Проект "Матрёшка"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Цель проекта: воспитание интереса к русской народной игрушке – Матрёшке.

Задачи:

- формировать представления о русской народной игрушке;

- вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке;

- воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней;

- познакомить с содержанием игр с матрёшками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности;

- развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_matryoshka.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Матрёшка» для детей раннего возраста.

Проект разработан в соответствии ФГОС на основе интеграции образовательных областей (Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие).

Актуальность проекта

«Мы уверены в том, что народная игрушка - Матрёшка –является при тщательном её изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики» Е. Флерина

Воспитание гражданина и патриота, любящего и знающего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, ознакомления с традициями русского народа.

Игрушка – Матрёшка при всей простоте, несет в себе много для развития малыша. Способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры. Дарить игрушки «Матрёшки» было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие.

Таким образом, можно обозначить проблему: народные традиции утрачивают свое значение, дети не играют в народные игрушки и не знают их. Современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать. Так же современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки ее возможности в развитии ребенка раннего возраста.

Исходя из вышесказанного, у нас возникла необходимость ознакомления детей и родителей с такой замечательной русской народной игрушкой, как матрёшка, которая является самой первой игрушкой в раннем детстве.

Тип проекта: познавательно-игровой.

Сроки реализации: краткосрочный (22.04.2024 -27.04.2024)

Участники проекта: воспитатель, дети раннего возраста, родители.

Цель проекта: воспитание интереса к русской народной игрушке – Матрёшке.

Задачи:

- формировать представления о русской народной игрушке;

- вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке;

- воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней;

- познакомить с содержанием игр с матрёшками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности;

- развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук.

Предполагаемый результат:

- заинтересованность детей русской народной игрушкой «Матрешкой», проявление их познавательной активности;

- приобретение детьми навыков пользования игрушкой и различными способами игр с матрешкой;

- улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Этапы работы над проектом:

1 этап - Организационно-подготовительный

Подбор методической и художественной литературы по теме «Матрёшка»;

Изучение литературы;

Планирование работы;

Сбор информации из разных источников (художественная литература, познавательная литература, интернет, музыкальные произведения);

Составление конспектов, картотеки игр с матрёшкой, подбор иллюстраций для рассматривания.

2 этап – Практический.

Знакомство с русской народной игрушкой - матрёшкой;

Рассматривание иллюстраций - матрёшек;

Чтение потешек;

Проведение образовательной деятельности на тему «Матрёшка»;

Организация образовательных ситуаций, направленных на знакомство с матрёшкой;

Ознакомление родителей с играми с матрёшкой, с памяткой «Как играть с матрешкой»

пальчиковая игра «Мы матрёшки, вот такие крошки»;

3 этап - Заключительный

Обобщение результатов работы;

Выставка детских творческих работ;

Оформление мини-музея «Чудеса из дерева»

Список использованной литературы:

1. Васильева, Л. Г. Приобщение детей 2-3 лет к народному искусству родного края / Л. Г. Васильева. – Чебоксары: ЗАО «ЦПС «Типография Брындиных», 2015. – 92с. : 16 ил.

2. Карпухина Н. А. Реализация содержания образовательной деятельности. Ранний возраст (1.5 - 2 года). Практическое пособие. - Воронеж: ООО «М-КНИГА», 2017. – 200с.

3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

4. Найбауэр А. В. Куракина О. В. Развивающие игровые сеансы в ясельных группах детского сада. Конспекты занятий с детьми 1-3 лет. -2е изд., испр. и доп. – М. :Мозаика-Синтез, 2021г. -336с.

Познавательное развитие:

Занятие по окружающему миру на тему: «Матрёшка – деревянная игрушка».

Цель: закрепить знание детей о русской народной игрушке – матрёшке, развивать логику, речь, память, закрепить представления «один – много», «большая – маленькая», воспитывать любовь к русской народной кукле – матрёшке.

Игра-занятие с дидактическим материалом «Матрёшка»

Цель: Побуждать выполнять действия с предметами, ориентируясь на величину. Продолжать знакомить с предметами различной величины и формы.

Материал: Двух-трехместная матрёшка (желательно использовать матрёшки разного стиля написания – загорская, семеновская, полховская, вятская).

Воспитатель приносить коробку с матрёшками.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Это матрёшки. Какие они разные, не похожие на друг друга! И в каждой из них сидит сестрица. Одна другой меньше. Возьмите по одной и рассмотрите. Воспитатель раздает матрёшки детям. Организуется самостоятельная деятельность детей. Воспитатель побуждает детей к обмену матрёшками между собой, чтобы все дети смогли познакомиться с разнообразием народной игрушки.

Танец «Цветочек».

Речевое развитие:

Чтение художественной литературы. Стихотворение Л. Громова «Матрёшка»

Цель: познакомить детей со стихотворением Л. Громовой «Матрёшка», пополнить и активизировать словарь, развивать способность понимать стихотворения.

Занятие по речевому развитию «Народная игрушка – матрёшка».

Цель: знакомить с национальной культурой России, познакомить с народной игрушкой – матрешкой, расширять словарный запас, развивать интерес к народной игрушке.

Игровой сеанс «Матрёшка»

Рассматривание игрушки «Матрёшка»

Материал. Трехместная матрёшка, коробка, подушечки.

Воспитатель. Ребята, попробуйте отгадать, кто к нам сегодня в гости пришёл.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Это матрёшки. (приносит коробку). Матрёшки, наверное, спрятались в коробке? (открывает коробку). Вот матрёшка. Но она не одна. А где же её подружка? Кто знает? (ответы детей.) Её подружки спрятались в ней. Давайте посмотрим! (Достает матрёшек.) Вот они: одна, две, три. Три матрёшки! Эта-самая большая, эта – самая маленькая, а эта- средней величины. Матрёшки хотят спеть для вас песенку, давайте послушаем и потанцуем.

Звучит песня «Матрёшки» (сл. Л. Некрасовой, муз. Ю. Слоновой). Воспитатель побуждает детей выполнять соответствующие движения.

Мы веселые матрёшки, (Дети наклоняют голову вправо-влево)

Ладушки, ладошки. (Хлопают в ладошки.)

На ногах у нас сапожки, (Топают ножками.)

Ладушки, ладушки. (Хлопают в ладошки.)

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование «Украсим фартучек Матрёшке»

Цель: Учить детей рисовать узор в определеном месте (фартук, нетрадиционным методом «поролоновым тычком, развивать чувство ритма, цвета. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционным способом «тычок».

Музыкальная игра на деревянных ложках.

Цель: Развивать чувство ритма и моторику рук.

Дети сидят на стульчиках. Раздать детям деревянные ложки. Показать, как надо стучать ложками. Стучим громко, затем тихо и вовсе переслали стучать. Опять громко, потом тихо и прекратили совсем стучать. И так несколько раз.

Хоровод матрёшек:

Цель: Создать положительный эмоциональный настрой детей. Продолжать знакомить малышей с русским народным творчеством, поддерживать интерес к народной игрушке – Матрёшке. Формировать умение детей двигаться, выполнять танцевальные движения, развивать чувство ритма. Доставить детям удовольствие и радость.

Физическое развитие:

Цель: Вызвать у детей интерес к занятиям физкультурой. Способствовать укреплению здоровья. Вызвать положительные эмоции у детей и интерес к русским обычаям.

Игра – соревнование «Кто больше соберёт матрёшек», Игра – ситуация «Большую матрёшку покатаем на большой машине, а маленькую матрёшку- на маленькой машине», «По дорожке» (к большой матрёшке мы идем по дорожке (массажный коврик, а к маленькой матрёшке идем по дорожке (фланелевый коврик со следочками).

Социально-коммуникативное развитие:

Цель: Сформировать у детей представление о русской народной игрушке. Развить творческие и познавательные способности, воображение, речь, внимание, мелкую моторику рук, умение украшать силуэт матрёшки.

Воспитать привычку приветливо здороваться при встрече, прощаться при расставании, вежливо делать поклон головой, произносить приветствие отчетливо, бодро.

Игра – ситуация «Матрёшки в гостях у ребят» Ребята здороваются с гостями, приглашают попить чаю. Угощают гостей пирогами и ватрушками. Помогают украсить наряд матрёшки цветами. Дидактическая игра «Бусы»- для большой матрёшки дети собирают «бусы» из больших бусин, а для маленькой матрёшки собирают «бусы» из бусин поменьше по размеру.

Совместная деятельность с родителями.

• Консультация для родителей «В какие игры можно играть с матрёшками».

• Папка – передвижка «Игры с матрёшками. Для самых маленьких».

• Помощь в оформлении выставки «Матрёшки - крошки».

3 этап. Заключительный.

В результате проведенной работы было отмечено:

• тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности, (игровую, познавательную, художественную, речевую, музыкально-игровую);

• отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей;

• на знакомство с разными видами матрёшек, дети проявляли интерес и желание играть с ними;

• считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог - дети – родители.