Проект "Кто живет в водохранилище пос. Рефтинский и других пресных водоемах?"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Гребенкина Ирина Анатольевна

Современные дошкольники хорошо знают, как пользоваться многочисленными гаджетами и иногда умеют это делать лучше многих взрослых. Они достаточно хорошо ориентируются в мире бытовых электроприборов, имеют представление о принципах их работы и даже устройстве. Но в меньшей степени они имеют осведомленность о мире природы, в частности о той, которая находится рядом с ними.В проекте «Кто живет в водохранилище пос. Рефтинский и других пресных водоемах» представлена система работы, которая посредством разнообразных видов деятельности способствует проявлению у детей младшего дошкольного возраста интереса к обитателям пресных водоемов и частности Рефтинского водохранилища, а также для формирования бережного отношения к водным ресурсам родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_o_rechnyh_obitatelyah_.docx1000.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Колобок»

городского округа Рефтинский

Кто живет в водохранилище пос. Рефтинский и других пресных водоемах?

Педагогический проект

для детей группы № 8

Разработала:

Воспитатель высшей КК:

Гребенкина И.А.

пос. Рефтинский, 2024

СОДЕРЖАНИЕ

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

2

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

5

3

ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

6

4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

8

5

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

9

6

ПРИЛОЖЕНИЯ

10

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современные дошкольники хорошо знают, как пользоваться многочисленными гаджетами и иногда умеют это делать лучше многих взрослых. Они достаточно хорошо ориентируются в мире бытовых электроприборов, имеют представление о принципах их работы и даже устройстве. Но в меньшей степени они имеют осведомленность о мире природы, в частности о той, которая находится рядом с ними. С помощью развлекательных и познавательных мультфильмов они имеют представление об акуле и осьминоге, но затрудняются ответить на вопрос о том, какая рыба водится в водохранилище недалеко от дома.  

Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью заинтересовать детей младшего дошкольного возраста обитателями рек и других пресных водоемов, чтобы способствовать развитию их экологических представлений о ближайшем природном окружении, а также для формирования бережного отношения к водным ресурсам родного края.

Проблема: дети не знают кто живет в ближайшем водоеме.

Идея данного проекта возникла после того, как после очередной беседы с детьми о проведенных выходных. Одному из мальчиков был задан вопрос: «Какую именно рыбу поймал на рыбалке папа?», а малыш смог объяснить только, что она была большая. В процессе общего разговора выяснилось, что большинство из детей группы, несмотря на наличие рыбаков в семье, не знают какая рыба водится в нашем водохранилище. Тогда мы решили узнать об этом вместе.

При подготовке к проекту мы с ребятами использовали модель «Трех вопросов»

1.        Что я знаю? В Рефтинском водохранилище водится много разной рыбы.

2.        Что хочу узнать? Какая именно рыба и какие другие животные обитают в Рефтинском водохранилище, а также в других пресных водоемах.

3.        Как узнать? Можно спросить у взрослых, посмотреть в книгах, в интернете.

В проекте «Кто живет в водохранилище пос. Рефтинский и других пресных водоемах» представлена система работы, которая посредством разнообразных видов деятельности способствует проявлению у детей младшего дошкольного возраста интереса к обитателям пресных водоемов и частности Рефтинского водохранилища, а также для формирования бережного отношения к водным ресурсам родного края.

Цель проекта: создание благоприятных психолого-педагогических условий, способствующих развитию у детей экологических представлений об обитателях Рефтинского водохранилища и других пресных водоемов, а также для формирования бережного отношения к водным ресурсам родного края.

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с понятием «пресный водоем» и их значением для человека.
  2. Уточнить и расширить представления детей об обитателях пресных водоемов.
  3. С помощью разнообразных видов деятельности пробудить у детей интерес к ближайшему природному окружению и желание заботится о чистоте воды в пресных водоемах.

Психолого-педагогические условия:

  • Организация сотрудничества всех участников образовательного процесса.
  • Благоприятный психологический климат в группе.
  • Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с темой проекта.
  • Использование эффективных методов и приёмов, форм работы, соответствующих возрасту и индивидуальным особенностям детей данной группы: наблюдение, игра, продуктивная деятельность и художественное творчество.

Основные направления, методы и формы работы над проектом

Работа с детьми:

  • Наблюдение за головастиками, рыбами и другими обитателями ближайшего водоема (в совместной деятельности с родителями), а также в аквариумах (дома).
  • Организация дидактических и подвижных игр по теме проекта.
  • Создание художественных творческих работ.
  • Проведение тематических занятий, бесед, посвящённых знакомству с обитателями пресных водоемов.
  • Чтение и обсуждение познавательной литературы, а также просмотр презентаций и анимационных фильмов по теме проекта.

Работа с родителями: 

  • Индивидуальные и групповые консультации для родителей по теме проекта.
  • Совместная подготовка развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме проекта.
  • Оформление стендов в приёмной и проведение консультаций с родителями, посвящённых развитию исследовательских навыков у детей.

Педагогическая работа:

  • Самообразование по данной теме проекта.
  • Использование эффективных игровых технологий, методов и приёмов работы, соответствующих возрасту и индивидуальным особенностям детей данной группы.
  • Планирование и организация работы в сотрудничестве с родителями и младшим воспитателем.
  • Оформление развивающей среды в группе по теме проекта.

Планируемый результат: в группе созданы благоприятные психолого-педагогические условия, способствующие формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений об обитателях Рефтинского водохранилища и других пресных водоемов, а также для формирования бережного отношения к водным ресурсам родного края. Родители понимают важность экологического воспитания детей посредством знакомства с обитателями Рефтинского водохранилища и ближайших рек. Организовано эффективное сотрудничество и взаимодействие всех участников образовательного процесса. Воспитателем используются эффективные игровые технологии, методы и приёмы, формы работы, соответствующих возрасту и индивидуальным особенностям детей данной группы.

Критерии и показатели эффективности проекта:

  1. Повышение качества образования: уровня сформированности представлений детей об обитателях Рефтинского водохранилища и других пресных водоемов, а также для формирования бережного отношения к водным ресурсам родного края.
  2. Эмоциональное благополучие детей: наличие положительного психологического микроклимата в группе; формирование положительной самооценки, «Я-концепции» ребёнка.
  3. Повышение уровня профессиональной компетентности педагога: рост личных достижений; удовлетворённость результатами проектной деятельности; улучшение психологического микроклимата в коллективе, взаимоотношений с родителями.

Диагностический инструментарий для определения эффективности проекта: наблюдение, беседы, анализ и самоанализ занятий и мероприятий с детьми и родителями; анализ продуктов детской деятельности.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

  1. База реализации проекта: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский, группа № 8.
  2. Цель: создание благоприятных психолого-педагогических условий, способствующих развитию у детей экологических представлений об обитателях Рефтинского водохранилища и других пресных водоемов, а также для формирования бережного отношения к водным ресурсам родного края.
  3. Адресная направленность проекта: воспитанники, родители, воспитатели.
  4. Продолжительность проекта: краткосрочный 19.07.2024 – 27.07.2024.
  5. Вид проекта: практико-ориентированный, познавательный, творческий.
  6. Участники: педагоги, родители, дети – 16 человек, воспитанники группы № 8, возраст – 2-4 года.
  7. Форма педагогического проектирования: творческая деятельность.
  8. Основные этапы проекта:
  • Подготовительный этап (19.07.24 – 21.07.2024) – изучение проблемы. Подготовка проекта.
  • Формирующий этап – (22.07.2024 – 26.07.2024) – реализация проекта. Консультирование родителей. Наблюдение за обитателями водохранилища. Организация продуктивной совместной деятельности участников образовательного процесса. Творческая деятельность с детьми.
  • Заключительный этап (27.07.2024) – обобщение и анализ результатов работы по проекту.
  1. Критерии эффективности проекта: повышение качества образования; эмоциональное благополучие детей; повышение уровня профессиональной компетентности педагога.

ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

1 этап – подготовительный.

  1. Определение проблемы проекта и его основного вопроса: «Какая именно рыба и какие другие животные обитают в Рефтинском водохранилище, а также в других пресных водоемах?»
  2. Определение целей, задач проекта, критериев и показателей его эффективности.
  3. Методическая работа по подбору материала для реализации проекта: соответствующей литературы, наглядно-дидактических пособий, дидактических и подвижных игр и пр.
  4. Привлечение родителей к работе над проектом.
  5. Распределение обязанностей между участниками проекта.

2 этап – реализация проекта.

Образовательная область

Виды деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Трудовое воспитание:

«Помощь родителям в уходе за аквариумными рыбками».

Формирование основ безопасности:

Беседы: «Нельзя мусорить вблизи водоема», «Надо беречь чистую воду в пресных водоемах», «Безопасность у воды».

Сюжетно-ролевые игры:

«На рыбалке», «Мы путешествуем по реке».

Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Разложи правильно», «Хорошо и плохо», «Назови рыбку», «Кого не стало?», «Угадай рыбку по описанию», «Где спряталась рыбка» (см. Приложение 1).

Физическое развитие

Развитие представлений о здоровом образе жизни:

Беседы: «Рыбы водятся только в чистой воде», «Рыба – очень полезная для здоровья».

Физкультминутки:

«Рыбка», «Пять рыбок» (см. Приложение 2).

Подвижные игры: «Рыбак и рыбки», «Щука и окунек», «Щука и головастики» (см. Приложение 3).

Познавательное развитие

Беседы и занятия: «Кто живет в реке», «Обитатели пресных водоемов», «Какие рыбы водятся в Рефтинском водохранилище» «Как можно сберечь рыб в водохранилище». Целенаправленное наблюдение за обитателями Рефтинского водохранилища (совместно с родителями).

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная деятельность:

«Щука» (лепка), «Окунек» (рисование красками), «Рыбки в реке» (раскрашивание), «Домик для рыбки из камней» (конструирование), «Мандала из камней и ракушек» (конструирование).

Песня «Рыбка» В. Карасевой и М. Клоковой

Речевое развитие

Обогащение словаря: «обитатели», «пресный водоем», «водохранилище»; названия рыб, обитающих в пресных водоёмах.

Пальчиковая гимнастика: «Рыбка», «Рыбки», «Щука», «Рак» (см. Приложение 4).

Литература: Петр Ягужинский «Сказка про щуку», Святослав Сахарнов «Почему щука в море не живёт».

Презентации: «Обитатели Рефтинского водохранилища», «Рыбы пресных водоемов», «Как сберечь водоемы с чистой водой».

Познавательный мультфильм с Чевостиком «Кто живет в реке», викторина «Кто живет в воде».

Работа с родителями

Информационные стенды: «Рекомендации для родителей по ознакомлению малышей с обитателями пресных водоемов», «Малыш учится быть исследователем».

Участие родителей в создании развивающей среды – помощь в подготовке дидактических игр о фруктах и овощах. Организация целенаправленного наблюдения за обитателями Рефтинского водохранилища. Консультация для родителей «Как научить ребёнка есть природные витамины» (см. Приложение 4).

 

Заключительный этап. Подведение итогов проекта с детьми

Ответ на главный вопрос проекта: «Какая именно рыба и какие другие животные обитают в Рефтинском водохранилище, а также в других пресных водоемах?». В Рефтинском водохранилище живут окунь, ерш, судак, пескарь, лещ, карась, щука, сом, форель, карп, толстолобик, осетр и др.  

Продукт проекта – творческая деятельность детей (лепка, рисование, конструирование).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За основу проекта мы взяли положения ФГОС и ФОП ДО об охране и укреплении физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, и также необходимости обеспечения психолого-педагогической поддержке семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Поддержка инициативы и самостоятельности детей, являющаяся одним из основных принципов ФГОС ДО, проявилась, главным образом, за счёт организации творческой деятельности детей.

Анализ методической литературы по теме проекта позволил выделить следующие психолого-педагогические условия, способствующих формированию у детей младшего дошкольного возраста начальных экологических представлений об обитателях Рефтинского водохранилища и других пресных водоемов, а также для формирования бережного отношения к водным ресурсам родного края; организация сотрудничества всех участников образовательного процесса; благоприятный психологический климат в группе, способствующий развитию дружеских отношений между всеми участниками образовательного процесса; создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с темой проекта; использование эффективных методов и приёмов, форм работы, соответствующих возрасту и индивидуальным особенностям детей данной группы: наблюдение, игра, художественное творчество.

Работа над проектом подразумевала включение во все образовательные области задания, способствующие формированию и развитию представлений об обитателях пресных водоемов. Социально-коммуникативное развитие: дети принимали участие в трудовых делах – помогали родителям в уходе за аквариумными рыбками; участвовали в беседах об обитателях пресных водоемах; играли в дидактические и подвижные игры о рыбках. Физическое развитие: разучили новые подвижные игры и физкультминутки. Познавательное развитие: познакомились с многообразием обитателей Рефтинского водохранилища, рассматривали речные камни и ракушки, изучали их свойства. Наблюдали обитателей пресных водоемов вместе с родителями в естественных условиях. Художественно-эстетическое развитие: рисовали и лепили, раскрашивали рыб, строили домики для рыб из камней, создавали мандалы из ракушек и речных камней.  Речевое развитие: разучили новую пальчиковую гимнастику, познакомились с новыми словами. Большую помощь в проектной деятельности нам оказали родители: помогли подготовить развивающую среду по теме проекта: новые дидактические игры; интересные книги и карточки для детей. В итоге дети смогли ответить самостоятельно на главный вопрос проекта: «Какая именно рыба и какие другие животные обитают в Рефтинском водохранилище, а также в других пресных водоемах?» В Рефтинском водохранилище живут окунь, ерш, судак, пескарь, лещ, карась, щука, сом, форель, карп, толстолобик, осетр и др. Продукт проекта – творческая деятельность детей.

Критерии и показатели эффективности проекта следующие.  В результате проектной деятельности повысилось качество образования: высокий уровень сформированности представлений об обитателях Рефтинского водохранилища. Дети понимают необходимость сохранения чистоты в природных водоемах. Родители осознают необходимость экологического воспитания детей на примере знакомства с обитателями Рефтинского водохранилища. Эмоциональное благополучие детей в группе на стабильно хорошем уровне, о чем свидетельствует благоприятный психологический климат, положительная самооценка и позитивная «Я-концепции» детей. В процессе педагогического проектирования повысился уровень профессиональной компетентности педагога; рост личных достижений; удовлетворённость результатами проектной деятельности; улучшились взаимоотношения с детьми и родителями.

Таким образом, цель проекта достигнута, задачи решены.

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль: Акад. Развития, 1998. – 238 с.
  2. Багрова Л.А. Энциклопедия для детей. Я познаю мир. Москва: ТКО «АСТ», 1996. – 234с.
  3. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 208 с.
  4. Воронкевич О.А.  Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 512с.
  5. Данилина Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. / Т.А. Данилина, Н.М. Степина. – М.: Айрис-Пресс, 2014. – 112 с.
  6. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
  7. Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. ФГОС. 2-3 года. – М.: ТЦ Сфера, 2023г. – 312с.
  8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду третий год жизни. – М.:  Просвещение, 2019 г. – 204.
  9. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. – М.: Учитель, 2020 г. – 232с.
  10. Николаева Е.И., В.И. Федорук., Е.Ю. Захарина. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. – Издательство: Детство-Пресс, СПб, 2015. – 213с.
  11. Николаева С.Н. Экологическое воспитание в младшей группе детского сада.- М.: Мозаика-Синтез, 2022. – 96с.
  12. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие // Л.С.Кисилева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода и др. – М.: АРКТИ, 2003 – 96 с.
  13. Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс]// http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii
  14. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр для занятий с детьми 2-7 лет. ФГОС, 2022г. – 215с.
  15. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. // О.В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2015, С. 221.
  16. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М., Просвещение, 2005г. – 321с.
  17. Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. – М.: Сфера, 2010 г. – 144с.

Приложение 1

Дидактические игры  

«Чудесный мешочек»

Дидактическая задача: из мешочка надо достать обитателя пресных водоемов и правильно их назвать.

 

«Разложи правильно»

Дидактическая задача: перед ребёнком карточки с изображением обитателей пресных водоемов. Надо их рассортировать и назвать.

«Хорошо и плохо»

Дидактическая задача: перед ребёнком карточки с изображением бережного и варварского отношения к водоемам.  Надо выбрать карточки, на которых изображено бережное отношение к источникам пресной воды и объяснить нарисованное.

«Назови рыбку»

   Воспитатель. Странные рыбы на свете живут,                                                           Плавают так, как их с детства зовут.                                                                                                      Те, кто назвал их, словами играли.                                                                                            Вы этих рыб не встречали?                                                                                                     (Дети становятся в круг, и воспитатель бросает мяч, дети называют рыб)

«Кого не стало?»

   Воспитатель: Рыбы очень любят играть в прятки. Нужно закрыть глазки, а потом открыть. Кого не стало?

«Угадай рыбку по описанию»

   Отгадать рыбу по словесному описанию.  

«Где спряталась рыбка»

Описание: детям показывают маленькую рыбку (игрушку, которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.

Приложение 2

Физкультминутки

«Рыбка»

Рыбка плавает в водице

Рыбке весело гулять.

(Соединяют поочередно пальчики от указательного до мизинца и обратно)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Погрозить указательным пальцем)

Мы хотим тебя поймать.

(Закручивают руками вперед - назад)

Рыбка спинку изогнула,

(Приседают, крутя туловищем)

Крошку хлебную взяла.

(Показать руками хватательные упражнения)

Рыбка хвостиком махнула,

(Приседают, крутя туловищем)

Очень быстро уплыла.

 «Пять рыбок»    

  Пять маленьких рыбок ныряли в реке  - (имитация рыб).

  Лежало большое бревно на песке       –  (развести руки в стороны).

  Первая рыбка сказала: - нырять здесь легко – (имитация ныряния).

  Вторая сказала: - ведь  здесь глубоко –  (грозят указательным пальчиком).

  Третья сказала: - мне хочется спать     -   (руки лодочкой под ухо).

  Четвертая стала чуть – чуть замерзать – (потереть кистями плечи).

  Пятая крикнула: - здесь крокодил        –  (руками имитируют пасть крокодила).

  Плывите скорее, чтоб не проглотил  -     (убегают).

Приложение 3

Подвижные игры

 «Рыбак и рыбки»
Ход игры: водящий становится в центр круга, образованного остальными участниками. «Рыбак» вращает скакалку так, чтобы она скользила по земле и описывала круги под ногами играющих. Участники - «рыбки» должны перепрыгивать через скакалку, чтобы не «попасться на удочку». Попавшаяся «рыбка» становится «рыбаком». 

«Щука и окунек»

Ход игры: дети встают в круг и берутся за руки, образуя дом окунька. Окунек стоит в кругу. По команде ведущего он выбегает из круга и бегает вокруг, убегая от щуки. Он может забежать в круг, а щука нет. Щука должна успеть поймать окунька, пока он за кругом.

«Щука и головастики»

Ход игры: дети превращаются в головастиков, плавают (бегают). По команде ведущего: «Щука на охоте!», садятся на корточки и закрывают лицо руками (прячутся). Шевелиться нельзя. Щука внимательно следит за головастиками – кто пошевелился – попадает к щуке и выбывает из игры. По команде «Щука уплыла!», головастики снова плавают.

Приложение 4

Пальчиковая гимнастика

«Рыбка»

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть

    Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка

Рыбка, рыбка, озорница,

    Грозят пальчиком

Мы хотим тебя поймать

    Медленно сжимают ладони

Рыбка спину изогнула

    Снова изображают, как плывёт рыбка

Крошку хлебную взяла

     Делают хватательное движение обеими руками

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла

     Снова «плывут».

«Щука»

Щука в омуте жила,

Щёткой воду мела.

    Ладони соединены, руки вытянуты вперёд, «плывёт»

Щи готовила гостям,

    Движения руками в стороны

Угощение лещам

    Круговые движения руками.

«Рыбки»

Рыбки под водой резвятся

Вместе плавают, кружатся

Обе ладони выпрямлены, пальцы прижаты друг к другу. Волнообразными движениями ладоней изображать плывущих рыбок.

И ныряют – раз, два, три…

Как им весело, смотри!

Ладонями делать ныряющие движения

«Рак»

В темной речке рак идёт

Ладони тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы направить вниз, переплести, раздвинуть ладони. Большие пальцы обеих рук направить к себе (голова краба).

Быстро лапками гребёт

Быстрыми движениями пальцев показывают, как краб гребёт лапками.

Тихо рак идёт по дну,

Ищет он себе еду.

Рак идёт на лапках-пальчиках сначала в одну сторону, затем в другую.

Приложение 5

Работа с родителями

Рекомендации для родителей по ознакомлению малышей с

обитателями пресных водоемов

  • Побеседуйте с ребенком о том, что рыбы живут в пресных водоемах.
  • Помогите ребенку запомнить названия пресноводных рыб, пусть ребенок показывает и называет рыб вслед за вами: щука, сом, окунь, лещ, карась. Рассмотрите с ним изображения пресноводных рыб, немного расскажите о каждой из рыб. По возможности, посмотрите видеофильмы о водном мире.
  • Покажите ребёнку на картинке части тела рыбы: туловище, голова, хвост, плавники. Пусть ребенок показывает и называет вслед за вами части тела рыбы.
  • Подберите раскраски и разукрасьте этих рыб.
  • Выучите с ребёнком чистоговорку.

Заварила чайка чай

Из морской капусты.

Рыбы пили, похвалили:

«Чай у чайки вкусный».

И. Демьянов

  • Помогите ребёнку составить рассказ об одной из рыб с опорой на картинку. Например: «Это сом. Сом – крупная речная рыба. У него большое туловище, широкая голова, маленький хвост и плавники. Его тело не покрыто чешуёй. Сом – хищная рыба. Он охотится на других рыб, лягушек, птенцов водоплавающих птиц.

Выучите с ребёнком стихотворение. 

Сом

Сом собрался на охоту:

Быть голодным неохота.

Выплыл сом со дня реки.

Берегитесь, окуньки!

Нищева Н.В.

Путешествие с ребенком на речку

  1. Покажите детям картинку реки.

Спросите у детей, что они видят на картинке. Кто живет в подводном мире реки? А чтобы узнать, надо отгадать загадку:

Домом для меня, является река,

 Хвостик очень длинный, рубашка-чешуя.

 Захочешь ты меня, на крючок поймать

Стащу я червячка, и уплыву опять.

Лишь шлепну я хвостом, прямо по воде.

А как меня зовут? Скорей ответьте мне! (Рыба)

  1. Покажите детям картинку с рыбами.

Спросите у детей, каких рыб они знают.

Скажите детям, что в реке живут не только рыбы, но и лягушки, раки, и моллюски. Покажите картинку. 

-Чем покрыта кожа рыб? (Чешуёй.)
-Что помогает рыбам передвигаться в воде? (плавники, хвост.)
-Покажите ладошками, как рыба машет хвостом, когда поворачивает, когда плывёт

-Всё живое дышит воздухом. Откуда рыбы берут воздух? (Из воды.)
-С помощью чего рыба дышит? (С помощью жабр.)

Покажите детям строение рыбы.

-Как называют человека, который ловит рыбу? (Рыбак, рыболов.)
-Чем ловят рыбу? (Удочкой, сетью.)

3.Правила поведения на реке.

Поговорите с детьми о правилах поведения на водоемах, используя картинку.

4.Поиграйте в игры с детьми.

Экологическая игра «На речном дне»

Задайте вопросы:

-Все ли предметы здесь речные?

-Что лишнее?

-Хорошо рыбам и другим обитателям живётся среди мусора?

-Чем можно помочь речным обитателям?

В этой игре надо исправить, что перепутал художник.

В этой игре дети должны найти, кто плавает, кто летает, а кто прыгает.

Удачи вам!!!

Приложение 6

Кто живёт в Рефтинском водохранилище

Занятие с младшими дошкольниками

Цель: познакомить младших дошкольников с обитателями Рефтинского водохранилища.

Задачи: 

  1. Формировать представления детей о рыбах, которые плавают в водохранилище.
  2. Развивать речь, память, умение анализировать.
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация.

Ход занятия:

«Бежит, журчит, волнуется.

Все на нее любуются!

Никак не остановится,

Назад не поворотится.» (Вода в реке)

Воспитатель. Скажите, пожалуйста, зачем нам нужна вода? (Животные пьют воду из реки, люди купаются в реке, без реки не выжили бы речные жители). 

Воспитатель. Ребята, сегодня я предлагаю вам узнать, кто живет в воде нашего водохранилища. Но сначала, отгадайте загадки:

«Я живу на глубине

В морской или речной воде.

Под водой дышать умею,

Но не говорю.

Рот я часто открываю

Это я так дышу.

Чешуя блестит красиво

Кто же я? Конечно ...,» (Рыба) 

"Я большая злюка, я зубастая, прожорливая и хищная ... (щука). 

- Это щука. Почему зубастая и хищная?

- Что есть у всех рыбок? (есть плавники, это их руки и ноги, так они передвигаются вод водой). А еще что есть у рыбок? (есть чешуя). 

- В водохранилище есть очень много разных рыб. Сейчас я вам покажу ещё рыбу, но сначала отгадайте загадку. 

«Дом его - заросший пруд,

Где лягушки в такт поют.

Он бывает золотой,

Но обычно он простой» (карась)

Посмотрите, видите чешую у него? А плавники у него есть?

Далее идет знакомство с другими обитателями Рефтинского водохранилища с помощью презентации. В Рефтинском водохранилище живут окунь, ерш, судак, пескарь, лещ, карась, щука, сом, форель, карп, толстолобик, осетр и др.  

Воспитатель. Послушайте отрывок из произведения Святослава Сахарнова "Почему щука в море не живёт".

... если карась зазевается, щуке в зубы обязательно попадёт. Да ведь ни щука, ни настоящий карась в море-то не живут! Карась речная рыба, озёрная. Щука тоже.

- Давайте ещё раз вспомним, что есть у всех рыб.

Динамическая пауза

«Рыбки»

Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

Рыбки плавали, ныряли

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся,

На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.

Разожмутся,

Пальчики сильно растопыриваются в стороны.

То зароются в песке.

Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто зарываете их в песок. 

Воспитатель. В водоеме у нас так же есть камни. Камни служат домиком для некоторых речных жителей. Водоросли. На что они похожи? На траву вод водой. Водорослями питаются речные обитатели, а также, водоросли тоже могут стать домиком для речных жителей.

«Я, наверное, непрост:

Клешни есть, а также хвост.

Я на дне бы жил да жил,

Здесь такой хороший ил,

Тишина, вода и мрак...-

Всё, что нужно, я ведь ...(рак)

Воспитатель. Ребята, послушайте ещё один отрывок из произведения Петра Ягужинского 

«Сказка про щуку».

В речном царстве, в подводном государстве жила-была щука. Ела рыбку, иногда икоркой закусывала, на жизнь свою не жаловалась. Плавала она по рекам, по озёрам, но отовсюду её прогоняли. Не любили щук речные обитатели. Плыла-плыла щука, и заплыла в маленькую тихую речушку. Проголодалась с дороги, да и решила чем-нибудь перекусить.
А в этой спокойной речушке о щуках и слыхом не слыхивали, и видом не видывали. И собрались тотчас вокруг разные зеваки да любопытные рыбки. ... Схватила щука сразу три рыбёшки и проглотила. А остальные испугались и уплыли на глубину.
 Ну и началось житьё – бытьё у щуки! Ела – сколько хотела, пила – сколько умела. Все её боялись, никто с ней не дрался... Заважничала щука, зазналась. И до того нос задрала, что повелела всем называть себя не иначе, как Рыбьей Королевой, и каждый день приносить ей в дар по тридцать три икринки.

Экологическая игра «На речном дне».

Воспитатель. Ребята, посмотрите, нехорошие люди набросали мусор в наше водохранилище. Как вы думаете, смогут ли его обитатели жить в таком мусоре? Я предлагаю нам убрать весь этот мусор, чтобы оно стало чистым.

-Молодцы! Стало чисто и светло! Речные жители вам очень благодарны за помощь и просят всех людей не мусорить возле рек. 

Заключение

- О чём мы сегодня говорили? Каких речных жителей рассмотрели? Что вам сегодня понравилось на занятии? Что было трудным? О чем бы вы хотели поговорить в следующий раз?








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы постановки звуков. Сказка, в которой живет звук (С) и другие.

С помощью этих  занимательных игр можно проводить постановку звуков, которая способствует быстрому овладению правильной артикуляцией и  ускоряет процесс автоматизации....

интегрированное занятие "Кто живет в пресной воде?"

Занятие объединяет задачи познавательного характера и речевого развития, целью является знакомство детей с обитателями рек, озер, прудов и др. пресных водоемов, описание их внешних особенностей по илл...

ВСЕ О БРАТСКОМ ВОДОХРАНИЛИЩЕ

ВСЕ О БРАТСКОМ ВОДОХРАНИЛИЩЕ...

Презентация "Воронежское водохранилище"

Презентация, приложение к экологическому проекту "Экология родного края"...

Экскурсия в библиотеку городского округа Рефтинский на тему: «Большой вред маленькой…».

Экскурсия в библиотеку городского округа Рефтинский на тему: «Большой вред маленькой…». Ход экскурсии:Вводная часть.Дети вышли из детского сада парами. Повторение правила повед...

Беседа "Строительство ГРЭС и Рефтинское водохранилище"

Беседа "Строительство ГРЭС и Рефтинское водохранилище" для детей 6-7 лет...

Корпоративная программа укрепления здоровья на рабочем месте сотрудников Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский на 2024-2027 годы «ЗДОРОВЬЕ НА РАБОТЕ»

Корпоративная программа укрепления здоровья на рабочем месте сотрудниковМуниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Колобок» городского округа Ре...