«Животные Арктики и Антарктиды» в средней группе (4-5 лет).
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект занятия "Животные Арктики и Антарктиды"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД на тему: «Животные Арктики и Антарктиды» в средней группе (4-5 лет).
Цель: Знакомство с Арктикой и Антарктидой, с особенностями природных условий Арктического края, с животными Арктики, их внешним видом, образом жизни и повадками.
Задачи:
Обучающие:
- формировать у детей представление о животных севера;
- формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности;
- расширение словарного запаса.
Развивающие:
- развивать умственные операции сравнения и обобщения;
- развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;
- приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовать интересы;
-развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания.
Воспитательные:
-воспитывать эмоциональное отношение к животным севера.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Материалы и оборудование: физическая карта, картинки с изображением полярных районов и животных, обитающих там; контурное изображение животных Арктики.
Предварительная работа: чтение книг, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок о полярных районах, о животных, обитающих в тех краях.
Ход занятия:
Где-то на белом свете,
Там где всегда мороз,
Трутся спиной медведи
О земную ось.
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря,
Трутся об ось медведи,
Вертится Земля.
Мы отправимся с вами туда,
Где царство холода, снега и льда!
Короной снежной с двух сторон
Наш шар прекрасный окружен!
Два полюса, два братика-
Антарктика и Арктика.
Воспитатель: Наша научная экспедиция отправляется за полярный круг, в зону арктических пустынь. А поплывем мы на льдине.
Демонстрация картинок с изображением полярных районов.
Воспитатель: На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом, полярные области: Антарктика на крайнем юге, Арктика – на севере. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода оно не заходит за горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Самое холодное место планеты – Антарктида, закованный в лед материк на Южном полюсе. Но наш путь сегодня лежит в Арктику – центральную часть Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими побережьями материков.
- Арктика – это зона островов, лежащих около Северного полюса. Климат этой полярной области очень разнообразен. Холодные порывистые ветра гуляют по безмолвным снежным просторам, прижимая к земле и без того редкие низкорослые кустарнички карликовой березы и полярной ивы. Здесь долгая холодная зима и короткое холодное лето, поэтом растительность скудная: мхи да лишайники. Белыми пустынями называют огромное пространство севера, где только льды да снега. Все белым – бело до боли в глазах. Но вдруг попадается зеленая льдина. Откуда она здесь? Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями. В Арктике несколько месяцев не заходит солнце – продолжается полярный день. Зимой наступает полярная ночь: темным – темно и совсем холодно. Но к этим условиям приспособились обитатели севера. Слово «Арктика» в переводе с греческого языка означает «медведь».
- Как вы думаете, почему так назвали этот край? (Ответы детей).
- Правильно. Арктика – это владение белого полярного медведя.
Физминутка «Северный полюс»
Дуют ветры ледяные (Помахать руками)
Горы снежные, крутые. (Поднять руки вверх, встать на цыпочки)
Там о лете не слыхали, (Приставить руку к уху, наклониться)
Там согреешься едва ли. (Обнять себя и попрыгать)
Он не мал и не велик, (Развести руки в стороны и свести)
Этот снежный материк. (Хлопать в ладоши)
Загадки о животных.
Демонстрация картинок с изображением животных Арктики.
Воспитатель читает загадки про животных Арктики:
- В Антарктиде среди льдин
Ходит важный господин.
В чёрный он одет сюртук,
Крылья машут вместо рук.
Хоть на шее белый галстук,
На ногах одеты ласты.
Вы узнали господина? (Пингвин.)
Пингвины хоть и птицы, а не летают. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. Гнёзда для птенцов пингвины не делают - негде и не из чего. Но ведь на снегу яйцо тоже нельзя отложить - замерзнет пингвинёнок! Мама - пингвиниха снесёт яйцо, а пингвину- папе приходится держать его на лапах и согревать собственным пухом.
2. Там где холод, снег и лед
Этот дикий зверь живет,
Он большой, пушистый, белый,
А еще рыбак умелый. (Белый медведь.)
Все животные Арктики боятся, а значит и уважают белого медведя. Это самый крупный сухопутный хищник. Длина его тела достигает 2,5 метра, весит около 500 кг. Он нападает на тюленей, нерп, моржей. Его крепкие зубы знакомы полярным дельфинам, а песец всегда кормится возле этого могучего зверя, получая объедки с барского стола. Белый медведь прекрасно плавает, ныряет, быстро бегает. Он часами может лежать возле лунки во льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. В середине зимы в заснеженных берлогах у них рождаются детеныши. Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она может выйти на охоту. Летом питаются медведи травой, лишайниками, черникой. Он является самым грозным и опасным хищником арктических земель, на них никто не нападает.
- В дальних северных морях,
На арктических полях,
Я охочусь день-деньской,
Крики чаек надо мной;
Я ныряю целый день,
А зовут меня… (Тюлень.)
Тюлень питается рыбой. Он прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты. Вынырнет тюлень, наберет воздуху и снова в воду. А зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лёд головой. Иначе задохнуться можно. Детёныши у тюленя совсем белые. Их так и называют - бельки.
- Два мощных имеет клыка,
Два ласта и два плавника,
Но этого дядю не трошь,
Прилёг отдохнуть толстый. (Морж.)
Морж – это самый ближайший родственник тюленей. Длина его тела приближается к 3 метрам, а вес колеблется в пределах тонны. Ко всему прочему это животное имеет мощные клыки, которые он использует в боях и чтобы выбраться на лед для отдыха. Они нужны ему для того, чтобы раскапывать морское дно и таким образом добывать себе моллюсков, служащих ему основной пищей. Морж может съесть 3000 моллюсков в день.
5. Что за хищник за такой,
С шерстью бело-голубой?
Хвост пушистый, мех густой,
В норы ходит на постой.
Птицы, яйца, грызуны -
Для него всегда вкусны.
На лису похож немного,
Тоже псовая порода. (Песец)
Песец – небольшой зверь. Его вес едва дотягивает до 5 кг, а высота в холке не бывает больше 30см. Но этот малыш очень вынослив и быстр. К тому же он любит путешествовать. Его можно встретить практически во всех уголках Арктики. Он часто сопровождает белого медведя, благоразумно держась от мощного хищника на почтительном расстоянии.
- Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга. (Северный олень.)
Живёт олень в холодной тундре, питается ягелем, который ещё называют оленьим мхом, и чувствует себя вполне уютно в арктическом регионе. Северный олень заселяет также и многие острова огромного холодного водоёма. Это животное имеет вес около двухсот килограмм, а высота в холке не превышает полутора метров. У северного оленя очень широкие копыта. Благодаря им, он легко разрывает зимой снег и добирается до жухлой растительности, прячущейся под снежной шубой.
- Очень редко отдыхает,
Но всегда фонтан пускает
Океаны бороздит
Ну, конечно, - это … (Кит.)
Из отряда китообразных, обитающих в Арктике, несомненный интерес в первую очередь представляет нарвал. Обязан он такой популярностью своему длинному рогу, который торчит прямо изо рта. Этот рог достигает в длину 3 метра, а его вес составляет 10 кг. Является он ничем иным как обычным зубом, выросшим до таких огромных размеров. Никаких неудобств млекопитающему этот зуб не доставляет, а вот зачем он нужен – тут однозначного ответа нет, хотя различных предположений очень много.
Белуха или полярный дельфин также является представителем этой компании. Это крупное животное, его вес достигает 2-х тонн, а длина составляет 6 метров. Белуха очень любит питаться рыбой – самого же полярного дельфина никогда не отказывается попробовать касатка. Она по праву занимает одно из первых мест среди самых сильных и крупных морских хищников. В арктических водах она частый гость. От её острых зубов погибают не только белухи, но и моржи, тюлени и нерпы.
Пальчиковая гимнастика «Накорми зверей»
Смотрите, милые друзья (развести руки в стороны)
Да тут их целая семья:
У медведя - медвежонок, (загибать пальчики, начиная с большого)
У тюленя - тюлененок,
У пингвина - пингвинёнок,
У оленя - олененок.
А теперь кормить их будем.
Травку дам оленю,
Пингвину и тюленю рыбы дам,
Мишке белому - медку,
А моржу дам молоко.
Игра «Чья тень?»
Воспитатель показывает картинку с контурным изображением животного, а дети угадывают.
Воспитатель: Наше путешествие в Арктику закончилось. Давайте вспомним:
- Где находится Арктика? (На Северном полюсе.) - Что вы можете рассказать об Артике? (Там очень холодно, вечная мерзлота, снег, лед, полярная ночь, северное сияние).
- Кого из животных можно встретить в Арктике? (Полярного волка, северного оленя, белого медведя, моржей, тюленей, полярную сову, песца, нарвала, касатку, белух, китов).
- Почему эти животные живут в Арктике? (Они питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира, умеют хорошо плавать, отлично нырять. У многих животных густой белый мех, делает их незаметными на снегу).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Напиши письмо животным Арктики и Антарктиды"
Экологическое образование дошкольников – это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться ...

Занятие для старшей группы " Животные Арктики и Антарктиды".
А вы знаете, что где-тоКруглый год – зимой и летом –Океан укрыт от светаТолстым белым слоем льда?Там стоит ужасный холод,Пароходы там не ходят,Лишь большие ледоколыДобираются туда. - ...

конспект занятия по ФЦКМ "Животные Арктики и Антарктиды"
Ознакомление с животными полярных районов...
Животные Арктики и Антарктиды
разработан проект. Знакомство с северными животными.https://drive.google.com/file/d/1XEydoQFbQrKEKLvVp3pcttZcaz4NNYNe/view?usp=sharing это ссылка для презентации к конспекту....

Конспект НОД по окружающему миру на тему:«Животные Арктики и Антарктиды» для детей старшей группы
Формировать у детей правильное представление об Арктике, Антарктике и обитателях данной местности...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Животные Арктики и Антарктиды».
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Животные Арктики и Антарктиды»....
