Картотека экологических игр для детей старшего дошкольного возраста.
картотека по окружающему миру

Кисляк Ирина Геннадьевна
Картоте экологических игр для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartateka_ekologiya.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

                          

Картотека экологических игр для  детей старшего дошкольного возраста.

Карточка №1

« Ароматная сказка» 

Цель: Расширение чувственного опыта детей. Развитие воображения.

Материал: полотняные мешочки с разными видами трав, природными материалами, картинки с изображением поля, луга, реки.

Рекомендации к проведению упражнений:

Каждому ребенку предлагается полотняный мешочек. В котором «спрятана» ароматная сказка. Ребенок должен понюхать мешочек, попытаться представить, где живут герои сказки (море, поле, лес). Объяснить свои ощущения и свой выбор. Наследующем этапе, ребенок выбирает иллюстрацию с изображением места, где мог бы жить главный герой, старается мысленно побывать в гостях у героя сказки. Затем рассказывает о своих впечатлениях.

Карточка № 2

«Волшебные дощечки».

Цель: Расширение чувственного опыта детей развитие воображения.

Материал и оборудование: на ребенка- комплект из 10 карточек размером 5 на 10 см. С одной стороны на карточках закреплен разнообразный природный материал: стебли разной толщины, листья и кора деревьев, семена растений. Песок, насыпанный на клей, мелкие камешки, наклеенные на картон, рыбная чешуя, иголки ели и сосны, перышки птиц и др.

Рекомендации к проведению упражнения: Детям раздается комплект  карточек и предлагается обследовать каждую разными способами: рассмотреть, пощупать, понюхать и др. Определить природный материал, закрепленный на карточке, вспомнить, где его можно встретить в природе. Затем закрыть глаза, выбрать одну из карточек, обследовать ее и рассказать о своих ощущениях. Представить себя на том месте, где встречается этот материал, рассказать о воспоминаниях, связанных с данным местом, об опыте использования этого природного материала. Придумать название карточек. Подобные упражнения проводятся и в последующие дни. Постепенно каждая карточка получает свое название, связанное с чувственным опытом, ощущениями ребенка.

Затем упражнение усложняется. Воспитатель предлагает послушать небольшой рассказ, стихотворение, связанное с ощущением и чувственным опытом ребенка.

         Более сложный вариант упражнения: ребенку предлагается выбрать карточку, похожую на туман над рекой, осенний ветер, птичий щебет, грибной дождь, но и зарисовать свой выбор.

Карточка № 3 

«Природный оркестр».

Цель: Расширение чувственного опыта детей. Стимулирование стремлени детей передавать разнообразные звуки, услышанные в природе, с помощью предметов, материалов, музыкальных инструментов. Развивать воображение.

Рекомендации к проведению упражнения: Детям предлагается послушать звуки природы. Попробовать определить их источники. Используя разнообразные материалы, предметы, музыкальные инструменты, дети могут воспроизвести услышанные звуки. Оценить их сходство. Когда у детей накопится достаточный опыт, организуйте «природный оркестр». Каждый ребенок выбирает свой способ передачи звуков. Сначала «природный оркестр» составляется произвольно.

Более сложный вариант: воспитатель подбирает небольшой рассказ с описанием природы, а дети прослушав его, озвучивают.

Карточка №4  

«Забавные танцы».

Цель: Идентификация с животными и растениями. Стимулирование желания передавать их образы в танце.

Рекомендации к проведению упражнения: Участникам тренинга предлагается представить самое любимое растение или  животное и попробовать выразить его в движении. Один ребенок показывает. Остальные пытаются предлагать, чей это образ. Постепенно упражнение усложняется. Детям предлагается придумать танец улитки, дождевого червяка, засыхающего листочка, надломленного дерева. А далее танец дождя, радуги и других явлений, происходящих в природе. Танец может сопровождаться любой музыкой.

Карточка №5

«Большая цепочка»

Цель: уточнение знаний детей об объектах живой и неживой природы.

Оборудование: картинки с изображением объекта живой или неживой природы.

Ход игры: у воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т. д.

Карточка №6

«Выбери нужное».

Дид. задача: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д.

Карточка №7

«Узнай птицу по силуэту».

Дид. задача: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.

Ход игры: детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.

Карточка№8

«Где снежинки?»

Дид. задача: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.

Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Ход игры: 

Вариант№ 1. Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Во время движения по кругу произносятся слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.

Вариант№ 2. Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.

Вывод делается из ответов на вопросы:

- В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень).

Карточка №9

«С какой ветки детки?»

Дид. задача: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их  по принадлежности к одному растению.

Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников.

Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: « Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.

Карточка № 10

«ЗЕЛЁНЫЕ КАРТЫ»

Цель: упражнение детей в составлении простейших цепей питания животных в природе.

Материал: набор игральных карточек из 36 штук, каждая окрашена с обратной стороны зеленым цветом, а на лицевой — иллюстрации различных растений и животных, которые составляются таким образом, чтобы в итоге сложилось 18 пар (животное — корм для него).

Ход игры: в игре принимают участие от двух до шести детей. Каждому ребенку раздается по 6 карточек. Заранее проверяется, есть ли среди них такие, которые можно составить в пары. При правильном ходе ребёнка карточки откладываются. Количество карт постоянно пополняется до шести, пока они не закончатся. Выигрывает тот, кто первым выйдет из игры или у кого останется меньшее количество карточек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека экологических игр для детей старшего дошкольного возраста

Картотека экологических игр для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека экологических игр для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды....

Картотека экологических игр для детей старшего дошкольного возраста

Сборник дидактических экологических игр для старших докольников....

Картотека экологических игр для детей старшего дошкольного возраста.

Сборник дидактических экологических игр для старших дошкольников....

Картотека экологических игр для детей старшего дошкольного возраста

Картотека экологических игр для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека экологических игр для детей старшего дошкольного возраста

Добрый вечер, уважаемые гости моей страницы предлагаю вашему вниманию картотеку экологических игр для детей старшего дошкольного возраста....