Опыты и эксперименты
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 14 «Дюймовочка» г. Янаул муниципального района
Янаульский район Республики Башкортостан
452800, Республика Башкортостан, г. Янаул, ул. Юбилейная, 3,
тел. 8(34760)5-61-62, det_sad_14@mail.ru , https://yanaul-detsad14/edu-rb.ru
Принято: Утверждено:
На заседании Педагогического совета Заведующий МАДОУ ДС № 14
МАДОУ ДС № 14 «Дюймовочка» г. Янаул «Дюймовочка» г. Янаул
Протокол № ____от «___»_____202___г. __________Г.Б. Нургалиева
Протокол №____от «___»_____202___г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
естественно-научной направленности
«Занимательны опыты и эксперименты»
на 2024-2025 уч.год
(5-7 лет)
Срок реализации: 1 год
Составитель:
воспитатель
Байдуллина И.А.
г. Янаул, 2024 г.
Содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
Детское экспериментирование – это многомерное и сложное явление. Несмотря на многие позитивные стороны детское экспериментирование еще не получило широкого распространения в практике дошкольных образовательных учреждений. На сегодняшний день методика детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами:
- недостаточной теоретической проработанностью вопроса;
- нехваткой методической литературы.
Следствием этого является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений. Рассмотрев различные подходы к определению детского экспериментирования, я пришла к выводу, что в литературе нет четкого определения данного понятия, и я в своей работе разделяю точку зрения Н.Н. Поддъякова, который определяет детское экспериментирование как «…функциональный механизм творчества ребенка, который пронизывает все сферы детской деятельности». С учетом важности экспериментирования для развития познавательной активности и любознательности ребенка разработана программа естественнонаучной направленности «Занимательные опыты и эксперименты».
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Программа «Занимательные опыты и эксперименты» является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой естественнонаучной направленности и предназначена для обучения детей 5-7 летнего возраста в дошкольном учреждении.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Программа кружка «Занимательные опыты и эксперименты» составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
- Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;
- Приказ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
-Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
- СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
- Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О методических рекомендациях» вместе с (вместе с Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ);
- Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
- «Методические рекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
- Устав и локальные акты МАДОУ ДС №14 «Дюймовочка» г.Янаул
Направленность (профиль)
Содержание образовательной программы «Занимательные опыты и эксперименты» естественнонаучной направленности, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях;
по функциональному предназначению — учебно-познавательной;
по форме организации — групповой;
по времени реализации — 1 год.
Актуальность программы. В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Познавательный интерес имеет огромную побудительную силу. Он выступает, как потребность в освоении нового, овладении способами и средствами удовлетворения «жажды знаний». Именно поэтому проблема формирования познавательной деятельности особенно актуальна в настоящее время. И одним из эффективных приемов и методов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников является детское экспериментирование.
Экспериментальная деятельность предоставляет дошкольникам возможность самостоятельно найти ответы на вопросы «Почему?», «Как?» и «Зачем?». Ребенок стремится познать мир, все узнать, исследовать, изучить, открыть для себя неизведанное. Самым эффективным методом познания явлений окружающего мира является экспериментирование. Детское экспериментирование заключает в себе значительный развивающий потенциал для дошкольника, оно дает детям представления о разных сторона; изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами, и, что самое главное, оно происходит на глаза, у ребенка, при осуществлении им самим практических действий. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и развитие умственных процессов. В ходе опытно-экспериментальной деятельности происходит развитие памяти дошкольника, активизируются мыслительные процессы. Необходимость представления словесного отчета о результате опыта стимулирует развитие речи.
Новизна программы
Новизной программы является комплексное использование ранее известных и современных методов и технологий для развития у детей поисково-исследовательской активности и развитие умственных способностей детей путем вооружения их навыками экспериментальных действий и формированию методам самостоятельного добывания знаний, делая при этом умозаключения и доказывая свою точку зрения.
Дополнительность программы заключается в том, что детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы и умозаключения, при этом доказывая свою точку зрения.
Уровень реализуемой программы.
Содержание и материал программы дополнительного образования детей организован по принципу дифференциации в соответствии со следующим уровнем сложности «Стартовый уровень».
Отличительные особенности
Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия предполагают не только изучение теоретического материала, они также ориентированы на развитие практических умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся.
Детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы и умозаключения, при этом доказывая свою точку зрения.
Дистанционные образовательные технологии, реализуются в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся - 5-7 лет, которые проявляют интерес к практической и исследовательской работе. 5-7 лет, важный период для развития детской любознательности. Дети активно стремятся получить новую информацию познавательного характера.
Содержание программы разработано с учетом психолого-педагогических особенностей данного возраста. Изучение данной программы способствует формированию экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры. В творческое объединение принимаются все желающие без специального отбора. По программе могут заниматься любые дети, в том числе дети с ОВЗ, дети-инвалиды, дети с девиантным поведением. Для успешной реализации программы целесообразно объединение обучающихся в учебные группы численностью от 10 до 15 человек. Прием детей в объединение по желанию с учетом согласия родителей.
В случае дистанционного обучения дистанционно заниматься может каждый по желанию. Количество детей регламентируется педагогом.
Объём и срок освоения программы
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы -34 часа.
Срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 год.
Режим занятий. Наполняемость в группе – не более 15 человек. Занятия проводятся продолжительностью 30 минут.
Формы обучения и виды занятий
Форма обучения очная с применением дистанционных технологий.
При дистанционном обучении по программе используются следующие формы дистанционных технологий:
- видео- и аудио-занятия, лекции, мастер-классы;
- открытые электронные библиотеки, виртуальные краеведческий музеи; сайты по данному направлению;
- тесты, викторины по изученным теоретическим темам;
- адресные дистанционные консультации.
В организации дистанционного обучения по программе используются следующие платформы и сервисы: чаты в WatsUp., Телеграмм, ВКонтакте и т.д.
В мессенджерах с начала обучения создается группа, через которую ежедневно происходит обмен информацией, даются задания и присылаются ответы, фотоотчёты, проводятся индивидуальные консультации по телефону, индивидуальные занятия по видеосвязи в,WatsUp,Телеграмм.
Занятия по данной программе комплексные, где сочетается теория с практическими действиями. Могут быть занятия практические, где дети занимаются трудом или ведут исследования, ставят опыты. Занятия могут быть и теоретические, которые проходят в виде бесед, наблюдений и несут новую информацию. Контрольные занятия проходят в виде викторин и праздников. Практические занятия (позволяют обучающимся проявить и развить свои творческие способности и способности к научной деятельности).
Теоретические занятия (способствуют развитию внимания).
В связи с этим формы организации и методы работы в программе предусмотрены разнообразные: теоретические занятия, практические занятия, проектная и исследовательская деятельности, экскурсии в природу.
Практическая работа предусматривает проведение экскурсий, викторин, конкурсов рисунков, сочинений и стихов о природе, практических занятий с использованием гербарных материалов и коллекций. Заполнение дневников полевых наблюдений, сбор природного материала для создания гербарного материала и коллекций без ущерба для окружающей среды, создание памяток листовок и каталогов, посвященных разнообразию флоры и фауны родного края и призыву не загрязнять окружающую среду, проведение бесед, распространение листовок среди населения села. Кроме этого, практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания и опытническую работу.
Исследовательская работа предусматривает проведение экскурсий, изучение видового разнообразия флоры и фауны, влияние антропогенного фактора на окружающую среду, изучение новых способов по вторичному использованию бытовых отходов (например, изготовление из них поделок под девизом из отходов в доходы, сортировка для сдачи в пункты приёма и др.)
Проектная работа предусматривает оформление полученных результатов в виде проектов: научных (создание каталогов, написание рефератов и отчётов о проделанной работе) и творческих (оформление информации в виде рисунков, стихов, сочинений, поделок, схем, коллекций и др.).
Инновационность программы заключается в выходе на региональный уровень, Всероссийский уровень благодаря современным информационным технологиям.
Педагогическая целесообразность
Данная программа направлена на формирование интеллектуальных способностей дошкольников посредством экспериментирования. Этот процесс рассматривается как самостоятельный творческий поиск, дающий реальные представления о различных сторонах изучаемых объектов, о взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Процесс строится самим ребёнком, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребёнка. В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность. Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка. Приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем.
Ценность экспериментального обучения состоит в создании условий, при которых дети:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.
Программа основана на развитии интереса к познаниям, потребности в изучении живой и неживой природы, любознательности, смекалки, сообразительности детей, развитии логического мышления детей. У детей развиваются личностные качества, такие как терпение, трудолюбие, самостоятельность, любовь к природе, наблюдательность.
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проходят со всем составом объединения. Для эффективной реализации программы используются разнообразные формы и методы обучения.
В работе применяются исследовательские методы обучения:
Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений);
Продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через творческий поиск).
Формы и приемы работы
Основные методические приемы помогают сформировать у учащихся познавательную самостоятельность и развивать творческие способности. В программе предусмотрены следующие виды занятий:
1. Комплексные занятия обобщающего и углубляюще-познавательного типа, на которых у детей формируются и воспитываются обобщённые представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей, закономерных процессов в природе, восприятие произведений искусств. В этом случае наибольшее значение имеет логика построения занятий с детьми – чёткая последовательность вопросов, помогающая понять детям причинно – следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию. В условиях внеклассной работы обучение строится по комплексному принципу, сочетая следующие виды деятельности:
Наблюдение. (Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях живой и неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребёнок познаёт не только внешние параметры объектов природы, но и их связь со средой.)
Исследования.
Проведение опытов.
Индивидуальные практические занятия.
Просмотр слайдов.
2. Коллективные творческие работы. Усиливают психологические связи между детьми, развивают их способность устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать. Создают условия для воспитания у детей терпимости, доброжелательности, развития творческих способностей.
3. Обобщающие занятия, тестирование позволяющие проводить текущий и итоговый контроль уровня усвоения программы обучающимися и вносить необходимые коррективы в организацию учебного процесса. Эти занятия представляют собой комплекс контрольных заданий, таких как викторины, тесты, игры и др.
4.Предусматривается тесное взаимодействие с родителями воспитанников (участие в организации выставок, изготовление кормушек, помощь при изготовлении поделок, конкурсных материалов)
1.2. Цель и задачи Программы
Цель: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности, формирование умения проводить простые опыты и эксперименты, делать выводы и умозаключения, доказывать свою точку зрения.
Задачи:
Образовательные
расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей формирование навыков постановки результатов
Развивающие:
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Стимулировать желание детей экспериментировать.
Формировать коммуникативные навыки.
Ожидаемые результаты
Сформированы умения проводить простые опыты и эксперименты.
Сформированы умения делать выводы и умозаключения.
Умеет доказывать свою точку зрения.
Умеет пользоваться приборами - помощниками при проведении опытов и экспериментов совместно в группе.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
При формировании Программы, в соответствии с п. 1.4 ФГОС дошкольного образования, соблюдались следующие принципы:
Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
Принцип систематичности и последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Принцип возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
1.4. Возрастные особенности
Психические функции. К шести-семи годам особую значимость приобретает процесс формирования «взрослых» механизмов восприятия. Формируется способность дифференцировать слабо различающиеся по физическим характеристикам и редко появляющиеся сенсорные стимулы. Качественные перестройки нейрофизиологических механизмов организации системы восприятия позволяют рассматривать этот период как сенситивный для становления когнитивных функций, в первую очередь произвольного внимания и памяти. Время сосредоточенного внимания, работы без отвлечений по инструкции достигает 10-15 минут.
Детям становятся доступны формы опосредованной памяти, где средствами могут выступать не только внешние объекты (картинки, пиктограммы), но и некоторые мыслительные операции (классификация). Существенно повышается роль словесного мышления, как основы умственной деятельности ребенка, все более обособляющегося от мышления предметного, наглядно-образного. Формируются основы словесно-логического мышления, логические операции классификации, сериации, сравнения. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Увеличивается длительность произвольного внимания (до 30 минут). Развитие речи характеризуется правильным произношением всех звуков родного языка, правильным построением предложений, способностью составлять рассказ по сюжетным и последовательным картинкам. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи, формируются предпосылки к обучению чтения. Активный словарный запас достигает 3,5 - 7 тысяч слов.
Детские виды деятельности. Процессуальная сюжетно-ролевая игра сменяется результативной игрой (игры с правилами, настольные игры). Игровое пространство усложняется. Система взаимоотношений в игре усложняется, дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.
Продуктивные виды деятельности выступают как самостоятельные формы целенаправленного поведения. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Дети подготовительной к школе группы в значительной степени осваивают конструирование из различного строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
Коммуникация и социализация. В общении со взрослыми интенсивно проявляется внеситуативно-личностная форма общения. В общении со сверстниками преобладает внеситуативно-деловая форма общения. Характер межличностных отношений отличает выраженный интерес по отношению к сверстнику, высокую значимость сверстника, возрастание просоциальных форм поведения, феномен детской дружбы, активно проявляется эмпатия, сочувствие, содействие, сопереживание. Детские группы характеризуются стабильной структурой взаимоотношений между детьми.
Саморегуляция. Формируется соподчинение мотивов. Социально значимые мотивы регулируют личные мотивы, «надо» начинает управлять «хочу». Выражено стремление ребенка заниматься социально значимой деятельностью. Происходит «потеря непосредственности» (по Л.С. Выготскому), поведение ребенка опосредуется системой внутренних норм, правил и представлений. Формируется система реально действующих мотивов, связанных с формированием социальных эмоций, актуализируется способность к «эмоциональной коррекции» поведения. Постепенно формируются предпосылки к произвольной регуляции поведения по внешним инструкциям. От преобладающей роли эмоциональных механизмов регуляции постепенно намечается переход к рациональным, волевым формам.
Личность и самооценка. Складывается иерархия мотивов. Формируется дифференцированность самооценки и уровень притязаний. Преобладает высокая, неадекватная самооценка. Ребенок стремится к сохранению позитивной самооценки. Формируются внутренняя позиция школьника; гендерная и полоролевая идентичность, основы гражданской идентичности (представление о принадлежности к своей семье, национальная, религиозная принадлежность, соотнесение с названием своего места жительства, со своей культурой и страной); первичная картина мира, которая включает представление о себе, о других людях и мире в целом, чувство справедливости.
1.5. Планируемые результаты
Изучив данную программу, учащиеся значительно повысят свои знания в области экспериментирования. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Сформированы умения проводить простые опыты и эксперименты.
Сформированы умения делать выводы и умозаключения.
Умеет доказывать свою точку зрения.
Умеет пользоваться приборами - помощниками при проведении опытов и экспериментов совместно в группе.
Личностные:
- освоение элементарных приемов исследовательской деятельности;
- формулировка выводов по результатам исследования;
- уважительное отношение к членам объединения;
Предметные:
- выделение существенных признаков объектов и предметов;
-умение объяснять, доказывать;
Метапредметные:
-овладение составляющими исследовательской и экспериментальной деятельности, включая умения ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям;
Регулятивные:
- замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы;
Познавательные:
- сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
- группировать различные предметы по заданному признаку;
Коммуникативные:
- участвовать в диалоге при выполнении заданий;
Формирование коммуникативных навыков;
Форма и сроки проведения:
- вводной диагностики - занятие (сентябрь)
- итоговой аттестации – открытое занятие - один раз ( май).
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание вариативных форм, методов и средств реализации Программы
Форма проведения занятий: занятия в кружке проводятся в интегрированной форме, совместная деятельность, индивидуальная работа.
Методы и приёмы: наглядный, практический, словесный, метод сенсорного насыщения и эстетического выбора, поисковых, игровых и творческих ситуаций.
Средства: художественный и бросовый материал, изобразительные инструменты, технические средства, ИКТ.
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению программы осуществляется в четырёх основных моделях организации образовательного процесса:
-образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности: предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями ( ложка, совок, лопатка и пр.); восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.
-образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
-самостоятельной деятельности детей;
-взаимодействие с семьями детей по реализации программы.
2.2. Учебно-тематический план
№ | Название раздела, темы. Занятия и опыты. | Количество часов | Форма аттестации контроля | ||
всего | Теория | практика | |||
1. | Введение. Инструктаж «Как вокруг все интересно» | 1 | 1 | диагностика | |
2 | Приборы помощники Лупа «Все увидим, все узнаем» | 1 | 1 | Опрос, устные ответы, анализ проведенного опыта | |
3 | Приборы помощники Микроскоп «Все увидим. Все узнаем» | 1 | 1 | Опрос, устные ответы, анализ проведенного опыта | |
4 | Вода свойства воды «Удивительная вода», «Холодный кипяток» | 1 | 1 | 1 | Опрос, устные ответы, анализ проведенного опыта |
5 | Вода свойства воды «Слоистая вода», «Радужная вода» | 1 | 1 | Опрос, устные ответы, анализ проведенного опыта | |
6 | Вода свойства воды «Тонет – не тонет?», «Мыльный кораблик на воде» | 1 | 1 | Опрос, устные ответы, анализ проведенного опыта | |
7 | Вода свойства воды «Как достать монетку из воды не замочив пальцы» | 1 | 1 | Опрос, устные ответы, анализ проведенного опыта | |
8 | Вода. Свойства воды «Ледяная рыбалка» | 1 | 1 | Опрос, устные ответы, анализ проведенного опыта | |
9 | Песок. Свойства песка «Песок может двигаться» | 1 | 1 | Опрос, устные ответы, анализ проведенного опыта | |
10 | Магнит. Свойства магнита «Материалы взаимодействующие с магнитом» | 1 | 1 | Опрос, устные ответы, анализ проведенного опыта | |
11 | Свойство материалов «Что отражается в зеркале?» | 1 | 1 | Опрос, устные ответы, анализ проведенного опыта | |
12 | Магнит. Свойства магнита «Волшебный театр» | 1 | 1 | Опрос, устные ответы, анализ проведенного опыта | |
13 | Магнит. Свойства магнита «Компас на иголке» | 1 | 1 | Опрос, устные ответы, анализ проведенного опыта | |
14 | Свойство материалов Свойства бумаги «Сильная бумага» | 1 | 1 | Опрос, устные ответы, анализ проведенного опыта | |
15 | Свойства материалов. «Камень и перышко» | 1 | 1 | Опрос, устные ответы, анализ проведенного опыта | |
16 | Воздух. Свойства воздуха «Сила воздуха» | 1 | 1 | Опрос, устные ответы, анализ проведенного опыта | |
17 | Проверяем вещества на наличие крахмала «Обнаружение крахмала» | 1 | 1 | Опрос, устные ответы, анализ проведенного опыта | |
18 | Природные материалы. Их свойства «Песок и глина» | 1 | 1 | Опрос, устные ответы, анализ проведенного опыта | |
19 | Природные материалы. Их свойства «Цветной песок» | 1 | 1 | Опрос, устные ответы, анализ проведенного опыта | |
20 | Вода. Свойства воды (замерзание) «Воздушные шары на морозе» | 1 | Опрос, устные ответы, анализ проведенного опыта | ||
21 | Углекислый газ. Его свойства (тяжелее воздуха) «Мыльные пузыри в банке» | 1 | 1 | Опрос, устные ответы, анализ проведенного опыта | |
22 | Жидкости. Их свойства «Вулкан» | 1 | 1 | Опрос, устные ответы, анализ проведенного опыта | |
23 | Вещества. Их свойства «Невидимые чернила тетушки Совы» | 1 | 1 | Опрос, устные ответы, анализ проведенного опыта | |
24 | Вещества. Их свойства «Подушка из пены» | 1 | 1 | Опрос, устные ответы, анализ проведенного опыта | |
25 | Воздух Свойства воздуха. Реактивная тяга «Ракета из шариков» | 1 | 1 | Опрос, устные ответы, анализ проведенного опыта | |
26 | Солнце. Значение для человека «Солнечные часы Барбоскина» | 1 | 1 | Опрос, устные ответы, анализ проведенного опыта | |
27 | Возникновение статического электричества «Осьминожка» | 1 | 1 | Опрос, устные ответы, анализ проведенного опыта | |
28 | Сила тяжести «Удивительный фонтан для Мальвины» | 1 | 1 | Опрос, устные ответы, анализ проведенного опыта | |
29 | Солнце – источник тепла и света «Путешествие солнечного зайчика» | 1 | 1 | Опрос, устные ответы, анализ проведенного опыта | |
30 | Природные материалы. Их свойства «Почва, песок и глина» | 1 | 1 | Опрос, устные ответы, анализ проведенного опыта | |
31 | Природные материалы. Их свойства «Песчаная пена для Чебурашки» | 1 | 1 | Опрос, устные ответы, анализ проведенного опыта | |
32 | Воздух Свойства воздуха. Сопротивление «Парашют для мышки» | 1 | 1 | Опрос, устные ответы, анализ проведенного опыта | |
33 | Живая природа Как развивается растение? | 1 | 1 | Опрос, устные ответы, анализ проведенного опыта | |
34 | Обобщающее занятие «Природная картина» | 1 | 1 | Итоговая диагностика | |
итого | 32 | 7 | 25 | ||
2.3. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы имеется необходимое помещение, оснащение и материалы:
Техническое оснащение
- компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций;
- музыкальный центр
Дидактический материал:
Материалы, находящиеся в лаборатории, распределяются по разделам: «Песок и вода», «Магниты», «Бумага», которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.
Лаборатория содержит:
Приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы.
Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спички. мох, семена и т.д.
Утилизированный материал: проволока, кусочки кожа, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д
Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.
Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.
Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски).
Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и т. д.
Разработки картотеки опытов и эксперимента: «Опыты с водой», «Опыты с песком» и др.
Игрушки и оборудование для экспериментирования
Игрушки и орудия для экспериментирования с водой, песком, снегом (комплекты различных формочек, грабли, совки, сита, сосуды для переливания, ведра, лопатки и пр.) Разноцветные пластиковые мячики, ракушки и пр.
Непромокаемые фартуки.
Вертушки, флюгеры для наблюдений за ветром, крупные лупы и пр.
Строительные материалы и конструкторы
Строительные наборы (деревянные, пластмассовые) разного размера.
Кадровое обеспечение: воспитатель реализующий данную образовательную программу.
2.4. Формы аттестации
Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Программа предусматривает входную, текущую, итоговую диагностики в виде педагогического наблюдения, анализа и самоанализа выполненных работ.
Оценочные материалы
Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии для выявления, фиксации и предъявления результатов освоения программы:
- текущая оценка, достигнутого результата самим ребенком;
- оценка законченной работы;
- участие в выставках, конкурсах
- анализ выполнения программы.
Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. В течение всего периода обучения ведется индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого воспитанника, результатом которого может стать выполнение творческой работы.
2.5 Взаимодействие с родителями
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с родителями детей. С этой целью Программой предусмотрен цикл родительских собраний, семинаров – практикумов и консультаций по темам, связанным с экспериментированием.
В ходе сотрудничества с родителями предполагается дооформление и пополнение опытно - экспериментальным оборудованием мини – лаборатории в группе «Букварики», сбор бросового материала для проведения опытов и экспериментов.
Формы работы с семьёй:
∙ Анкетирование по проблемам детского экспериментирования,
∙ Привлечение родителей воспитанников к сбору необходимого материала
для уголка экспериментирования;
∙ Проведение открытых занятий для родителей по детскому
экспериментированию,
∙ Консультации по проблеме,
∙ Проведение викторин, конкурсов для детей и родителей
исследовательской направленности,
∙ Участие родителей в проектах исследовательской направленности,
∙ Участие родителей в экскурсиях исследовательской направленности,
∙ Совместный труд детей и родителей в природе,
∙ Организация выставок,
∙ Проведение праздников исследовательской направленности.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Методические материалы
Программа по детскому экспериментированию построена таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме работы ребёнок овладевает экспериментированием, как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.
Методы обучения:
Словесный: объяснение нового материала; рассказ обзорный для раскрытия новой темы; беседы с учащимися в процессе изучения темы.
Наглядный: применение демонстрационного материала, наглядных пособий, презентаций по теме.
Практический: индивидуальная и совместная продуктивная деятельность, выполнение учащимися определенных заданий, решение задач.
Интерактивный: создание специальных заданий, моделирующих реальную жизненную ситуацию, из которой учащимся предлагается найти выход.
3.2 Развивающая предметно - пространственная среда
Важное значение в развитии познавательной активности детей имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. В связи с этим оформлен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования.
«Песок, вода»
Емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, лопатки, совочки, ведерки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности, опилки, шарики из разного материала, банки, бутылки, крышки.
«Воздух
» Веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры, парашют.
«Науки и природы»
Пластилин, стеки, горох, пшено, иллюстративный материал, дидактические игры по экологии, фонарик, перышки, деревянные ложки, зеркала, дощечки, бруски, разноцветные куски тканей разных видов, механические плавающие игрушки, природные материалы (желуди, шишки, семена растений, спилы дерева, косточки плодов, крупа и т.д.), пробки, коробочки со звуком (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и т.д.), магниты, бисер, линейки, свечи, спичечные коробки, мелкие, реагирующие на магнит предметы, магнитная доска, весы, глобус, деревянные предметы, карта мира, картотека опытов, клеенчатые фартуки, мелкие игрушки («Киндер-сюрприз»), микроскоп, монеты, железные предметы, песочные часы, пипетки, пульверизатор, влажные бумажные салфетки, лейкопластырь, пинцеты, пластмассовые шприцы без иголок, набор предметов, обладающих способностью отражения зеркал, фанера, скрепки, проволока, рупор из картона.
Список литературы
Для педагога:
Баталина Т.С. Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2012.
Дергунская В.А. Игры-эксперементы с дошкольниками. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015.
Дыбина О.В.Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
Дыбина О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. Самара, 1997.
Дыбина О.В. Ознакомление дошкольников с предметным миром. М., 2007.
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и эксперимента в детском саду. М., 2007.
Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2004
Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа». Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 2005.
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 2005.
Рыжова Н.А. Что у нас под ногами. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 2005.
Рыжова Н.А. Почва – живая земля. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 2005.
Рыжова Н.А. Волшебница – вода. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 2005.
Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 2005.
Шапира А.Н. Лужа. Твоя первая научная лаборатория. - М., Мозаика-Синтез, 2002.
Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий авт. – сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012.
Для родителей и обучающихся:
1. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М. : Сфера, 2010г.
2. Зенина Т. Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами М., 2006г.
3. М.П.Костюченко «Исследовательская деятельность на прогулках»
4. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
5. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005.
6.Чистякова А.Е., «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста».
Приложение 1
Техника Безопасности
1. Требования безопасности перед началом экспериментальной деятельности
1.1. Внимательно изучить содержание и порядок проведения эксперимента, опыта, а также безопасные приемы его выполнения.
1.2. Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы. Приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.
1.3. Проветрить помещение, в котором будет проводиться опыт.
1.4. Проверить исправность оборудования, приборов, целостность лабораторной посуды и приборов из стекла.
1.5. Проверить правильность расстановки детской мебели в групповой комнате.
1.6. Перед проведением экспериментальной деятельности, перед перемещением из одного помещения в другое, напоминать детям правила безопасного поведения.
2. Требования безопасности во время экспериментальной деятельности
2.1. Обеспечить безопасное проведение эксперимента, опыта для жизни и здоровья детей
2.2. Рассаживать воспитанников за столы в соответствии с антропометрическими данными. Мебель должна быть промаркирована.
2.3. Нельзя оставлять детей в помещениях без присмотра взрослых ни на секунду.
2.4. При проведении экспериментов, опытов необходимо использовать прочный, исправный демонстрационный и раздаточный познавательный материал, соответствующий санитарно-гигиеническим, дидактическим, эстетическим требованиям.
2.5. Во время проведения экспериментов, опытов, перемещения из одного помещения в другое необходимо следить за соблюдением детьми правил безопасного поведения: не толкаться.
2.6. В работе использовать только исправные технические средства обучения: магнитофон, телевизор, проектор и др.
2.7. Длительность просмотра познавательных фильмов должна составлять не более 15 мин.
2.8. Следует в обязательном порядке соблюдать нормы и правила охраны жизни и здоровья детей во время экспериментов, опытов: соблюдать режим дня, расписание, длительность опыта, физическую и психологическую нагрузку и др.
2.9. Необходимо исключить ситуации травмирования одним ребенком другого путем рациональной организации детской деятельности.
2.10. Точно выполнять все указания воспитателя при проведении экспериментальной деятельности, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.
3. Требования безопасности по окончании экспериментальной деятельности
3.1. По окончании работы следует привести в порядок свое рабочее место и рабочие места воспитанников.
3.2. Выключить демонстрационные, электрические приборы-проектор, телевизор.
3.3. Убрать документацию, пособия, оборудование, использованное во время опытов в специально предназначенные места.
3.4. Тщательно вымыть руки с мылом.
Правила безопасности при проведении
экспериментально - исследовательской деятельности.
При проведении экспериментально-исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилами безопасности.
Обязанность следить за соблюдением безопасности целиком лежит на педагоге.
При организации деятельности с детьми необходимое учитывать следующее:
1. Воспитанников необходимо обучать постановке опытов.
2. Работа с детьми строится по принципу «от простого к сложному»: педагог должен знать на каждом этапе об уровне умений воспитанников.
2. Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации,
3. Для успешного руководства экспериментально - исследовательской деятельностью детей педагог должен уметь видеть весь коллектив и распределять внимание между отдельными воспитанниками, а также хорошо владеть фактическим материалом и методикой проведения каждого опыта.
8. В экспериментальной деятельности должна быть спокойная обстановка.
Правила техники безопасности при проведении опытов с песком.
1. Перед опытом надень фартук.
2. Приступай к опыту только после объяснения последовательности его проведения и с разрешения воспитателя.
3. Не кидай песок, не пересыпай его высоко, можешь попасть в глаза себе и товарищам.
4. Не трогай во время опыта руками лицо и глаза.
5. Ничего не бери в рот.
6. Набирай песок мерной ложечкой, перемешивай палочкой.
7. Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не уронить, не рассыпать, не разбить.
8. Содержи свое рабочее место в чистоте.
9. Если каждый проводит опыт самостоятельно, то располагаться необходимо на расстоянии друг от друга на 0,5-1 м. Если работаете в парах (подгруппами), то необходимо заранее договориться о последовательности и распределении действий.
10. Закончив работу, проверь состояние оборудования, инвентаря, очисти его, убери на место. Приведи рабочее место в порядок.
11. По завершению опытов обязательно вымой руки с мылом, вытри на сухо полотенцем.
12. Приведи в порядок свою одежду.
13. В случае даже незначительной травмы, ссадины обязательно обратись к воспитателю.
Правила техники безопасности при проведении опытов с водой.
1. Перед опытом надень фартук.
2. Приступай к опыту только после объяснения последовательности его проведения и с разрешения воспитателя.
3. Не брызгайся водой, она может попасть в глаза и дыхательные пути.
4. Не трогай во время опыта руками лицо и глаза.
5. Ничего не бери в рот.
6. Не пей воду, она не предназначена для питья.
7. Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не уронить, не рассыпать, не разбить.
8. Содержи свое рабочее место в чистоте.
9. Если каждый проводит опыт самостоятельно, то располагаться необходимо на расстоянии друг от друга на 0,5-1 м. Если работаете в парах (подгруппами), то необходимо заранее договориться о последовательности и распределении действий.
10. Закончив работу, проверь состояние оборудования, инвентаря, очисти его, убери на место. Приведи рабочее место в порядок.
11. По завершению опытов обязательно вымой руки с мылом, вытри на сухо полотенцем.
12. Приведи в порядок свою одежду.
13. В случае даже незначительной травмы, ссадины обязательно обратись к воспитателю.
Правила техники безопасности при проведении опытов с почвой, глиной.
1. Перед опытом надень фартук.
2. Приступай к опыту только после объяснения последовательности его проведения и с разрешения воспитателя.
3. Не кидай почву, глину, не пересыпай его высоко, можешь попасть в глаза себе и товарищам.
4. Не трогай во время опыта руками лицо и глаза.
5. Ничего не бери в рот.
6. Набирай почву, глину мерной ложечкой, перемешивай палочкой.
7. Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не уронить, не рассыпать, не разбить.
8. Содержи свое рабочее место в чистоте.
9. Если каждый проводит опыт самостоятельно, то располагаться необходимо на расстоянии друг от друга на 0,5-1 м. Если работаете в парах (подгруппами), то необходимо заранее договориться о последовательности и распределении действий.
10. Закончив работу, проверь состояние оборудования, инвентаря, очисти его, убери на место. Приведи рабочее место в порядок.
11. По завершению опытов обязательно вымой руки с мылом, вытри на сухо полотенцем.
12. Приведи в порядок свою одежду.
13. В случае даже незначительной травмы, ссадины обязательно обратись к воспитателю.
Приложение 2
Содержание программы
Содержание программы (1 модуль) – 32 ч.
Вводное занятие (1ч.)
Беседа, инструктаж, диагностика
Теория: Знакомство с коллективом обучающихся, правилами поведения в учреждениях, правилами техники безопасности, знакомство обучающихся с помещением, где будут проходить учебные занятия.
Цель: Формировать навыки соблюдения инструктажа. Развивать чувство ответственность перед своей и чужой жизнью.
занятие (1ч.)
Теория: Приборы помощники. Лупа. «Все увидим, все узнаем» (Беседа с презентацией)
Цель: Познакомить с прибором помощником – лупой и ее назначением. Рассматривание предметов через лупу. Формировать умение делать вывод в процессе обследовательских действий. Развивать интерес к практическим действиям.
Ссылка: Национальная электронная библиотека, научная электронная библиотека elibrary.ru;
Занятие (1ч.)
Теория: Приборы помощники. Микроскоп (Беседа с презентацией)
Цель: Познакомить с прибором помощником – микроскопом и его назначением. Рассматривание предметов в микроскоп. Формировать умение делать вывод в процессе обследовательских действий. Развивать интерес к практическим действиям.
Ссылка: Национальная электронная библиотека, научная электронная библиотека elibrary.ru;
Занятие (1ч.)
Теория: Удивительная вода (Беседа с презентацией)
Цель: Формировать умение выявлять свойства воды. Формировать умение делать вывод в процессе обследовательских действий.
Ссылка: «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/summer-education;
занятие (1ч.)
Практика: Холодный кипяток ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Формировать умение выявлять свойства воды Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
Занятие (1ч.)
Практика: «Бесформенная вода» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Формировать умение выявлять свойства воды. Развивать интерес к практическим действиям. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности.
Занятие (1ч.)
Практика: Слоистая вода ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Познакомить детей со свойством воды – плотность. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности.
Занятие (1ч.)
Практика: «Радужная вода» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Познакомить детей со свойством воды – плотность. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности.
Занятие (1ч.)
Практика: «Тонет – не тонет?» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Формировать умение выявлять свойства воды. Формировать умение делать вывод в процессе обследовательских действий. Развивать интерес к практическим действиям.
10. Занятие (1ч.)
Практика: «Мыльный кораблик на воде» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Познакомить детей со свойством воды - поверхностное натяжение. Продолжать учить детей обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы на основе проведенного опыта.
11. занятие (1ч.)
Практика: «Как достать монетку из воды не намочив пальцы» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Закрепить свойства воды. Выяснить, как можно достать монетку из воды не промочив пальцы. Объяснить, что такое разность атмосферного давления. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, желание исследовать его всеми доступными способами.
12. занятие (1ч.)
Практика: «Ледяная рыбалка» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель:Познакомить детей со свойством воды – таяние. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
13. занятие (1ч.)
Практика: «Потухший огонь» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель:Познакомить детей со свойством огня. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента. Продолжать учить детей обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы на основе проведенного опыта.
14. занятие (1ч.)
Практика: «Дистанционный огонь» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Познакомить детей со свойством огня. Выяснить, как потухшая свеча зажигается при приближении к зажженной свечке. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
15. занятие (1ч.)
Практика: «Песок может двигаться» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Познакомить детей со свойством песка. Показать детям способность песка двигаться. Продолжать учить детей обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы на основе проведенного опыта. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
16 занятие (1ч.)
Теория: Материалы взаимодействующие с магнитом(Беседа с презентацией)
Цель: Познакомить детей со свойствами магнита – магнетизм. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Продолжать учить детей обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы на основе проведенного опыта. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
Ссылка: «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/summer-education;
17.занятие (1ч.)
Практика: «Магнитный виноград» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Познакомить детей со свойством магнита - магнетизм.
Выяснить, почему под действием магнита приходит в движение виноград. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
18. занятие (1ч.)
Практика: «Волшебная рукавичка» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
19.занятие (1ч.)
Практика: «Волшебный театр» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Продолжать расширять представление о магните и его свойстве притягивать предметы. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
20. занятие (1ч.)
Практика: «Железные башни» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Закрепить свойства магнита - магнетизм. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Продолжать учить детей обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы на основе проведенного опыта. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
21. занятие (1ч.)
Практика: «Компас на иголке» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
22.занятие (1ч.)
Практика: «Сильная бумага» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Познакомить детей со свойством бумаги. Исследовать бумагу на прочность. Продолжать учить детей обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы на основе проведенного опыта. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
23. занятие (1ч.)
Практика: «Камень и перышко» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Продолжать учить детей обследовать предметы, сравнивать их, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы на основе проведенного опыта. . Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
24. занятие (1ч.)
Практика: «Воздух имеет вес» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Сформировать у детей представление о том, что воздух давит на все поверхности, с которыми соприкасается. Продолжать учить детей обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы на основе проведенного опыта. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
25.занятие (1ч.)
Практика: «Сила воздуха» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Сформировать у детей представление о свойствах воздуха. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
26 занятие (1ч.)
Практика: «Воздух при нагревании расширяется» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Сформировать у детей представление о том, что воздух при нагревании расширяется. Продолжать учить детей обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы на основе проведенного опыта. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
27. занятие (1ч.)
Теория: «Как дышат растения» (Беседа с презентацией)
Цель: Сформировать у детей представление о свойствах воздуха (как растения дышат). Продолжать учить детей обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы на основе проведенного опыта.
Ссылка: Национальная электронная библиотека, научная электронная библиотека elibrary.ru;
28 занятие (1ч.)
Практика: «Как яйцо положить в бутылку?» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Познакомить детей с разностью давления воздуха. Выяснить, как яйцо окажется внутри бутылки. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности. Продолжать учить детей обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы на основе проведенного опыта. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
29 занятие (1ч.)
Практика: «Песочная страна» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Формировать умение выделять свойства песка (сыпучесть, рыхлость, из него можно лепить); познакомить со способом изготовления рисунка из песка. Рассматривание песка через лупу. Создание картины спомощью песка.
30. занятие (1ч.)
Теория: «Песок и глина» (Беседа с презентацией)
Цель: Познакомить детей со свойством: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина — из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу; «мокрый песок - лепится, но не сохраняет форму, глина сохраняет».
Ссылка: Национальная электронная библиотека, научная электронная библиотека elibrary.ru;
31 занятие (1ч.)
Практика: «Цветной песок» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Познакомить детей со способом изготовления цветного песка.
32. занятие (1ч.)
Практика: «Воздушные шары на морозе» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Закрепить свойства воды (замерзание). Продолжать учить детей обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности
33 занятие (1ч.)
Теория: «Ткань, ее качества и свойства» (Беседа с презентацией)
Цель: Познакомить детей с различными видами ткани, её свойствами. Продолжать учить детей обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы на основе проведенного опыта.
Ссылка: «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/summer-education;
34 занятие (1ч.)
Практика: Что отражается в зеркале?» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Познакомить детей с понятием «отражение2, найти предметы способные отражать. Продолжать учить делать выводы на основе проведенного опыта. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности
35 занятие (1ч.)
Теория: Прозрачный – непрозрачный? (Беседа с презентацией)
Цель: Познакомить детей с предметами, сделанными из стекла, определять их качества и свойства. Продолжать учить детей обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы на основе проведенного опыта.
Ссылка: http://forumdemo.ru/relationship/ igra –scenarii/
36 занятие (1ч.)
Теория: Дерево. Его качества и свойства. (Беседа с презентацией)
Цель: Познакомить детей с различными видами древесины, её свойствами. Продолжать учить детей обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы на основе проведенного опыта.
Ссылка: «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/summer-education;
37 занятие (1ч.)
Теория: Металл. Его качества и свойства. (Беседа с презентацией)
Цель: Познакомить детей с различными металлами, их свойствами. Продолжать учить детей обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы на основе проведенного опыта.
Ссылка: «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/summer-education;
38 занятие (1ч.)
Практика:Обнаружение крахмала( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Познакомить детей со способом обнаружения крахмала. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента. Продолжать учить детей обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы на основе проведенного опыта.
39 занятие (1ч.)
Практика: «Мыльные пузыри в банке» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Познакомить детей с физическим свойством углекислого газа (тяжелее воздуха). Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
40 занятие (1ч.)
Практика: «Сильный или слабый ветер?» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Закрепить представление о том, что воздух обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха. Развивать любознательность, мыслительную деятельность, память, активизировать речь детей.
41 занятие (1ч.)
Практика: «Вулкан» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Продолжать учить детей обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы на основе проведенного опыта.
42 занятие (1ч.)
Практика: «Сухим из воды» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Закрепить свойства воздуха и воды. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, желание исследовать его всеми доступными способами.
43 занятие (1ч.)
Практика: «Шарик в бутылке» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Познакомить детей с разностью давления воздуха. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
44 занятие (1ч.)
Практика: «Невидимые чернила тетушки Совы» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Продолжить учить самостоятельно осуществлять практические действия, развивать познавательный интерес. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
45 занятие (1ч.)
Практика: «Круговорот воды в пакете» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель:Закрепить свойства воды и круговорот воды в природе, путем эксперимента. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Формировать умение делать вывод из увиденного и проделанного опыта. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
46 занятие (1ч.)
Практика: «Подушка из пены» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Развивать у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
47 занятие (1ч.)
Практика: «Звенящая вода» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
48 занятие (1ч.)
Практика: «Можно ли двигать скрепку, не дотрагиваясь до нее?» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Закрепить знания детей о свойствах железа: притягивается к магнитам. Развивать логическое мышление, учить детей сравнивать, анализировать. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
49 занятие (1ч.)
Практика: «Отпечатки» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Исследовать поверхность природного материала методом отпечатков. Формировать умение делать вывод на основе проведенного эксперимента. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
50 занятие (1ч.)
Практика: «Удивитель-ный фонтан для Мальвины»
( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Познакомить детей с силой тяжестью. Продолжать учить детей обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы на основе проведенного опыта. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
51 занятие (1ч.)
Практика: Путешествие солнечного зайчика( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Выяснить, как можно многократно отразить свет, увидеть его там, где его не должно быть видно. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Формировать умение делать вывод из увиденного и проделанного опыта. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
52 занятие (1ч.)
Практика:Свет и цвет( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр. Формировать умение делать вывод из увиденного и проделанного опыта. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
53 занятие (1ч.)
Практика:Свет и тень( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Сформировать у детей представление о том, как образуется тень, её зависимость от источника света. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Формировать умение делать вывод из увиденного и проделанного опыта. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
54 занятие (1ч.)
Теория: «Живая земля» (Беседа с презентацией)
Цель: Сформировать у детей представления о значении почвы в природе; познакомить с её составом и некоторыми свойствами. Формировать умение делать вывод из увиденного и проделанного опыта. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности.
Ссылка: «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/summer-education;
55 занятие (1ч.)
Практика: «Круговорот воды в природе» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Закрепить свойства воды и круговорот воды в природе, путем эксперимента. Формировать умение делать вывод из увиденного и проделанного опыта. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности.
56 занятие (1ч.)
Теория: «Солнечная система» (Беседа с презентацией)
Цель: Сформировать у детей элементарные представления о Солнечной системе. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
Ссылка: «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/summer-education;
57 занятие (1ч.)
Теория: «Космос» (Беседа с презентацией)
Цель: Сформировать у детей элементарные представления о том, как удаленность Солнца влияет на время обращения планеты вокруг него. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности.
Ссылка: «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/summer-education;
58 занятие (1ч.)
Практика: «Звездные часы» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Сформировать у детей элементарные представления о том, почему звезды двигаются по ночному небу. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
59 занятие (1ч.)
Практика: «Земля магнит» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Сформировать у детей элементарные представления о том, что удерживает спутники на орбите. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
60 занятие (1ч.)
Теория: «Почему в космос летают на ракете» (Беседа с презентацией)
Цель: Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, значении воздуха для полета самолета. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности.
Ссылка: «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/summer-education;
61 занятие (1ч.)
Теория: «Как образуются метеоритные кратеры» (Беседа с презентацией)
Цель: Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
Ссылка: «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/summer-education;
62 занятие (1ч.)
Практика: «Ракета из спички и фольги» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Смоделировать с детьми ракету из спички и фольги. Дать понятие, что такое реактивная тяга. Развивать внимательность. Воспитывать осторожность при работе с огнем. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
63 занятие (1ч.)
Практика: «Ракета из шариков» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Смоделировать с детьми двухступенчатую ракету из воздушных шаров. Дать понятие, что такое реактивная тяга. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
64 занятие (1ч.)
Теория: «Почва, песок и глина(Беседа с презентацией)»
Цель: Исследовать свойства природных материалов. Формировать умение делать вывод из сделанного опыта. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
65 занятие (1ч.)
Практика: «Песчаная пена для Чебурашки» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Закрепить свойства песка и воды, путем создания построек из песка. Продолжать учить детей обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы на основе проведенного опыта. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений.
66 занятие (1ч.)
Практика: «Парашют для мышки» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Путем эксперимента с парашютом выявить свойства воздуха (сопротивление). Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
67 занятие (1ч.)
Практика: «Солнечные часы Барбоскина» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Формировать умение опытническим путем определять время на природе. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
68 занятие (1ч.)
Практика: «Возникновение статического электричества» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Познакомить детей с причиной проявления статического электричества. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Продолжать учить детей обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы на основе проведенного опыта. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
69 занятие (1ч.)
Практика: «Как увидеть молнию?» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Выяснить, что гроза – проявление электричества в природе. Продолжать учить детей обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы на основе проведенного опыта. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
70 занятие (1ч.)
Практика: «Осьминожка» ( Беседа, тсо, игра, опыт)
Цель: Расширить представление детей об электрических зарядах. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
71 занятие (1ч.)
Теория: «Как развивается растение?» (Беседа с презентацией)
Цель: Выделить циклы развития растения: семя – росток – растение – цветок – плод – семя.
Ссылка: «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/summer-education;
72 итоговое занятие (1ч.)
Практика: «Природная картина?» (Беседа, диагностика, подведение итогов, опрос , награждение детей.)
Цель: Исследовать свойства природных материалов; взаимодействие природных материалов с водой. Формировать умение делать вывод из сделанного опыта. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности. Закрепить правила инструктажа при проведении эксперимента.
При дистанционном обучении теоретическая часть дается в рамках онлайн занятий посредством платформ: Телемост, Skype и другие.
Практическая часть в офлайн режиме посредством социальных сетей и мессенджеров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы "Об обучении в виде опытов и экспериментов"
Данный материал освещает тринадцатилетний опыт работы воспитателя ДОУ в сфере обучения дошкольников экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и телу человека. В статье подробно описыв...

Опыты и эксперименты летом на участке детского сада Опыты с водой на прогулке с детьми 3-7 лет.
я хочу предложить Вашему вниманию ряд опытов, которые можно проводить на прогулке с детьми в детском саду. Описанные опыты можно проводить с детьми 3-7 лет. Данный материал будет интересен воспитателя...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...

Картотека опытов и экспериментов для дошкольников "Внимание, эксперимент!"
Знакомство с некоторыми свойствами воды. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания....

Картотека опытов и экспериментов «Внимание, эксперимент!»
Опыт №1 «Делаем облако».Цель:- познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя.Оборудование: трехлитровая банка, горячая вода, кубики льда.Налейте в трехлитровую банку горяч...

Детское экспериментирование.Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Занимательные опыты и эксперименты
Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно ...

