Консультация для педагогов: Методы и формы работы по экологическому воспитанию с дошкольниками.
консультация по окружающему миру

        Методы воспитания – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и формы работы по экологическому воспитанию с дошкольниками.

Подготовила воспитатель: И. Н. Бороздина

 Салехард 2022г.


        Методы воспитания – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.

        В педагогическом процессе детского сада используются: наглядные, практические, словесные методы.

        К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, и т.д..

        Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование.

        Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. 

Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания применяют и инновационные.

Экологические игры. Экологическая игра помогает в более доступной форме донести сложные природные явления; уточнению, закреплению, расширению имеющиеся у детей представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.

Содержанию сюжетно-ролевых игр  придаётся экологический характер: «Путешествие в лес», «Путешествие в подводное царство»,  «Зоологический магазин», «Приготовим обед для семьи из полезных продуктов»  и т.д.

Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение писем-жалоб от жителей леса, сада, огорода. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу – своего края, и всей планеты.

Игра «Узнай по объявлениям» знакомит с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания), развивает логическое мышление. 

 Примеры объявлений:

1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.

2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.

3. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.

Деловая игра «Хорошо – плохо» совершенствует знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях. Детям предлагают  разные ситуации, а они делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.

Деловая игра «Кто за кем?» показывает детям, что в природе всё связано между собой.     Ребёнку предлагают соединить ленточкой всех животных, которые охотятся друг за другом.  Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.

Деловая игра «Что будет, если …?» помогает узнать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу, развивает умения делать выводы и умозаключения. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под лимонада? А два? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку первоцветов? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет если не потушить костер в лесу?

Деловая игра  «Береги природу». На столе или фланелеграфе  располагаю картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д.  Убирают одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убираем птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

 Творческие игры природоведческого содержания.  Одним из видов  являются строительные игры с природным материалом (песок, снег, глина, шишки и т. д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт. Воспитатель, руководя такой игрой, дает знания детям не в готовом виде, а с помощью поисковых действий.

Метод экологической идентификации - отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением.  Например, обыгрывание ситуации «Я- цветок… », «Я - сломанная ветка… », «Я - муравей… », «Я - ручей» помогает ребенку понять, что растение – живое существо, оно страдает, когда ему больно.

 Несложные опыты и экспериментирование, мини - лаборатории. Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты.

        Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно- следственных связей.

Метод моделирования. Моделирование (предметное, графическое, практическое) Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. В экологическом образовании дошкольников используются разные модели: предметные модели - интерактивные игрушки, изображающие животных (лающие собаки, мяукающие кошки, клюющие курицы и цыплята, т.д.). Самая распространенная  предметная модель – это глобус.  При изготовлении и во время работы с макетом или моделью дети описывают, сравнивают, повествуют о различных явлениях и объектах природы, рассуждают.

Модель  «Природный мир». Для создания природной модели детям предлагается разнообразный природный материал (шишки, веточки, камешки, листочки, сухоцветы и др.), бросовый материал, материал – заместитель (ленточки, палочки, зёрновые и др..), это даёт возможность ребёнку самостоятельно создавать модель природного мира «Водный и подводный мир», «Лес», «Времена года» и др.

Познание дошкольниками явлений природы  или свойств объектов природы может проходить ещё путём практического моделирования, т.е. экспериментирования. Используя предметы-заместители дети  делают выводы, почему у рыб обтекаемая форма, почему животные имеют защитную окраску, для чего хищникам нужны когти.  

Другой вид моделирования – графическое, которое помогает дошкольникам проследить закономерности изменения в росте, в развитии живых существ, изменения по временам года и другое. Например,  календарь природы, дает наглядное представление о смене и признаках времен года, смене температуры, осадках в разные времена года и т.д.

Успешно решать задачи экологического воспитания и образования помогают методы мнемотехники. Мнемотехника - технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание. Заниматься мнемотехникой лучше с детьми от 4-5 лет, когда у них уже накоплен основной словарный запас,  используя алгоритмы процессов ухода за комнатными растениями, посадка семян, уход за аквариумными рыбками, и т.д.  Примером может служить мнемотаблица: «Весна».    

Следующий метод - Кейс - технология. Данный метод относят к современным педагогическим технологиям, это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Суть метода case заключается в использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором в НОД. В кейс-методе проблема ставится перед детьми на основе ситуаций из реальной жизни. Причем кейс не предлагает проблему в чистом и устном виде: детям предлагается самостоятельно вычленить её из той ситуации, которую они пронаблюдали, которую увидели на фото или в драматизации.  В процессе обсуждения кейса педагог обычно старается воздержаться от ответов на вопросы. Вместо этого он задает вопросы, дает слово детям, чтобы они сами отвечали на них. Ключевые вопросы педагога при анализе ситуации: «Что вы сделали?», «Что можно было сделать лучше?», «Как вы можете решить эту проблему?», «Что мы могли бы сделать?», «В чем состоит проблема?», «Что может произойти и к чему может привести, если…?»

1) Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?»

 2)  Кейсы -драматизации - иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике.

 3)  Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений – когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий. Дети получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы.

 Экологические  акции. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют. Примеры акций: «Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц), «Ёлочка – зелёная иголочка», «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!» (22 марта – Международный день воды»), «Украсим планету цветами» (начало акции в апреле, в праздник «День земли», когда дети сеют семена цветов).

А  самое  главное,  в  ходе  природоохранных  акций  детям  показывается  и  дается  возможность  самим  улучшить,  исправить  последствия  экологически  неграмотных  действий  людей,  т. к.  итогом любой  акции  является  продуктивная  деятельность  детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Прогулка с детьми как одна из форм работы по экологическому воспитанию дошкольников.

Большинство современных детей редко общается с природой, хотя природа повседневно воздействует на ребёнка. Поэтому экологическое образование необходимо начинать в раннем возрасте со знакомства с ...

Семинар "Разнообразие форм и методов при реализации работы по экологическому воспитанию детей"

Семинар-практикум по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов «Методы и формы экологического воспитания дошкольников»

Консультация для педагогов«Методы и формы экологического воспитания дошкольников»...

Консультация для педагогов "Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"

Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию дошкольников - это ознакомление детей с природой через дейсАктуальным в дошкольном образовании является система непрерывного и всеобщего эко...

Метод макетирования в работе по экологическому воспитанию дошкольников.

Работа по экологическому воспитанию дошкольников....

Из опыта работы по самообразованию по теме: «Экологический театр, как инновационная форма работы по экологическому воспитанию и речевому развитию дошкольников».

В работе описан опыт, который рассказывает об экологическом воспитании дошкольников посредством  театрализованной деятельности. К задачам, кроме экологических, добавляются еще и речевые. То есть,...