Солнышко в траве
материал по окружающему миру

Заковряшина Светлана Владимировна

Формирование у детей понятия важности и полезности одуванчика в экосистеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_solnyshko_v_trave_2022_g.docx1006.82 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Солнышко в траве»

F:\ОДУВАНЧИК\фото одуванч\IMG_3816.JPG

Подготовительная  группа

Подготовили воспитатели:    Заковряшина С.В.

                                                                                                            Кривцова Е.А.

МБДОУ д/с № 21

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта: экологический групповой проект с элементами творчества.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1месяц).

Место проведения: Огород детского сада, экологическая зона детского сада, группа, участок группы.

Актуальность проблемы: одна из актуальных задач сегодняшнего дня - воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание. Этот проект направлен на охрану растения- одуванчика.

Участники проекта: дети, педагоги.

Цель проекта: формирование у детей понятия важности и полезности одуванчика в экосистеме.

Задачи проекта:

1. В процессе познавательно-исследовательской деятельности развивать интерес и активность дошкольников к растению одуванчик, обогащать опыт исследовательских действий;2.Познакомить со строением одуванчика;
3. Развивать наблюдательность, речь ребенка.

Ожидаемый результат:

  • формирование у детей знаний об одуванчике;
  • обучение детей постановке и решению экологических задач(не рвать одуванчики, а любоваться ими);
  • проявление детской самостоятельности в работе над проектом;
  • побуждать детей эстетически воспринимать природу, стремясь отразить свои впечатления в продуктивной деятельности.

Подготовительный этап

Несмотря на плохую репутацию, одуванчики очень красивые маленькие цветы, этакие лучики солнца, собранные в один комочек. И действительно, они кажутся самыми красивыми из всех цветов, когда видишь их на ладошке у ребенка. Нам захотелось больше узнать о цветах одуванчика:

  • Как появляются эти цветы?
  • Можно ли рвать одуванчики?
  • Приносят ли они пользу?
  • Как  люди относятся к одуванчикам?

Основной этап - практический

Наблюдение за одуванчиками:

  • Наблюдение 1 «Знакомство с одуванчиком»
  • Наблюдение 2 «Изменения, которые произошли с одуванчиками »
  • Наблюдение 3 «Одуванчики разные – желтые и белые»
  • Наблюдение за одуванчиком с появления первых всходов до созревания семян.

Сбор информации об одуванчиках:

  • Презентация «Одуванчик»
  • Беседа «Одуванчик»(см. Приложение 2); Беседа «Кому нужен одуванчик?»; Опыт «Летающие семена»
  • Просмотр мультипликационных фильмов «Почему у одуванчика толстые щеки», «Лунтик и одуванчик»
  • Изобразительная деятельность:

Рисование «Одуванчик»;

аппликация «Желтый одуванчик»;

 поделки «Солнышко на ножке».

  • Игровая деятельность:(см.Приложение3)                                                                                        Д/и «Собери цветы»;«Экологическое лукошко», «Лесник»;

Игра « Цветет - не цветет»

Дид. упражнение «Составь слово»

Настольная игра «Цветы»

П/и «Кто быстрее соберет букет», «Найди цветок», «Пчелки»

Подвижная игра «ОДУВАНЧИКИ»

  • Знакомство и разучивание стихов об одуванчике; загадки (см. Приложение №4); сказки про одуванчики (см. Приложение №5)
  • Рецепты блюд из одуванчиков (см. Приложение №6)

Заключительный этап:

  • Экологическая газета «Солнышко в  траве».
  • Выставка творческих работ, выполненных детьми.
  • Беседа с детьми на тему «Будем ли мы рвать одуванчики?»

Приложение №1.

Возможно эта притча натолкнет на новые открытия в Вашей жизни.

Один человек очень гордился своей прекрасной зеленой лужайкой. Однажды он увидел, что среди травы зацвели одуванчики.

Человек не сеял эти одуванчики, и, поэтому, воспринял их как бурьян. Тут же он их вырвал руками.

Спустя время одуванчики снова появились. Они маскировались под обычной травой. И как человек только ни пытался избавиться от них, одуванчики продолжали появляться на лужайке и бурно расти.

Целыми днями он негодовал и жаловался. В конце концов он даже потерял сон и заболел. Наконец он написал в департамент сельского хозяйства. Он перечислил все методы борьбы с сорняками. А письмо закончил вопросом: «Я испробовал все методы. Посоветуйте, что делать?»

Вскоре он получил ответ: «Предлагаем вам полюбить их».

Приложение № 2

Беседа «Одуванчик»

Цель: Учить выделять характерные особенности одуванчика, называть его части. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы.

Материал: макет - цветок, картинки: одуванчик с грустным и веселым лицом, лейка, ваза, ножницы, солнышко, тучка, венок, букет, полянка.

– Давайте с вами рассмотрим, что есть у одуванчика? (Ответы сопровождаются показом). Скажите, какой стебель: длинный или короткий? Толстый или тонкий? Гладкий или шершавый? Да, стебель у одуванчика длинный, тонкий, гладкий, похож на трубочку; он может легко поломаться. А что ещё есть у одуванчика? Правильно, листочки. Какие листочки у одуванчика? Что ещё есть у этого растения? Правильно, удивительные красивые цветочки жёлтого цвета. На что похож цветочек у одуванчика.

– Посмотрите на картинку, какое настроение у одуванчика?

– А почему Вы решили, что грустное?

– А теперь рассмотрите эту картинку? Что изменилось?

- На столе лежат картинки. Около веселого одуванчика нужно положить картинки, которые помогают ему быть веселым, а около грустного, которые сделали одуванчика грустным.

Воспитатель: - Молодцы! Вы отлично знаете, как помочь одуванчику, чтобы у него было всегда хорошее настроение.

Приложение № 3

  • «Экологическое лукошко»

Цель: формировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, учить применять; упражнять в их распознавании на иллюстрациях.

Материал: плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком на одной из его сторон, набор иллюстраций лекарственных растений (подорожник, зверобой, ромашка, крапива и др.).

Организация и методика проведения:

 Воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Ребенок находит в лукошке отгадку, называет растение и объясняет, почему его называют «Зеленым доктором».

  • «Лесник»

Цель: закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков.

Материал: набор предупреждающих экологических знаков треугольной формы с изображением лесных объектов (ландыш, муравейник, гриб съедобный и несъедобный, ягоды, бабочка, паутина, птичье гнездо, еж, костер, скворечник и др.).

Организация и методика проведения:

Дети поочередно изображают лесника. Он выбирает один из экологических знаков, лежащих перевернутыми на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляет; рассказывает, как следует вести себя в лесу, находясь рядом с данными объектами.

  • Игра « цветет - не цветет»

Цель: развивать у детей слуховое внимание, выдержку.

Правило: поднимать руки только в том случае, если будет назван цветущий предмет (растение, цветок).

Ход игры: дети садятся полукругом и кладут руки на колени.

В. Я буду называть предметы, и спрашивать: цветет?

Например:

«Яблоня цветет?», «Мак цветет?» и т. д. Если это на самом деле так, то дети должны поднять руки вверх.

Если я назову не цветущий предмет (елка, сосна, дом и т. д.), то руки поднимать не следует.

Вам нужно быть внимательными, так как я буду поднимать руки и правильно, и неверно. Кто ошибется, заплатит фишку.

  • Подвижная игра «ОДУВАНЧИКИ» (под музыку дети выполняют движения)

Наши жёлтые цветки (сидят на корточках, руки сцеплены в замок) Распускают лепестки.

(встают, разводят руки поднимают вверх, пальцы)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

(покачиваются из стороны в сторону)

Наши жёлтые цветки закрывают лепестки.

(соединяют пальцы рук в «бутон»)

Головой качают,

(«бутоном» покачивают вправо-влево)

Тихо засыпают.

(садятся на корточки, ладошки под голову)

 Утром ранним все цветки вновь распустят лепестки.

(поднимаются, раскрывают «бутон»)

Приложение № 4

                                       Загадки

***Золотой и молодой за неделю стал седой,

 А денечка через два облысела голова,

 Спрячу-ка в карманчик бывший …

 **** Глазок золотой на солнце глядит,

Как солнце нахмурится — тот глазок прищурится.

**** На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

 И развеял этот шар.

**** Мальчуган желтоголовый

 Встал у краешка дороги.

**** Держит девочка в руке

Облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него

 — И не будет ничего.

**** Горел в траве росистой

Фонарик золотистый.

Потом померк, потух

 И превратился в пух.

**** В летний солнечный денек золотой расцвел цветок.

На высокой тонкой ножке все дремал он у дорожки,

А проснулся — улыбнулся:

- вот пушистый я какой!

                     Сказка про одуванчик.

Рос в парке одуванчик. Старенький, седой совсем. Дунул ветер и полетели дети одуванчика на пушистых парашютиках в разные стороны. Кто тут же, рядом упал, кто подальше отлетел, а один парашютик выше всех поднялся. Так высоко, что едва разглядел облысевшую головку своего папы – старого одуванчика.

- Вот так повезло! – Выше всех взлетел! – радовался он. – Эх! Прощай, родимая полянка!

Носил его, ветер, носил и швырнул под ноги прохожим. Целый день лежал бедный парашютист под горячим солнцем на тротуаре. Парашютик давно смялся и отвалился. Осталось только маленькое, едва заметное семечко. Наступали на него ногами, чуть не втянула его носом собака, чуть не склевал его воробей. Страху- то натерпелся!

Наутро вышел из подъезда усатый дворник с большой метлой. Засучил он рукава и давай двор мести.

Заходила метла из стороны в сторону: чисто метет, ни соринки, ни пылинки не оставляет. Раз! – и семечко одуванчика провалилось в трещину в асфальте. Лежит, не дышит. «Где это я ?- думает, – как здесь жестко, неуютно. Но, что же делать – хорошо, что хоть не топчут тебя ногами. Можно и подремать, а там видно будет.»

Так и пролежало оно всю зиму в своем убежище. Завалило его снегом, а под снегом так сладко спится! Спроси у любой травинки – она подтвердит.

Но согрелась земля и зазвенели ручьи.

- Кажется, я еще живу! – обрадовалось семечко. Потянуться после сна – первое дело. Но, что это хрустнуло? Ничего страшного – все в порядке: это семечко одуванчика проклюнулось.

Рано утром вышел с метлой усатый дворник, и, как всегда, стал подметать двор.

– Это еще что за безобразие? – сердито заворчал он. – Взял и вырос у всех под ногами. – Теперь начальник ЖЭКа заругается, скажет « Двор одуванчиками зарастает! Дворник ничего не делает!

Гнать его надо." И выгонит… Только дворник хотел сшибить золотую головку, смять зеленые листики одуванчика, как выбежала из подъезда его внучка Зоечка.

- Цветочек! Какой хорошенький! Не трогай его, деда. Пусть растет!

Взяла она палочку и воткнула рядом с одуванчиком.

Крякнул усатый дворник, но спорить с любимой внучкой Зоечкой не стал. Пошел он домой, сел у окна и стал чай пить, да в окно поглядывать.

- Все одно – рассуждал он, вздыхая и прихлебывая чай из блюдечка – затопчут. Народу вон сколько через двор ходит, и до вечера не доживет глупый цветок. И поделом – не высовывайся!

Вот идет через двор старушка с клюкой. Устала, видно. Еле-еле переступает. А тут перед ней на дороге одуванчик. Стоит, желтой головкой качает, будто кланяется.

А одуванчик и правда, кланялся. Дворник не понял, а старушка сразу догадалась.

-Здравствуй, здравствуй ! – улыбнулась старушка – добрая она была, – ишь, где тебе угораздило вырасти! Как бы тебя не затоптали.

Вынула она из кармана веревочку и привязала одуванчик к палочке, к той самой, что внучка Зоечка в землю воткнула.

Только бабушка за углом скрылась, а во двор уже грузовик въезжает.

Шофер веселый баранку крутит, кепку на нос сдвинул.

Видит – одуванчик на дороге растет.

– Первый одуванчик! Желтый, пушистый! Улыбнулся шофер, взял, да и объехал цветок.

Тут во двор прибежали ребята – Зоечкины друзья и подружки. Полили одуванчик из лужи, а потом натаскали со всей улицы камешков и уложили их вокруг цветка. Получилась посреди двора клумба.

Маленькая, игрушечная, но усатый дворник уже не сердился. Ведь одуванчик теперь рос на клумбе, как и полагалось цветам по инструкции для дворников.

А люди увидели из окон маленькую клумбочку, вынесли лопату, грабли, лейку и сделали из маленькой клумбы большую.

– Какой я счастливый! – шелестел листиками одуванчик, раскрывая все новые и новые бутоны.

А усатый дворник теперь каждое утро поливал его из шланга. И одуванчики цвели. Становились белыми пушистыми шариками, парашютики перелетали через крыши, заборы и разносились по всему городу. Весной на всех улицах и во всех дворах желтыми огоньками вспыхнули одуванчики.

Дети бегали в венках из одуванчиков, плели из них длинные гирлянды и развешивали на заборах. И серый скучный город стал золотым и веселым.

А одуванчик качал головкой и говорил своим желтеньким внучаткам:

- Уж мне-то в жизни точно повезло! Я самый счастливый! Я самый счастливый одуванчик на свете!

Познавательная сказка об одуванчике для детей

Ветерок сказал одуванчику:

- Что это ты тут один на всю поляну раззеленелся?

На что маленький одуванчик спокойно ответил:

- Я не один и никогда один не бываю, нас всегда много, потому что мы – семья.

Ветерок задумался, облетел полянку, пошелестел сухой прошлогодней травой.

Зябко стало молоденьким листочкам и растение попросило:

- Ветерок, ты еще такой холодный, не надо так дуть – я замерзаю.

- Ну и что, - ответил ветер, - ты – бесполезная трава, тебя вон и с огородов как сорняк убирают!

Одуванчик обиделся:

- Почему я бесполезный? Ты просто не знаешь ничего! Понимающий человек мои нежные листочки в салатик ранней весной добавляет и в борщик зеленый со щавелем и молодой крапивой. После зимы люди сильно ослабевают: солнышка мало – витаминов мало, часто болеют, а я помогаю им восстановить силы и здоровье.

- Ну, размечтался! – презрительно хмыкнул ветер, надул щеки и улетел к деревьям шуметь в их еще пустой кроне.

Шло время. Солнышко светило все ярче, становилось теплее. Одуванчик подрос, окреп. Подросли и зазеленели его сородичи. Полянка стала совсем зеленой, веселой. Ветер тоже заметно потеплел и подобрел. Теперь он все время весело резвился в зеленой листве деревьев. Однажды, посмотрев вниз, ветер увидел ярко желтую поляну – одуванчики расцвели. Цветочки слились в один большой, мягкий и душистый ковер. Удивился ветер: «А ведь одуванчик был прав, их очень много и как красиво!»

Среди множества цветов он отыскал своего знакомого и сказал:

- Красиво конечно и пахнет приятно, но все-таки бесполезна твоя красота.

- Хоть ты и повзрослел заметно, - ответил одуванчик, - так ничего и не понял. Понаблюдай за поляной!

Ветер послушался и остался.

Как только сошла утренняя роса, на поляне появились первые насекомые: пчелки, бабочки, шмели.

Они сновали от цветка к цветку, перенося на своих пушистых лапках пыльцу. «Ну и что, - подумал ветер», - кушать надо всем. Через время на полянке появилась бабушка с палочкой и стала бережно срывать цветочки и складывать их в пакетик.

Ветер спросил у одуванчика, зачем она это делает, на что цветочек ответил:

- Люди собирают наши цветки и настаивают их на спирту, а полученной настойкой растирают спину, ноги, все больные места, это очень помогает. Я же говорил тебе, что мы, одуванчики, лекарственные растения. Понял?

- Кажется да, - сказал ветер.

Очень скоро на поляну прибежали дети. Они стали собирать цветочки одуванчиков в свои корзинки.

- А этим зачем ваши цветочки, им растирка не нужна, вон как резвятся.

Рассмеялся одуванчик:

- Да ты совсем ничего не знаешь, они нас для лакомства собирают. Мама им варенья сварит и будет оно сладкое и душистое как мед, будет напоминать о весне и о нас таких полезных.

Потом девочка сплела венок из одуванчиков, одела его на головку и дети веселые и довольные пошли домой, а ветерок нашел укромное местечко в ветвях деревьев и задремал.

Наступили первые, по-настоящему жаркие летние деньки. Даже ветру стало жарко. «Что-то я совсем разомлел, - подумал ветер, - а ведь надо за дела приниматься, там кустик обдуть, а вон дереву совсем жарко!» Да, заметно повзрослел ветер, о других думает. Долетев до знакомой полянки, вспомнил ветер о раннем весеннем цветочке: «Как он там, интересно?» Посмотрел вниз, а там все белое, пушистое, посмотрел вверх – солнце светит, жарко, птицы щебечут, мошки вьются. Что такое? В чем дело? Опустился ниже. Хоть он и осторожно спускался, но ветер есть ветер. От его дыхания поднялись в воздух облака белых зонтиков.

- Что, удивился? - услышал ветер знакомый голосок, - это мы, одуванчики, рассеиваем так на зонтиках наши семена, чтобы как можно больше пользы и красоты всем принести. А помогаешь нам ты, ветер!

Ветер осмотрел цветок. От былой красоты остались только щеки.

- Ничего, - заметил одуванчик, - я ведь тебе говорил, что нас много. Вот уже вокруг меня мои детки зацветают, да и я еще за лето до самой осени не раз зацвету всем на радость и на пользу. Понял теперь какие мы полезные?

- Да уж, как не понять, только ведь и я к этому отношение имею.

И с этими словами, ветер, деловито подхватив зонтики, полетел прочь – ведь тут недалеко он видел еще не заселенную одуванчиками очень солнечную полянку.А ведь одуванчик был прав, их очень много и как красиво!

                                                     Приложение № 6

Рецепты витаминных салатов из одуванчиков

1.100 г листьев одуванчика, 20 г зеленого лука. 50 г квашеной капусты и 50 г сметаны. Листья одуванчика, зеленый лук измельчить, добавить капусту, перемешать и заправить сметаной.

2. Одуванчик, крапива, лук зеленый, чеснок по вкусу, все измельчить, добавить рассол квашеной капусты, подсолнечное масло, редиску и орехи.

Эти рецепты — основа. Можно добавлять морскую капусту и любую зелень, яблоки, вареные яйца и все, что под рукой, лишь бы было вкусно. А полезны такие салаты и детям, и пожилым людям. Из высушенных и поджаренных корней одуванчика получается вкусный и лекарственный кофе. Такой напиток не содержит кофеина, не обладает тонизирующими свойствами, к тому же имеет лечебный эффект. Варенье из соцветий одуванчика (100 соцветий на 1 л сиропа) — ценная заготовка на зиму.

Однако следует отметить, что сахар в процессе варки с кислотой карамелизируется и впоследствии не образует кристаллов органических кислот. Во фруктах их достаточно, а вот в соцветиях одуванчика их нет, поэтому в сироп нужно добавлять лимонную кислоту.

Попробуйте использовать одуванчик как лекарственное растение, и он из врага — многолетнего злостного сорняка — превратится в друга и помощника.

                                    F:\ОДУВАНЧИК\IMG_3768.JPG

F:\ОДУВАНЧИК\IMG_3760.JPG

F:\ОДУВАНЧИК\фото одуванч\IMG_3811.JPG

F:\ОДУВАНЧИК\IMG_3768.JPG  F:\ОДУВАНЧИК\фото одуванч\IMG_3777.JPG  F:\ОДУВАНЧИК\фото одуванч\IMG_3778.JPG

F:\ОДУВАНЧИК\фото одуванч\IMG_3833.JPG                   F:\ОДУВАНЧИК\IMG_3868.JPG

                      F:\ОДУВАНЧИК\фото одуванч\IMG_3818.JPG

F:\ОДУВАНЧИК\IMG_3871.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по изобразительной деятельности (рисование) в 1 младшей группе Тема : Солнышко и трава.

НОД по изобразительной деятельности (рисование) в 1 младшей группе Тема: Солнышко и трава.Программное содержание: Учить детей создавать элементарный пейзаж, пользоваться карандашами ра...

"Солнышко, цветы растут, жучки в траве"

Образовательная ситуация...

НОД «Солнышко, цветы растут, жучки в траве» в группе раннего возраста

Развивать у детей замысел, подводить к  передаче композиции, изображать знакомые формы....

На дворе – трава, на траве – дрова! (консультация для родителей)

Консультация для родителей о речевых дефектах, о необходимости оказания помощи ребенку и каким образом....

Рисование"Солнышко цветы растут,жучки в траве"

Цель:Развитие интереса,внимания,любознательности.Программное содержание:Развивать у детей замысел,подводитьк передаче компазиции;упражнять в проведении линий сверху вниз,в техники рисование кистью,ват...