Консультация для воспитателей "Организация экспериментальной деятельности младших дошкольников"
консультация по окружающему миру (младшая, средняя группа)

Исакова Нина Ивановна

Консультация для воспитателей "Организация экспериментальной деятельности младших дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Организация экспериментальной деятельности младших дошкольников»

Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать.

Песталоцци.

Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития дошкольного возраста.

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими  детьми, взрослыми и миром…».

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.

Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Это объясняется тем, что детям дошкольного возраста  присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и именно экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям.

При организации и проведении исследовательской деятельности
с детьми дошкольного возраста необходимо придерживаться
следующих правил в данной работе.

Детское экспериментирование свободно от обязательности:
мы не можем заставить ребенка, во время любого эксперимента ребенок должен захотеть этим заниматься.

Не следует строго регламентировать продолжительность опыта:
как и в игре, ребенок занимается с увлечением, не следует его прерывать только потому, что время истекло.

Дети не могут работать, не разговаривая: лишение детей возможности общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала,
но и наносит ущерб личности в целом. Потребность поделиться своими открытиями, выяснить, нет ли у других чего-либо нового и интересного, является естественной потребностью любого творческого человека независимо от возраста.

Необходимо учитывать право ребенка на ошибку: невозможно требовать, чтобы ребенок совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения.

Соблюдение правил безопасности – это предмет особого внимания,
так как дошкольники, в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность за соблюдением правил безопасности целиком лежит
на педагоге.

Экспериментирование в дошкольном возрасте может осуществляться в разных формах. Чем старше становится ребенок, тем большим разнообразием форм он может овладеть. Не бывает форм экспериментирования, специфических для той или иной возрастной группы. Ребенок каждого конкретного возраста должен свободно владеть всеми формами, присущими предшествующим возрастам, и одновременно осваивать новую форму,
до которой он дозрел к данному моменту.

Педагогу очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт.
В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Взрослый помогает малышу продумать методику проведения опыта,
дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия. Дети данного возраста еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым.

Во время работы можно иногда предлагать ребенку выполнить не одно, а два действия подряд (вылить воду и налить новую). Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов, задавая вопросы.
У детей начинает формироваться произвольное внимание, что позволяет делать первые попытки фиксировать результаты наблюдений, например,
при помощи знаковых обозначений.

При проведении экспериментирования следует помнить:

  • что выбранный объект экспериментирования должен быть выбран самим ребенком,
  • эксперимент должен быть краткосрочным в связи с возрастными особенностями детей,
  • проблемная задача должна быть понятной и содержать новизну
    для ребенка,  она должна мотивировать ребенка на поиск ответа, однако не должна быть сложной для ребенка.

Взрослый при проведении опытов лишь организовывает активную деятельность, в форме диалога используя эвристический метод. Необходимые объяснения проходят с использованием только понятных ребенку слов.

Фиксация опытов для детей данного возраста еще сложна, однако только при фиксации увиденного эксперимент приобретает завершённость.

И взрослый не имеет права заставлять ребенка экспериментировать и фиксировать полученный результат. Инициатива должна идти только от самого ребенка. Изобразительный способ фиксации (рисование) наблюдений самый распространенный. Однако при низком уровне изобразительных навыков, дети не всегда могут соотнести изображение с теми реальными событиями, которые они наблюдали. Второй способ — фотографирование наиболее ценный, т. к. имеет ряд преимуществ – передает точно особенности объекта и фотографии впоследствии можно использовать вторично при проведении беседы с детьми, кроме того дети рассматривая фотографии вспоминают увиденное и еще раз запоминают проведенный опыт, фотографии можно использовать в игре «сначала – потом». Другие способы фиксации опытов еще очень сложны для детей младшего дошкольного возраста (письменные (запись рассказа ребенка и т.д.), планы-схемы и пр.).

Методика организации экспериментирования

В младшем дошкольном возрасте организуются:

  • Игры-эксперименты. Первые занятия по экспериментированию проводятся в игровой форме. В группе присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать
    в фантастических условиях («Путешествие на дно морское», «В гости к фее воздуха», «Поможем капельке вернуться на небо»).
  • Моделирование. Дети воспроизводят модели реально существующих в природе явлений: айсберг, вулкан, северное сияние, вихрь. Воспитатель учитывает возрастные особенности младших дошкольников, модель должна быть понятной и доступной. Дети 3–4 лет способны смоделировать вихрь из кусочков бумаги и создания воздушного потока (дуют), буря в стакане при помощи бумаги и пластиковой трубочки.
    Во время зимней прогулки дети моделируют явления природы: снегопад — набрать в миску сухой снег и медленно его высыпать, буран — набрать
    в варежку пушистый снег, сдувать его сильным выдохом.
  • Опыты и эксперименты. Собственно экспериментирование позволяет в наглядной форме объяснить физические и природные явления на занятиях по окружающему миру. Самостоятельное проведение опыта вызывает восторг у детей (эксперименты чем-то напоминают ребятам фокусы) и откладывается в памяти. Младшие дошкольники экспериментируют с водой (в твёрдой и жидкой формах), воздухом, различными видами почвы, магнитами, тканью, бумагой.

Важно помнить, что при организации опытно — экспериментальной деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста учитывают возрастные особенности детей, поэтому:

  1. Все предлагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены и вызывать у детей положительные эмоции и желание действовать.
  2. Для малышей актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянно возвращаются.

В результате экспериментирования у детей формируется представления:

  • о материалах  (песок, глина, бумага, ткань, дерево);
  • о природных явлениях  (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д.);
  • о мире растений  (способы выращивания из семян, луковицы, листа);
  • о способах исследования объекта;
  • о предметном мире;
  • развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы  (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко — низко-далеко; мягкий — твердый — теплый и т.д.);
  • формируется умения строить причинно-следственные связи, что позволяет в младшем дошкольном возрасте детям легко подойти к возрасту «Почемучек».

Количество проводимых опытов в раннем и младшем дошкольном возрасте может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей.

Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.

Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и
с 2-3 малышами. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, так как при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.

При организации экспериментальной детской деятельности важное значение уделяется созданию условий для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования. Обеспечение самостоятельного проведения опыта детьми при повторном возвращении к нему (с небольшой помощью или подсказкой воспитателя). Всё оборудование и предметы, которыми пользуются дети, должны быть безопасны.

Оборудованием для экспериментирования являются:

Во второй группе раннего возраста:

  • все необходимое для экспериментирования с песком, водой и воздухом: емкости разного размера, лейки, камешки, песок, воду, лодочки, кораблики, лопатки, совочки, ведерки;
  • предметы из разных материалов: деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.;
  • пластмассовые стаканчики резной формы, величины, степени прозрачности, плавающие игрушки;
  • для экспериментирования с ветром – воздушные шарики, вертушки, султанчики, ленточки, флажки;
  • мелкие предметы для группировки по разным признакам, цветные геометрические фигуры, шнуровка, логико-математические игры, верѐвочки.

В младшей группе:

  • материалы по экспериментированию с солнечным светом  (зеркала, фонарик, кусочки ткани);
  • природные материалы  (желуди, шишки, семена растений, скорлупа, сучки, спилы дерева, косточки плодов, перышки и т.д.);
  • сыпучие материалы (горох, пшено, разные крупы);
  • вспомогательные материалы (пластилин, стеки, ложки);
  • бросовый материал (пробки, коробки, катушки, вата, бумага, кусочки ткани и т.д.);
  • иллюстративный материал;
  • механические плавающие игрушки, воздушный змей и т.д.

В средней группе:

  • тематические альбомы;
  • коллекции: семена разных растений,  шишки,  камешки,  коллекции «Подарки зимы (весны, осени)»,  «Ткани»,  «Бумага»,  «Пуговицы»;
  • песок,  глина;
  • набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
  • материалы для игр с мыльной пеной;
  • красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  •  семена бобов, фасоли, гороха;
  • некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);
  • простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из киндер-сюрпризов с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;
  • «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;
  • на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста;
  • персонажи, наделённые определенными чертами («почемучка»), от имени которого моделируется проблемная ситуация;
  • карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем, ставится дата, опыт зарисовывается).

Создание специальных условий для детского экспериментирования
в группах детского сада расширит возможности детского экспериментирования и будет позитивно влиять на развитие интереса детей
к этой деятельности.


Литература:

  1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М.: Издательство «Мозаика-Синтез», 2015.
  2. Горошилова Е.П., Шлык Е.В. Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников. – С-Пб.: Детство-Пресс, 2019.
  3. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. – М.: Детство-Пресс, 2015.
  4. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности.  
    С-Пб.: Детство-Пресс, 2018.
  5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под общей ред. Л.Н. Прохоровой. –
    М.: АРКТИ, 2004.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегративный подход в организации экспериментальной деятельности младших дошкольников

актуальность экспериментальной деятельности в условиях ФГТ...

Экспериментальная деятельность младших дошкольников

Развитие воображения зависит от развития чувственной сферы ребенка, а этому способствует экспериментальная деятельность. С чем можно экспериментировать в дошкольном возрасте?Экспериментировать можно с...

Опытно-экспериментальная деятельность младших дошкольников

Содержание иследовательской работы младших дошкольников...

Консультация для воспитателей «Опытно-экспериментальная деятельность младших дошкольников»

Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.Чем разнообразнее и ...

12 .12.2021 Консультация для педагогов «Организация экспериментальной деятельности младших дошкольников»

Консультация   для педагогов «Организация экспериментальной деятельности младших дошкольников»...