Игрушки в жизни ребенка
учебно-методический материал по окружающему миру

Жерихова Ольга Викторовна

Игрушки в жизни ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrushka.docx51.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Королёв Московской области «Средняя общеобразовательная школа №1»

«Игрушка как средство психического развития ребенка»

Выполнила:

Воспитатель

Жерихова Ольга Викторовна

Королев, 2025


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…...3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………….….5

1.1 Психическое развитие детей……………………………………………..…..5

1.2 История возникновения игрушки……………………………………………9

1.3 Виды игрушек и требования к ним…………………………………..……..11

1.4 Игрушка – средство психического развития детей……………………..…18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..24


ВВЕДЕНИЕ

Первые годы жизни ребенка - наиболее сензитивный и ответственный период для психического развития ребенка. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.

Психическое развитие ребенка — сложный, многогранный процесс, который происходит в течение всего периода взросления. Психическое развитие - это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Решающую роль в психическом развитии ребенка играют его деятельность и его общение с другими людьми. Через игру ребенок познает окружающий мир, свойства предметов и т.д. Главным средством в игре ребенка-дошкольника является игрушка. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она -важнейшее средство психического развития дошкольника. В результате происходит непосредственное развитие во всех психических процессах: в воображении, мышлении, внимании, восприятии и памяти, так как все полученные ребенком образы он впоследствии пытается воссоздать в реальной жизни, действуя или с игрушкой, предметом, или играя с товарищем в различные игры.

С помощью игр и игрушек происходит развитие познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания), психологической структуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов и развития их соотношения, освоение способов и средств деятельности) личности (направленности, ценностных ориентаций, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой) ребёнка.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что игрушки незаменимое средство психического развития ребенка. От выбора игрушек зависит развитие психики ребенка, особенности личности и поведения ребенка.

Изучением психического развития занимались известные ученые. Среди них, такие, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие. Изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи. Среди них Е.А. Аркин, А.С. Макаренко, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, и другие.

Цель исследования: определить роль игрушки в психическом развитии детей.

Объект исследования: процессы психического развития детей.

Предмет исследования: игрушка как средство психического развития детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Описать сущность психического развития детей.

2. Изучить краткую историю возникновения игрушки.

3. Раскрыть сущность понятия игрушка, виды игрушек.

4. Изучить влияние игрушки на психическое развитие детей.

Методы исследования: анализ научно-теоретической и психолого-педагогической литературы.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Перечень ключевых слов: психическое развитие, игрушка, игровая деятельность, история игрушки, классификация игрушки.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1 Психическое развитие детей

Детство - это уникальный период в жизни человека, в течение которого происходит интенсивное формирование и развитие психических процессов и свойств личности [30]. Развитие в широком смысле понимается как совокупность определенных изменений в материи и сознании, универсальное их свойство.

Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев рассматривали развитие как сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходит прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельные изменения в самом человеке [9].  Развитие не прекращается до момента прекращения самой жизни, а меняется только по направлению, интенсивности, характеру и качеству. Психическое развитие можно понимать, как закономерное изменение психических функций, совокупность их количественных, качественных и структурных преобразований. Психические явления находятся в постоянном изменении, движении и развитии.

Динамику психического развития можно представить следующим образом:

 1. К началу каждого возрастного этапа складывается определенная социальная ситуация развития — это специфическая для каждого возрастного периода система отношений ребенка в социальной действительности, отраженная в его переживаниях, неповторимое взаимоотношение ребенка с окружающей действительностью.

 2. Социальная ситуация развития закономерно определяет образ жизни ребенка, его виды деятельности, среди которой особое значение имеет ведущая деятельность — это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований [10].

 3. Психологические новообразования влекут за собой новую структуру сознания ребенка, изменение отношений, социальной ситуации развития. Наступает связанный с этим критический период - возрастной кризис - это период, возникающий при переходе от одной возрастной ступени к другой, характеризующийся резкими психическими изменениями, системными качественными изменениями в сфере социальных отношений, деятельности и сознания [15].

4. Движущей силой психического развития является постоянные противоречия, возникающие в ходе психического развития и ведущие к появлению новых потребностей и интересов и овладению новыми видами деятельности.

Психическое развитие ребенка осуществляется одновременно по линиям:

- познавательной сферы – становление интеллекта, развитие механизмов познания;

-  психологической структуры и содержания деятельности – становление целей, мотивов и развития их соотношения, освоение способов и средств деятельности;

-  личности – направленности, ценностных ориентаций, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой и т. д. [13].

Стороны психического развития ребенка могут быть представлены следующем образом:

1. Развитие знаний, способов деятельности.

2. Развитие психологических механизмов применения усвоенных способов.

3. Развитие личности, куда включена и деятельность петровский.

Развитие интеллекта ребенка, его познавательной сферы трактуется в отечественной психологии в общем контексте теории развития высших психических функций л. С Выготского.  В ходе интеллектуального развития ребенка происходит изменение и самих психических познавательных процессов. Они качественно изменяются: от непроизвольных форм запоминания к произвольным, от наглядно-действенной, наглядно-образной формы мышления к отвлеченной и абстрактно-логической его форме и к теоретическому мышлению. Познание ребенком окружающего мира происходит при помощи познавательных действий, которые приводят к возникновению психических явлений, и эти действия относятся к разным познавательным процессам: восприятию, мышлению, воображению, памяти [21].   

Ананьев вывел в своих работах следующие положения. Изменения познавательной сферы ребенка, развивающейся под влиянием взрослых, предметно-коммуникативной деятельности самого ребенка и обучения, с возрастом выявляется в виде постепенного усложнения его умственной деятельности и формирования целостной структуры интеллекта в таких его компонентах, как сенсорно-перцептивный (ощущение, восприятие), мнемический (память, мышление), атенционный (внимание) [3].

Социальные условия способствуют развитию в индивиде как общественных свойств и способностей, так и индивидуальных качеств. Вначале у ребенка формируется самосознание, выделяет себя как носителя определенного имени, формируется психологический образ "я", формируется чувство половой принадлежности. Затем формируется мировоззрение и идеология, активная воля, где можно выявить способности ребенка, определить и развивать уровень его эмоционально-волевой сферы, формировать различные качества личности [7].

Личность понимается в психологии как система отношений человека к окружающему его миру, другим людям и к самому себе. Развитие личности включает в себя, с одной стороны, процесс усвоения индивидом социального опыта, а с другой - активное воспроизведение этого опыта, включение его в социальную среду. В дошкольном возрасте формируется самосознание - осознание себя и отношение к себе как к физическому, духовному и общественному существу; происходит развитие мотивов поведения, связанных с интересом детей к миру взрослых, проявление стремления ребенка подражать взрослым - это основа многих поступков ребенка, в частности волевых. Также развиваются притязательные, соревновательные, игровые и другие виды мотивов. При активном познании окружающего мира, при общении с окружающими его людьми все окрашено яркими переживаниями - происходит эмоциональное и волевое развитие ребенка.

Усвоение общественно-исторического опыта, правил поведения предполагает, во-первых, что ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать значение нравственных норм, во-вторых, что у него вырабатываются привычки нравственного поведения, что является также важным качеством личности человека.

        А.Н. Леонтьев создал теорию деятельности; появилось направление деятельностного подхода в развитии психики ребенка. Именно в психологии появляется единство деятельности и сознание - это то, что деятельность является условием психического развития, а в теории Д.Б. Эльконина - основным формированием ведущей деятельности как главным показателем психического развития [16].

        В период от рождения малыша до поступления в школу сменяются три вида ведущей деятельности. Сначала - это эмоциональное общение, потом - предметная деятельность, наконец, сюжетно-ролевая игра.

В раннем возрасте совершенствуются технические формы действий с предметами: ребенок учится застегивать пуговицы, завязывать шнурки на ботинках и т.д. Однако это усваивается успешнее, если включается в игровую деятельность, например, застегнуть пуговицы или завязать шнурки кукле, построить домик матрешке и т.д. Ребенок не может сразу включиться в труд в силу его значительной сложности, поэтому он "врастает" в мир взрослых через игровую деятельность, которая отражает жизнь общества [18].

Игровая деятельность направлена на воспроизводство детьми действий взрослых, их отношений; на отражение окружающей действительности. Мотивом в игровой деятельности является желание быть взрослым, получать удовольствие от игры, всплеск эмоций. Игровыми действиями называются воображаемые действия с предметами - заместителями и понарошку. Целью игровой деятельности является сам процесс игры.

        Игрушки - единственно доступное культурное средство, которое уже в ранних возрастах становится средством организации самостоятельной деятельности и задает зону ближайшего развития, то есть обеспечивает переход от совместной со взрослым деятельности к индивидуальной. Самостоятельной деятельностью ребенка с игрушкой принято называть игрой. Поэтому для развития игры большое значение имеют особенности игрушек, которые даются детям и на которых взрослый показывает им игровые действия [26].

Таким образом, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая, которая рассматривается как особая форма передачи и освоения культурного опыта, отражающая специфику жизни детей в обществе. Игрушка - особое психологическое средство, в котором опредмечены задачи психологического и личностного развития в каждый возрастной период. Игрушка как предмет культуры имеет важное значение как для развития психических функций и познавательных процессов, так и для становления личности ребенка.

1.2 История возникновения игрушки

Игра и игрушка - важнейшие составляющие любой культуры. Педагогическое значение игрушки подтверждается изучением ее истории. Игрушка имеет свою историю возникновения. Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка. Возникновение игрушки в человеческом обществе ученые связывают с развитием трудовой деятельности первобытного человека. С тех древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметов быта, с помощью которых дети осваивали многие жизненно важные действия, способы деятельности.

Изготавливали игрушки из любых подручных материалов. Сначала кости, дерева, глины и растений, позже из тряпочек, стекла, кожи и железа и уже значительно позже в ход пошла резина, пластик и другие химические материалы.

Первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. Литературные источники донесли до наших дней сведения об игрушках древнего мира. В Древнем Египте игрушки делали из дерева, ткани. Сохранились фигурки домашних животных, куклы, мячи. Древние мастера пытались «оживить» игрушку, передать в ней характерные движения, присущие реальному предмету [28].

В античные времена в Греции, Риме игрушки считали важным средством воспитания. Сохранились художественные игрушки из слоновой кости, янтаря, терракоты (куклы, фигурки животных).

Образцы древнерусских игрушек (глиняные свистульки, уточки, птички, куколки) найдены в ходе археологических исследований в раскопках Радонежа, Москвы, Коломны.

В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Куклы в Греции и Древнем Риме изготавливались из воска, глины, а затем ярко раскрашивались. Уже тогда зародилась специальная отрасль производства - изготовление кукол. Самыми дорогими были праздничные и сувенирные куклы - из слоновой кости. Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами и призваны скрасить одиночество умершего [12].

Издавна традиционной игрушкой и в русских семьях была кукла. Причем играли в тряпичные куклы все - не только девочки, но и мальчики до 7-8 лет, а потом их игры начинали строго разделять. Для малышей куклы изготавливали мамы и бабушки, затем дети их делали сами. В русской религии куклу часто наделяли магической силой плодородия, она выступала одним из главных атрибутов в свадебной церемонии - ее вручали невесте как счастливый символ продолжения рода. До начала ХХ века игрушки использовали также для призывания к ребенку ангелов-хранителей и добрых духов [2]. 

В летописях XII в. содержится первое упоминание об игрушечном промысле в Новгороде, а промышленное производство началось в немецком городе Нюрнберге в XIX в., где стали применять штамповку при изготовлении игрушек. Конец XIX- начало XX в. - время развития технических игрушек. Со временем кукла видоизменилась, усовершенствовалась и превратилась в ослепительную фарфоровую или пластмассовую красавицу, которая радует на сегодняшний день глаза наших детишек [8].

Развитие электронной промышленности открыло новые горизонты в создании сложной детской игрушки. Появились электронные игрушки, которые быстро завоевали мировой рынок.

        Игрушка - важнейшая составляющая любой культуры, отражающая национальные традиции и географические особенности. Детские игрушки - это жизнь в миниатюре, можно сказать фундамент, на котором формируется мироощущение ребенка, поэтому именно от них во многом зависит формирование личности.

1.3 Виды игрушек и требования к ним

Игрушки - специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия. Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности [17, c. 14]. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль. Вот девочка взяла куклу - малыша на руки, начала ее качать, говорить ласковые. Таким образом, игрушка, как справедливо отмечала Е.А. Флерина, «учит ребенка жить и действовать» [28, с. 23].

Игрушки так же разнообразны, как и детские игры, поэтому существуют различные классификации игрушек: по тематике и видам игр (Е.А. Аркин, Е.А. Флерина), по оборудованию игрового процесса и степени их готовности (А.С. Макаренко). Классифицируются игрушки и по возрастам детей, педагогическим принципам, историческим периодам, формам и конструкциям и т.д. [1].

Одна из первых отечественных классификаций принадлежит Е.А. Аркину. В ней он выделил несколько групп игрушек, которые он назвал «изначальными» [4]:

1. Звуковые игрушки – трещотки, бубенцы, погремушки и т. д.

2. Двигательные игрушки – лук, стрелы, бумеранги т. д.

3. Образные игрушки – изображения животных и куклы.

4. Веревочка из которой делают различные фигуры.аркин

Классификация игрушек по А. С. Макаренко:

- игрушка готовая, механическая или простая. Это разные автомобили, пароходы, лошадки, куклы, мышки и ваньки-встаньки и пр.;

- игрушка   полуготовая, требующая   от   ребенка   некоторой   доделки: разные   картинки   с вопросами, картинки разрезные, кубики, ящики-конструкторы, разнообразные модели;

- игрушка-материал: глина, песок, куски   картона, слюды, дерева, бумаги, растения, проволока, гвозди [17].

Е.Б. Моложавая делит образные игрушки, учитывая содержание образа:

- образы людей,

- образы животных и птиц (домашние, дикие, северные и т.д.),

- образы транспорта (автомобили, трамваи, поезда и пароходы, и др.),

- образы природы (цветы, деревья, фрукты, водоемы, и др.),

- образы быта (посуда, мебель и т.д.);

- сюжетные игрушки, направляющие детскую игру на отдельные стороны окружающей жизни (природные явления, быт, спорт, техника и т.д.) [19].

С.Л. Новоселова, Г.Г. Локуциевская, Е.В. Зворыгина, Н.А. Реуцкая образные игрушки группируют по основаниям:

- по содержанию образа (куклы, фигурки людей, животных, предметы игрового обихода, театральные, технические, празднично-карнавальные);

- по степени готовности (готовые, сборно-разборные, состоящие из частей и деталей, заготовки, полуфабрикаты для игрушек-самоделок);

- по виду применяемого сырья (деревянные, пластмассовые, металлические, из ткани, резины и др.);

- по величине (мелкие - от 3 до 10 см, средние - 10-50 см, крупногабаритные - соразмерные росту детей в разные возрастные периоды);

- по функциональным свойствам (простые, без подвижных деталей, гидравлические, пневматические и др.)

- по художественно-образному решению (реалистические - передают типичные черты вида, характера объекта, условные - выделяют определенные детали (конь-качалка, конь на палочке), конструктивные - строительный материал, где есть части дома, автомобиля и др.) [20].

Чаще в современной литературе классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр:

1. Сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки и т.д.). Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры, в этом их основное назначение, отсюда и их название - сюжетные. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт. Среди них особое место занимает кукла - источник разнообразных переживаний малыша.

2. Технические игрушки вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К ним относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины и многие другие. Также технические игрушки делятся: технико-сюжетные, демонстрирующие производственные процессы или законы физики, химии и других наук; конструкторы, строительные наборы, полуфабрикаты для конструирования и технического изобретательства.

3. Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. Они представляют комплекты деталей разных форм для сооружений и построек. Большими развивающими возможностями обладают конструкторы нового поколения "LEGO". 

4. Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамидки, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др. К ним относятся и мозаики, настольные и печатные игры.

5. Игрушки для подвижных и спортивных игр предназначены для физического воспитания. Они очень разнообразны. Одни направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (волчки, мячи, серсо, обручи, бильбоке). Другие способствуют развитию бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки и др.).

6. Театрализованные игрушки - это куклы (театральные персонажи, куклы бибабо, куклы - марионетки), наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам. К ним относятся костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др.

7. Звучащие и музыкальные игрушки. Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх. Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. Это игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звучанию музыкальные инструменты: детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, дудки, волынки, музыкальные шкатулки. Также сюжетные игрушки с музыкальным устройством - пианино, рояль, наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей. 

8. Игрушки-самоделки изготовляются самими детьми, родителями, воспитателями. Потребность в таких игрушках возникает в самих видах игр: для театров дети мастерят фигурки "артистов", элементы декораций; для сюжетно-ролевой игры - "продукты", "тетрадки". В основе лежит художественных труд, в ходе которого ребенок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели.

Специалисты, занимающиеся изучением детских игр и игрушек, добавили новый вид игрушек – цифровые игрушки. Цифровые (интерактивные) игрушки - это такие игрушки, которые могут каким-либо образом реагировать на действия ребенка и обучать его самостоятельно. Они разговаривают с малышом, задают ему вопросы, рассказывают о новых понятиях [6].

Различают несколько типов интерактивных игрушек:

- телефоны, пианино, плакаты, планшеты и другие пластиковые музыкально-обучающие игры;

- игрушки в виде животных, которые двигаются, издают различные звуки;

- пупсы и куклы, которые повторяют мимику детей и звуки.

 Н.К. Крупская сформулировала требования к игрушке: игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства. В подборе игрушек следует исходить из особенностей возраста, поэтому единой педагогически ценной игрушки для детей дошкольного возраста нет и быть не может [20].

Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки, поскольку от этого во многом зависят характер игры, действия, которые ребенок выполняет, его чувства, переживания. Е. А. Флерина это требование сформулировала так: «Игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами современной действительности» [28 с. 49]. Основное требование к игрушке - максимально способствовать разворачиванию тех типов деятельности, в которых наиболее эффективно происходит формирование и развитие новообразований каждого возрастного периода, т.е. решение возрастных задач развития.

Содействовать развитию дошкольника может игрушка, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребенка к положительным действиям. Игрушки, отображающие орудия насилия, жестокости, оружие, стимулирующие агрессивное, разрушительное поведение, травмируют психику дошкольника. Такого рода игрушки недопустимы в дошкольном учреждении.

Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре. Это важное требование, учитывающее такие психофизиологические особенности дошкольника, как потребность в активных действиях, деятельности [11].

В образных игрушках важно наличие яркого определенного образа - человека или животного. Также привлекательность игрушки определяется степенью знакомства с ней. Оптимальное сочетание новизны и узнаваемости - важное качество игрушки, делающее ее привлекательной и стимулирующее детскую активность.  Привлекательность определяется ее рейтингом в детской субкультуре. Как бы ни противоречили вкусы детей эстетическим и этическим представлениям взрослых, при оценке привлекательности игрушки необходимо учитывать ее современность и популярность в детской субкультуре. 

 Игрушка должна открывать возможность для творческой, осмысленной активности самого ребенка. Реализация инициативы ребенка обеспечивается также операционными возможностями игрушки.

Предъявляются определенные требования к оформлению игрушки. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус. Художественная выразительность обеспечивается гармоничным сочетанием конструкции, формы, цвета. Оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровья ребенка и отвечать ряду гигиенических требований.

Игрушки очень важны в развитии ребенка. Всегда ли взрослые при выборе игрушки ориентируются на рекомендации педагогов и психологов? Некоторые взрослые полагают, что это чисто теоретические построение, не имеющие отношения к реальной жизни. Другие взрослые хотят, чтобы у ребенка было как можно больше игрушек. [24] Здесь существуют риски, связанные с новейшими разработками в мире игрушек – интернет-игрушками.  Традиционные куклы и плюшевые игрушки выполняли функцию хранителей детских секретов. Интернет-игрушки несут риск роботизации детства.  Они могут создать проблемы в когнитивном, социально-эмоциональном поведении детей.  Интернет-игрушки меняют детскую игру, меняют жизнь детей в цифровом обществе. Главной проблемой интерактивных игрушек называют то, что они играют сами по себе, лишая детей фантазии и инициативы. Это направление молодо и пока что мало изучено [6].

Таким образом, игрушка для ребенка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также возрастным особенностям детей.

1.4 Игрушка – средство психического развития детей

Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали, как педагоги, так и психологи. А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу» [17 с. 54].

Главным средством в игре ребенка является игрушка. С помощью игрушки происходит непосредственное развитие во всех психических процессах: в воображении, мышлении, внимании, восприятии и памяти. Игрушка – это доступное и универсальное средство полноценного психического развития ребенка.

Игрушка – неизменный спутник ребёнка с самого рождения. Еще в младенчестве ребенок получает погремушки, которые определяют содержание его поведенческой активности, его манипулирования. В раннем возрасте ребенок получает дидактические игрушки. Развлекаясь, ребенок учится соотносить и различать формы, размеры, цвета. В этом же возрасте он получает множество игрушек - заместителей реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда, игрушечная мебель, машин и других). Через подобные игрушки ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями [22].

В.С. Мухина определяла, что, «игрушка – предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка» [20 с. 143]. Игрушка в младенческом возрасте служит для общения и манипулирования, в раннем возрасте игрушка включена в предметную деятельность, в дошкольном возрасте – в сюжетно-ролевую игру. В младенчестве игрушка развивает ориентировочное поведение, развивает восприятие ребенка, дарит положительные эмоции, развивает координацию, совершенствует движения ребенка. Игрушка служит для усвоения сенсорных эталонов, выработанных человечеством. Игрушка развивает мелкую моторику ребёнка. Игрушки ведут за собой развитие, действуют в зоне ближайшего развития [14].

Влияние игрушек на психическое развитие детей дошкольного возраста принято рассматривать в соответствии с ведущими видами деятельности. В процессе развития общения и речи игрушка имеет большое значение. В игровой деятельности, происходящей между ребенком и взрослым, ребенком и ребенком, посредством использования игрушек осуществляется усвоение форм общения, ребенок узнает, что в разных ситуациях общение происходит по-разному. Театрализованные игрушки подходят для того, чтобы ребенок мог участвовать в спектакле, обыгрывать действия конкретного персонажа по разученной роли или импровизировать по ходу представления.  Играя с ними у малыша формируется правильная речь, мимика и пантомимика, а также театрально-речевые способности [25].

Игрушка выступает инструментом в познании окружающего мира и предметов. Манипуляции игрушкой способствуют развитию мышления, воображения, внимания. Как отмечает А.С. Макаренко - «Готовая игрушка хороша тем, что она знакомит ребенка со сложными идеями и вещами, она подводит ребенка к вопросами техники   и   сложного   человеческого   хозяйства.   Поэтому   такая   игрушка   вызывает   более широкую   деятельность   воображения.   Паровоз   в   руках   мальчика   настраивает   его   на воображение на определенный транспортный лад, лошадь вызывает представление о жизни животного, заботу о кормлении и использовании» [17 с. 67]. Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию ребенка, формируют исследовательскую деятельность. Игрушки способствуют развитию познавательных и практических способностей детей. Познавательные способности – это сенсорные, интеллектуальные и творческие способности. Практические способности - пространственное видение и воображение, умение представлять предмет и т.д. Основная роль в развитии данных способностей лежит на конструктивных и строительных игрушках. Более сложные технические игрушки, такие как самолеты, танки, луноходы и машины открывают перед ребенком мир техники. Такие игрушки способствуют пробуждению интереса к тому, как движется игрушка, что у нее находится внутри, почему крутится колесо и т.д. Это отличная стимуляция технического мышления и приобретение представлений о деятельности взрослых. Игрушки конструкторы и другие подобные игрушки, ставящие перед ребенком задачу, развивают мышление, логику, способствуют понятию об отношении частей и целого. Игрушка-материалы (глина, песок, проволока, бумага, картон и др.) развивают фантазию и воображение [31].

Влияние игрушки велико и на развитие эмоционально-нравственной сферы. Игрушка – это одно из тех средств, которые вызывают у ребенка положительные эмоции, она способна его удовлетворить в познаниях, потребностях, успокоить и т.д. Это объект эмоционального общения. Ребенок учится покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать, учится рефлексии, эмоциональному отождествлению [23].

Образные игрушки способствует присвоению ребенком поведения и интересов своего пола. Выбор ребенком игрушки во многом определяется его полом. Девочки подражают маме и чаще всего выбирают кукол и атрибуты для игр с ними. Мальчики стремятся походить на папу, выбирая машинки, инструменты и т.д. игрушка способствует присвоению ребенком поведения и интересов своего пола [28].

В дошкольном возрасте ребенок любит игры-соревнования.  Для этого используются спортивно-моторные игрушки: мячи, луки, стрелы, скакалки, кегли и другие. Ребенок осваивает эти игрушки для состязания со сверстниками. В итоге развиваются волевые (смелость, организованность, выдержка и инициативность) и личные качества (рефлексия, самооценка) [29].

        Таким образом, в игре с помощью игрушек развиваются высшие психические функции и личность ребёнка: восприятие, мышление, внимание, речь, память, воображение, произвольность, иерархия мотивов, сочувствие, рефлексия, самооценка. Игры и игрушки – это источник развития ребенка. Они создают зону ближайшего развития. Внутри игры с помощью игрушек формируются личностные, интеллектуальные и социальные сферы, складываются процессы и качества, необходимые для всей последующей жизни.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В детском возрасте происходит интенсивное формирование и развитие психических процессов и свойств личности. Психическое развитие ребенка -сложный, многогранный процесс, который происходит в течение всего периода взросления. Для нормального, качественного закрепления всех необходимых знаний, умений, эмоций, детям необходимы нормальные условия. Игра и игрушка является важнейшим средством психического развития ребенка. Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития ребенка.

Игрушки трансформировались вместе с человечеством. Первоначально дети использовали в игре бытовые предметы и орудия труда, так как основной задачей игры на ранних этапах развития человечества являлось постепенное овладение ребенком трудовой деятельностью. Затем на смену реальным предметам приходят их уменьшенные копии – игрушки. Ребенок уже не просто учится обращаться с орудием труда, а имитирует саму деятельность и возникающие при этом отношения. Цель игрушки – вхождение в мир взрослых. В результате игрушки постоянно меняются. Они развиваются вместе с человеческим обществом, приспосабливаясь к новым задачам.

Игрушка должна отвечать определенным требованиям: игрушка должна быть безопасна, соответствовать возрасту ребенка, мотивировать на игру и быть привлекательной для ребенка, не нести в себе угрозу или насилие, игрушка должна развивать ребенка, отвечать его потребностям в развитии, игрушка должна быть интересна и понятна ребенку.

Значение игрушки в воспитании детей велико. Игрушка - непременный спутник детства и важнейший инструмент игры. Существует классификация игрушек, где разделение происходит на основе их использования в разных видах игр. Так как сейчас в магазинах огромное разнообразие игрушек, многие ученые, психологи и педагоги задаются вопросами о влиянии игрушки на психическое развитие ребенка, правильно ли подбираются сейчас игрушки для детей.

Хорошая игрушка оказывает огромное влияние на развитие познавательных процессов. Манипулируя с предметами, ребенок познает свойства предмета, мыслит. В ролевой игре ребенок воображает ту или иную ситуацию, подражает взрослым, мультипликационным героям. При игре активизируются все познавательные процессы: воображение, внимание, память, мышление.

Игрушки оказывают также большое влияние на личностное развитие ребенка. Они является неким инструментом для развития многих способностей ребенка. Взрослые должны обращать внимание на предпочтения ребенком той или иной игры или игрушки, что поможет в дальнейшем развить у ребенка многие способности. Игрушки оказывают огромное влияние на эмоционально-нравственную сферу ребенка. Главное знать четко различие между так называемыми полезными и вредными игрушками. Полезная игрушка учит добру и красоте, пониманию, сопереживанию, сорадости. Главной игрушкой, влияющей на эмоционально-нравственную сферу является кукла. Она является другом, партнером. Играя с куклой ребенку легче проявить свои эмоции и чувства, он не боится открыться. Также игрушки влияют на полоролевое различие между мальчиками и девочками.

Таким образом, игрушка является средством психического развития детей. Она оказывает огромное влияние на психику ребенка. Игрушка - это не только предмет для забавы. Она несет в себе огромное психологическое и педагогическое значение. На это стоит обращать более пристальное внимание как педагогам, психологам, так и родителям, ведь большую часть жизни ребенок проводит именно в игре. Игрушка – одно из важных средств воспитания и обучения. Она должна развивать познавательные способности, воображение; помогать освоиться в мире взрослых; формировать у ребенка любовь к труду, любознательность, наблюдательность, воспитывать художественный вкус ребенка, побуждать его к творчеству.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдулаева Е.А. Роль динамических игрушек в развитии ребенка - Психологическая наука и образование - 2011. Том. 16, № 2 с. 46-55

2. Абдусалямова Ш.К. История игрушки – Наука, образование и культура – 2019, №6 с. 2-4

3. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии Т. 2 СПбГУ: С.-П., 2007

4.  Аркин Е.А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание № 3, 1995- 8-15 с.

5. Арушанова А.Г. Больше, чем просто игрушка – Гуманитарное пространство – 2016, № 4, с. 460-468

6. Богданова Д.А. Информационный мир: новые игрушки -  Школьные технологии – 2018, №1 с. 43

7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Мастера психологии 2009,  - 400 с.

8. Бойко С. Очерки по истории игрушки / Домашнее воспитание. - 2001. - № 1. - С. 52.

9.  Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – Перспектива, 2018 - 224 с.

10. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2005 - 321 с.

11. Герасимова С.Л. Роль игрушки в жизни ребенка – Наука и образование сегодня – 2020, №8 с. 1-2

12. Игрушки: история, роль игрушки в развитии ребенка // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т.1: А-М / гл. ред. В. В. Давыдов. - М.: БРЭ, 1993 - с. 338.

13. Зимняя И.А. Основные линии психического развития ребенка эксперимент и инновации в школе, 2010\2

14. Запорожец А.В. Избранные психологические труды 2 т. М.: Педагогика, 1986 - 612 с.

15. Леонтьев А.Н. Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.: Междунар. образоват. и психол. колледжа,1995. – 144 с.

16. Леонтьев А.Н. Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте// Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – М., Смысл, 2009 - 422 с.

17. Макаренко А.С. Книга для родителей М.: Питер, 2019 -  352 с.

18. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития – М., Академия, 2019  -  656 с.

19. Мухина В. С. Дети и куклы: таинство взаимодействия // Феноменология развития и бытия личности: Избранные психологические труды / В. С. Мухина; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. — (Серия «Психологи Отечества»). – с. 426—433.

20. Мухина, В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка / В.С. Мухина // Вопросы психологии : издается с 1955 года / Ред. А.М. МатюшкинН.П. Попова. – 1988. – №2 март-апрель 1988. – с.123-129.

21. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: - М.: Пед. общество России, 2004 - 442 с.

22. Решетникова О.П.  Играют все!: психологические концепции игрушки и проблемы экспертизы игрушек / О. Решетникова // Школьный психолог : методическая газета для учителей. - 2003. - № 37-38 – с. 14.

23. Смирнова Е.О, Кремлева А.Ю., Абдулаева Е.А. Игры и игрушки вашего ребенка, М.: Русское слово, 2018 - 112 с.

24. Счастная Г.Н. Современная игрушка: бедствие или культурная реальность – Современное дошкольное образование – 2016 № 5 с.23

25. Тихеева, Е. И.  Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. — Москва: Издательство Юрайт, 2020 - 161 с.

26. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.:  ИНФРА - 2020 - 384 с.

27. Ушинский К.Д. Педагогика. Избранные работы.  М.: Юрайт, 2019 - 258 с.

28. Флерина Е.А. Игра и игрушка: Пособие для воспитателя дет. сада : [Сборник статей] - М.: Просвещение - 1973. 

29. Хапова Т.Г. Значение игрушки в развитии личности детей дошкольного возраста – Проблемы современного педагогического образования – 2018 №6, с. 1-2

30.  Эльконин, Д.Б. Детская психология. — М.: Академия, 2011 - 384 с.

31. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Медиа, 2012 - 228 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игрушка в жизни ребенка

. Игрушек много, но какие выбрать?  Эта консультация поможет родителям сделать правильный выбор ....

Консультация для родителей "Игрушки в жизни ребенка"

Игрушка для ребенка – это первая «примерка» мира.  Игры так же важны для развития ребенка, как сбалансированное питание или здоровый сон. Более того, правильно организованная игра способствует ул...

«Игрушка в жизни ребенка.»

консультация для родителей...

"Значение игрушка в жизни ребенка".

"Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет".А.С.Макаренко....

ИГРУШКА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

«Игрушка в жизни ребёнка»Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в дан...

"Роль игрушки в жизни ребенка. Какие игрушки нужны детям" консультация для родителей

В консультации описываютя виды игрушек, даются советы по подбору игрушек, раскрывается значение игрушки в развитии ребенка....