Консультативный материал "Занимательные опыты и эксперименты"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 212»
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников
Информацию подготовила:
Воспитатель
Жемчужникова Надежда
Владимировна
Барнаул, 2024г.
Тема: «Эксперименты с магнитом»
Цель: формирование познавательного интереса у детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Познакомить детей с физическим явлением – магнетизм.
2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).
3. Развивать любознательность, мышление и речь, развивать умение проводить несложные опыты с магнитом.
4. Воспитать интерес к опытно- эксперимента тельной деятельности.
Словарная работа: опыты, исследования, лаборатория, терминами: «магнетизм», полюса магнита, притяжение, отталкивание.
Методы и приёмы: наглядные: оборудование для опытов; словесные: беседа, чтение стихотворение, загадывания загадок, практический.
Предварительная работа:
Магнит на доске для крепления пособий, игра «Поймай рыбку».
Материалы:
Демонстрационный: игрушка ученый-мишка, коробка с магнитом, иллюстративный материал.
Раздаточный: шапочки одноразовые лабораторные, магниты по количеству детей, пластмассовые, деревянные, бумажные, металлические предметы, план-схема, бумажные фигурки, стаканы с водой, скрепки.
Ход
Воспитатель: Ребята сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Это учений медведь Михаил Умкович. Давайте с ним поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете что такое лаборатория? (Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты)
Повторите пожалуйте, как называется место, куда мы отправляемся?
Дети: Лаборатория.
Воспитатель: Закройте глаза. Раз два три покружись в лаборатории очутись (педагог надевает халат). Надевайте спец. одежду и занимайте свои рабочие места.
Воспитатель: Сегодня нам предстоит узнать много нового и интересного. Ученый мишка предлагает исследовать свойства одного предмета, который лежит в этой коробке. А что это за предмет, вы узнаете, отгадав загадку.
Загадка:
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в стоге сена.
Воспитатель: Что это такое?
Дети: Магнит.
Воспитатель:
Вот перед нами обычный магнит.
Много секретов в себе он хранит.
Воспитатель: Правильно магнит.
Воспитатель:(воспитатель достает из коробки предмет, даёт детям)
Воспитатель: Скажите, пожалуй, какой магнит? Твёрдый или мягкий?
Дети: Твёрдый
Воспитатель: А он тяжёлый или лёгкий?
Дети: Тяжёлый
Воспитатель: А какой магнит ещё ?
Дети: Холодный.
Воспитатель: А все магниты одинаковой по формы, цвету, размеру?
Дети: магниты бывают разной формы, размера, цвета.
Воспитатель: Каким важным свойством обладает магнит?
Дети: Он притягивает предметы.
Воспитатель: Давайте проведём научный эксперимент
Опыт № 1 «Все ли притягивает магнит ?»
Воспитатель: Посмотрите, у вас в корзинках лежат разные предметы.
Воспитатель: Нужно по очереди поднести магнит к предмету. Те предметы, которые притягивает магнит, положите в лоток со знаком «+», а те которые не притягивает магнит, положите в корзину со знаком «-»
Воспитатель: Давайте проверим какие предметы притянулись к магниту и оказались в коробке с со знаком «+»,
Дети: Железная крышка, скрепка, батарейка, детали железного конструктора,
Воспитатель: А теперь назовём предметы, которые не притягивает магнит. Они находятся в коробке со знаком «-»
Дети: Деревянный карандаш, бумага, пластмассовая крышка, бусина,
Воспитатель: Молодцы
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
Дети: Магнит притягивает металлические (железные предметы)
Опыт 2: «Магнит-проводник»
Воспитатель: Для этого эксперимента вам понадобится магнит. Действия лучше делать вертикально. Подвесьте к магниту скрепку, а к ней – следующую.
Воспитатель: Что происходит?
Дети: Скрепки притягиваются друг к другу, получилась цепочка.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
Дети: Магнит может передавать свойства притяжения через железо.
Воспитатель: Посмотрите, я уберу магнит от цепочки из скрепок, а затем если снова поднесу скрепки друг к другу, то они начнут притягиваться, как если бы работал магнит. Магнитное поле легко создать искусственно. На время скрепки на время превратились в магнит и приобрели его свойства.
Воспитатель: Научные открытия - дело не из лёгких. Поэтому в лабораториях бывает перерыв на отдых. Выходим из-за столов и проходим на ковёр.
Физкультурная минутка
(дети встают на ковре в произвольном порядке)
Разминаем поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова (Вращение головой в стороны)
Ноги надо нам размять (Приседания)
Напоследок. Всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте
От разминки польза есть? Что ж пора на место сесть. (Дети садятся на место)
Воспитатель: Отдохнули? Занимаем места в нашей лаборатории и продолжаем изучение магнита.
Опыт 3 «Достань предмет»
Воспитатель: Следующий эксперимент с водой
Воспитатель: На столе для каждого из вас стоит стакан с водой, а в нем находятся какие -то предметы. Необходимо достать детали так что бы руки оставались сухими. Как это сделать?
Дети: С помощью магнита
Воспитатель: Правильно. Провести магнитом по стенке стакана и достать предмет.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
Дети: Магнит действует через стекло и воду.
Опыт 5 «Препятствие»
Воспитатель: Ученый мишка приготовил вам план-карту и фигурку. При помощи магнита вы будете двигать предмет. Магнит помещаем под план-карту и не спеша двигаем магнит вперёд.
Воспитатель: Что происходит с предметом?
Дети: Он двигается.
Воспитатель: Что помогает двигаться предмету?
Дети: Магнит и притяжение.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
Дети: Магнит действует через препятствие
Воспитатель: Ребята, вы хорошо потрудились и узнали много о магните. Вы были настоящими исследователями. Давайте вспомним, какими свойствами обладает магнит.
1. Магниты притягивают металлические предметы.
2 Магнит может передавать свойства притяжения через железо
3 . Магнит действует через воду
4 Магнит действует через картон.
5 Магнит имеет два полюса: разные полюсы — притягиваются, а
одинаковые — отталкиваются.
Воспитатель; Где свойства магнита используется в жизни человека ?
Дети: На доску
Воспитатель: Дети, вам понравилось быть учёными и проводить опыты? Но нам к сожалению, надо возвращаться обратно. А теперь снимите спец одежду.
Поднимайтесь, закрывайте глаза.
Раз два три покружитесь, в детский сад вернитесь (педагог снимает халат)
Воспитатель: Ребята расскажите, где вы сегодня были
Дети Мы побывали в лаборатории
Воспитатель: Правильно
Молодцы. Вы сегодня были как настоящие ученые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы "Об обучении в виде опытов и экспериментов"
Данный материал освещает тринадцатилетний опыт работы воспитателя ДОУ в сфере обучения дошкольников экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и телу человека. В статье подробно описыв...
Опыты и эксперименты летом на участке детского сада Опыты с водой на прогулке с детьми 3-7 лет.
я хочу предложить Вашему вниманию ряд опытов, которые можно проводить на прогулке с детьми в детском саду. Описанные опыты можно проводить с детьми 3-7 лет. Данный материал будет интересен воспитателя...
Семейный фестиваль опытов и экспериментов "Эксперимент шоу"
Сосместное мероприятие с родителями....
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...
Картотека опытов и экспериментов для дошкольников "Внимание, эксперимент!"
Знакомство с некоторыми свойствами воды. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания....
Картотека опытов и экспериментов «Внимание, эксперимент!»
Опыт №1 «Делаем облако».Цель:- познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя.Оборудование: трехлитровая банка, горячая вода, кубики льда.Налейте в трехлитровую банку горяч...
Детское экспериментирование.Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Занимательные опыты и эксперименты
Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно ...