Перспективный план по экологии
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Города Ростова – на – Дону « Детский сад № 19»
Проект на тему: «Эколята – дошколята»
Разработала: Павленко С.А
.Ростов на Дону 2024 -2025
Оглавление:
- Пояснительная записка:
1.1. Актуальность
1.2. Идея проекта
1.3. Новизна инновационного проекта.
1.4. Тип проекта.
1.5. Сроки реализации проекта.
1.6. Адресация проекта. Участники проекта.
- Целепологание
2.1. Цель проекта.
2.3. Задачи проекта.
- Ожидаемые результаты проекта.
4.Стратегия реализации проектной идеи:
4.1. Организационно - подготовительный этап.
- 2. Основной этап (деятельный - реализация проекта).
4.3. Третий этап – заключительный.
5.Оценка результатов проектной деятельности (предполагаемая)
6.Заключение.
- Перспектива дальнейшего развития идеи и тематики проекта.
- Отчет о реализации проекта
11.Список литературы и интернет сайтов.
- Приложение.
- Пояснительная записка
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создаётся непрерывная система экологического образования населения. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныни живущих людей, понимания сложившейся ситуации и сознатель-ного к ней отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень куль-туры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в эко-логии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с законами жизни.
- Актуальность
Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологи-ческого сознания, экологического мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.
Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.
Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей взаимоотношениях с природой:
- осознание ребёнком себя как части природы;
- воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам вне
зависимости от наших симпатий и антипатий;
- формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
-понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», и нельзя уничтожать то, что не можем создать;
- формирование у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
- усвоение азов экологической безопасности (вместе с родителями) и перво-начальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на при-мерах использования воды, энергии в быту (вместе с родителями); - формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Дошкольное детство - самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека.
Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.
Проект. Для реализации проектной деятельности воспитателем был подобран методический материал и создана разнообразная эколого - развивающая среда, являющаяся носителем экологической культуры,
Новизна.
Новизна проекта заключается в том, что он нацелен на работу как педагога, детей и их родителей по экологическому воспитанию, через реализацию проектной деятельности (тематические мини - проекты), выстроенной согласно датам Международного экологического календаря. Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса, личностную включённостью детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость, дающую бесспорные положительные результаты.
- Тип проекта
– познавательно – исследовательский, практико – ориентировочный, долгосрочный.
1.5. Сроки реализации проекта.
По времени: долгосрочный
Сроки реализации: сентябрь 2021 – август 2022
1.6. Адресация проекта.
Проект адресован на совместную работу педагога МбДОУ№126 с детьми и их родителями по экологическому воспитанию, как среди детей, так и их родителей с сентября по август 2022 года.
Участники проекта: педагоги, дети, родители МБДОУ № 126
Целеполагание.
2.1. Цель:
- формирования экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления в дошкольном возрасте, как начальный этап формирования личности человека.
2.2.Задачи проекта.
- образовательные: формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека, усвоение азов экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов, познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы;
- развивающие: развивать осознание ребёнком себя как части природы, понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», что нельзя уничтожать то, что не возможно создать;
- воспитательные: воспитывать у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы через практическую природоохранную деятельность, эмоционально - положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость.
- Ожидаемые результаты проекта.
- У детей сформируются:
- экологические знания, экологическая культура;
- сознание важности природоохранных мероприятий;
- навыки правильного поведения в природной среде;
- чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе;
- эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой деятельности.
У родителей:
- расширятся знания по экологическому воспитанию детей;
- повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы;
- гармонизируются детско-педагогические отношения;
- повысится уровень экологической культуры личности.
У педагога:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию.
4.Стратегия реализации проектной идеи.
1 этап. Организационно-подготовительный.
2 этап. Основной. Реализация проекта.
3 этап. Обобщающий
4.1. Организационно - подготовительный этап.
- Постановка проблемы. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
- Опрос детей, с целью выявление экологических знаний, проблемы.
- Анкетирование родителей.
- Консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Подбор материала, форм и методов работы с родителями.
- Составление плана реализации проекта.
- Определение содержания деятельности всех участников проекта.
- Поиск различных средств достижения целей;
- Подбор и изучение методического материала, методической литературы.
- Создание дидактического и методического материала
- 2. Основной этап (деятельный - реализация проекта).
Проведение комплекса мероприятий по теме проекта и включает в себя:
- Работу с детьми.
- Работу с родителями.
- Работа с детьми:
- непосредственно - образовательная деятельность;
- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
- совместная деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции;
- самостоятельная деятельность детей.
Познавательная - речевая деятельность по реализации задач проекта.
- Тематические НОД экологической направленности.
- Познавательно - исследовательская деятельность.
- Чтение художественной литературы по проектной тематике .
- Рассматривание иллюстраций экологического содержания, презентаций, видиофильмов;
- Наблюдение за объектами живой и неживой природы
- Эвристические, познавательные, ситуативные беседы.
- Создание собственных проблемных ситуаций с помощью экологических моделей.
- Сочинение экологических сказок. и, викторина, «Что, где, когда»
Социально - коммуникативная деятельность по реализации задач проекта:
Игровая деятельность экологического содержания:
- сюжетно-ролевые игры;
- дидактические игры;
- развивающие игры; Экологические интеллектуальные игры - театрализованные игры. интеллектуальные игры: КВН, викторина, «Что, где, когда» Экологические интеллектуальные игры: КВН, викторина, «Что, Трудовая деятельность в экологическом центре и в природе:
- ход за растениями и посадками в группе;
- создание огорода и цветника, посадка, уход за растениями;
- поддержание чистоты и порядка на участке и территории детского сада (трудовой и экологический десант)
Художественно - эстетическая деятельность по реализации задач проекта.
Продуктивная деятельность:
- рисование;
- лепка;
- аппликация;
- прикладная деятельность;
- конструктивно - модельная деятельность.
Музыкально – досуговая деятельность, экологические праздники.
Физкультурно - оздоровительная деятельность по реализации задач проекта:
- спортивные, подвижные игры;
- спортивные досуги, праздники экологического содержания
Организация и проведение с детьми с привлечением взрослых:
природоохранных акции на тему:
- «Гостеприимная кормушка» (изготовление кормушек, подкормка птиц)
- «Огород круглый год»
- «Цветник на подоконнике»
- «Чей дом лучше» (изготовление скворечников)
- «Земля наш дом – пусть чисто будет в нём» (месячник по благоустройству территории детского сада).
- «Подарим книжке вторую жизнь – сохраним дерево»
- «Посади дерево и сохрани его»
- «Спасем елочку».
Выставок творческих работ на тему:
- «Природа и творчество»
- «Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём!» (Фото - работы)
- «Цветущий май» (Фото - работы)
- «Краски осени» (Фото - работы)
- Работа с родителями:
- проведение консультаций на тему: «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края»,
семинара для родителей на тему: «Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях»;
- анкетирование;
- оформление информационного уголка. Советы родителям на тему: «Научите детей любить и беречь природу!»;
- оформление папок-передвижек, проведение бесед экологического содержания;
- информирование родителей через создание природоохранных памяток, газет;
- Участие в выставке поделок «Природа и творчество», в фотовыставках на тему: «Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём!» «Цветущий май» «Краски осени»;
- привлечение к участию в природоохранных акции;
- проведение праздников, развлечений;
- привлечение родителей к активной реализации проектной деятельности в группах.
Дорожная карта по внедрению проектной деятельности (тематические мини - проекты), акции,выставки,праздники) выстроенной согласно датам Международного экологического календаря .
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.3. Третий этап – заключительный.
- Презентация проекта.
- Посвящение дошкольников в юных защитников природы «Эколят»
- Создание выставки методического и творческого материала.
- Оформление информационно – справочных материалов (буклетов, папок, ширм - передвижек) по экологическому воспитанию дошкольников.
5.Оценка результатов проектной деятельности (предпологаемая).
Дети:
- освоили новую систему ценностей по взаимоотношению с природой;
- сформировалось сознание важности природоохранных мероприятий;
- повысилось ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;
- у детей проявилось развитие инициативы, активности, самостоятельности в экологической деятельности.
Родители:
– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам экологического воспитания детей;
– принимают активное, живое участие в жизни группы;
– проявляют личную заинтересованность в реализации проектной деятельности, высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности экологического воспитания детей;
– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении экологических знаний, экологической культуры;
– осознают особенности организации психолого - образовательного процесса и его влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств
Педагог:
- личностный и профессиональный рост; самореализация.
- приобрели дополнительный опыт совместной деятельности с родителями и детьми.
6.Заключение.
Во время реализации проекта, получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых. Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников, их родителей, педагогов. Дети имеют первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», у них (вместе с родителями) сформировано понятие экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов. У ребят появились навыки экологически грамотного и безо-пасного поведения в повседневной жизни. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей, как части нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине, её природным богатствам.
Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил педагогов, родителей и детей в деле воспитания будущих граждан страны в целом.
- Перспектива дальнейшего развития идеи и тематики проекта.
- Отчет о реализации проекта ( открытое мероприятие, презентация.)
11.Список литературы:
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию!: рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет Старшая группа ; в 2ч - О.А. Воронкевич – СПб : Детство – пресс, 2002
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, подготовительная группа – Волгоград: Учитель, 2012
- Сценарии занятий по экологическому воспитанию от 4 – 7 лет. Л.Г. Обухова, А.В. Кочерина, А.В. Обухова – Москва 2008
- Материалы интернет – сайтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по экологии ( от 3х до 7 )
Перспективный план по экологии ( возраст от 3 до 7 лет) ...
Перспективный план по экологии на сентябрь в старшей группе
Наблюдения на прогулке, экспериментальная деятельность, беседы, игры, чтение художественной литературы, заучивание, труд в уголке природы и на прогулке....

Перспективный план по экологии
Важнейшей задачей является обогащение личного опыта положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неж...
Перспективный план по экологии для детей старшего возраста.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИРАБОТЫ 1. Образовательные: формирование экологических представлений о взаимосвязях в природерасширить знания детей о животном и растительном мир...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ЭКОЛОГИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Программное содержание: Дать детям понятие о звуках и буквах, а также органах артикуляции. Учить произносить отдельные звуки и звукоподражание, понимать, что слова состоят из звуков, звучат по-р...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ЭКОЛОГИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Программное содержание: Познакомить детей с термином «слово». Учить различать звуки и слова. Дать понятие, что звуки сливаясь, образуют слова. Учить различать длинные короткие слова по их звучанию. Ра...

перспективный план по экологии младшая группа.
"Экологическое воспитание детей младшего возрастта в условиях реализации ДОУ".Цель: Воспитание бережного и правильного отношения к природе. Формирование навыков заботливого отношения к объектам живой ...
