"Возрастные особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста"
методическая разработка по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Младшая группа
Ознакомление детей с комнатными растениями.
Примерный объём знаний и воспитательные задачи.
Дети должны знать названия двух-трёх растений, называть их части: цветок, лист. Знать основные растительные группы: детево, трава. Уметь рассказывать о растениях, отмечая характерные признаки цветков (один, несколько, их цвет, запах), листьев (большие или маленькие, широкие или узкие их окраску). Знать, что за растениями надо ухаживать – поливать, протирать листья.
С какими растениями рекомендуется знакомить детей.
Похожими на дерево, траву: цветущими, желательно с одноцветными цветками (примула, бегония, герань, кливия); с широкими, плотными листьями (аспидистра, фикус); контрастными (драцена)
Рекомендуемые дидактические игры.
«Найди такой же, найди пару», «Большие или маленькие», «Один и много»,
«Найди листок» и т.д.
В таких играх воспитатель упражняет детей в названии нескольких растений и формирует умение несложному описанию внешнего вида растений и выделению, каких – то характерных признаков.
Расширение знаний детей о природе.
Календарь природы.
Календарь природы должен включать в себя: несложные иллюстрации, точно изображающието, что в данный момент происходит в природе и что дети сами видят во время наблюдений на участке и в ближайшем окружении (осеннее дерево, листья, лужи, тучки, дождик)
Посевы семян и посадка луковиц в уголке природы.
В конце февраля можно поместить быстрораспускающиеся ветки тополя, на которых крупные, гладкие душистые листья, или ветки сирени, или березы.
В мадшей группе посевы семян и посадкой лука полностью занимается воспитатель.
Рекомендуемые посевы семян и посадка луковиц.
Февраль – семена овса, лук репчатый.
Апрель – садовые (турецкие) бобы, настурция.
Средняя группа.
Ознакомление детей с комнатными растениями.
Примерный обьем знаний и воспитательные задачи.
Дети должны знать названия четырех – пяти растений, называть их части (стебель или ствол, ветки, листья, цветы), уметь более точно и подробно описывать растения, отмечая форму листьев (овальные, круглые и др.)
Воспитатель продолжает формировать умение находить сходства и различие в форме, величине, окраске листьев и цветов, формировать интерес и любовь к растениям, умение замечать изменения в их развитии.
С какими растениями рекомендуется знакомить детей.
Похожими на дерево, траву: цветущими, с одноцветными цветками (примула, бегония, герань, кливия) желательно цветущими; с широкими, плотными листьями (аспидистра, фикус); контрастными (драцена).
Рекомендуемые дидактические игры.
«Найди такой же, найди пару», «Большие или маленькие», «Один и много»,
«Найди листок», «Вершки –корешки» и т.д.
В таких играх воспитатель упражняет детей в названии нескольких растений и формирует умение несложному описанию внешнего вида растений и выделению, каких – то характерных признаков.
Расширение знаний детей о природе.
Осенью в уголок природы помещают природный материал: шишки, желуди, разноцветные осенние листья деревьев и кустарников.
Календарь природы
Календарь природы должен включать в себя: несложные иллюстрации, точно изображающието, что в данный момент происходит в природе и что дети сами видят во время наблюдений на участке и в ближайшем окружении (осеннее дерево, листья, лужи, тучки, дождик) и добавляестся дни недели.
Посевы семян и посадка луковиц в уголке природы.
В конце февраля можно поместить быстрораспускающиеся ветки тополя, на которых крупные, гладкие душистые листья, или ветки сирени, или березы.
Рекомендуемые посевы семян и посадка луковиц.
Февраль – семена овса, лук репчатый.
Апрель – садовые (турецкие) бобы, настурция.
Старшая группа.
Ознакомление детей с комнатными растениями.
Примерный объем знаний и воспитательные задачи.
Дети должны знать названия 6-7 растений, их части: бутон, корни, ствол, ветки, листья, цветы, уметь более точно и подробно описывать растения, отмечая форму листьев (овальные, круглые и др.). Уметь замечать изменения, происходящие в растениях, и связывать их с временем года и с условиями жизни.
С какими растениями рекомендуется знакомить детей.
Детей старшего возраста рекомендовано знакомить с растениями, имеющими не ярко выраженные признаки различия и сходства (например с двумя видами герани), а также с растениями, имеющими различные виды стеблей, различную форму, величину и окраску листьев и цветов: плющом, комнатным виноградом.
Рекомендуемые дидактические игры.
«Найди такой же, найди пару», «Вершки – корешки», «Найди растение по листку», «Найди растение по цветку» и тд.
В таких играх воспитатель упражняет детей в названии нескольких растений и формирует умение несложному описанию внешнего вида растений и выделению, каких – то характерных признаков.
Расширение знаний детей о природе.
Календарь природы
В старшей группе, кроме названных веток, следует приносить ветки, менее контрастные, например липы, осины, клена, длительно за ними наблюдать. Под руководством воспитателя дети отмечают, как набухают почки, как они сбрасывают чешуйки, какие листья распускаются на ветках разных растений.
Календарь природы должен включать в себя: иллюстрации, точно изображающието, что в данный момент происходит в природе и что дети сами видят во время наблюдений на участке и в ближайшем окружении (осеннее дерево, листья, лужи, тучки, дождик) и добавляестся дни недели, а также числа и месяц.
Посевы семян и посадка луковиц в уголке природы.
В этом возрасте даются поручения в уголке природы.
В конце февраля можно поместить быстрораспускающиеся ветки тополя, на которых крупные, гладкие душистые листья, или ветки сирени, или березы.
Рекомендуемые посевы семян и посадка луковиц.
Февраль – семена овса, лук репчатый, корнеплоды, горох.
Апрель – бархатцы, циния, космея, помидоры, огурцы.
Подготовительная группа.
Ознакомление детей с комнатными растениями.
Примерный объем знаний и воспитательные задачи.
Дети должны знать названия многих растений, подробно описывать их внешний вид, отмечая существенные особенности, называть наземные и подземные части; знать о некоторых лекарственных растениях; знать о роли света, тепла и влаги в жизни растений, об особенностях ухода за отдельными растениями. Педагог продолжает воспитывать интерес и любовь к растениям, желание длительно наблюдать и ухаживать за ними, создавать для растений лучшие условия роста и развития.
С какими растениями рекомендуется знакомить детей.
В подготовительной группе знакомят с более прихотливыми, требующими сложного ухода (бегония, фиалки); лекарственными (алоэ, герань); интересными своими вегетативными размножением (хлорофитум, каменеломка, бриофиллюм); с разными подземными частями – луковицами, клубнями.
Рекомендуемые дидактические игры.
«Лесные цветы», «Садовник», «Букет цветов», « Я знаю пять цветов», «Собери лепестки цветка из оттенков», «Найди причину», «Четвертый лишний» и тд.
В таких играх мы развиваем целеннаправленное внимание, зрительное внимание, чувство цвета и формы, а также развиваем логическое мышление, речь, пополняем и обогащаем словарный запас у ребенка.
Расширение знаний детей о природе.
Календарь природы
Календарь природы должен быть все сложее и сложнее. В календаре природы, дети значками отмечают погоду сегодняшнего дня. Иллюстрации в уголке природы надо чаще менять. Например, вчера было тепло, дети видели на участке бабочек – дети поместили бабочек, солнце; сегодня холодно, дождь – помещаем тучи, дождик. А также в уголке природы у календаря, можно поместить ветки не только с листовыми, но и с цветочными почками; они более крупные и округлые, например ветки ивы, вербы. Эти знания закрепляются на повторном этапе, которое после длительного наблюдения.
Посевы семян и посадка луковиц в уголке природы.
В конце зимы и в начале весны в уголках природы проводятся посевы семян и посадка луковиц. Для посевов нужно создать влажный микроклимат, поэтому их закрывают полиэтиленовой плёнкой. В подготовительной группе дети осваивают такой прием: мелкие семена смешивают с песком и высевают в неглубокую бороздку.
Рекомендуемые посевы семян и посадка луковиц.
Февраль – семена овса, лук репчатый, корнеплоды, горох.
Апрель – бархатцы, циния, космея, помидоры, огурцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей " Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста"
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых...

Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста
Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста...
Доклад "Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста".
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...
Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста
Природа и человек… Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели и...

«Возрастные особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста», доклад
Уровень обр. орг.,консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 19.03.2018г....

«Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:устойчивых знаний ...
