Проект "Бабочки"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Аннотация: Проект «Бабочки – живые цветы» направлен на исследование проблемных вопросов, которые помогут детям больше узнать о загадочном мире самых красивых насекомых: бабочек.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_babochki.docx51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Ручеек»

ПРОЕКТ

«Бабочки – живые цветы»

Воспитатель:Михайлова Т.П.

Окино-ключи

2024г.

Аннотация: Проект «Бабочки – живые цветы» направлен на исследование проблемных вопросов, которые помогут детям больше узнать о загадочном мире самых красивых насекомых: бабочек.

Актуальность: Программа «От рождения до школы» не предполагает углублённого изучения темы о разнообразии бабочек. Детям второй младшей группы интересно всё, что связано с миром живой природы, перед детьми откроются широкие возможности получения дополнительной информации из разных источников. Мир бабочек очень красочен, ярок, но напрямую недоступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их и их родителей активными участниками образовательного процесса. Это даёт возможность воспитывать детей  -

«деятелей», а не «исполнителей», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Предлагаемая тема проекта предоставляет детям возможность на каждой НОД выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты.

Обоснование необходимости проекта:

По результатам мониторинга выявилась проблема (на уровне ребенка): недостаточный запас знаний о самых красивых насекомых нашей планеты: бабочках.

Проектная идея, на решение которой направлен проект – Кто они и как появляются на свет?

Цель: Обобщить и расширить знания о бабочках.

Задачи проекта:

Образовательные:

  1. Формировать у детей представления о бабочках как о насекомых, радующих наш взор.
  2. Формировать понимание детей о строении бабочек, их происхождении на свет, способах передвижения, их разнообразии.
  3. Способствовать развитию познавательного интереса к бабочкам.

Развивающие:

  1. Развивать умение сравнивать и анализировать.
  2. Развивать память, воображение,        логическое мышление в процессе наблюдений, исследований природных объектов.
  3. Обогащать и активизировать словарь детей; развивать связную речь, побуждать свободно мыслить, фантазировать.
  4. Развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо – поисковую деятельность.
  5. Закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к природе.
  2. Воспитывать        коммуникативные        навыки,        самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всем насекомым.

Тип проекта: групповой, познавательный, краткосрочный

Сроки реализации проекта: 2 недели

Интеграция  образовательных  областей:  «Познавательное  развитие»,

«Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»

Участники проекта:

Воспитатель, дети средней группы «Почемучки», родители.

Ожидаемый результат:

  1. Имеют представление осамых красивых насекомых: бабочках.
  2. Владеют понятиями,кто такие бабочки.
  3. Имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения, способах их передвижения, об уникальности каждого вида, их назначении.
  4. Знают о взаимосвязи с другими обитателями.
  5. Имеют        представление        о        взаимосвязи        деятельности        человека        и окружающей среды.
  6. Сформированы        первоначальные        навыки        экологически        грамотного поведения в природе.
  7. Заинтересованность        и        сотрудничество        родителей        как        участников педагогического процесса, самореализация.

Результаты проекта:

Дети освоили простейшие представления о некоторых особенностях строения бабочек, способах их передвижения, об уникальности каждого вида, их назначении.

  1. Узнали о взаимосвязи с другими обитателями.
  2. Повысился уровень знаний детей о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
  3. Овладели расширенным словарным запасом;
  4. У детей сформированы навыки экологически грамотного поведения в природе;
  5. Систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме

«Волшебный мир бабочек»;

  1. Оформлена выставка совместных работ детей и родителей;
  2. Повысился интерес родителей к жизни детского сада.
  3. Созданы альбомы:        «Бабочки-красавицы», «Сказки, стихи, рассказы про бабочек»
  4. Активное участие родителей в реализации проекта.

               Заключение:

Знания, полученные во время реализации проекта, помогли повысить уровень представлений детей о бабочках; проект помог детям обогатить имеющиеся знания и навыки, дал возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволила каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечила выход каждого на свой более высокий уровень.  Проект  «Волшебный  мир  бабочек»  предоставил  большие

возможности для творчества, позволил приблизить обучение к жизни, развил активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

Ход

Организационный момент
Воспитатель загадывает загадку
Увидев на клумбе
Прекрасный цветок,
Сорвать я его захотел.
Но стоило тронуть рукой стебелёк,
И сразу цветок улетел. («Бабочка» В. Лунин)

Рассказ воспитателя (сопровождается показом иллюстраций)
Воспитатель: Дети, мы с вами не раз наблюдали, как в теплый летний день порхают над цветами разноцветные бабочки. Бабочки – одни из самых прекрасных существ на Земле! Люди придумали об этих красавицах много сказок и легенд. Римляне считали, что бабочки - это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. Славяне, наши предки, сравнивали бабочку с сердцем влюбленного человека. В Японии пара бабочек символизирует семейное счастье, а в сказках живут эльфы с крыльями бабочки.
За их красоту люди дали этим насекомым красивые имена. Каких бабочек вы знаете?
Дети: Лимонница, крапивница, капустница, шоколадница, павлиний глаз, махаон, голубянка, адмирал и др

.Воспитатель: В мире существует много бабочек. Какими цветами раскрасила природа их крылья? (ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, для чего бабочкам нужна такая яркая окраска?
Дети: Чтобы никто не смог увидеть их на цветах и причинить зло.
Воспитатель: Крылья бабочек состоят из мелких чешуек, которые покрыты красящими веществами. Они придают бабочкам чудесную окраску крыльев. Но эти цветные чешуйки очень-очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно их повредить и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать. Сохраняйте красоту!
Воспитатель: Рассмотрите картинки, какие части есть у бабочки?
Дети: Голова, туловище, четыре крыла, усики, ножки.
Воспитатель: Какой формы голова, туловище, крылья?
Дети: Круглая голова, туловище и крылья овальные.
Воспитатель: Туловище состоит из трех частей: круглая головка, средняя часть и брюшко.
Воспитатель: Сравните крылья и выясните, какие из них одинаковы по цвету, форме, узору, какая пара крыльев больше по размеру? (ответы детей)
Воспитатель: Рот бабочки – это длинный тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка. Усиками насекомые принюхиваются. Усики чувствуют запахи издалека.
Воспитатель: Сколько ног у бабочки? (Ответы детей). Бабочка – насекомое, а у всех насекомых по шесть ног.

Физкультминутка «Бабочка»
Бабочка изящно над цветком летала,
Крыльями яркими весело махала. (Плавные взмахи руками)
На цветок красивый села, (Присесть)
И нектар она поела. (Наклоны головы вниз)
Крылья снова распрямила, (Встать, руки в стороны)
В синем небе закружила. (Покружиться)

Дидактическая игра «Чудесные превращения»
Воспитатель показывает картинку гусеницы.Воспитатель: Как вы думаете, какое отношение имеет гусеница к бабочке? (предположения детей)
Воспитатель: Давайте поможем гусенице превратиться в бабочку. (с опорой на картинку)


Что откладывает бабочка? (яйца)
Кто появляется из яйца? (гусеница)
Что делает гусеница? (питается листьями и растет)
В кого она превращается? (в куколку или кокон)
Кто вылупляется из куколки? (бабочка) У нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

Физкультминутка «Гусеница»
Странный этот дом без окон
У людей зовётся кокон. (Медленные повороты вокруг себя)
Свив на ветке чудный дом, (Вращения руками)
Дремлет гусеница в нём. (Присесть, ладони под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму. (Ладони под левой щекой)
Но зима проходит мимо: (Встать, взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна… (Хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, сонюшка! (Потянуться)
Под весенним солнышком (Нарисовать руками круг)
Гусенице не до сна. (Погрозить пальцем)
Стала бабочкой она! (Плавные взмахи руками)

абота в творческой мастерской
Воспитатель: Сегодня я предлагаю Вам нарисовать красивых, ярких бабочек в знакомой вам технике штриха.
Воспитатель обсуждает вместе с детьми порядок выполнения работы.
Простым карандашом набрасываем эскиз – контурный рисунок. Начинаем с туловища. Оно состоит из трех частей: круглая головка, средняя часть и брюшко. На голове обязательно есть усики. Затем рисуем крылья.
Берем кисточку, палитру, краски и начинаем разукрашивать наших бабочек штрихами.
Узоры на крылышках бабочек могут быть самыми разными. Недаром бабочек считают похожими на цветы. Узоры на крыльях бабочек считаются одним из чудес природы — так они интересны и необычны. Поэтому вы можете смело фантазировать и придумывать узоры для своих бабочек.
Дети рисуют бабочек гуашевыми красками в технике штриха. В процессе работы воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Итог
Что нового и интересного вы узнали? Какие моменты вам больше понравились и почему?