Картотека опытов и экспериментов в подготовительной группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Ольга Николаевна Швеина

Занимательные опыты и эксперименты для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Светлячок» 

Картотека

опытов и экспериментов

в подготовительной группе  

C:\Users\User\Desktop\74959ac4f83f3d06d1e2f8889edddff7.jpg

                                                         Составила:

                                                                         воспитатель первой

                                                                                             квалификационной категории

                                                             Швеина О.Н.

Камчатский край, село Мильково

2024 год

Воздух

Опыт №1.  Знакомство со свойствами воздуха.

 Детям предлагается осмотреть  групповую комнату.

-Что вы видите? (Игрушки, столы и т.д.).

-А ещё в комнате много воздуха, но его не видно. Как в этом убедиться?

Детям предлагается перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать ровно.

-Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь нужно держать стакан не прямо, а немного наклонив его.

-Что появляется в воде? (Видны пузырьки).

-Откуда они взялись? (Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода).

-Возьмём резиновую игрушку и сожмем её. Она сжимается? (Да). Это воздух выходит из неё и освобождает место. Закройте отверстие пальцем и попытайтесь сжать игрушку снова. Она не сжимается. Что ей мешает? (Воздух, находящийся в игрушке, мешает её сжать.

Вывод: воздух - это газ. Он невидимый, бесцветный и не имеет запаха. Воздух есть везде, он занимает место.

Опыт №2. Можно ли услышать воздух?

-Возьмём резиновую игрушку и сожмем её. Что вы услышите? (Cвист). Это свистит воздух, который выходит из игрушки.

Вывод: воздух можно услышать.

Опыт №3. Можно ли почувствовать воздух?

-Возьмём резиновую игрушку, подставим её близко к руке и сожмем. Что вы чувствуете? (Как будто дует ветер). Это «дует» воздух, который выходит из игрушки.

Вывод: воздух можно почувствовать.

Опыт №4. Можно ли «поймать» воздух?

- Можно ли поймать воздух? Попробуем поймать его руками. Получается? (Нет).

Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет.

-Что там? (Он пустой). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет наполнился и стал похож на подушку. Чем он наполнился? (Воздухом). Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха). Опять наберём в пакет воздух и снова его выпустим (2-3 раза).

Вывод: воздух можно «поймать».

Опыт №5. Можно ли взвесить воздух?

-Положим на одну чашу весов пустой пакет, на другую – наполненный воздухом. Чаша с каким пакетом опустилась вниз? (С тем, в котором воздух).

-Вывод: воздух имеет вес, его можно взвесить на весах.

Опыт №6. Движется ли воздух?

Оборудование:

1.Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.

2.Иллюстрации: ветряная мельница, парусник, ураган и т.д.

3.Герметично закрытая банка со свежими апельсиновыми или лимонными корками (можно использовать флакон с духами).

      - Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги  и подуем на нее. Она отклонилась. Почему? Мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или слабее. Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха.  В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется  ветер. Люди научились его использовать (показ иллюстраций), но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед (показ иллюстраций). Но ветер есть не всегда. Иногда бывает безветренная погода. Если мы ощущаем движение воздуха в помещении, это называется  сквозняк, и тогда мы знаем, что открыто окно или форточка. Сейчас в нашей группе окна закрыты, мы не ощущаем движения воздуха. Интересно, если нет ветра и нет сквозняка, то воздух неподвижен? Рассмотрим герметично закрытую банку. В ней апельсиновые корки. Понюхаем банку. Мы не чувствуем запах, потому что банка закрыта и мы не можем вдохнуть воздух из нее (из закрытого пространства воздух не перемещается). А сможем ли мы вдохнуть запах, если банка будет открыта, но далеко от нас? (Воспитатель уносит банку в сторону от детей (приблизительно на 5 метров) и открывает крышку).  Но через некоторое время все ощущают запах апельсинов. Почему? Воздух из банки переместился по комнате и разнёс запах.

Вывод: воздух всегда находится в движении, даже если нет ветра и сквозняка. Благодаря этому свойству воздуха мы чувствуем запах.

Опыт №7. Что такое ветер?

-Возьмём веер, помашем им. Что чувствуем? (Ветер). Но ведь мы находимся в помещении, а ветер бывает только на улице. Откуда же здесь ветер? На самом деле это воздух, который мы привели в движение с помощью веера.

Вывод: воздух и ветер – это одно и то же. Ветер – это воздух, который движется быстро.

Опыт №8. Можно ли прожить без воздуха, без дыхания?

-Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (Грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (Они наполняются воздухом). А при выдохе что происходит с грудной клеткой? (Она опускается). А что происходит с нашими легкими? (Из них выходит воздух).

Вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются.

-Закройте рот, закройте руками нос. Долго ли мы можем находиться в таком состоянии? (Нет). Почему? (Не можем дышать).

Вывод: без дыхания нет жизни.

Опыт №9. Дышат ли растения?

Цель: выявить потребность растений в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. Материалы: комнатное растение, вазелин, лупа.

- Дышат ли растения? Как это доказать? (Дети могут ответить на вопрос, опираясь на знания о процессе дыхания у человека: при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него). Рассмотрим листочки растения через лупу. Что видим? (Отверстия). Это поры, через которые растения дышат. Вазелин не пропускает воздух, поэтому смажем один листочек вазелином с двух сторон и посмотрим, что произойдёт. Наблюдать будем несколько дней. (Через несколько дней увидим, что листочек погиб).

Вывод: растения дышат; если не могут дышать, то погибают.

http://www.maam.ru/illustrations/109/small/item_2632.jpg

Вода

Круговорот воды в природе.

Цель: рассказать детям о круговороте воды в природе. Показать зависимость состояния воды от температуры.

Опыт №1. Принесем с улицы  лёд и снег. Если оставить их на некоторое время в тёплом помещении, то вскоре они растают и получится вода. Какие были снег и лёд? (Снег и лед твёрдые, очень холодные). Какая вода? (Она жидкая). Почему растаяли лёд и снег и превратились в жидкую воду? (Потому что в помещении тепло).

Вывод: при нагревании (увеличении температуры) твёрдые снег и лёд превращаются в жидкую воду.

Опыт №2. Вскипятим воду. Вода кипит, над ней поднимается пар, воды становится все меньше, почему? Куда она исчезает?(Она превращается в пар). Пар – это газообразное состояние воды. Какая была вода?( Жидкая!) Какая стала? (Газообразная!) Почему? (Мы снова увеличили температуру, нагрели воду!)

Вывод: при нагревании (увеличении температуры) жидкая вода превращается в газообразное состояние – пар.

Опыт №3. Нальём в кастрюлю горячую воду, накроем кастрюлю крышкой, на крышку положим лёд, через некоторое время увидим, что крышка снизу покрылась каплями воды. Какой был пар? (Газообразный!) Какая получилась вода? (Жидкая!) Почему? (Горячий пар, касаясь холодной крышки, охлаждается и превращается снова в жидкие капли воды).

Вывод: при охлаждении (уменьшении температуры) газообразный пар снова превращается в жидкую воду.

Опыт №4. Охладим вскипячённую воду, а затем поставим в морозильную камеру (или вынесем на  улицу, если морозная погода). Что же с ней случится? (Она снова превратится в лед). Какой была вода? (Жидкая!) Какой она стала? (Твердой!) Почему? Мы её заморозили, то есть уменьшили температуру.

Вывод: при охлаждении (уменьшении температуры) жидкая вода снова превращается в твёрдый лёд.

     Общий вывод: зимой часто идёт снег, он лежит повсюду. Также зимой можно увидеть лёд. Что же это такое - снег и лед? Это – замёрзшая вода, ее твёрдое состояние. Вода замёрзла, потому что на улице очень холодно. Но вот наступает весна, пригревает солнце, на улице теплеет, температура увеличивается, лёд и снег нагреваются и начинают таять и превращаются в жидкую воду. На земле появляются лужицы, текут ручейки. Солнце греет все сильнее. При нагревании  жидкая вода превращается в газообразное состояние – пар, поэтому лужи высыхают, газообразный пар поднимается в небо все выше и выше. А там, высоко, его встречают холодные облака. При охлаждении газообразный пар снова превращается в жидкую воду. Капельки воды падают на землю, как с холодной крышки кастрюльки. Что же это такое получается? Это – дождь! Дождь бывает и весной, и летом, и осенью. Но больше всего дождей всё - таки осенью. Дождь льётся на землю, на земле – лужи, много воды. Ночью холодно, вода замерзает. При охлаждении (уменьшении температуры) жидкая вода снова превращается в твёрдый  лёд. Время идёт, и после осени снова наступает зима. Почему же вместо дождей теперь идёт снег?  А это, оказывается, капельки воды, пока падали, успели замёрзнуть и превратиться в снег. Но вот снова наступает весна, снова тают снег и лед, и снова повторяются все чудесные превращения воды. Такая история повторяется с твердыми снегом и льдом, жидкой водой и газообразным паром каждый год. Эти превращения называются круговоротом воды в природе.

Вода и ее свойства.

Цель: познакомить детей со свойствами воды (принимает форму сосуда, в который налита, не имеет запаха, вкуса, цвета).

Опыт №1. Имеет ли вода форму?

Материалы и оборудование: несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.

В прозрачные сосуды разной формы налить воду и показать детям, что вода принимает форму сосудов.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

Опыт №2. Вкус воды.

Цель: выяснить, имеет ли вкус вода.

Материалы и оборудование: вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.

Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипячёную воду. Затем положить в один стакан соль, в другой - сахар, размешать и дать попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода? (Стала сладкая и солёная).

Вывод: вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в неё добавлено.

Опыт №3. Запах воды.

Цель: выяснить, имеет ли запах вода.

Материалы и оборудование: стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор.

Спросите перед опытом, чем пахнет вода. После ответов попросить понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капнуть в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?

Вывод: вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в неё добавлено.

Опыт №4. Цвет воды.

Цель: выяснить, может ли цвет вода иметь цвет.

Материалы и оборудование: несколько стаканов с водой, кристаллики разного цвета.

Попросить детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?

Вывод: вода бесцветная,  принимает цвет того вещества, которое в неё добавлено.

Опыт №5. Вода при замерзании расширяется.

Цель: выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.

Вынести на прогулку две пластиковые бутылки с водой одинаковой температуры. Одну закопать в снег, другую оставить на поверхности. Что произошло с водой? (На поверхности вода замёрзла, а в снегу нет). Почему в снегу вода не замерзла? (Снег сохраняет тепло).Что произошло с бутылкой, в которой вода замёрзла? (Она как будто раздулась). Это произошло, потому что вода при замерзании расширяется, то есть её становится больше. 

Опыт №6. Живая вода.

Цель: познакомить детей с животворным свойством воды.

Материалы и оборудование: свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой, этикетка «Живая вода».

Возьмём сосуд с водой, наклеим на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрим веточки. После этого опустим их в воду, а сосуд с ними  поставим на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, они пустят корни.

Вывод: одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому.

Песок и глина

Опыт № 1. Песчаный конус. 
Цель: познакомить со свойством песка – сыпучестью. 
Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одно место, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение.

-Можно ли в песках проложить постоянную дорогу? (Нет).
Вывод: песок – сыпучий материал. 

Опыт №2. Из чего состоят песок и глина?

Рассматривание песчинок и глины с помощью увеличительного стекла или лупы.

- Из чего состоит песок? (Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок).

- Как они выглядят? (Они очень маленькие, круглые).

- Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине?

В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам», а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки глины намного мельче песчинок.

Опыт №3. Во время проведения нужно быть осторожным, чтобы песчинки не попали детям в глаза. Чтобы избежать этого, можно проводить опыты в большой посуде. Положить посуду набок, насыпать тонким слоем песок или глину и закрыть полиэтиленовой крышкой с отверстием, в которое вставлена трубка для вдувания воздуха. Создать в посуде искусственный ветер. Что происходит с песчинками? (Они легко двигаются, сдуваются).  Потом также подуть на комочки глины. Что же мы видим? Также ли они легко сдуваются, как песчинки? (Нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются).

Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.

Опыт №4. Проходит ли вода через песок и глину?

Аккуратно нальем воду в стакан с песком. Каким он стал? Потрогаем его. (Влажным, мокрым). А куда исчезла вода? Она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками. Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит – в сухой или мокрый? Затем наливаем немного воды в стакан с глиной. Следим, как вода впитывается: быстро или медленно? (Медленно, медленней, чем в песок). Часть воды остается на глине. Для большей наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика и следить, в каком из них вода впитывается быстрее. «Сажаем деревце» во влажную глину. Легче сажать деревце во влажную глину, чем в сухую. Вспомним: когда человек весной сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая.

 -Как думаете, почему через песок вода проходит, а через глину нет?

Вывод: песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не скреплены между собой, рассыпаются, между ними есть свободное место. Глина не пропускает воду, потому что частицы глины очень плотно прилегают друг к другу.

Опыт №5. Слепим из влажной глины длинную колбаску, шарики. Представим, что мы делаем дождевых червяков. Затем попробуем создать таких же червяков из влажного песка. Что получается? Из песка колбаску червячка слепить нельзя, а шарики получаются непрочные. Если шарики все-таки получились, аккуратно сложим их на дощечке и оставим высыхать. Что произойдет с шариками, когда они высохнут? (Песчаные шарики распадутся, а глиняные станут сухие и крепкие). А что можно сделать из влажного песка?  Напомнить детям, что когда они играют с песком и формочками, то делают куличи. Из какого песка получается кулич - из сухого или мокрого? Если есть возможность, предложить детям прямо на занятии сделать 2 кулича. Обратить внимание  на то, что,  если налить много воды, получится не «тесто» для куличей, а «каша - малаша».

Вывод: мокрая глина держит форму, а песок – нет.

Наблюдения на прогулке.

1. На прогулке обратить внимание детей на песочницу во время дождя и в сухую погоду. Чем отличается песок? Пусть дети попытаются слепить замки из сухого и мокрого песка. Что означает выражение «Строить замки на песке?»

2. Предложить детям сначала пройти по влажному песку, а затем по сырой глине. Где остаются более четкие следы? Что происходит со следами, когда земля высыхает?

3. После дождя дети часто приносят на обуви грязь. Откуда она берется? Предложить детям пройти в резиновых сапогах по песчаной дорожке.

4. Внимательно исследовать участки, на которых после дождя скапливается вода и подолгу стоят лужи. Где чаще появляются лужи: на песке или на глиняной почве? Проверить это на участке.

5. В ветреную погоду понаблюдать за песком: уносит ли его ветер?

Во время игры в песочнице аккуратно ссыпать с совочка сначала мокрый, а затем сухой песок. Какой песок более сыпучий?

Творческие задания.

1. Древние люди лепили тарелки, кувшины, чашки из глины. А если бы посуда была из песка? Даже если нам удастся слепить глубокую тарелку из песка и налить туда суп, то съесть его мы не успеем. Такая посуда пригодилась бы только тем, кто не любит есть первое: вся вода бы просочилась через тарелку, и суп бы сразу превратился во второе блюдо.

2. Многие ребята видели в медицинских кабинетах песочные часы. Можно ли сделать такие же из глины? (Пусть дети объяснят свои ответы).

3. Почему растениям трудно расти на сыпучих песчаных холмах-барханах? Вспомните о том, что песок рыхлый, легко переносится ветром с места на место. Он может совсем засыпать растение или, наоборот, открыть его корни  палящему солнцу. В таких условиях выживают только самые выносливые растения.

4. Песком часто посыпают дорожки. Это делают для красоты? А может быть, для того, чтобы впитывалась вода и не было грязи? Подумайте, каким животным понравилось бы, если бы дорожки в парке посыпали песком, а каким- нет? (Например, дождевому червяку и лягушке – нет, пустынной ящерице, черепахе- да).

C:\Users\User\Desktop\playing-in-the-sand-clipart-2.jpg

Соль

Одну меня не едят,
     А без меня редко едят.

Отдельно  вовсе не вкусна,
 Но в пище  каждому нужна.

Опыт №1. -Рассмотрите соль через увеличительное стекло. На что похожа соль? (Соль похожа на зернышки, кристаллы, крупинки).

- Нужна ли людям соль? Где её применяют? (Люди солят любую еду, используют соль в заготовках на зиму, солью можно чистить посуду, полоскать нос и горло, чтобы не болеть).

- А еще соль незаменимый помощник зимой в гололед. Как она помогает, мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит.  (Соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед.

Опыт №2. Растворимость.
Возьмите 3 стакана с водой, сахар, соль, гречку и масло. Наполните стаканы водой и в каждый стакан насыпьте по ложке одного из веществ. Помешайте в каждой емкости ложкой и понаблюдайте за реакциями. В результате сахар и соль растворятся, крупинки гречки опустятся на дно, а масло будет плавать на поверхности.

Опыт №3. Эффект «Мертвого моря».
Возьмите  пол - литровую банку с водой и сырое куриное яйцо. Положите яйцо в воду и посмотрите, что получится. (Яйцо опустится на дно банки). Теперь нужно его вытащить, а в воду добавить 2 столовые ложки соли и хорошенько размешать. Повторно опускаем яйцо в воду и наблюдаем интересную картинку: теперь яйцо не тонет, а плавает на поверхности. Дело в плотности воды. Чем она выше (в данном случае за счет соли), тем сложнее в ней утонуть.

Предложите малышу высказать свою версию, объясняющую этот феномен. Напомните ему о том, что в море плавать гораздо легче, чем в реке. Соленая вода помогает держаться на поверхности. А в Мертвом море и вовсе утонуть невозможно из-за того, что вода там необыкновенно соленая.

Опыт №4. Взять два стакана с одинаковым количеством воды и развести в первом стакане две ложки соли, а во втором пять (количество соли зависит от объема воды в стаканах), добавить в стаканы краску (желательно в один стакан темного цвета, а в другой - светлого) и аккуратно перелить стакан с малым количеством соли  в стакан с большим количеством соли. Более крутой раствор останется внизу, а слабый раствор останется сверху. Самое главное - не перемешать краски.

Опыт №5. Возможно ли разделить перемешанные перец и соль? 

1. Расстелить на столе бумажное полотенце.
2. Насыпать на него соль и перец.
Начинается научное волшебство!
1. Предложить кому-нибудь из зрителей стать ассистентом.
2. Тщательно перемешать ложкой соль и перец. Предложить помощнику попытаться отделить соль от перца.
3. Когда помощник отчается их разделить, предложить ему сесть и посмотреть,  как это делается.
4. Надуть шарик, завязать его и потереть им о шерстяной шарф.
5. Поднести шарик поближе к смеси соли и перца.
Результат: перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.
Объяснение: это  один из примеров действия статического электричества. Когда вы трёте шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда вы подносите к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда – остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

Опыт №6. Кристаллы соли.
Подготовить соль мелкого помола, 2 стакана, хлопчатобумажную нить, блюдце. В оба стакана налить горячую воду и, постоянно помешивая, в каждый стакан всыпать соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться. Поставить стаканы на некотором расстоянии друг от друга, соединить их нитью так, чтобы ее большая часть провисала между ними, а концы касались дна в каждом стакане. Подставить блюдце под провисающую нитку. Оставить в таком положении на несколько дней: на нитке и блюдце нарастут кристаллы соли. Так можно вырастить целые сталактиты и сталагмиты!

Опыт №7. Влияние соли на рост растений.

Взять два стакана, две луковицы. В первый стакан налить пресной воды, в другой -солёной и поместить в них луковицы. В процессе наблюдения увидите, как соль влияет на рост растений. В течение двух недель наблюдать за ростом лука. Выяснится, что в пресной воде лук растёт хорошо, в солёной рост замедлен. Соль отрицательно влияет на рост растений.

Опыт №8. Для этого опыта нужна вода, соль, банка прозрачная, палочка, нитка, фетр.

Шаг 1. Берем прозрачную банку, наливаем в нее воды, добавляем соли. Соль добавляем до тех пор, пока она не перестанет растворяться.

Шаг 2. Из фетра вырезаем сердце, а можно что-то другое. С помощью нитки подвешиваем сердце из фетра к палочке, привязываем его к палке посередине.

Шаг 3. Опускаем в банку. Для этого палку устанавливаем поперек банки, а сердце топим в соляном растворе. Кусочек ткани не будет всплывать, если его хорошенько намочить.

Шаг 4. Наблюдаем. Исследование на несколько дней и, чем оно дольше, тем интересней. Снова наблюдаем и отмечаем всё то, что происходит с сердцем.

C:\Users\User\Desktop\3-experimenty-s-vodoy-doma-500x500.jpg

Камни

Опыт № 1. Какими бывают камни.
Определить цвет камня (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.). Определить форму камня (круглый, плоский, с острыми краями и т.д.).
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.

Опыт №2. Одинакового ли размера камни?

Рассмотреть камни, определить на глаз, одинаковые они по размеру или разные.

Вывод: камни бывают разных размеров.

Опыт №3. Определение характера поверхности.
По очереди погладить каждый камень. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.
Вывод: камни могут быть гладким и шершавыми. 

Опыт №4. Камни мягкие или твёрдые?

Взять в одну руку камень, а в другую – пластилин. Сжать обе ладони. Что произошло с камнем, а что с пластилином? Почему?
Вывод: камни  твёрдые.
Опыт №5. Рассматривание камней через лупу.
- Что интересного увидели? (Увидели крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.).

Вывод: поверхность каждого камня выглядит по-своему.

Опыт №6. Определение веса.
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные.
Опыт №7. Определение температуры.
Среди камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.
Вывод: камни могут быть теплые и холодные.

Опыт №8. Тонут ли камни в воде?
Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые. 
Опыт №9. Взять деревянный кубик и опустить его в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает). А теперь опустить в воду камень. Что с ним случилось? (Камень тонет). Почему? (Он тяжелее воды). А почему плавает дерево? (Оно легче воды).

Вывод: Дерево легче воды, а камень тяжелее.

Опыт №10.  Аккуратно налить немного воды в стакан с песком. Потрогать песок. Каким он стал? (Влажным, мокрым). А куда исчезла вода? (Спряталась в песок, песок быстро впитывает воду). А теперь налить воду в стакан, где лежат камни. Камни впитывают воду? (Нет). Почему? (Потому что камень твёрдый и не впитывает воду, он воду не пропускает).

Вывод: Песок мягкий, лёгкий, состоит из отдельных песчинок, хорошо впитывает влагу. Камень твёрдый, плотный, поэтому воду не впитывает.

Опыт №10. Могут ли камни менять цвет?

Один камень положить в воду и обратить внимание на него. Достать камень из воды. Какой он? (Мокрый). Сравнить с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом).

Вывод: мокрый камень темнее.

Опыт №11. Погрузить камень в воду и посмотреть, сколько кругов пошло. Потом ещё добавить второй, третий, четвертый камень и понаблюдать, сколько кругов пошло от каждого камня,  и записать результаты. Сравнить результаты. Посмотреть, как эти волны взаимодействуют.

Вывод: От большого камня круги  шире, чем от маленького.

Магнит

Опыт № 1. Какие материалы притягивает магнит?

Оборудование: игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы.

Чем можно ловить рыбу? Пробуют ловить удочкой. Рассказывают,  как выглядят настоящие удочки, на какую приманку ловится рыбка. На что же у нас ловится рыбка? Почему она держится и не падает? Рассматривают рыбок, удочку и обнаруживают металлические пластины, магниты. Какие предметы притягивает магнит? Детям предлагаются магниты, различные предметы, две коробочки. Они раскладывают в одну коробочку предметы, которые притягивает магнит, в другую - которые не притягивает. Магнит притягивает только металлические предметы. В каких ещё играх вы видели магниты? Для чего человеку нужен магнит? Как он ему помогает?

Детям выдаются рабочие листы, в которых они выполняют задание «Проведи линию к магниту от предмета, который к нему притягивается».

Опыт № 2. Волшебная рукавичка.

Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Оборудование: магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым магнитом.

Продемонстрировать детям фокус: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки.

Предложить детям взять предметы из других материалов (дерево, стекло, ткань, бумага): рукавичка перестаёт быть волшебной. Дети рассматривают рукавичку, находят магнит, пробуют его применить. Вывод: магнит притягивает только металлические предметы.

Опыт № 3. Фокусы с магнитами.

Оборудование: магниты, вырезанный из пенопласта гусь с вставленным в клюв металлическим стержнем; миска с водой, банки с вареньем и с горчицей; деревянная палочка, с одного края которой прикреплен магнит и сверху покрыт ватой, а с другой—на конце только вата; фигурки животных на картонных подставках; коробка из-под обуви с отрезанной с одной стороны стенкой; скрепки; магнит, прикреплённый с помощью скотча к карандашу; стакан с водой, небольшие металлические стержни или иголка.

Фокус «Разборчивый гусь».

Многие считают гуся глупой птицей. Но это не так. Даже маленький гусёнок понимает, что для него хорошо, что плохо. Хотя бы этот малыш. Только что вылупился из яйца, а уже добрался до воды и поплыл. Значит, он понимает, что ходить ему будет трудно, а плавать - легко. И в пище разбирается. Вот тут у меня привязаны две ватки, макаю в горчицу и предлагаю гусёнку её отведать (подносится палочка без магнита). Кушай, маленький! Смотрите, отворачивается. Какая горчица на вкус? Почему гусь не хочет есть? Теперь попробуем макнуть другую ватку в варенье (подносится палочка с магнитом). Ага, потянулся к сладенькому. Не глупая птица. Почему наш гусёнок тянется клювом к варенью, а от горчицы отворачивается? В чём его секрет? Дети рассматривают палочку с магнитом на конце. Почему гусь взаимодействует с магнитом? (На фигурке гуся есть что-то металлическое). Рассматривают гуся и видят, что в клюве есть металлический стержень.

Воспитатель показывает детям картинки животных и спрашивает: «Могут ли эти бумажные звери сами двигаться?» (Нет). Заменяет этих животных на картинки с прикреплёнными к их нижнему краю скрепками. Ставит фигурки на коробку и водит магнитом внутри коробки. Почему стали двигаться животные? Дети рассматривают фигурки и видят, что к подставкам прикреплены скрепки. Дети пробуют управлять животными. Воспитатель «нечаянно» роняет иголку в стакан с водой. Как достать её, не замочив руки? (Поднести магнит к стакану).

Опыт №4. Притягивает – не притягивает.

В: На столе лежат вперемешку предметы. Нужно разобрать предметы таким образом: на поднос черного цвета положить все предметы, которые магнит притягивает. На поднос зеленого цвета положить, которые не реагируют на магнит. Как это проверить?

С помощью магнита. Надо провести магнитом над предметами. Приступаем! Расскажите, что вы делали? Что получилось?

Д: Мы провели магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.

В: А какие предметы магнит не притянул?

Д: Магнит не притянул  пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик.

Опыт № 5. Магнетизм.

Цель: выявить прохождение магнитных сил через воду и стекло.

Оборудование: магнит, стеклянный сосуд, вода, скрепка.

В кувшин с водой бросить скрепку. Прислонить магнит к кувшину на уровне скрепки и медленно перемещать его по стенке кувшина вверх. Вывод: скрепка двигается за магнитом и поднимается вверх, магнитная сила проходит через стекло и воду.

Опыт №6. Действует ли магнит через другие материалы?

Игра «Рыбалка».

В: Через воду магнитные силы пройдут? Сейчас мы это проверим. Будем ловить рыбок без удочки, только с помощью нашего магнита. Проведите магнитом над водой.
Дети проводят магнитом над водой, железные рыбки, находящиеся на дне, притягиваются к магниту.
В: Расскажите, что вы делали и что у вас получилось.
Д: Мы провели над стаканом с водой магнитом, и рыбка, лежащая в воде, притянулась, примагнитилась.

Вывод: магнитные силы проходят через воду.

Игра-опыт «Бабочка летит».

В: Ребята, как вы думаете, может ли бумажная бабочка летать? (Нет).
В: Я положу на лист картона бабочку, магнит под картон. Буду двигать бабочку по нарисованным дорожкам. Что вы видите? Приступайте к проведению опыта.
В: Расскажите, что вы сделали и что получили.
Д: Бабочка летит.
В: Почему?
Д: Внизу у бабочки тоже есть магнит. Магнит притягивает магнит.

В: Где можно использовать это свойство магнита?
Д: Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.
Вывод: магнитная сила проходит через картон.
Игра-опыт «Не замочив рук».

В: Как достать скрепку из стакана с водой, не замочив рук?
Дети пробуют. (Воспитатель показывает, как это сделать).
В: Надо взять магнит и вести его по внешней стенке стакана.
В: Расскажите, что вы сделали и что получили.

Д: Скрепка следует за движением магнита вверх.
Вывод: магнитные силы проходят через стекло.

Игра-опыт «Можно ли висеть на голове?»
Сделать лёгкий волчок из картона, насадив его на тонкую палочку. Нижний конец палочки заострите, а в верхний воткните портновскую булавку (с металлической, а не пластмассовой головкой) поглубже, чтобы была видна только головка. Пустить волчок «танцевать» на столе, а сверху поднести к нему магнит. Волчок подпрыгнет, и булавочная головка пристанет к магниту, но он не остановится, а будет вращаться, «вися на голове».

Бумага

Опыт №1. Волшебная бумага.

Предложить детям альбомные листы белого цвета, фломастеры разного цвета. Что можно сделать с бумагой и фломастерами?

Вывод: бумагу можно использовать для рисования.

Опыт № 2. Сминание бумаги.

Цель: подвести детей к пониманию того, что можно сделать с бумагой; сравнить бумагу и дерево.

Предложить детям смять бумагу. Легко ли это сделать? Затем предложить смять деревянный кубик. Получается ли это сделать?

Вывод: дерево, из которого сделан кубик, прочное, твёрдое, а бумага мягкая, её можно смять.

Опыт № 3. Сравнение бумаги.

Предложить детям два вида бумаги: картон, простую альбомную бумагу. Попробовать разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникают трудности.

Вывод: картон толще и прочнее, чем бумага.

Опыт № 4. Разрывание бумаги.

Предложить детям два вида материалов: бумагу, ткань.

Нужно попробовать разорвать бумагу: она быстро и легко рвётся на полоски. Затем попробовать разорвать ткань, но детям это трудно сделать.

Вывод: ткань прочнее, чем бумага.

Опыт № 5. Вода и бумага.

Для этого нужны бумажные салфетки, альбомный лист.

Положить салфетки и альбомный лист в ванночки с водой. Салфетки тут же размокнут, станут рваться в руках детей. Во второй ванночке бумага намокнет, но рваться не будет.

Вывод: бумага боится воды, бумага – материал непрочный.

Опыт № 6. Шуршащая или поющая бумага.

Может ли бумага издавать звуки? Для этого нужно взять разноцветную бумагу и выполнять движение «стирка белья». Бумага будет шуршать, скрипеть.

Вывод: при смятии, трении  бумага издаёт звук.

Опыт № 7. Склеивание бумаги.

Для этого опыта нужны цветная бумага, ножницы, клей.

Разрезать лист бумаги, затем взять клей и склеить части.

Вывод: бумажные предметы можно склеивать.

Опыт № 8. Летающая бумага.

Может ли бумага летать? Чтобы это проверить, нужно нарезать мелко бумагу или фольгу, помахать веером, чтобы получился ветерок. Бумага и фольга разлетятся по всему столу.

Вывод: полоски бумаги и фольги очень легкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются.

Опыт №9. Танцующее конфетти.

Для проведения этого опыта понадобится прозрачная пластиковая коробочка с мелко нарезанной разноцветной бумагой. Если есть дырокол, можно воспользоваться им. Цветное конфетти высыпать в коробку. Взять упаковку от фруктов из вспененного полистирола и вырезать донышко по размеру чуть больше баночки (удобно делать это канцелярским ножом). Интенсивно потереть полистиролом о шерстяную ткань или мех и сразу же накрыть пластиковую коробку. Конфетти начнёт подлетать вверх и прилипать к импровизированной крышке. Через короткое время бумажки начнут опадать.

C:\Users\User\Desktop\bumazhki.jpg

C:\Users\User\Desktop\bumazhki.jpg

Опыт №10. Сильная бумага.

Цель: продемонстрировать зависимость физических свойств бумаги от ее плотности.

Взять две опоры - два стакана с водой. Расположить сверху лист бумаги и посередине поставить какую-нибудь фигурку. Что происходит с фигуркой? Она падает между стаканами. Взять бумагу и сложить ее гармошкой. Гармошку положить на стаканы и сверху поставить фигурку. Теперь фигурка устойчиво стоит.

Вывод: плотная бумага крепче тонкой.

Электричество

Опыт №10. Дети стоят в кругу, взявшись за руки. На стене висит шарик, на полу шарики. Предложить повесить все шарики на стену. Не получается: шарики падают.

Предложить все шарики превратить в волшебные: надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Дети натирают шарики о свои волосы и прилепляют к стене. Шарики висят, как будто стали волшебными.

Вывод: в наших волосах живет электричество. При натирании шарика о волосы он зарядился электричеством, потому притянулся к стене.

Предложить подумать детям, когда еще можно увидеть в волосах электричество. (Когда причесываемся.)

Опыт №2. Превращение простой авторучки и расчески в волшебные предметы.

Дети разрывают бумагу на мелкие кусочки, ручкой касаются бумаги. С бумагой ничего не происходит. Потерев предметы о волосы, дети вновь подносят расчёски и ручки к кусочкам бумаги. Бумага зашевелилась, притянулась. Вывод: расческа и ручка стали зарядились электричеством, поэтому бумага притянулась. Это еще раз доказывает, что в волосах живет электричество.

Опыт №3. Где еще живет электричество?

Предложить взять пластмассовые линейки или ручки и прикоснуться ими к перышкам

Ничего не происходит. А теперь сделаем предметы волшебными: потрём о шерстяную перчатку поднесём к перышкам. Перышки притянулись, прилипли. Вывод: электричество живет не только в волосах, о и в одежде.

Опыт №4. В стране волшебных предметов  живут два друга:  наэлектризованные шарики на длинных нитках: они одинаковые, оба электрические, но все время ссорятся и мирятся. Предложить шарики помирить: снять с одного шарика электричество. Намочить один шарик: шарики притянулись (помирились). Вывод: когда шарики наэлектризованы, они отталкиваются друг от друга, а чтобы они притянулись, надо один шарик смочить водой.

Опыт №5. Как увидеть молнию?
Цель: выяснить, что гроза – проявление электричества в природе.
Материал: кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор.
Проведение опыта. Сложенные друг на друга кусочки ткани дети натирают воздушным шаром (или пластмассовым предметом). Подносят к ним рупор (для усиления звука) и медленно разъединяют ткань. Выясняют,  что произошло с тканью при натирании (она наэлектризовалась), появился треск – проявление электричества.
Опыт №6. Почему лампочка светит?
Цель: понимать принцип работы электроприбора.
Материалы: батарейка для фонарика (4,5В), тонкая проволока, маленькая лампочка с припаянными проводами, игрушка сова из бумаги.
Проведение опыта. Дети рассматривают игрушку со спрятанной внутри батарейкой. Взрослый предлагает разгадать «секрет», почему глаза у этой игрушки светятся. Дети выполняют действия: рассматривают источник электричества, его устройство, отсоединяют лампочку, подсоединяют к клеммам тонкую проволоку, пробуют ее на ощупь. Выясняют, что служит источником света: в прозрачной колбе находится проволочка; когда подсоединяют батарейку, проволочка внутри раскаляется, начинает светиться, от этого и лампочка становится теплой. Воспитатель объясняют, что так  же действуют электронагреватели в электрочайнике и утюге.
Опыт №6. Помоги Золушке.
Цель: формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности; закреплять знания о статическом электричестве.
Материалы: 2-3 емкости с перемешанным перцем и сахаром, вода, сито, карандаши или деревянные палочки.
Проведение опыта. Воображаемая ситуация: «Представьте себе, что злая мачеха придумала Золушке такое  задание: перемешала перец с сахаром и велела успеть разделить их до утра. Бедная Золушка не знает, как это сделать. Сможем ли мы ей в этом помочь?»
Вариант 1. Можно использовать воду.
Вода добавляется в одну из емкостей: сахар растворяется, перец всплывает на поверхность воды или, намокнув, располагается в ее толще. (Дети приходят к выводу, что этот вариант не годится: сахар растворяется).
Вариант 2. Можно использовать мелкое сито.
Содержимое из второй емкости высыпается в сито и просеивается. (Дети приходят к выводу, что этот способ также неудачен, потому что мелкие частички перца плохо проходят через отверстия сита и задерживаются в нем).
Вариант 3. Если дети сами не вспомнят о существовании статического электричества, то воспитатель с помощью наводящих вопросов напоминает им об этом явлении.
Дети потирают карандаши (деревянные палочки) о свои волосы и прикасаются к смеси. К наэлектризованным предметам быстро прилипает перец. Дети аккуратно его ссыпают в другую емкость. (Перец легче сахара, поэтому свободно прилипает к палочкам под действием электричества).
Опыт №7. Ожившие волосы.
Цель: познакомить детей с проявлением статического электричества.
Проведение опыта. В гости приходит ребенок из другой группы и показывает детям фокус: достает из кармана расческу, потирает ею о свою шерстяную рубашку, дотрагивается до волос. Волосы «оживают», становятся «дыбом».
Вопрос детям: «Почему так происходит?» (Волосы «оживают» под действием статического электричества, возникающего из-за трения расчески с шерстяной тканью рубашки).

Опыт № 8. Осьминожка.

Цель: расширить представление детей об электрических зарядах.

Материалы: лист бумаги, ножницы, кусок меха.

Проведение опыта. Разрезать бумагу на 8 полосок, не дорезая до края 4-5 см, поднять «осьминожку», свернув неразрезанную сторону колечком: ножки висят вниз.

На столе натереть «осьминожку» кусочком меха, проводя им по ходу ножек. Поднять «осьминожку», свернув неразрезанную сторону в колечко: ножки растопырились колоколом. Засунуть свободную руку внутрь этого колокола. Итог: щупальца обхватили руку. Вывод: от трения на всех ножках образовались одинаковые электрические заряды. Когда свернули «осьминожку», то отрицательно заряженные щупальца оттолкнулись друг от друга и растопырились колоколом. Когда поместили внутрь руку с положительным зарядом, то отрицательно заряженные щупальца притянулись к ней.

Опыт № 9. Танцующая фольга.
Нарежьте фольгу (блестящую обёртку от шоколада) очень узкими и длинными полосками. Проведите расчёской по своим волосам, а затем поднесите её вплотную к отрезкам. Полоски начнут «танцевать». Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.

Опыт № 10. Положите алюминиевую банку на ровную поверхность боком. Натрите один шарик о ткань или волосы и поднесите его к банке. Двигайте его дальше по поверхности и посмотрите, что произойдёт. (Алюминиевая банка постепенно покатится за шариком, даже если вы будете понемногу двигать его в сторону).

Опыт № 11. Высыпьте на стол немного овсяных хлопьев. Натрите шарик о ткань и подержите немного на небольшом расстоянии над хлопьями. Запомните результат.

Что происходит? (Заряженные хлопья притянутся и «прилипнут» к вашему воздушному шару).

Опыт №12. Весёлая регата.

Бумажный кораблик опустите в тазик с водой. Шарик потрите о волосы, поднесите к кораблику и начните двигать. Что происходит? (Кораблик будет двигать за шариком).

Факты.

1. Статическое электричество окружает нас в быту повсюду. Оно может возникнуть от ходьбы по шерстяному ковру, при надевании свитера, расчесывании волос, при контакте с полиэтиленом или пенопластом.

2. Статическое электричество относительно безопасно для человека. Правда, если отрицательно заряженным телом прикоснуться к металлу, то можно получить лёгкий удар током.

3. Эффект статического электричества лежит в основе образования молний. Они возникают благодаря контакту разнозаряженных облаков между собой или с озоновым слоем. Естественно, сила таких зарядов очень высока и молнии смертельно опасны для человека.

Занимательные опыты и эксперименты.

Опыт № 1. Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?

Ребёнок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.

Опыт № 2. Цветы лотоса.

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Опыт № 3. Естественная лупа.

Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например, паука, комара или муху, сделать это очень просто. Посадите насекомое в трёхлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой плёнкой, но не натягивайте её, а, наоборот, продавите её так, чтобы образовалась небольшая ёмкость. Теперь завяжите плёнку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

Опыт № 4. Увеличительные стёкла.

Оборудование: лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.

Дети рассматривают мелкие предметы. Что это? (Бусинка, пуговица). Из чего состоит? Для чего нужна? Как лучше видно - глазами или с помощью этого стёклышка? В чем секрет стёклышка? (Увеличивает предметы, их лучше видно). Этот прибор-помощник называется «лупа». Для чего человеку нужна лупа? Как вы думаете, где взрослые используют лупы? (Например, при ремонте и изготовлении часов).

Опыт № 5. Водяной подсвечник.

Возьмите недлинную стеариновую свечу и стакан воды. Нижний конец свечи утяжелите нагретым гвоздем (если гвоздь будет холодным, то свеча раскрошится) так, чтобы только фитиль и самый краешек свечи остались над поверхностью. Стакан с водой, в котором плавает эта свеча, будет подсвечником. Зажгите фитиль, и свеча будет гореть довольно долго. Кажется, что она вот-вот догорит до воды и погаснет. Но этого не произойдет. Свеча догорит почти до самого конца. И кроме того, свеча в таком подсвечнике никогда не будет причиной пожара. Фитиль будет погашен водой.

Опыт № 6. Куда делись чернила?

В пузырёк с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолчённого активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь. Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя, и его уже и не видно.

Опыт № 7. Из чего птицы строят гнезда?

Цель: выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

Материалы: нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки.

Проведение опыта. Рассмотреть гнездо на дереве. Выяснить, что птице надо для его постройки. Вынести самый разнообразный материал. Поместить его вблизи гнезда. В течение нескольких дней наблюдать, какой материал пригодится птице, какие ещё птицы прилетят за ним.

Опыт № 8. Пламя загрязняет воздух.
Зажгите свечу. Горит пламя. Может ли она загрязнить воздух?  Подержите над пламенем свечи на расстоянии (1-2 см) стекло или фарфоровую чашку. Через некоторое время вы увидите, что этот предмет снизу почернел - покрылся слоем копоти.

Опыт № 9. Подводная лодка (из винограда). 
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в неё виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на неё тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывёт. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывёт. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». По этому принципу опускается вглубь и поднимается наверх настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объём уменьшается, рыба идёт вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается и всплывает.

Опыт № 10. Варёное или сырое?.

Если на столе лежат два яйца - одно из них сырое, а другое варёное - как можно это определить? Конечно, каждая хозяйка сделает это с легкостью, но покажите этот опыт ребёнку - ему будет интересно.  Конечно, он вряд ли свяжет это явление с центром тяжести. Объясните ему, что в варёном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.

Опыт № 11. Радуга в комнате.

Проведение опыта.  Воспитатель спрашивает, видели ли дети когда-нибудь радугу? Хотят ли сейчас посмотреть? Показывает. Ставит зеркало в воду под небольшим углом. Ловит солнечный луч и направляет его на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока не появится на стене спектр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и эксперименты для подготовительной группы

Опыты и эксперименты для детей дошкольного возраста (подготовительной группы)...

В рамках проекта эксперимент в подготовительной группе №9 "Зайчики" "Инерционное движение шарика по наклонному желобу"

В рамках проекта эксперимент в подготовительной группе №9 "Зайчики" "Инерционное движение шарика по наклонному желобу"...

Картотека опытов и экспериментов в подготовительной группе

Картотека опытов и экспериментов  в  подготовительной группе...

Картотека экспериментов для подготовительной группы

Картотека экспериментов для подготовительной группы...

Картотека опытов и экспериментов в подготовительной группе

Картотека опытов и экспериментов с глиной, песком, водой, воздухом и дркгими материалами для детей подготовительной группы....

Картотека опытов и экспериментов для подготовительной группы по теме "Космос"

данная картотека поможет детям больше узнать о космосе...

Планирование кружковой работы по экспериментальной деятельности «Опыты и эксперименты» в подготовительной группе

Сентябрь - октябрь «Экспериментирование с воздухом» Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность;развивать способность устанавливать причинно-следственные связ...