Образовательный проект «МАЛЕНЬКИЕ ПОЧЕМУЧКИ»
проект по окружающему миру
Актуальность
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.
Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 110.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.
Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.
Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать,
Пояснительная записка
Дети в процессе экспериментирования освоят новые способы действий со знакомыми объектами, которые меняют свои свойства в результате взаимодействия; у них сформируются основы целенаправленной поисковой деятельности и эстетического восприятия природы, чувство прекрасного от процесса и результатов деятельности.
Тип: познавательно – исследовательский. Продолжительность проекта: долгосрочный, 1 год.
Предмет исследования: неживая природа (песок, вода, воздух, камни).
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатель группы, родители.
Цель проекта: развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
1. Продолжать воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру.
2. Развивать любознательность, понимание простейших причинно- следственных отношений в системе «действие – результат».
3. Воспитывать познавательную активность, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать; обогащать чувственный опыт ребенка, развивать мелкую моторику рук.
4. Привлечь родителей к совместной деятельности.
Предполагаемый результат
• Дети знают и называют объекты неживой природы (камень, вода, песок, воздух).
• Имеют представления об их свойствах.
• Используют предметы неживой природы в своих играх, в творчестве.
Этапы проекта
1. Подготовительный этап
На этом этапе важно заинтересовать детей темой исследования и подготовить необходимые материалы. Основные шаги включают:
Обсуждение с детьми интересных вопросов, которые они хотели бы изучить (например, откуда берется дождь, зачем нужны деревья, почему небо голубое).
Подбор литературы, мультимедийных материалов, игрушек и игровых пособий, связанных с выбранной темой.
Создание условий для исследовательской деятельности (организация уголков природы, экспериментальных зон).
2. Основной этап
Этот этап включает непосредственно исследовательскую деятельность детей. Основные направления работы:
Наблюдения и эксперименты. Организуйте наблюдения за природными явлениями, растениями, животными. Проводите простые опыты и эксперименты, которые помогут детям ответить на интересующие их вопросы.
Чтение книг и просмотр мультфильмов. Используйте художественную литературу и образовательные фильмы, чтобы расширить представления детей о мире.
Игровая деятельность. Включайте элементы исследований в игровые ситуации, предлагая детям ролевые игры, где они смогут применять полученные знания.
Творчество. Стимулируйте детей выражать свои мысли и впечатления через рисунки, аппликации, лепку и другие виды творчества.
3. Завершающий этап
Завершение проекта предполагает обобщение полученных знаний и создание продукта, который отражает результаты исследований. Возможные формы завершения:
Организация выставки детских работ (рисунков, поделок).
Проведение мини-презентаций, где дети делятся своими открытиями с родителями и сверстниками.
Создание альбома или книжки-самоделки, где собраны все интересные факты, которые узнали дети.
4. Оценочный этап
Оценка результатов проекта важна для понимания эффективности проведенной работы. Здесь можно использовать следующие методы:
Анализ уровня познавательной активности детей (сколько новых вопросов появилось, насколько углубились их знания).
Опрос родителей о том, заметили ли они изменения в интересах и поведении своего ребенка.
Самооценка детей (детям предлагают оценить, насколько интересно и полезно было участие в проекте).
Примеры тем для изучения
Почему идет дождь?
Как растут растения?
Зачем животным хвосты?
Откуда берутся звезды?
Как работают машины?
Важные аспекты
Проект должен быть ориентирован на интересы детей и учитывать их возрастные особенности.
Необходимо поддерживать инициативу и самостоятельность детей в процессе исследования.
Важно создавать условия для совместной деятельности взрослых и детей, стимулируя взаимодействие между ними.
Реализация проекта «Маленькие почемучки» способствует всестороннему развитию личности ребенка, стимулирует его познавательную активность и формирует основы научного мировоззрения.
. Здесь можно использовать следующие методы:
Анализ уровня познавательной активности детей (сколько новых вопросов появилось, насколько углубились их знания).
Опрос родителей о том, заметили ли они изменения в интересах и поведении своего ребенка.
Самооценка детей (детям предлагают развивать критическое мышление. Ниже приведены этапы реализации данного проекта во второй младшей группе.
Этапы проекта «Маленькие почемучки»
1. Подготовительный этап
На этом этапе важно заинтересовать детей темой исследования и подготовить необходимые материалы. Основные шаги включают:
- Обсуждение с детьми интересных вопросов, которые они хотели бы изучить (например, откуда берется дождь, зачем нужны деревья, почему небо голубое).
- Подбор литературы, мультимедийных материалов, игрушек и игровых пособий, связанных с выбранной темой.
- Создание условий для исследовательской деятельности (организация уголков природы, экспериментальных зон).
2. Основной этап
Этот этап включает непосредственно исследовательскую деятельность детей. Основные направления работы:
- Наблюдения и эксперименты. Организуйте наблюдения за природными явлениями, растениями, животными. Проводите простые опыты и эксперименты, которые помогут детям ответить на интересующие их вопросы.
- Чтение книг и просмотр мультфильмов. Используйте художественную литературу и образовательные фильмы, чтобы расширить представления детей о мире.
- Игровая деятельность. Включайте элементы исследований в игровые ситуации, предлагая детям ролевые игры, где они смогут применять полученные знания.
- Творчество. Стимулируйте детей выражать свои мысли и впечатления через рисунки, аппликации, лепку и другие виды творчества.
3. Завершающий этап
Завершение проекта предполагает обобщение полученных знаний и создание продукта, который отражает результаты исследований. Возможные формы завершения:
- Организация выставки детских работ (рисунков, поделок).
- Проведение мини-презентаций, где дети делятся своими открытиями с родителями и сверстниками.
- Создание альбома или книжки-самоделки, где собраны все интересные факты, которые узнали дети.
4. Оценочный этап
Оценка результатов проекта важна для понимания эффективности проведенной работы. Здесь можно использовать следующие методы:
- Анализ уровня познавательной активности детей (сколько новых вопросов появилось, насколько углубились их знания).
- Опрос родителей о том, заметили ли они изменения в интересах и поведении своего ребенка.
- Самооценка детей (детям предлагают оценить, насколько интересно и полезно было участие в проекте).
Примеры тем для изучения
- Почему идет дождь?
- Как растут растения?
- Зачем животным хвосты?
- Откуда берутся звезды?
- Как работают машины?
Важные аспекты
- Проект должен быть ориентирован на интересы детей и учитывать их возрастные особенности.
- Необходимо поддерживать инициативу и самостоятельность детей в процессе исследования.
- Важно создавать условия для совместной деятельности взрослых и детей, стимулируя взаимодействие между ними.
Реализация проекта «Маленькие почемучки» способствует всестороннему развитию личности ребенка, стимулирует его познавательную активность и формирует основы научного мировоззрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Маленький почемучка» опытно-экспериментальная деятельность.
Дети среднего и старшего дошкольного возраста отличаются пытливостью в исследовании окружающего мира. Именно в этом возрасте поисковая и исследовательская деятельность занимает ведущее место и помогае...

Познавательно-исследовательский проект «Маленькие почемучки» в первой младшей группе №1 (2016 - 2017 учебный год)
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практ...

Проект "Маленькие почемучки"
Актуальность: Ребёнок любознателен. Склонен наблюдать, экспериментировать. Элементарное экспериментирование доступно уже детям с раннего возраста. Ведущим познавательным ...

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Маленькие почемучки" средняя группа
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотнош...

Проект «Маленькие почемучки»
Проект «Маленькие почемучки»Актуальность проекта: Время меняет взгляд на образование и развитие детей. Очень важно в этот период дошкольного детства не дать ребенку устать от обучени...

Проект "Маленькие почемучки"
: В возрасте 2-3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремя...
Познавательско- исследовательский проект "Маленькие почемучки" для детей младшей группы
Познавательный-исследовательский проект «Маленькие почемучки» для детей младшей группы Актуальность.Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и...