Конспект НОД "Научные опыты"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Уточнить представление о том, кто такие учёные люди, познакомить с понятиями "наука"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи: уточнить представление о том, кто такие учёные люди, познакомить с понятиями "наука"; закреплять и уточнять знания детей о свойствах воздуха (воздух заполняет всё пустое пространство, имеет вес, расширяется и сжимается); закреплять умение работать в коллективе, соблюдать правила безопасности во время опытов; формировать умение устанавливать причинно-следственные связи; развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, зрительное и слуховое восприятие, самостоятельность
Материалы: таз с водой, стаканы, бутылки, соломинки для коктейля, халаты для детей, игрушка дед Знай, игрушечные весы, шары, кусок ткани.
- Ход занятия
Воспитатель: Вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: Это помещение, где проводят разные опыты и исследования.
Воспитатель: Правильно, ещё в лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.
В лаборатории детей встречает дед Знай, здоровается, знакомится с детьми.
Воспитатель: Дед Знай — хозяин лаборатории. Что необычного вы видите в его наряде? Почему он так одет?
Дети: У него белый халат, как у врача. Может он ученый?
Воспитатель: Да, ребята, дед Знай - ученый. Как вы думаете, чем занимаются учёные?
Дети: Проводят опыты, что-то изучают.
Воспитатель: Правильно, они изучают, исследуют, проводят различные эксперименты, одним словом занимаются наукой. А что такое наука? Наука - это познание. Это изучение различных предметов, явлений. Что могут изучать ученые?
Дети: Всё могут изучать.
Воспитатель: Один из таких ученых перед вами - это дед Знай, он много знает, потому что много читает, работает, думает, стремиться узнать что-то новое и рассказать об этом всем. У деда Зная в лаборатории много книг. Вот одна из них, где рассказывается о разных ученых.
Ученые - это люди, изучающие наш мир и его устройство. Они задают себе вопросы, а затем пытаются ответить на них. Ребята посмотрите на портрет вот этого ученого - это Архимед. Я расскажу вам немного о нём: когда вас ещё не было на свете, не было и ваших родителей, и даже ваших бабушек и дедушек, жил в Греции человек по имени Архимед. Он был математик и учёный. Этот человек был очень любознательным, всё ему было интересно. Он хотел знать, как устроен мир, и сам придумал много полезных и нужных вещей. А вот ещё один учёный он наш земляк, когда-то давно он тоже жил в нашем городе Санкт-Петербург. Ломоносов был выдающимся разносторонним человеком и еще изобретателем. Он изобрел прибор, сквозь который лучше видно в темноте, машину из множества зеркал и линз, которая фокусировала солнечные лучи, прибор для изучения вязкости жидкостей. Он впервые использовал микроскоп в химии и усовершенствовал его. Изобрел громоотвод, впервые стал изучать строение атмосферы и причины погодных аномалий. Для Ломоносова природа была живой и он изучал ее. Ученый впервые открыл морозную атмосферу земли — криосферу.
Воспитатель: Как вы думаете, как же ученые находят ответы на свои вопросы?
Дети: Думают много, изучают, делают опыты.
Воспитатель: Правильно. Учёные наблюдают за происходящим в мире. Что такое наблюдение?
Дети: Это когда на что-то смотрят.
Воспитатель: Да, ребята, наблюдение - это один из способов изучения мира вокруг нас. Для этого необходимы все органы чувств. Какие у нас с вами органы чувств?
Дети: Обоняние, осязание
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру "Потрогай!"
Ход игры:
В один мешочек кладу несколько небольших предметов и дети угадывают их на ощупь, засунув руку в мешочек.
Воспитатель: Ребята, при проведении экспериментов учёные записывают, зарисовывают все, что происходит. Дедушка Знай приглашает вас стать его помощниками. Мы тоже будем с вами проводить эксперименты и будем все записывать в свои научные тетради. Так что такое эксперименты?
Дети: Это когда проводят опыты, когда что-то проверяют.
Воспитатель: Эксперименты - это опыты, которые проводят ученые, чтоб убедиться в правильности своих предположений или гипотез. При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами и острыми, и стеклянными. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? Какие из них надо соблюдать нам с вами?
1.На столах ничего не трогать без разрешения воспитателя.
2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
4. Бережно и аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал-аккуратно положи всё на место.
5. Помни, что некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Я написала эти правила и повесила в нашей лаборатории, чтобы не забывать про них.
Дед Знай: Дети, послушайте загадку.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас. (воздух)
Дед Знай: Что это?
Дети: Воздух.
Дед Знай: Правильно, воздух. А какие свойства воздуха вы знаете?
Дети: Невидим, его нельзя потрогать, бесцветный.
Воспитатель: Сейчас мы проверим некоторые свойства воздуха. Занимайте свои места.
Дед Знай: Опыт №1 "Воздух повсюду".
Возьмите стакан и соломку, наберите ей воду и быстро зажмите верх соломки.
Дед Знай: Опыт №2 "Воздух имеет вес".
Положите на чаши весов надутый воздушный шарик и ненадутый. Какой шарик будет весить тяжелее?
Дед Знай: Опыт №3 "Не намокающая ткань".
Ребята возьмите стакан и уложите в него плотно ткань, чтобы она из него не выпала. переверните стакан и опустите его в таз с водой. Стакан удерживайте в воде прямо, чтобы воздух находящийся в нём не проник во внутрь и ткань не намокла. вода может попасть в стакан, только если ты наклонишь его и дашь воздуху выйти.
Физкультминутка
Воспитатель: Ребята, а теперь вставайте на коврик и изобразите те предметы, в которых используется воздух.
Насос (упражнение на дыхание) – о. с., руки опущены, сжаты в кулаки.
Сделать глубокий вдох, поднять руки до уровня подбородка; 2- выдох, наклониться вперёд, руки опустить;
Шарик (упражнение на дыхание) – пальцы рук собрать в щепотку, руки соединить. 1 – вдох; 2- выдох на пальцы рук – «надуваем шарик»;
Аэроплан: руки в стороны, как крылья, «полетать».
Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь садитесь на стульчики и мы продолжим. О каких свойствах воздуха мы узнали?
Дети: Воздух — невидимка, воздух легче воды, воздух имеет вес, воздух движется.
Воспитатель: Да, ребята, понравилось ли вам работать в лаборатории?
Дети: Да.
Воспитатель: Рабочий день в лаборатории подошёл к концу, все молодцы. Предлагаю исследователям зарисовать проведённые нами опыты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Опыты с песком" в первой младшей группе
Занятие даёт детям представление о свойствах песка. Побуждает к опытно - экспериментальной деятельности, формирует умение самостоятельно проводить элементарные опыты....
конспект занятия "Опыты с водой"
учить определять свойства и состояния водызакреплять умение определять предметы изготовленные из дерева, стекла, учить составлять описательные рассказы по предметуразвивать умение решать арифмети...

Конспект НОД Опыты и эксперименты
План - конспект НОД с дошкольниками в 1 младшей группе Тема: « Опыты с воздухом.»Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»Задачи:•развивать познавательную...
Конспект занятия-опыта "Воздух-невидимка"
Программное содержание:-дать понятие о свойствах воздуха;-развивать умение проводить опыт и делать выводы;-воспитывать аккуратность при проведении опыта....
Конспект проведения опыта в средней группе «Свойства песка».
Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунков из песка....

Конспект из опыта работы непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Обрывная аппликация «Осеннее дерево» для средней группы
Конспект из опыта работы непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Обрывная аппликация «Осеннее дерево» для средней группы...
