Конспект виртуальной экскурсии по экологической тропе для дошкольников
план-конспект занятия по окружающему миру

Чугунова Арина Владимировна

Конспект виртуальной экскурсии по экологической тропе для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_po_ekologicheskoy_trope.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект виртуальной экскурсии по экологической тропе



Виртуальная экскурсия по экологической тропе

Программное содержание: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы летом. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Оборудование: объекты экологической тропы: рябина, березовая роща, ель, цветник, мини-огород, каштан – великан, клен.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Рассматривание растений (деревьев, кустов, цветов), растущих на территории детского сада. Беседы и чтение произведений о растениях, о лете. Заучивание стихотворений, народных примет, связанных с растениями. Отображение природы в изобразительной деятельности.

Ход путешествия:

Воспитатель: Ребята, сегодня предлагаю нам с вами совершим путешествие по экологической тропе нашего детского сада, путешествуя по которой мы узнаем, как живет и чувствует себя окружающая нас природа. Я очень хочу, чтобы каждый из вас сохранял и защищал природу. Что такое тропа? А что такое экологическая тропа?

Экологическая тропинка состоит из остановок и на каждой остановке живут природные существа: растения, насекомые, птицы. По этой тропе можно прогуливаться не один раз. По ней мы будем путешествовать в разные времена года, постараемся узнать много нового и интересного.

Ну, что хотите пройти по экологической тропинке?

Но перед тем как отправиться на экскурсию мы должны с вами вспомнить правила поведения в природе.

Молодцы. Тогда отправляемся на экскурсию.

Кто мне скажет, какое сейчас время года? (Ответы детей). А как вы догадались, что сейчас лето? (Ответы детей).

Молодцы, ребята. Ой, посмотрите, кто же это прилетел?

Птичка-невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок

Получается прыжок.

Конечно же, это воробей. И он принес нам письмо, посмотрим от кого оно и что там написано.

Ребята, письмо от старичка – Лесовичка. «Дорогие мои маленькие друзья, здравствуйте». Я очень рад, что вы не забываете меня. Знаю,что вы сегодня идете на экскурсию по экологической тропе, в конце которой вас ждет сюрприз. Вы сможете полюбоваться красотой летней природы, увидеть старых знакомых, узнать что-то новое.  А я спрячусь и буду за вами наблюдать. Если вы сделаете все правильно, я выйду и с вами побеседую. Желаю вам удачи! Ваш друг-Лесовичок!»

Точка 1. «Рябина»

Где начинается наша экологическая тропа, вы узнаете, если отгадаете загадку. Слушайте внимательно.

Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы.(Рябина)

Воспитатель: Скажите, а вы знаете почему это дерево так назвали? (Ответы детей). Есть красивая народная легенда о происхождении названия рябины.

Слушайте внимательно, я вам ее расскажу. Жили - были муж с женой, и было у них двое детей. Старшая была дочь – злая, завистливая, и имя ей дали не ласковое, звали ее Восьмухой. А сына родители ласково назвали Романушкой. Был он добрый, приветливый. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала погубить. Завела как-то ребенка в гнилое болото и утопила. Выросло на том месте красивое кудрявое деревце и растет с тех пор по всей русской земле, и назвали его люди ласково рябинкой. В народном календаре есть день, Петр-Павел Рябинник, приходящийся на конец сентября, время созревания плодов рябины. В этот день ветки рябины связывали в пучки и развешивали под крышами домов, сараев, различных хозяйственных построек. Ветки втыкали также на краю каждого поля. Этот обычай связан с представлениями о рябине как о дереве, способном защитить от всяких бед.

Ребята, посмотрите внимательно на рябину. Она похожа на другие деревья и кустарники или нет?

Чем она похожа?

Как вы считаете, рябина, это дерево или куст? Правильно, кустарник, потому что у нее несколько тонких стволов, рябина может расти как кустарник и как небольшое дерево.

А давайте мы потрогаем рябину. Что вы ощутили? Чем покрыт ствол рябины? Зачем вообще нужна кора кусту и дереву? Как вы думаете, можно сравнить кору с кожей человека? Как вы считаете, что рябине нужно чтобы она хорошо росла?

Ребята, а какие вы знаете народные приметы, связанные с рябиной? Например: Если на рябине много ягод, это к холодной зиме.

Точка 2. «Березовая роща»

Ну а мы с вами идем дальше, и попадаем в рощу. Скажите, а как называются эти деревья? Правильно, березы и мы с вами в берёзовой роще находимся.

Воспитатель: Березка – один из символов нашей страны России. Она украшает наши леса, города и села. Это очень красивое и полезное дерево.

Давайте подойдем к березкам поближе. Прикоснитесь к стволу. Что вы почувствовали? (Ответы детей). Погладьте березу. Какой ствол у березы? Чем береза отличается от других деревьев? В чем особенность окраски ствола березы? Зачем березе черные черточки на стволе? Как они называются? (Ответы детей).

Кто хочет помериться силой с березой? Попробуйте вытащить ее из земли. Получилось? Кто сильнее? Что ее так крепко удерживает в земле? Для чего дереву нужны корни?  Какие части дерева вы еще знаете? Что больше всего любят березы? Правильно солнышко и растут они обычно на полянках где много солнца.

А ТЕПЕРЬ ПОГРАЕМ.

Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения:

«Ствол» опустили руки вниз

«Листья» шевелим пальчиками

«Корни» топаем ногами

«Ветви» поднимаем руки вверх

Молодцы, ну а мы идем дальше.

Точка 3. «Ель»

Ребята, чтобы узнать, как называется следующая наша остановка, надо отгадать загадку.

Всем известно, это ясно.

Крона – конусообразна.

Цвет зеленый и в метель.

Хвоя, шишки. Это…(Ель)

Воспитатель: Давайте подойдем к этому дереву. Что вы можете о нем сказать? (Ответы детей). А еще ель широко используют в современной медицине. Из нее делают витамины, эфирное масло, порошки для хвойных ванн. Настои из коры молодых побегов используют для лечения сердца. Еловый сок лечит кожные болезни. Ель обладает сильным фитонцидным свойством, очищает воздух, им очень полезно дышать. Ребята, давайте мы с вами оздоровимся и проведем дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика

Мы по лесу шли, шли.

И полянку там нашли.

Сели, посидели,

Встали, подышали.

Вдох глубокий, выдох тоже.

Это сделать каждый может.

Подышать, оздоровиться,

Нужно только не лениться.

Мы подышали чистым воздухом, набрались сил и готовы идти дальше. Следующая остановка у клумбы с цветами.

Точка 4. «Цветник»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько красивых цветов на нашей клумбе. Давайте полюбуемся ими. Скажите, чем дышат растения? Для чего им нужны корни? Почему мы любим цветы? (Ответы детей). Давайте поиграем в игру «Что за цветок?». Я буду загадывать вам загадки, а вы - отгадывать и показывать цветок.

1.Вырос во поле цветочек:

Сверху — синий огонечек,

Снизу — тонкий стебелек.

Что за цветик? (Василек)

2.Цветики — корзинкой

С желтой серединкой,

Белая рубашка.

Хороша... (ромашка).

3.Выросли звоночки в ряд,

Жалко только — не звенят.

Синие бутончики —

Это... (колокольчики).

4.Хоть не зверь я и не птица, 
Но сумею защититься! 
Растопырю коготки - 
Только тронь мои цветки! (Роза).

5.На стебле держит колокола

Легко, без видимого усилия.

Она душиста, она мила,

И называется нежно … (лилия).

Молодцы, ребята. угадали все цветы. Не будем больше задерживаться, идем дальше. И мы с вами пришли наш мини - огород.

Точка 5. «Мини- огород»

-Что такое огород, что на нем растет, для чего люди сажают огород, что нужно для того, чтобы растения хорошо росли в огороде? Давайте вспомним, сколько вкусных овощей растет на огороде?

Давайте отгадаем загадки про огород. Слушайте внимательно.

1.Вырастал в жару и слякоть

Этот горький корнеплод.

Хоть заставит нас поплакать,

Но от гриппа он спасет.(Лук)

2. Вот любимый вкусный овощ.

Это — чипсы и гарнир.

В бедный дом придет на помощь,

А в богатый дом — на пир. (Картошка)

3. Это овощ с круглым боком

И с бордовым сладким соком.

Если хочешь есть борщи,

То ее скорей ищи.(Свекла)

4. Этот овощ рыжий, длинный,

Свежий, сочный, витаминный.

Как наступит теплый май,

Ты скорей ее сажай. (Морковь)

Эти растения не могут жить без воды. А давайте покажем как мы с вами будем поливать огород.

Дети встают в круг, один ребенок берет леечку и встает в круг- он будет поливать огород. Дети идут по кругу и говорят хором:

Дождик долго не идет,

Поливаем огород.

В лейку воду наберем

И на грядке поливаем…

Дети останавливаются и по очереди называют любые фрукты и овощи, а также предметы которые полива не требуют. Например: редис, сапоги, очки и тд. Игрок с лейкой должен ответить «поливаю» или «не поливаю».

Молодцы ребята, справились, а мы проходим дальше и подходим к дереву.

Точка 6. «Каштан – великан».

Ребята, посмотрите, перед вами самое большое и самое старое дерево, которое растет в детском саду. Вы его узнали? (Каштан). Это каштан – великан. Давайте вспомним стихотворение о каштане.

Белые гроздья, как белые свечи,

Тянуться ввысь к небесам.

Это раскинул широкие плечи

Гордый красавец каштан.

Воспитатель: Вы молодцы! Скажите, пожалуйста, о каких гроздьях и свечах говорится в стихотворении? В какое время года у каштана появляются белые свечи? (Ответы детей).

Ребята, посмотрите, после вчерашнего ветра на земле лежат еще несозревшие плоды каштана. Возьмите по одному. Как вы думаете, что можно с ними делать? Когда созревают плоды каштана? (Ответы детей). Я предлагаю сделать массаж наших ладошек. Что вы почувствовали? Для чего мы делаем массаж рук? (Ответы детей).

Экологическая тропинка повела нас дальше.

Точка 6. «Клен»

Отгадайте загадку.

Сучки рогатые,

Плоды крылатые,

А лист – ладошкой

С длинной ножкой. (Клен).

А какие вы помните приметы про клен?

Дети: Если клен "заплакал" - верный признак, что через несколько часов будет дождь. Если клен весной выделяет сок - жди скорого потепления.

Воспитатель: Послушайте легенду.

По преданиям, злая мать однажды «закляла» непослушного сына и превратила его в кленовое дерево. Клён вырос красивым и раскидистым. Однажды бродячие музыканты, шедшие через рощу, где росло это дерево, расположились под ним на привал. Дерево так понравилось музыкантам, что они делали из его ветки скрипку, которая голосом заколдованного сына долгие годы рассказывала миру о вине его матери.

Ребята, давайте проведем опыт с плодами клена. Возьмите по одной крылатке и запустите в воздух. Что вы увидели? На что похож полет крылатки? Как вы думаете, почему у крылатки такое название? (Ответы детей).

-Вот и закончилось наше удивительное путешествие. Ребята, посмотрите, кто же это? Лесовичок. И он дарит вам золотую медаль – за то, что вы все загадки отгадали, за внимательность и за умения вести себя в природе.  Ну а мы,  давайте поблагодарим Лесовичка за такую интересную экскурсию и Лето за красоту. Придем еще к Лесовичку? Осенью мы снова погуляем здесь и посмотрим, какие изменения произойдут в природе

-Ребята, а как мы можем поблагодарить природу и позаботиться о ней?

Игра- хоровод «На горе то калина».

Жить в зеленом мире этом
хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
пестрым бегает зверьком
В облаках кружится птицей,
шустрой бегает куницей.
Жизнь повсюду, жизнь вокруг.
Человек природе – друг!

Ребята у вас есть смайлики трех цветов. Черный, серый, красный. Покажите черный если экскурсия не понравилась, ничего интересного не было, серый – иногда было интересно, красный- все понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Экскурсия по экологической тропе в осенний лес" в подготовительной группе

Экскурсия по экологической тропе в осенний лес.Цели:закрепить представления детей о лесе как о сообществе животных и растений; познакомить с ярусами (экологическими нишами) смешанного леса и его обита...

Методическая разработка "Экскурсия по экологической тропе с дошкольниками"

Данная методическая разработка является опорным конспектом к НОД по экологическому воспитанию дошкольников. Содержит информацию о растениях, игры, наблюдения....

Конспект проведению экскурсии на экологической тропе в детском саду

Маршрут проходит по плану со стрелками - указателями, обозначающими остановки. Отбор материала зависит от времени года, в которое проводится экскурсия.Цель: создание оптимальных условий для эколо...

Конспект летней экскурсии по экологической тропе (младший дошкольный возраст)

Цель: ознакомленеи с природой и природными явлениями летом....

Конспект летней экскурсии по экологической тропе (младший дошкольный возраст)

Цель: ознакомление с природой и природными явлениями летом....

Экскурсия по экологической тропе для дошкольников (5-7лет)

Дети, сегодня мы с вами пойдем на экскурсию по экологической тропе. Но чтобы мы не сбились с пути, мы будем пользоваться картой. Давайте ее рассмотрим (рассматриваем карту и отправляемся в путь).Перва...

конспект занятия экскурсии по экологической тропе

Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней, любовь к северному краю....