Методическая разработка непрерывной основной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы Тема: «Моё родное Ставрополье»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Первакова Вера Григорьевна

Закрепить и систематизировать знания детей о Ставропольском крае (природа края, сельское хозяйство (растениеводство и животноводство, полезные ископаемые, знаменитые люди края, символы Ставропольского края).

Углублять и формировать представление детей о родном крае как части большой страны – России.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_moyo_stavropole.docx32.97 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 непрерывной основной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы

Тема: «Моё родное Ставрополье»


Цель: Воспитание  любви к родному краю, бережное отношение к его богатствам.

Задачи образовательных областей:

Познавательное развитие:

1. Закрепить и систематизировать знания детей о Ставропольском крае (природа края, сельское хозяйство (растениеводство и животноводство, полезные ископаемые, знаменитые люди края, символы Ставропольского края).

2.Углублять и формировать представление детей о родном крае как части большой страны – России.

 3.Развивать логическое мышление.

Социально-коммуникативное развитие:

4.Развивать связную речь детей, обогащать словарь детей по теме; воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

5.Формировать любовь к родному краю, развивать бережное отношение к достопримечательностям края, природе.

Физическое развитие:

6.Обогащать двигательную активность детей, умение ориентироваться в пространстве.

Предварительная работа:беседа: «Я живу на Ставрополье», рассматривание иллюстраций о Ставропольском крае, карты Ставропольского края, знакомство с творчеством ставропольского художника П. М. Гречишкина и детского поэта А. Е. Екимцева; чтение легенд о Ставропольском крае; разучивание лого ритмики «Край широкий Ставропольский…»«Солнышко», пальчиковой гимнастики «Полезные ископаемые Ставропольского края».

Словарная работа: хлеборобный крайкрай золотого руна, город Креста, житница, здравница, гостеприимство, хлебосольство, города-курорты, источник.

Организация и методика проведения непрерывной основной

 образовательной деятельности

I. Вводная часть (организационный, мотивационный этап)

Педагог. Ребята, подойдите ко мне. Встаньте ко мне лицом, сделайте круг. Повторяйте за мной.

-Нам радостно, нам весело, смеемся мы с утра.

Но вот пришло мгновение серьезней быть пора.

Глазки хорошо открыли, ушки навострили.

Будем думать, рассуждать и  немного удивлять.

Нашим дорогим гостям очень интересно узнать, чем же мы их будем удивлять и радовать. А удивим мы всех сегодня своими знаниями о родном крае.

Ребенок: Я живу на Ставрополье, где степей больших раздолье,

Где громада гор зелёных смотрят в небо удивлённо.

Где целебная водица- можно всем нам вот напиться,

Я люблю свой край родной потому что он друг мой!

Педагог. Родина бывает разная, но у всех она одна.

 Дети, а что такое Родина? (ответы детей)

Какое название имеет край в котором мы живем (Ставропольский край)

Главный город края (КРАЕВОЙ ЦЕНТР) – это город Ставрополь.

Педагог. 

У каждого человека есть своя малая Родина, т. е. то место, где человек родился и вырос. Наша с вами малая Родина – Ставропольский край –город Михайловск . Ставропольский край – замечательное место на нашей планете. Это - удивительный островок среди безбрежного разнообразия моря природы России. Нам, жителям Ставропольского края, посчастливилось жить в этом необыкновенном месте, где красавица Степь нарядилась в цветной сарафан, распустив по плечам шелковистые волосы из огромного разнообразия трав. А наши реки и озёра - голубыми ленточками украшают прическу Степи.

Как не любить тебя, родной край?! Как не беречь просторы твои?! Есть у каждого на нашей родине, что-нибудь такое, о чём хочется сказать вслух на весь мир!

Почему он назван именно так? (В переводе с греческого Ставрополь – город креста. При закладке крепости защита от врагов) – Ставропольская крепость – более 200 лет назад был сооружен каменный крест. Во время войны крепость была разрушена. Прошло время, в этих местах стали селится люди: казаки, русские крестьяне. Крепость положила начало строительству города Ставрополя. Позднее каменный крест восстановили и он  является символом города.

        II.Основная часть (содержательно-деятельностный этап)

Вношу необычный цветок горный эдельвейс( сердцевина – очертание территории Ставропольского края, вокруг – 5 лепестков) (богатства края).

- Что у меня в руках?- Это необычный цветок, горный эдельвейс. Это самый почитаемый у нас на Кавказе цветок, символ достижения хороших результатов.

И наш цветок тоже  необычный Обратите внимание на середину цветка, что она вам напоминает? (Очертание территории Ставропольского края. Если дети затрудняются можно поднести к карте Ставропольского края и сравнить).

Сердцевина цветка – это наш Ставропольский край, а лепестки богатства   края. Сейчас мы рассмотрим все лепестки цветка и расскажем чем славен и богат наш край.

Лепестки:

1.Символика СК (на лепестке изображены символы СК — герб и флаг).

2.Природа края (природные ландшафты, растения, животные).

3.  Подземные богатства (полезные ископаемые).

4.Сельское хозяйство (на лепестке изображены колосья).

И животноводство (на лепестке картинки: молочные продукты, мясо, яйцо, шерсть, рыба, куры, овцы, коровы).

5.Знаменитые люди края.

        6. Обычаи Ставропольцев.

1  лепесток    Природа края.

Педагог. Садитесь на стулья.

Наш край-это огромная территория. Как вы думаете  почему путешествие по СК сравнивают с поездкой по всей России? (потому что на Ставрополье можно увидеть все природные ландшафты (поверхности, места): полупустыни, пустыни, степи, леса, реки, озера, горы и даже мерзлота. (картинки)

Какие  реки Ставрополья вы знаете? (Кубань, Терек, Егорлык)(показать на карте)

Мы изучали с вами названия озер СК, кто из вас вспомнит их?  (Соленое озеро, Маныч — Гудило,  Тамбучанское озеро, )

Педагог.  Правильно ребята. А еще есть у нас два больших водохранилища, которые снабжают водой весь наш край: Новотроицкое и Сенгилеевское.(показ).

А какие горы расположены  на территории СК? (Стрижамент, Змейка, Эльбрус)

2лепесток    .Символика СК. Символами любого государственного образования являются  флаг, герб  и гимн. И у нашего края тоже есть свои символы. Сейчас мы с вами о них поговорим.

-Что с обычно изображают на гербах ? (То, чем гордится город, край, что считает своим символом ). Подумайте, (как вы считаете, что может быть изображено на гербе Ставропольского края? (анализирует ответы детей) (показ герба)Это герб- нашего края.? (в центре) Рассмотрим,  что же на нём изображено? И почему именно это взято в основу герба?

- Как вы считаете, почему в верхней части щита на гербе изображена крепость? (Потому что сначала была построена ставропольская крепость, а спустя некоторое время — город.)

- Что означает венок из листьев дуба и пшеничных колосьев? (Хлеборобный и сильный, могучий край.)

- Почему всю композицию венчает двуглавый орел? (Это означает, что наш край входит в состав РФ.)

- Как вы думаете, почему полотнище флага СК золотого цвета? (Цвет пшеничных колосьев.)

- Что означает белый крест на флаге (г. Ставрополь — краевой центр.)

Педагог. Я отрываю следующий листок нашего чудесного цветка.

3 лепесток    Полезные ископаемые

И чтобы продолжить нашу беседу о богатстве нашего края, отгадайте загадку:

Под землёй их добывают, приложив немалый труд.

Уголь среди них бывает, нефть и газ, и много руд. Что это? (Полезные ископаемые)

- Что такое полезные ископаемые? (Это то, что хранится под землей и приносит человеку пользу.)

 Главным богатством СК  является  Минеральная вода .

 Присаживайтесь и послушайте легенду о том, как появилась эта живительная вода.

В давние времена, в солнечной долине среди гор жило племя нартов. Но случилась беда. Жестокая засуха высушила родники, выжгла пастбища. Усталый путник брёл по той долине, изнывая от жажды. Почти умирая, он упал на пороге одного из домов и попросил напиться. Хозяин дома взял последний кувшин с водой, который он хранил для детей и дал напиться путнику.

- Ты дал мне самое драгоценное, что было в доме. Будет и тебе от меня награда, - сказал путник. Вышли они из дома, прошли в горную долину, где ударил в землю своим посохом гость хозяина. И на этом месте ударил ключ шипучей студёной воды. Так, за оказанное гостеприимство получили нарты драгоценный ключ минеральной воды, который исцелял их недуги, давал силы, приносил радость.

Воспитатель: В местах, где появлялись источники минеральной воды, стали строиться города-курорты. Какие? (Железноводск, Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск).

- Как по-другому называют этот напиток? (Богатырский.)

- Почему? (Люди, испившие его, становились крепкими и здоровыми.)

Пальчиковая гимнастика. А, какими полезными ископаемыми богата наша Ставропольская земля, мы расскажем с помощью пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика (о полезных ископаемых края)

Мы расскажем вам сейчас, что хранит земля от нас: (большие пальчики «здороваются» с остальными).

Нефть, песок, природный газ, гравий, глину, известняк, грязь лечебную и соль,

И живительный источник - минеральная вода (загибаем пальцы по одному, начиная с большого)

Вот что прячет Ставропольская земля. (удары попеременно ладонями и кулачками).

Педагог. Мы с вами много говорили о  полезных ископаемых края и я вам предлагаю поиграть.

Игра «Узнай и назови»

Педагог. Я отрываю следующий листок нашего чудесного цветка.

4лепесток   . Сельское хозяйство.

- Дети, что изображено на следующем листке?

- Как по-другому еще называют наш край?

- Почему?

Педагог. Ребята, кто из вас знает , что обозначает слово Житница?

(объясняет значение слова)

- Пшеничный колос можно по праву считать символом СК (на экране ваза с пшеничными колосьями)

- Основная  культура, которую выращивают на Ставрополье — пшеница, но на полях края растут и другие полевые культуры.

- Что ещё выращивают в Ставропольском крае? (овощи, фрукты, ягоды).

- Для чего выращивают эти культуры? (Для приготовления еды человеку, корм животным.)

Правильно. А сейчас мы с вами поиграем. Дид. игра: «Узнай и назови ?»

- СК еще называют и краем золотого руна. Что такое руно? (Шерсть.)

- Какие животные дают нам шерсть?

Педагог. В СК на крупных фермах, птицефабриках и в частных подворьях разводят крупный рогатый скот, овец, птицу: кур, уток, гусей, и пчел.

Физминутка. «Родные просторы»

Край широкий Ставропольский (идут по кругу, взявшись за руки)

Удивительный мой край (остановились, развели руки через верх)

Только в нем растет спеет (смотрят вдаль в одну и другую стороны)

Белый вкусный каравай.  ( руки перед собой в круг)

Склоны гор здесь утопают

В изобилии   цветов (делают рукой перед собой и показывают «бутон»)

Реки с гор берут начало

От растаявших снегов(бегут «змейкой», взявшись за руки)

Сколько здесь озер  зеркальных (в кругу держатся за руки и покачиваются из стороны в сторону)

С отраженьем облаков

И пейзаж необычайный

        

С древних сказочных веков

В нашем крае  золотится

Рожь ,овёс ,ячмень ,пшеница (руки в локтях согнуты, ладошки в кулачок- «колос», покачивают)

Этим сказочным богатством

Ставропольский край гордится !!!

 (разводят руки перед собой, поднимают вверх, растопырив пальцы)

5  лепесток   .Знаменитые люди края.

Педагог. Я отрываю следующий листок нашего чудесного цветка.

И хочу вас познакомить с знаменитыми людьми нашего  края.

У Ставропольского края интереснейшая история, художники, писатели, поэты, музыканты черпали здесь вдохновение. Здесь не раз бывали А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. Шаляпин, А. П. Чехов и др. Но Кавказская земля подарила миру и своих замечательных деятелей культуры. Не только в нашем крае, но и за его пределами известны имена ставропольских художников,  писателей и поэтов.

Один из них П. М. Гречишкин-ставропольский художник.

- Заглянем в картинную галерею. Дети, внимательно посмотрите на эти замечательные картины и скажите, кто их автор? (Павел Гречишкин - знаменитый ставропольский художник). Что он рисовал? (1-й работой был портрет любимой бабушки, затем стал рисовать родную  природу). Все свои картины он подарил родному краю и в Ставрополе есть музей, где можно познакомиться с его картинами.

А это —Екимцев детский поэт.(полное имя). С его творчеством мы с вами уже знакомы. Мы учили стихотворение, которое называется «» . Кто из вас расскажет его.

Чтение стихотворения  «В лесу»

В лесу где зреет ежевика, И дремлют пни, , наморщив лбы.

Мы видели, как еж с ежихой, Несли в свое гнездо грибы.

Вдруг дождь! И гром ногой как топнет!

Мы разбежались  под дубы.

А еж с ежихой шли по тропке, неся как зонтики, грибы!

«Дедушка — Туман».

 Лес в карман, поля в карман спрятал Дедушка Туман,

Спрятал копны и стога, и лужайки, и луга,

Даже солнышко в карман спрятал Дедушка Туман.

Только он совсем забыл, что карман дырявым был.

За рекою в гору лез, потерял поля и лес,

Потерял потом луга, копны сена и стога.

У высокого кургана, где дремал костра дымок,

Из дырявого кармана солнце вылезло само.

- Кто же автор этого стихотворения? (А. Е. Екимцев)

6. Обычаи Ставропольцев.

Педагог. Я отрываю следующий листок нашего чудесного цветка.

- Наш край многонациональный. В нем проживают люди разных национальностей. Каких, подскажите. (Русские, украинцы, армяне, грузины, греки, дагестанские народы — чеченцы, даргинцы, карачаевцы.)

- Но всех нас, людей, проживающих в СК объединяет то, что мы очень гостеприимные люди, чтим обычаи наших предков. Обычаи — это действия, правила, которые выполняют люди и передают их друг другу из поколения в поколение.

А вы знаете, как издавна на Руси встречали наших гостей? (Хлебом, солью, низким поклоном.)

- Почему именно с солью гостей? (Потому что соль в те времена была роскошью, подавалась только по особым случаям.)

(А какие обычаи существуют в ваших семьях) ответы детей

- Какие еще обычаи гостеприимства вы знаете? (Если хозяева уважительно относились к гостю, заваривали ему крепкий чай.)

- Гостеприимные хозяева угощали самым дорогими кушаньями и дарили небольшие подарки гостям.

Мы с вами и этот обычай выполним: т.  к. наш край - хлеборобный край, то и угощать мы будем наших гостей самым дорогим — караваем дружбы.

Пройдите, сядьте  за столы. У каждого на столах кусочки теста . С помощью стеки, вырежете из теста элементы декора. Это могут быть хлебные колосья, фрукты, ягоды, то чем богата наша земля и мы вместе украсим поверхность нашего каравая. (выполнение работы)

- Вот и закончилось наше удивительное и поучительное путешествие по родному краю. Вы действительно порадовали меня и удивили своими знаниями о СК. Все, что вы видите, все, что вы знаете о СК — запомните и сохраните в своих сердцах.

III. Заключительная часть (рефлексивный этап)

Игра «Передай сердечко и скажи словечко»

Передавая друг другу сердечко каждый из вас, должен рассказать о своих впечатлениях от нашего мероприятия.

Как называется наш край? Чем он славится? Какие знаменитые люди здесь живут?

Что вам запомнилось на нашем  мероприятии? и.т.д.

 Молодцы, вы настоящие знатоки своего края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Тайны Кунгурской пещеры»

Методическая разработка "Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Тайны Кунгурской пещеры»  включает в себя консп...

Методическая разработка непрерывной основной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы на тему: «Предупредить, научить, помочь» - главный девиз гражданской обороны!

познакомить детей с функциями Гражданской обороны, с сигналами ГО и действиями населения в военное и мирное время, сформировать понятие «гражданская оборона»...

Методическая разработка непрерывной основной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы по теме : «Доброе слово лечит, а худое калечит» (по произведениям Э. Мошковской

учить детей эмоционально воспринимать идею, содержание художественных произведений; формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими; воспитывать у детей доброе отношение к бли...

Методическая разработка непрерывной основной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы на тему: «Предупредить, научить, помочь» - главный девиз гражданской обороны!

познакомить детей с функциями Гражданской обороны, с сигналами ГО и действиями населения в военное и мирное время, сформировать понятие «гражданская оборона»; закрепить правила б...

Методическая разработка непрерывной основной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы на тему: «Мамин праздник»

Активизация и актуализация словаря по теме «Мамин праздник». Совершенствование грамматического строя речи (образование прилагательных с уменьшительными суффиксами). Совершенствование навык...

Методическая разработка непрерывной основной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы по теме «Здравствуй осень»

- учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы;- развивать умение детей замечать изменения в природе, развивать логическое мышление;- упражнять в составлении рассказов по схе...

Методическая разработка непрерывной основной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы по финансовой грамотности «Финансовая школа»

раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде совр...