Тайны вулканов
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Паршина Мария Александровна

Многие природные явления загадочны и необыкновенны. Вулканы – это красивое природное явление, которое может приносить пользу и вред человеку. Интересно, как и где образуются вулканы, когда и почему происходит их извержение? Наш проект позволяет расширить представления у дошкольников о вулканах и узнать, где в России находятся вулканы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vulkan.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 67 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга

Проект

«Тайны вулканов»

Педагоги:

Паршина Мария Александровна, учитель-логопед

Боброва Ирина Юрьевна, воспитатель

Санкт-Петербург

2024

Актуальность:

Многие природные явления загадочны и необыкновенны. Вулканы – это красивое природное явление, которое может приносить пользу и вред человеку. Интересно, как и где образуются вулканы, когда и почему происходит их извержение? Наш проект позволяет расширить представления у дошкольников о вулканах и узнать, где в России находятся вулканы. 

Паспорт проекта

Проблема

Кто вулкан смог разбудить?
Я у вас хочу спросить

Полное наименование

проекта

«Тайны вулканов»  

Тип проекта

 Информационно - исследовательский

Цель проекта

Способствовать формированию у детей представлений о полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

Задачи проекта

Задачи:

Образовательные:

 Расширить представления дошкольников об объектах и явлениях неживой природы - вулкан;

Формировать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения;

Познакомить с природным явлением - извержение вулкана, создать его модель;

Расширять представление о действующих, спящих и потухших вулканах;

Познакомить дошкольников с профессией вулканолога;

Активизировать словарь: очаг, магмы, жерло, кратер, лава, извержение;

Определить вред и пользу природного явления для человека;

Развивающие:

Формирование интереса к объектам неживой природы и навыков наблюдений за ними.

 Развивать познавательную активность через экспериментальную деятельность;

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы и сделанным из них предметам.

Образовательные области

ОО «Физическое развитие», ОО «Социально –

коммуникативное развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Художественно – эстетическое развитие»

Период  (продолжительность)  и этапы реализации проекта

Краткосрочный (05.02.2024 – 09.02.2024)

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели:

для детей

для педагогов

для родителей

для ДОУ

Дети  получили новые  представления о вулканах ;

Повысили уровень знаний педагогов о технологии проблемного обучения в ДОУ.

Позволили родителям проявлять инициативу и занять активную позицию в планировании и реализации мероприятия.

Создали мотивационную среду для работы у педагогических сотрудников ДОУ.

Участники проекта

Воспитанники старшего возраста (5-6 лет) группы компенсирующей направленности, педагоги группы, родители и ближайшие члены семьи

Организация и продуманность системы оценивания (поэтапная и конечная)

1 этап – целеполагание: Проблемная ситуация с детьми подготовительной  группы компенсирующей направленности: «Давным - давно в Древней Греции жил бог Гефест.  Был он не красивый и хромой, но зато имел силу. Жил и работал Гефест в собственной кузнице, что он сам сделал внутри горы. Люди говорили, что если над горой пар и огонь, то Гефест начал свою работу. Боялись люди. И назвали Гефеста богом огня Вулканом, и жилище его также стали называть Вулканом».Рисунок «Что находится внутри вулкана?» Цель: помочь детям высказать через рисунок свою мысль о том, что находится внутри вулкана.  

2 этап – разработка проекта. Обсудили с детьми мероприятия проекта и решили привлечь родителей группы. Цель: привлечь внимание участников образовательного процесса группы к деятельности.  

3 этап – практическая часть. Подготовка запланированных мероприятий с детьми для проведения проекта (разучивание подвижных игр, ритмических композиций, раскрашивание раскрасок и т.д.). Цель: создавать условия для творческой самореализации детей группы.

4 этап –Создание макета вулкана

Цель: развивать практические навыки детей при создании макета

Презентация проекта

Макет вулкан

Цель: развивать практические навыки детей при создании макета

Перспективы развития

«Какие полезные ископаемые есть в нашей стране?»

Оценка результативности проекта

В ходе проекта мы постарались предоставить дошкольникам возможность путём исследовательской деятельности продемонстрировать свои знания, умения и навыки в диалоге друг с другом и педагогом, который направляет поиск в нужное русло, в совместном мышлении.

Комплексно – тематическое планирование проекта:

ОО «Физическое

развитие»

Речь с движением « Извергается вулкан», «Вулкан – гора»

Пальчиковая гимнастика «Вулкан»

Психологическая игра «Вулкан», «Вулкан и туристы»

Подвижные игры: «Котопахи и зеваки»Натали Самоний

Решение проблемной ситуации: «Мы решили поближе рассмотреть вулкан и стали подниматься к его кратеру, но он проснулся. Как себя защитить?»

РППС : мнемотаблица «Правила безопасности при извержении вулкана»

ОО «Социально –

коммуникативное

развитие»

 Сюжетно – ролевая игра «Мы вулканологи» (измеряют высоту вулкана, фотографируют его, зарисовывают извержение вулкана, измеряют термометром температуру в кратере, собирают образцы лавы, рассматривают в микроскоп)

Театрализация Ирина Селиванова «Сказка о вулканах, что рядом с городом живут»

ОО «Познавательное

развитие»

ФЦКМ «Что такое вулкан?»

Опыты «Извержение вулкана», «Могут ли камни плавать», «Какая у пемзы поверхность», «Может ли пемза издавать звук»

Решение проблемных ситуаций: «Представьте, что мы живём у подножия вулкана в доме с гаражом и животными. Учёные-вулканологи предупредили об извержении вулкана. Как нам быть? Что сделать? Как поступить?» 

РППС: разрезная картинка «Вулканические бомбочки», «Лавовый поток», «Вулканы Камчатки», парочки «Вулканические породы»

ОО «Речевое развитие»

НОД  составление рассказов «Вулкан проснулся» 

Чтение художественной литературы: Александр Бабёнышев «Про вулканы», издательство: «Малыш» (1980 г); Вера Лукина «Вулконолог», Наталья Крючкова «Вулканы»; Е. Борисов, И. Пятнова «В мире удивительных камней», издательство: «Малыш» (1965 г) (главы «Камень, который выбросил вулкан»); Андрей Усачев «Схема устройства Земли» и «Маяки Сальвадора»,

Ирина Селиванова«Радуга Билюкая.

Истории вулканов Камчатки»
Просмотр передачи: Шишкин лес «Что такое вулканы»,«Чевостик про вулканы»,

Мультфильмы: «Вулканы и гейзеры», «Вулканы Камчатки» («Бодо Бородо», сценарист Владимир Сахновский)

Просмотр передачи «Всё по взрослому» (Птица Малио и вулкан)

РППС: выставка книг в книжном уголке

ОО «Художественно – эстетическое

развитие»

Рисование «Вулканы Камчатки», Лепка «Проснувшийся вулкан»,   Конструирование из бумаги (оригами) «Гора -Вулкан»

РППС: разрезные картинки «Вулканы Камчатки», картины Лановенко Виктор Павлович «Город и вулкан», Абрахам ван Салм «Вулкан Семеру, вид из резиденции Пассароенг», Сотсков Геннадий Алексеевич «Вулкан Шивелуч на Камчатке», Федора Дьякова «Ключевской вулкан. После извержения» 

Прослушивание музыкальных произведений:

Лариса Яртова  «Вулканчики», песня «Колыбельная вулкана» из мультфильма «Летающие звери» ( музыка Дмитрий Бюргановский, слова Сергей Васильев, Марина Ланда

РППС: плеер для прослушивания песен

Работа с родителями:

 «Экспериментальная деятельность дома» (на сайте ВКонтакте группы)

Настольная игра «Вулкан» (на сайтеigrrai.ru)

Список используемой литературы:
Н.А. Рыжова, Программа «Наш дом - природа»(блок «Что у нас под ногами»)

Н.А. Рыжова, «Лаборатория в детском саду и дома», учебно-методический комплект, Москва,  «Линка-Пресс», 2009 г

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», Москва, ТЦ «Сфера», 2002 г

Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста», СПб, «Детство – Пресс», 2015 г.

Полеховский Ю. С., Петров С. В. «Общераспространенные твердые полезные ископаемые», учебное пособие, СПб, Изд-во С.-Петербург ун-та, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт "Вулкан"

Очень интересный и простой опыт показывает дошкольникам, как действует вулкан....

Действующий вулкан

Образовательная деятельность по теме: «Действующий вулкан»(с детьми старшей группы).Цель: Познакомить детей с природным явлением – вулканом.Материал и оборудование:Минералы вулканического происхождени...

Презентация "Загадки вулканов"

    Представленая мною презентация поможет закрепить основные знания по данной теме....

Познавательное занятие "Вулкан"

Здесь вы найдёте материал по теме "Вулкан"...

Тайны Момского парка - "Вулкан"

Расширить знания о достопримечательностях родной Якутии....

Читательская конференция для педагогов «Человек есть тайна. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» Достоевский

Читательская конференция для педагогов, посвящённая дню рождения  Ф. Достоевского  (по произведению «Мужик Марей»)...

Тайны вулканов

Многие природные явления загадочны и необыкновенны. Вулканы – это красивое природное явление, которое может приносить пользу и вред человеку. Интересно, как и где образуются вулканы, когда и поч...