" Маленькие Эколята"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Образцова Ольга Анатольевна

Формирование у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkie_ekolyata.docx107.03 КБ

Предварительный просмотр:

        Проект

«Маленькие эколята»

по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

https://fsd.multiurok.ru/html/2024/03/11/s_65ee9089dcc65/phpBhtiZX_Proekt-po-samoobrazovaniyu--Ekolyata--doshkolyata-2022-2023-1_html_244e2194d4ace25.jpg
1. Паспорт проекта

Структура

Содержание

Тема проекта

 Проект «Маленькие эколята»

Сроки реализации проекта

с 01.09.2023г. по 13.05.2024г.- долгосрочный

Авторы проекта

Воспитатели : Образцова О.А

Участники проекта

Дети старшей группы, педагоги, родители

Особенности проекта

Социально-познавательный, долгосрочный

Актуальность и социальная значимость проекта

Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физическое, познавательное, речевое, художественно - эстетическое, социально- коммуникативное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных областей, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание формирующее современную образованную личность. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.

Анализ ситуации

Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации.

Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.

Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Маленькие эколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.

Проект «Маленькие эколята» является первым этапом общего процесса формирования экологической культуры ребёнка. Проект является новым инновационным инструментарием развития дополнительного образования эколого-биологической направленности в дошкольных образовательных организациях российских регионов.

Постановка проблемы

Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестна. Жизнь требует не ограничиваться отдельными делами, а соединить их в цепь постоянных природоохранных действий, слить с трудовым воспитанием. Именно в дошкольном возрасте главной задачей является постижение окружающего мира: природы, различных природных связей. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Часто мы не видим настоящей жизни земли. Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана. Но дальше …. Дальше эта дорога обрывается пропастью. Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли — образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение.

Создание нового отношения человека к природе — задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова).

Аннотация проекта

В рамках реализации Проекта предусматривается разносторонняя деятельность с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников природы. Данная деятельность способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.

На торжественной церемонии воспитанника ДОУ принимают в «Эколята – дошколята». Ребенок будет понимать, что он вошёл в общество людей, которые берегут и защищают природу, которым свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней.

Особенностью Проекта по формированию культуры природолюбия у воспитанника дошкольной образовательной организации является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.

Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе.

С детьми проводятся тематические занятия, которые всесторонне способствуют формированию у ребёнка культуры природолюбия, осознания того, что он может стать настоящим другом природы.

Особое внимание в Проекте уделяется формированию у воспитанников дошкольных образовательных организаций целостного взгляда на окружающую природу. При этом человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Он подчиняется закономерностям её развития, и от его деятельности зависит состояние окружающей природной среды.

Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды.

Проект является составной частью системы дополнительного образования эколого-биологической направленности дошкольных образовательных организаций.

Цель проекта

Формирование у ребенка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, ее животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребенка культуры природолюбия.

Задачи проекта

  • дать ребенку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
  • способствовать развитию понимания ребенком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
  • помочь ребенку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
  • расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
  • помочь ребенку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
  • разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс ДОУ новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приемов, способных сформировать у ребенка чувство любви, разносторонне - ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
  • способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Принципы, лежащие в основе проекта

- реализация принципа «от общего к частному», специфика которого в этом возрасте заключается в том, что всякое частное должно выступать перед ребенком как проявление чего-то общего, т.е. не само по себе, а в системе других объектов или явлений, на основе чего познаются разные их свойства, взаимозависимости;

- интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания;

- создание проблемных ситуаций, характеризующихся определенным уровнем трудности, связанных с отсутствием у ребенка готовых способов их разрешения и необходимостью их самостоятельного поиска;

- наглядное моделирование, демонстрирующее детям некоторые скрытые зависимости и отношения;

- создание условий для практического экспериментирования с разными материалами;

- простота и доступность изучаемого материала;

- поиск и применение наиболее эффективных методов, форм, подходов и приёмов при проведении образовательного процесса, а также в организуемых и проводимых в его рамках занятиях и мероприятиях;

- добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении проблемного вопроса и темы;

- безопасность в организации и проведении воспитательно-образовательного процесса;

- наличие осознанного подхода при организации совместной деятельности со стороны воспитателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка.

- уважение к свободе и достоинству каждого ребенка

- принцип системности и наглядности

- принцип доступности изучаемого материала

- эмоционально-насыщенная тематика игровых упражнений, занятий

- проблемно – исследовательский характер заданий

- вариативно – дифференцированное содержание заданий

- опора на развитие самостоятельности мышления, речевых навыков, умение рассуждать и доказывать свою точку зрения

- привлекательность, занимательность и образность содержания заданий

- психологически положительный микроклимат и коммуникативный характер организации занятий

- принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений

- принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к природе родного города, к природе Отечества, природоохранная деятельность

- принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о природоохранной деятельности, накопление им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

- принцип интегративности: сотрудничество с семьей, библиотекой, сочетание разных видов деятельности

- принцип наглядности: изготовление ряда наглядно-дидактических пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе экологического материала.

Этапы реализации проекта

I этап - подготовительный.

  • внедрение в проект образы сказочных героев
  • изучение и создание информационной базы, подбор материала по проекту

II этап - основной

  • совместная деятельность педагогов и детей с учетом образовательных областей
  • включение в учебно-воспитательный процесс разнообразных занятий, мероприятий по изучаемым темам, направлениям и вопросам
  • активизация взаимодействия родителей с детьми по сохранению единства человека и природы

III этап - заключительный

  • подведение итогов деятельности в рамках проекта
  • результаты мониторинга по экологическому воспитанию
  • создание фотовыставки в рамках проекта.

Ресурсы проекта

Информационно-техническое:

- мультимедийный проектор,

- ноутбук,

- компьютер,

- фотоаппарат,

- видеокамера.

Информационное обеспечение:

- интернет,

- учебное пособие «Азбука Природолюбия»;

- тематические книги;

- хрестоматии;

- альбомы и тетради для раскрашивания;

- дидактический материал: схемы, таблицы, дид. игры по краеведению;

- наглядные, дидактические и раздаточные материалы;

- художественные, познавательные и научно-популярные произведения;

- семейные фотографии общения с природой,

- тематические альбомы и фотоальбомы,

- энциклопедические и справочные издания;

- аудио и видеоносители информации;

- настольные, напольные, компьютерные и другие игры,

- элементы мультипликации;

- художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры.

Предполагаемые результаты и продукты проекта

Предполагаемые результаты:

- повышение общей культуры ребенка;

- формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;

- формирование у ребенка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;

- развитие в ребенке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;

- расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

Продукт деятельности детей:

- Рисунки детей на экологическую тематику, по полученным впечатлениям;

- Модели и схемы,

- Творческие работы

Продукт деятельности педагогов:

- Разработка и оформление проекта; Разработка конспектов ООД по тематике проекта и презентация итогов проекта

- Консультации и информационный материал по работе с родителями (брошюры, памятки, консультации и т.д.)

- Тематические стенды и выставки,

- Сценарии и конспекты музыкальных, спортивных, тематических мероприятий.

Перспективы распространения

Использование данного педагогического проекта в работе дошкольных образовательных учреждений


Перспективное планирование

по проекту «Маленькие эколята»


Месяц

Тема

Содержание

Материал, оборудование

Октябрь

Раздел 1. «Я и природа»

Тема 1. Оформление стенда «Маленькие эколята»

Совместно с детьми оформление стенда «Маленькие эколята» (список детей, возраст, значение проекта).

Ватман, цветные карандаши, фломастеры, краски; журналы, газеты, вырезки и т.п.

Ноябрь

Тема 2.Праздник «Эколята – друзья и защитники природы!».

Праздничное оформление группы согласно теме.

Посвящение детей в «Эколята-Дошколята». Беседа о проекте «Маленькие эколята»

Создание у детей радостного настроения.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Цветная бумага, фломастеры, значки,

Дидактическая игра.

« Какой вода

бывает?»

Май

Тема 3. Проведение Конкурса рисунка на асфальте «Я дружу с Природой!».

Учить находить связь с природой. Создание у детей благоприятной атмосферы.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Цветные мелки, иллюстрации «Дети и природа»

Сентябрь-май

Раздел 2. «Береги природу!»

Тема 4. Тематическое занятие «Природа – твой друг! Приди ему на помощь!»

Расширять представления о природе, о богатстве природы.

Развивать познавательный интерес к природе.

Познакомить с особенностями природы нашего края.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Иллюстрации природы,

Модели поведения в природе, пакеты для мусора, корзинки.

Модель этажей леса, д./и. «Пищевые цепочки», «Чей дом?».

Материалы из

экспериментальной зоны

(камни, песок, глина)

Тема 5. Проведение фотоконкурса детей и родителей «Сохраним это чудо!».

Расширять представления о жизни животных в природе.

Развивать интерес к природе родного края.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Ватман, цветные карандаши, фломастеры, фотографии.

Тема 6. Чтение и обсуждение литературных произведений о природе, об охране природы.

Формирование читательского интереса к произведениям о природе, об охране природы.

Учить видеть в произведениях красоту окружающего мира.

Книга для чтения в детском саду и дома (5-7 лет) В.В. Гербова и др.,

Книга для чтения в детском саду и дома (4-5 лет) В.В. Гербова и др.

Апрель

Раздел 3. «Природа глазами детей»

Тема 7. Проведение Конкурса «Мы пишем письмо Природе» с детьми и родителями.

Развивать познавательный интерес к природе.

Развивать интерес к природе родного края.

Учить составлять рассказ о природе.

Воспитывать бережное отношение к природе

Оформление стенда

Апрель

Тема 8. Тематическое занятие «Природа  вокруг нас».

Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Календарь природы, индивидуальные календари.

Дидактическая игра

«Времена года».

Образцы разных видов

почвы: торф, песок, глина,

земля, перегной.

Рассказ «Почва-

«живая земля»

И. Белавина,

Сентябрь-май

Тема 9. Заучивание стихотворений о природе

Расширять представления о природе путем заучивания стихотворений и рассказ перед всеми детьми.

Воспитывать заботливое отношение к животным и растениям.

Хрестоматия для подготовительной группы, М.В. Юдаева. (А. Усачёв «Матушка природа», Е. Серова «Ландыш» и др.)

Хрестоматия для средней группы, Юдаева М.В. (В. Лунин «Зеленые сны», Е. Серова «Одуванчик», И. Суриков «Зима» и др.)

Раздел 4. «Животный мир»

Сентябрь-май

Тема 10. Показ фильмов о природе нашего края. Выставка работ из природного материала.

Развивать самостоятельность в процессе творческой деятельности.

Учить распознавать и называть по листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений. 

Воспитывать у детей любовь к природе родного края.

видеофильм, природный материал,

оформление выставки работ из природного материала

Тема 11. Тематическое занятие «Животные и растения»

Закрепить значение внешних факторов в жизни животных нашего края.

Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе.

Формировать знания: почва как верхний слой земли, представление детей о том, что вредных животных в природе нет, все животные необходимы.. Уточнить, обитатели почвы /на примере дождевых червей/, их роль в формировании почвы.

Воспитывать любовь и сочувствие к животным.

Видеофильм «География для самых маленьких», Дем.  материал «Животные нашего края».

Дид.игра  «Чей след?», «Узнай по описанию», «Когда это бывает?»

Тема 12.«Изготовление птички методом Оригами» 

Закреплять и расширять представления о птицах.Показать связь птиц со средой обитания. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.

Модель птички, поэтапная инструкция изготовления.

Раздел 5. «Чудеса природы»

Май

Тема 13. Проведение Олимпиады

« Знаток Природы»

Расширять и закреплять знания о природе.

Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Подготовка вопросов для олимпиады

Сентябрь-май

Тема 14. Дидактические игры о природе («Природа –не природа»,

«Угадай, что в мешочке», «Угадай растение»)

Учить наблюдательности.

Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом.

Учить детей замечать сезонные изменения в природе.

Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Воспитывать бережное отношение к природе

Дидактическая игра

«Природа –не природа»,

«Угадай, что в мешочке», «Угадай растение».

Тема 15. Тематическое занятие «В Природе, как и у Человека, есть свои семьи и друзья»

Развивать интерес к природе родного края.

Учить замечать взаимодействие обитателей леса.

Познакомить детей с разнообразием видов растений и животных в природе.

Закрепить правила поведения в природе.

Аудиозапись «Голоса животных».

природный материал,иллюстрации птиц, животных, растений.

Дидактическая игра по классификации птиц.

Игра «Зоопарк». 

Модели «Что нужно растениям?»

Раздел 6. «Природа-твой друг»

Сентябрь-май

Тема 16. Загадки о природе

Воспитывать бережное отношение к природе

Учить видеть природу в загадках.

«Учите детей отгадывать загадки», Ю. Г. Илларионова,

иллюстрации.

Февраль

Тема 17. Знакомство с Красной книгой.

Познакомиться с Красной книгой.

Формировать представления о том, какие виды животных занесены в Красную книгу.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Красная книга, листы, фломастеры, карандаши

Тема 18. Тематическое занятие «Природа – твой друг! Значит, обижать ее нельзя!»

Общие условия для растений, животных и людей.

Необходимость создания соответствующих условий близких к природным.

Закреплять умения вести себя на природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять в местах отдыха мусор.

Сезонные изменения в природе.

Воспитывать бережное отношение к природе.

природный материал.

Операция «Осторожно, муравейник!»

Изготовление знаков «Берегите природу».

Обучающий фильм «Природа-друг»

Раздел 7. «Человек-часть природы»

Март

Тема 19. «Человек – часть природы». Посадка огорода на окне

Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле.

Уточнить и расширить знания детей о разнообразии видов растений в природе. 

Определение хорошего или плохого состояния растений по внешним признакам, выявление недостающих условий, способы ухода, которые могут их восполнить

Воспитывать любовь и заботу к растениям.

Опыты с семенами.

Огород на окне..Семена, ящики с землёй, лопатки, палочки для рыхления, лейки, модели «Что нужно растениям», «Как ухаживать за растениями».

Тема 20. Показ фильмов о природе нашего края.

Учить детей наблюдательности.

Развивать интерес к природе родного края.

Выявить особенности жизни животных и растений.

Дидактическая игра «Кто заметит первым», «Угадай-ка».

Обучающий видеофильм.

Тема 21. Тематическое занятие «Человек не может жить без Природы»;

Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность. Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой.

Показать положительное и отрицательное отношение современного человека с природой.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Глобус, обучающие видеофильмы, знаки поведения в природе.

Маски-шапочки животных.

Экологическая игра «Берегите воду»

Раздел 8. «Защищай природу!»

Тема 22. Тематическое занятие «Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу»;

Закреплять умения вести себя на природе

Воспитывать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь.

Способствовать формированию бережного отношения к природе родного края.

Воспитывать любовь, заботу, сочувствие, сопереживание.

Просмотр видеофильма «Дикая природа».

Дидактическая игра «Невидимые нити».

Иллюстрации с изображением насекомых, картинки, видеофильм

Сентябрь-май

Тема 23. Заучивание стихотворений о природе.

Воспитывать понимание и любовь ко всему живому, преодоление потребительского отношения к природе родного края. 

Хрестоматия для подготовительной группы, М.В. Юдаева. (Е. Серова «Подснежник», К. Ибряев «Здравствуй, родина моя!» и др.)

Хрестоматия для средней группы, Юдаева М.В. (А. Плещеев «Осенняя песенка», А. Барто «Я знаю, что надо придумать» и др.)

Раздел 9. «Я дружу с Природой!»

Декабрь

Тема 25. Тематическое занятие «Природолюбие – учебник нашей жизни».

Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены.

Дать понятие «Культура Природолюбия»

Правила поведения человека в природе. Роль человека в природно-охранительной работе.

Игрушка-Незнайка.

Стенд «Панорама добрых дел»

Май

Тема 26. Облагораживание клумб для выращивания цветов.

Закреплять разнообразие видов растений в природе.

Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом;

Особенности строения и назначения всех органов.

Учить ухаживать за цветами.

Ведро, грабли детские, перчатки

лопатки, палочки для рыхления, лейки.

Май

Тема 27. Проведение Конкурса рисунка на асфальте « Дети и природа».

Учить находить связь с природой. Создание у детей благоприятной атмосферы.

Воспитывать бережное отношение к природе

Цветные мелки, иллюстрации «Дети и природа»

Раздел 10. «Эколята-молодцы!»

Октябрь

Тема 28. Создание уголка природы Эколят.

Учить пересаживать комнатные растения.

Развивать творчество у детей.

Учить детей видеть красоту природы.

Развивать все психические процессы, познавательную активность детей, социальные навыки.

Воспитывать любовь, заботу, ответственность за свои поступки и бережное отношение к растениям и животным.

комнатные растения, природный материал, листы, карандаши, фломастеры

Ноябрь

Тема 29. Тематическое занятие: «Фантазировать вместе с природой».

Развитие творческих способностей у детей.

Создание животных из природного материала.

Воспитывать любовь, заботу и бережное отношение к окружающему миру

Природный материал, организация выставки «Фантазировать вместе с природой», листы, карандаши, фломастеры

Апрель

Тема 30. Познавательно-экологическая викторина «Что, Где,Когда».

Закреплять экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе.

Закреплять представление животных и растений.

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, любовь к родному краю.

подготовка вопросов для викторины, дидактическая игра «Когда это бывает?»













СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


Список литературы для педагога:

  1. Бондаренко Т.М. « Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
  2. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
  3. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.
  4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999. - 207 с.
  5. Л. Г Горькова ,А.В.Кочергина, Л.А. Обухова  «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
  6. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. Дыбиной О. В. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.
  7. Посвянская Н. П.   Планета Земля / М., «Скрипторий» 2000 г.
  8. Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические сказки и праздники – М., Линка-Пресс, 2002 г. – 192 с.
  9. Хабарова Т. В.  , Шафигуллина Н. В.  Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 128 с.
  10. Кокорева Н. Н., Бондаренко А. К. Любить труд на родной земле: Из опыта работы воспитателя сел.дет. сада. – М.: Просвещение, 1987. – 160 с.
  11. Лаврентьева Н. Г. Концепция дошкольного экологического воспитания: Научно-исследовательские материалы. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2000. – 23 с.
  12. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Пособие для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с., ил.
  13. Планета – наш дом: Учеб.-х
  14. Хрестоматия для дошкольников и младших школьников/ Сост. И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская. – Москва.: Лайда, 1995. – 288 с. + Прилож. / 96 с./, ил.
  15. Турыгина С. В. «Экологический марафон»: игры, фестивали, программы для дошкольников и начальной школы / С. В. Турыгина, Н. А. Кашина. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 121 с.
  16. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / авт. сост. С. В. Машкова. – Волгоград: Учитель, 2012.
  17. 19. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008. – 128 с.
  18. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с., ил.
  19. Занимательное природоведение. – М., Омега, 1997. – 256 с.: ил.
  20. Куликовская И. Э. «Технологии по формированию у дошкольников целостной картины мира». Педагогическое общество России. Москва 2004.
  21. Лаврентьева Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002.
  22. Л.П. Молодова « Игровые экологические занятия с детьми» — Минск, «Асвар», 2001.

Список литературы для детей и родителей:

  1. Т.А Шорыгина «Зелёные Сказки»,Москва 2005.
  2. Т.А. Шарыгина «Птицы какие они?», Москва 2005.
  3. Т.А. Шорыгина  «Травы. Какие они?» Москва,2011 г.
  4. Т.А.  Шорыгина  «Какие звери в лесу?» Москва,2011 г
  5. Т.А. Шорыгина  «Деревья. Какие они?» Москва,2011 г
  6. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями.-М.: Просвещение,1981
  7. Коробова М.В., Посылкина Р.Ю. Малыш в мире природы: Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Просвещение, 2005.
  8. Рыжова Н.А. «Я и природа».М.:, 1996
  9. Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх». М., 1993
  10. Кодола О.Е. Природа Архангельской области, 2006
  11. Завьялова О.Г. Азбука экологии. М., 2007.
  12. Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука, 2001.
  13. Тайны живой природы. М.: Росмэн, 2005 г.
  14. Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”. Издательство АСТ, 2004.
  15. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. М.: Аванта +, 2005.
  16. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева. – Минск, 2013. – 297с.
  17. Дмитриев, Ю.Д. Большая книга леса / Ю.Д. Дмитриев. – М. Детская литература, 2011.
  18. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. – 256 с.
  19. Мир животных. Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009. – 96 с.: цв. ил.







 

     

 

 

       

        

        

 

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Маленькие эколята"

Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом город...

Итоговое занятие по проекту «Маленькие эколята» в старшей группе группе «Добрые дела Эколят-дошколят». »

Итоговое занятие по проекту «Маленькие эколята»в старшей группе группе «Добрые дела Эколят-дошколят».»...

Программа по дополнительному образованию " Маленькие эколята"

Программа по дополнительному образованию " Маленькие эколята"...

Стенд Маленькие эколята

Презентация стенда Маленькие эколята...

Проект "Маленькие эколята"

Проект в средней группе...

Проект «Маленькие Эколята спешат на помощь»

Муниципальное казенное дошкольноеОбразовательное учреждениеБалаганский детский сад №1        Проект «Маленькие Эколята спешат на помощь»...