научатся вести наблюдения, делать первые выводы.

Цель проекта: Создание условий для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных огородно - садовых растений

Задачи проекта:

Образовательные: учить детей ухаживать за растениями, называть каждую культуру; дать  знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян, расширить  наглядное представление детям о том, что для роста растения необходимы свет, тепло, вода.

Развивающие: развивать познавательный и творческий интерес детей, трудовые навыки, речь, воображение, память, внимание.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям, уважение к труду, желание участвовать в общем деле.

Участники проекта: воспитатели группы, дети, родители воспитанников

Вид проекта: краткосрочный,  познавательно – исследовательский  проект

Методы и приемы: наглядный, игровой, словесный, практический. Наблюдения, беседы, эксперименты, продуктивные виды деятельности, работа с родителями.

Форма работы:  групповая (дети раннего возраста).

Ожидаемые результаты:

Для детей: расширение знаний о строении растений и роли овощей в жизни человека; формирование первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой; самоутверждение личности ребенка; снятие стрессовых факторов.

Для родителей: повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.

Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.

Продукт проекта:  

 Создание мини - огорода на окне по мотивам сказки «Репка»

Срок реализации  проекта –  2 месяца (март - апрель), 2024 г

Этапы реализации проекта

1этап - подготовительный  

Содержание деятельности воспитателя и детей

Определение темы проекта, формулировка цели и определение задач, беседы с детьми (что необходимо растениям для роста), подбор художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами), чтение сказки «Репка», подпор иллюстрация для рассматривания, изготовление лепбука «Огород на окне по мотивам сказки «Репка», составление  анкеты для родителей.

Работа с родителями

Беседа с родителями о предстоящей работе,  анкетирование родителей (приложение), приобретение   необходимого материала для создания огорода (земля, контейнеры, семена).

2 этап –  основной

Рассматривание и сравнение семян (помидор, укропа, огурец, горох, тыква, кабачок), подготовка почвы, посадка и посев семян, полив, рыхление, поэтапное оформление огорода на окне, наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием, знакомство с моделью строения растения, беседа по ходу наблюдений, рассматривание иллюстраций, проигрывание дидактических игр, разучивание и проведение подвижных игр.

Работа с родителями

Изготовление атрибутов  для оформления мини - огорода на окне (домик, теплица и др).

3этап – заключительный

 Создание мини – огорода на огне по мотивам сказки «Репка», анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности, подведение итогов реализации проекта. Реализация проекта. Участие в  смотре – конкурсе развивающей предметно-пространственной среды  «Огород на окне».  Презентация проекта. Фото и видео отчет.

Работа с родителями

 Рекомендовать родителям продолжить   детям  наблюдение  за ростом  огородных культур на огороде в летний период,  вовлекать  детей практическую деятельность по уходу за ними.

План реализации проекта

Содержание

Срок проведения

Подготовительный этап

  • Выбор темы проекта
  • Постановка цели и задач проекта
  • Определение последовательности выполнения работы
  • Выбор сюжета, в котором будет оформлен огород
  • Составление плана работы над проектом
  • Сбор материала необходимого для реализации проекта (семена, грунт, лотки, бросовый материал)
  •  Изготовление лепбука «Огород на  окне»
  • Анкетирование родителей
  • Подбор наглядного материала, оборудования, художественной литературы для детей
  • Консультация для родителей «Огород на окне»

01-12.03.24г

15.03.24 г

Основной этап

2

  • Посадка семян томатов, гороха,  тыквы, кабачков, салата, лука, укропа и других  в землю
  • Уход за растениями - полив, рыхление, прореживание
  • Наблюдение за всходами  и дальнейшим развитием
  • Работа с дневником наблюдения
  • Чтение художественной литературы (русские народные сказки  «Весёлый огород», «Пых», потешки  и стихи про овощи)
  • Рассматривание иллюстраций на картинках и муляжей овощей
  • Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «На что похожи овощи?», «Какого цвета овощи?»
  • Настольная игра «Парные картинки», пальчиковые игры: «Капуста», « У Лариски – две редиски»
  • Сюжетно- ролевая игра  «Овощи»
  • Чтение сказки «Репка», рассматривание иллюстраций к ней.
  • Беседа с детьми: «Что такое «огород и что на нём растёт»

март - апрель

Заключительный этап

14

  • Создание  мини – огорода на окне по мотивам сказки «Репка»

15.04.24г

  • Участие в  смотре – конкурсе развивающей предметно-пространственной среды  «Огород на окне».  Презентация проекта. Фото и видео отчет

19.04.24 г

15

  • Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности, подведение итогов реализации проекта

 24-26.04.24г

Дальнейшее развитие проекта

В мае планируем  выращенные растения высадить на огород детского сада, продолжить наблюдение за ростом и дальнейшим развитием овощных культур, получить урожай овощей, выращенных  совместно с детьми.  Лепбук «Огород на окне» будет использоваться для экологического и трудового воспитания.

 

 Список литературы

      1.Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/А.К Бондаренко – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,1991. С.90-121

2. Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология [Текст]: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – С.29.

3. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию [Текст]: Перспективный

план работы по формированию экологической культуры у детей старшего

дошкольного возраста/ О.А.Воронкевич – Спб: Детство-ПРЕСС, 2003. -336 с.

4. Горбатенко, О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ

[Текст]/О.Ф.Горбатенко -2-е изд., стереотипное – Волгоград: Учитель, 2008. 286 с.

5.Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/ С.Н.Николаева – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.

6.Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа [Текст]/С.Н.Николаева. И.А.Комарова. – М.: Гном и Д., 2005.

 


Приложение 1

Сажаем, поливаем, наблюдаем …

  C:\Users\HP\Desktop\20240417_155135.jpg           C:\Users\HP\Desktop\20240410_081443.jpg                      C:\Users\HP\Desktop\20240404_090206.jpg

C:\Users\HP\Desktop\20240404_090355.jpg             C:\Users\HP\Desktop\20240417_162240.jpg

C:\Users\HP\Desktop\20240328_171231.jpg                                                                   C:\Users\HP\Desktop\Downloads\20240417_160006.jpg                                     

Приложение 2

                              Анкета для родителей

  1. Выращиваете ли вы рассаду дома?________________________________
  2. Привлекаете ли к посадке детей?_________________________________
  3. Есть ли у вас комнатные растения?_______________________________
  4. Привлекаете ли вы детей к уходу за ними?_________________________
  5. Вы посадили дерево?___________________________________________
  6. Мастерили кормушки для птиц?_________________________________
  7. Читаете вы ребенку книги о природе?____________________________
  8. Смотрит ли ваш ребенок фильмы, мультфильмы о природе?_________
  9. Часто ли вы гуляете в лесу?____________________________________
  10. Есть ли у вас дача, огород?_____________________________________
  11. Знает ли ваш ребенок названия деревьев, ягод, цветов, грибов?______________________________________________________
  12. Рассказываете ли вы ребенку о пользе растений, ягод, насекомых, деревьев, птиц?_______________________________________________
  13. Рассказываете ли вы вашему ребенку о вреде растений, ягод, грибов, насекомых?__________________________________________________
  14. Знает ли ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?_____________________________________________________
  15. Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?___________________________________________________
  16. Как вы думаете, получает ли ваш ребенок знания о природе в детском саду?________________________________________________________
  17. Есть ли у вас предложения по поводу работы воспитателя в этом направлении?_________________________________________________

Приложение 3

 

Консультация для родителей  «Огород на окне»

Природа является неисчерпаемым источником познания, развивая мыслительную деятельность, она оказывает воздействие на эстетическое и нравственное воспитание ребёнка. «Огород на окне» - это не только возможность вырастить урожай своими руками, но и привлечь ребёнка к посадке и уходу за растениями, помочь понять секреты и тайны природы. Выращивать на окне можно зелень, бобовые, лук, листовой салат, перец и другие овощные культуры. Несколько подсказок перед началом работы Внимание детей непродолжительное, привлекает всё интересное, поэтому и занятия с растениями должны быть увлекательными, доставлять удовольствие Высаживайте растения, которые быстро растут и дают урожай, так как видимые результаты помогают поддерживать интерес ребёнка к деятельности Наблюдая и выращивая цветы, сравнивайте их по форме, размеру, обращайте внимание на результаты труда Выращенные собственными руками овощи обязательно пробуйте вместе с детьми. Собственный опыт дает ребёнку ощущение успеха, поможет ближе познакомиться с природой, установить взаимосвязь между растениями и людьми, а главное - это прекрасная возможность провести время со всей семьей.

Проводим занимательные эксперименты вместе с детьми!

"В почве есть воздух"

Цель: показать, что в почве есть воздух. Материал: почва, банка с водой, лупа. Предложите ребёнку рассмотреть комочки почвы с помощью лупы, затем проверить, есть ли в почве воздух: опустить в банку с водой комочек и понаблюдайте, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Вывод: в почве есть воздух, значит, в ней могут жить животные и растения.

"Хитрые семена"

 Цель: познакомить ребенка со способами проращивания семян. Материал: семена фасоли, кабачков, земля, 2 баночки, салфетка из марли, розетка, палочка.

 Рассмотрите с ребенком семена, предложите подумать, в чем сходства и различие между ними. Предложите подумать, какие из семян прорастут быстрее – сухие или заранее замоченные. Одну фасолину и семечко кабачка посадить в землю, а другие завернуть с марлевую салфетку, смочить водой. На следующий день посадите семена в землю и понаблюдайте, какие семена взошли быстрее. Вывод: заранее замоченные семена взошли быстрее. «Что внутри» Цель: Показать ребенку, что стебель может проводить воду к листьям. Материал: Стебли моркови, петрушки, вода, растение, лупа. Рассмотрите с ребенком растение полюбуйтесь сочной зеленью. Предложите подумать, как вода из корней попадает к листочкам. Рассмотрите срез стебля петрушки (моркови) через лупу. Сожмите пальцами стебель, выясните, что в нем есть вода. Вывод: вода по стеблю поступает к листьям через отверстие.

"Живой кусочек"

Цель: Установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения. Материал: Плоская емкость, корнеплоды моркови, редьки, свеклы.

 Определите название овоща, предложите проверить, есть ли в корнеплодах запас питания. Поместите корнеплоды в теплое, светлое место и понаблюдайте за появлением зелени, пока зелень не начнет вянуть. Корнеплоды стали мягкими, в них мало жидкости. Вывод: корнеплоды дают питание для листьев. Наша северная природа не балует нас своим разнообразием, поэтому клумбы с удивительно яркими для северного пейзажа цветами - ярко- розовыми петуниями, оранжевыми и желтыми бархатцами, разноцветными виолами и даже хризантемами необыкновенно радуют и дарят нам летнее настроение. И вы вместе со своим ребенком можете создать мини-клумбу, где сможете высадить композиции из цветов, порадоваться ярким краскам и результату своего труда. Вы можете также украсить свой балкон. Это совсем несложно.

РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОГОРОДА НА ОКНЕ БУДЕТ УСПЕШНЕЕ, ЕСЛИ ЕЕ ПРОВОДИТЬ ПОЭТАПНО.

 Посадка растений, изготовление таблиц-указателей с названиями и датой посадки. Знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями. Подбор художественной литературы про посаженные растения: поговорки, стихи, сказки, загадки. Наблюдение за ростом растений, проведение опытов, экспериментов. Результаты фиксируются в дневнике. Создание коллекции семян овощных культур, популярных в нашем регионе. Знакомство с художественной литературой, создание картотеки художественного слова, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, игр. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформление выставки рисунков «От семени к ростку». Составление рассказов о том, как ухаживать за растениями. Такая работа, проводимая регулярно начиная с младших групп, обладает большими воспитательно-образовательными возможностями.

 Приложение 4

Пальчиковые игры

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим,

(движения прямыми ладонями вверх-вниз)

Мы морковку трём, трём,

(потереть кулак одной руки о кулак другой)

Мы капусту солим, солим,

(пальцы сложить в щепотку, солим)

Мы капусту жмём, жмём,

(сжимать и разжимать кулаки)

А потом и в рот кладем. Ам!

(сложенные щепоткой пальцы правой и левой руки поочередно подносим ко рту)

***

«У Лариски – две редиски»

у Лариски – две редиски. (по - очереди разгибать пальчики)

У Алешки – две картошки.

У Сережки-сорванца – два зеленых огурца.

А у Вовки – две морковки.

Да еще у Петьки две хвостатых редьки.

***

«В нашем огороде»

В нашем огороде много овощей

Их пересчитаем, станет веселей.

(сжимаем – разжимаем пальцы)

Морковка, лук и огурец,

Помидор и перец.

(загибаем пальцы, начиная с большого)

Пять видов овощей назвали,

Пять пальчиков в кулак зажали.

(сжимаем – разжимаем пальцы)

***

«Овощи»

Чищу овощи для щей, (вертикальные движения рук)

Сколько нужно овощей? (показываем ладошки)

Три картошки, (загибаем три пальца левой руки)

Две морковки, (плюс ещё два пальца)

Луку полторы головки.

Да петрушки корешок, (загибаем постепенно три пальца на правой руке)

Да капустный кочешок.

Потеснись-ка, ты, капуста, (делаем круговые движения обеими руками)

От тебя в кастрюле густо.

Раз, два, три, огонь зажжён, (делаем сжимание пальчиков в кулачок)

Кочерыжка, выйди вон! (выставляем из кулаков большой палец)

Приложение 5

 Дидактическая игра «Наш веселый огород» 

    ( занятие для работы с первой младшей  группой)

В ходе игры дети знакомятся с растительным миром, узнают о видах огородных растений, учатся их сравнивать, получают базовые математические знания, развивают речь и моторику пальцев.

Задачи:

- формировать знания детей об овощах, фруктах о месте их произрастания, о пользе их для человека;

- развивать  умение различать овощи, фрукты по внешнему виду, описывать их;  обогащать словарный запас , используя при описании овощей, фруктов имена

 

Материал для игрового пособия:

Макет огорода с грядками, макет дерева, овощи из фетра (морковь, лук, репа, редис), корзинка.

IMG_20231026_164011.jpg

          IMG_20231026_164141.jpg   

"Собирай урожай"

Цель: познакомить детей с правильными названиями овощей.

Дети по очереди берут с грядок овощи, называют их.


"Подбери по цвету"

Цель: учить детей классифицировать предметы по цвету.

Воспитанники размещают на грядках растения по цвету. Например, зеленые – огурец, кабачок, капуста.

"Большой -маленький"

Цель: учить определять размер предметов по величине.

Детям предлагается разложить в корзинки овощи разного размера.

В первую корзинку овощи маленького размера ,во вторую большие овощи.

"Овощи и фрукты"

Цель: учить детей различать овощи и фрукты. Определить где растут овощи, фрукты растет.

Детям четко и внятно описывают тот или иной фрукт или овощ, называя его характерные признаки, особенности использования и др. Дети, анализируя полученные сведения, пытаются догадаться, о каком объекте идет речь, называют его.

За период работы  с игрой у детей наблюдалась положительная динамика  уровня развития мелкой моторики, связанной речи. Использование  огорода  помогает улучшить эмоциональное состояние ребенка,  поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения. 

Данное  пособие  способствует  формированию познавательного мышления и сенсорных способностей у детей, а так же способствует расширению  и обогащению  имеющиеся знаний о овощах и фруктах.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конcпект занятия по краеведению и развитию речи в подготовительной группе доу " Машина времени у меня под окном"

Занятие построено с использование мультимедийного пректора и компьютора.Внесены события прошлого , настоящего и будующего....

Интегрированное занятие "Мир в твоем окне"

  В процессе занятия дети создадут  большое декоративное панно - изображение многоэтажного дома с окнами -рисунками детей.  Каждое окно в этом доме - мир одного человека, его л...

Многофункциональное пособие "Окно в волшебный мир"

Данное пособие многофункционально при замене одной страницы на другую перед детьми ставятся новые задачи.Оно развивает логическое мышление, память, внимание, речь, ориентировку в пространстве, с...

Цветы на окне и за окном

Конспект занятия для детей средней группы по ознакомлению с миром природы. К разработке прилагается набор карточек для игры....

консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"

фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки  "Как предотвратить ...

«Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы» Акция «Окна победы»

laquo;Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы»Акция «Окна победы»...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении смотра-конкурса лучшего оформления окна группы к Новому году «Волшебное окно»

Цели и задачи смотра-конкурсаЦелями и задачами смотра-конкурса являются:создание праздничной новогодней атмосферы в группе;эстетическое воспитание дошкольников;активизация инициативы, творчества, выду...