аналитическая справка о работе по программе этнокультурного казачьего компонента в доу за 2023-2024 учебный год
занимательные факты по окружающему миру (старшая группа)

татьяна 1959

изложен материал о работе за учебный год по программеэтнокультурного казачьего компонента

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analt_spravka_kazachestvo.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

о работе по программе этнокультурного казачьего компонента

за 2023-2024 учебный год

Целью работы было познание истоков культуры, истории, духовности, патриотизма славного имени донских казаков и формирование представлений детей об истории возникновения казачества, знакомство с творчеством, символикой, традициями, обычаями и бытом.

Задачи расширения представления детей о казачестве; формирование представления о традиционной семье казака; знакомство с семейным укладом, обычаями и обрядами, показать роли семьи в сохранении и передаче традиций; воспитание интереса и любви к родной культуре, к труду и людям труда; к художественному слову, к своеобразию донского фольклора; формирование у детей элементарные представления о том, что место, где мы живем, называется Донской Казачий край, его характерные особенности; развитие интереса к историческому прошлому нашей малой Родины были выполнены.

В работе по программе этнокультурного казачьего компонента были задействованы дети среднего и старшего дошкольного возраста, родители и педагоги ДОО.

В результате проведенной работы у детей:

-вызван эмоциональный отклик , гордость за родные места, желание охранять природу своего края.

-развивались индивидуальные творческие способности воспитанников, образное и логическое мышление, воображение, самостоятельность.

Вся работа по формированию представлений о казачестве у дошкольников строилась последовательно, поэтапно с учетом возрастных особенностей, с учетом реализации всех образовательных областей. Ознакомление детей с историей и культурой донских казаков проходили через все виды деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.

Формами работы по формированию представлений о казачестве выступали просмотр фильмов и презентаций, рассматривание иллюстраций, картин, репродукций и вырезок из газет, посвященных данной теме, встречи с казаками, дидактические игры, тематические выставки, праздники, развлечения, занятия, проводимые согласно плану работы, темы которых были для детей среднего возраста «Казачий курень», «Печка - матушка», «Идет кузнец из кузницы», «Рассматривание утюгов в казачьем курене», «Знакомство с деревянной казачьей игрушкой», «Идет кузнец из кузницы», где знакомили с материалом – металл, и изделиями из него: серп, коса, утюг, рукомойник, знакомство с трудом кузнеца и оборудованием кузницы (горн, молот, наковальня).

С детьми старшего дошкольного возраста проводились беседы «Донские казаки», «Ой, ты, батюшка, славный Тихий Дон», «Кем мой прадед был, скажи», «Как у нас на Тихом Доне», «Убранство куреня», где дети продолжили знакомство с жилищем донских казаков–куренем.

Знакомили в беседах с сельским хозяйством донских казаков, со строением хлебных злаков, произрастающих на донских просторах. Особое место в рассказах воспитатели уделяли коню казака, со значимостью коня для казака, колодца в донской степи, с коромыслом – неотъемлемым помощником казачек.

На музыкальных занятиях воспитанники слушали казачьи песни. Игра детей на музыкальных казачьих инструментах. Целью этих занятий является - вызвать желание извлечь звук из разных деревянных инструментов, закрепить умение различать звуки. Прослушивание казачьих песен в записи, воспитывало любовь к народному фольклору, расширять знания о жизни и быте донских казаков.

Разучивание казачьей песни «Пчелушка златая», развивало умение обыгрывать казачьи песни, объяснять смысл текста, воспитывать любовь к истории предков.

В игровой деятельности использовали казачьи подвижные игры «Золотые ворота», «Ручеек», «Плетень», «Кривой петух», «Цапля», «Путы», «Заплетайся плетень», «Горшки», игры – эстафеты «Скачки наперегонки», «Подними папаху с земли шашкой на скаку», «Перетяни канат», «Борьба» способствовало развитию ловкости, смелости и смекалки, умению владеть приемами рукопашной борьбы.

Использование сюжетно-ролевой игры «Казачий круг» способствовало закреплению знания детей о казачьих обычаях и традициях, учило принимать единое решение в спорных вопросах. Сюжетно-ролевая игра «Проводы на службу», закрепила знания обрядов и обычаев донских казаков.

Дидактическая игра «Атаман» знакомила с правилами выбора атамана, его обязанностями и правами. В повседневной жизни дети с удовольствием играют в народные казачьи подвижные игры с пропеванием слов, что тренировало речь детей и параллельно знакомило с особенностями народной речи. Дети включались в игры, которые давали возможность им побыть в роли лидера-водящего.

Казачьи обряды, праздники.

Праздник «Троица Великая»

«Принимаем в казачата»

«День матери-казачки»

«Рождество крещение, колядки у казаков на Дону»

«Масленица пришла-казакам радость принесла»

«Сороки»

«Пасха у казаков на Дону»

Встречи представителями казачества: чтение казачьих сказок, с первым заместителем атамана ГКО «Гундоровское» Артюхов Олег Иванович

Заместитель по работе с РПЦ , общественностью, молодежи. Кирьяковым Ал Никол

Работа с родителями .

С помощью родителей сшили прекрасные костюмы, которые еще больше воодушевляли детей. Дети, через песню, откликнулись своею любовью к родному краю богатому фольклором, славным казачьим традициям.

-участия родителей в выставках семейного творчества;

-выставка совместного творчества. «Вернисаж».

Я считаю, необходимо усилить связь с семьей, чтобы знания данные мной детям на занятиях и в совместной деятельности, находили свое закрепление, расширялись и обогащались в семье. Кроме того укреплялись семейные связи, появлялись общие семейные увлечения, что благоприятно сказывалось бы на нравственном воспитании детей.

Таким образом, я еще раз убедилась, что веду работу в правильном направлении. И задача моей работы – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа – действительно очень важна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа музыкального руководителя МАЛЫШЕВОЙ ЕЛЕНЫ ВАЛЕНТИНОВНЫ, 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по музыкальному воспитанию детей, составленная в соответствии с ФОП ДО и  ФГОС ДО,  образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» на...

Рабочая программа музыкального руководителя МАЛЫШЕВОЙ ЕЛЕНЫ ВАЛЕНТИНОВНЫ, 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по музыкальному воспитанию детей, составленная в соответствии с ФОП ДО и  ФГОС ДО,  образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» на...

Рабочая программа воспитателя разновозрастной младшей группы "Почемучки" 2023-2024 учебный год.

Рабочая программа воспитателя разновозрастной группы "Почемучки" 2023-2024 учебный год....

План работы МБДОУ по формированию основ экологического воспитания дошкольников 2023-2024 учебный год

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по формированию основ экологической культуры детей дошкольного возраста....

Перспективный план работы с детьми младшей группы на сентябрь-ноябрь 2023-2024 учебный год.

перспективный план работы с детьми младшего возраста на сентябрь.ю октябрь, ноябрь 2023-2024...

Рабочая адаптированная программа педагога-психолога для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи на 2023 – 2024 учебный год

Адаптированная рабочая программа педагога-психолога (далее Программа) предназначена для педагога-психолога дошкольной организации, в которой воспитываются дети с тяжелыми нарушениями речи. Программа р...

Рабочая программа психологического сопровождения образовательной программы педагога – психолога по ФГОС на 2023 – 2024 учебный год

Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественн...