Конспект по познанию "Весна в степи"
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Жулгутыпова Лилия Саматовна

План-конспект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kognspekt_po_poznaniyu.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познанию
в старшей группе (5-6 лет)
по теме «Весна в степи»

Доминирующая ОО: познавательное развитие.
Интеграция ОО:  речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитие
Вид деятельности детей: познавательно-исследовательская, двигательная, речевая.
Программное содержание
Цель: познакомить детей с особенностями природных условий степи; обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны, учить самостоятельно, находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных; закрепить знания детей о природных особенностях весенних месяцев; Создать условия для развития связной речи у детей: развивать способность наблюдать, строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы, познакомить с новыми словами (новые слова выделены в тексте жирным шрифтом).
Материалы и оборудование:  картинки с тундрой, тайгой, Арктикой, смешанным лесом и степью; макет парохода; календарь природы ; аудиозапись отплывающего парохода, ручейка, пения птиц; два небольших куска ткани, одинакового размера, цветок с 12 лепестками
Предварительная работа:  перед началом НОД куски ткани намочить, отжать и положить на батарею, причем один – в расправленном виде, другой – туго свернутый.
Планируемый результат:  дети знакомы с особенностями природных условий степи; умеют обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны,  самостоятельно, находять их;  устанавливают связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных; знают о природных особенностях весенних месяцев; умеют наблюдать, строить предположения, предлагают способы их проверки, делают выводы, знают новые слова.
Структура занятия

1.Вводная часть

Вводная беседа о том, на каком транспорте довелось путешествовать

2 мин

2.Основная часть

Рассказ педагога о природе степей.

Физкультминутка.

Задание 1 «В каком месяце Таня и Ваня Отмечали погоду?»

Задание 2 «Чем питаются птицы»

Задание 3 «Чем питаются эти животные?»

20 мин

3.Заключительная часть

Подведение итогов «путешествия». Вопросы педагога к детям

3 мин

Длительность занятия: 25 мин

Ход занятия

1.Вводная часть
-В прошлый раз мы побывали с вами на ярмарке, отдохнули, повеселились. Пора продолжать путешествие.
-Вспомните, на каких видах транспорта мы уже перемещались с места на место? (На самолете, на поезде, даже на ковре – самолете)
-Отгадав мою загадку, вы узнаете, на чем сегодня мы отправимся в путешествие:
По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно.
Что такое? ...

 (Пароход)
-Вы уже знаете, что, где бы человек ни находился, он должен соблюдать определенные правила. Для чего? (Чтобы уберечь себя от опасности, чтобы не мешать другим людям работать и отдыхать)
-Как вы думаете, какое самое главное правило надо соблюдать на корабле? (Не перегибаться через борт!)
Итак, в путь! А путь нам предстоит долгий и интересный. (Садимся в пароход и «плывем». Аудиозапись звуков отплывающего парохода и плеска волн).
2.Основная часть
Воспитатель показывает картинки и спрашивает:
- Ребята, где мы с вами уже были? Дети отбирают картинки с тайгой, смешанным лесом, тундрой, Арктикой. Остаётся природа степных районов России.
- Это степи. Здесь нет деревьев, одна трава. Чтобы понять, почему нет деревьев в степи, рассмотрим кусочки ткани. Какой из них высох? Тот, что был расправлен. Другой свёрнутый, остался сырым. Попробуйте сравнить листья деревьев и траву с нашей тканью.
На что похожи листья?  (На расправленную ткань)
-
В жару листья очень быстро высыхают. А трава и цветы с их узкими и мелкими листьями способны экономить воду. 
-
Весна – чудесное время. Вся степь зеленеет. Как вы думаете почему?  (Земля еще пропитана талой водой)
-Но летом стоит такая жара, что вода очень быстро испаряется и растения не успевают вдоволь напиться.
-Где же они берут воду летом? У степных растений очень длинные и густые корни, которые берут влагу из земли.
-Как вы думаете, какие животные живут в этих местах? (Травоядные)
-Раньше их было очень много: дикие лошади, бизоны, сайгаки.    
-Но люди все больше места в степях занимали под поля, сады, пастбища. Негде стало жить крупным травоядным животным. Дикие лошади вымерли. Сайгаков осталось очень мало, их даже занесли в Красную книгу.
-Сейчас в степи много грызунов. Это тушканчики, суслики, сурки, хомяки. 
-Их норы находятся глубоко под землей, там не так жарко. А еду они себе находят на поверхности.

Физкультминутка «Хомка – Хомячок»

(выполняется 2 – 3 раза, дети выполняют движения в соответствии со словами)

Хомка – хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щеки моет, шейку трет.
Подметает хомка хату
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.

Работа с пособием.

Задание «В каком месяце Таня и Ваня Отмечали погоду?»

Да, в степи сейчас весна. А какое время года у нас? Как узнали мы, что весна пришла? (Дети перечисляют известные им признаки наступления весны)

-Правильно, пришла весна. А какой цвет у весны, как вы думаете? (Зеленый) Приклеим на наш цветок «весенние» лепестки.

-Сколько их? (Три) Все верно, а какой первый месяц весны?

Первый месяц весны – март. Март открывает  весну. В народе март прозвали зимобором.

-За что, как вы думаете? (В марте зима с весной борется)

-Еще называют его капельником. Почему? (В марте появляются сосульки на крышах и когда солнце греет они тают) 
-В марте прилетают первые перелетные птицы. «Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг» - что это за птица? (Грач) В народе говорят: «Грачи на дворе – весна на горе», «Грач зиму расклевал». Какой следующий месяц идет за мартом? (За мартом апрель идет)
-В апреле весна вволю разгулялась. Не случайно прозвали этот месяц снегогоном. 

-О чем говорит нам это название? (К концу апреля солнце прогоняет последние остатки снега)

-Апрель – месяц говорливой воды. Послушайте, что это значит. (Звучит аудиозапись ручейка).
-Апрельские ручьи землю будят. Что это значит? (Теплые весенние воды смыли зимнюю грязь, согрели землю)

-Там, где снег уже сошел, появляются первые весенние цветы. Какие? Подснежники.

-Какие весенние цветы вы еще знаете?  (Мать – и – мачеха. Обсудить почему именно так назван цветок.)

-В апреле возвращаются перелетные птицы из теплых стран. А каких перелетных птиц знаете вы? (Кукушка, соловей, журавли и т.д.)

-Ребята, а кто это?

Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет.

(Скворец)

-Правильно, это скворец. Где же живет скворец, когда прилетит? (В скворечнике) 

-Прилетел скворец и сразу начинает искать место для гнезда – дупло или скворечник. Если скворчихе место не понравится, птицы ищут другое. Выбрав жилище, они убирают из него старую подстилку и мусор. После этого устилают дно скворечника сухой травой  и пухом.

-А какой последний месяц весны? (Май)
-Правильно. Май – месяц зелени и цветов. Называют его травень, цветень. Почему, как вы думаете? «Май леса наряжает, лето в гости ожидает». 

-Цветут черемуха, вишни, яблони. Называют май и песенник. Почему? (Все перелетные птицы вернулись из теплых стран и уже успели свить себе гнезда)

-Самым красивым певцом леса – считают соловья. (Аудиозапись пения птиц)

-Звонок, весел май, но и неустойчив, крайне редко обходится без холодов. В мае два холода: когда черемуха цветет и когда дуб распускается.

- Ребята, у весны три долга, три завета:

1.Тьму зимнюю одолеть – март с нею справляется.

2.Снег согнать, землю разбудить – забота апреля.

3.Маю достается долг зелень привести – май лес наряжает, лето в гости ожидает.

-Путешествие наше подходит к концу и  нам пора возвращаться в детский сад, где мы с вами дождемся прихода весны и проверим все приметы.  Занимайте свои места на палубе – наш пароход готов отплыть. (Звучит аудиозапись отплывающего парохода)

Работа с пособием на применение полученных знаний.

Задание «Расскажи, чем питаются птицы. Обведи…»

Какие птицы изображены на рисунке? Расскажите, чем питаются эти птицы? Обведите перелётных. Почему они улетают на зиму в тёплые края?

Задание «Чем питаются эти животные?»

Покажите стрелками кто, чем питается.

3.Заключительная часть.

Подведение итога занятия.

Какие новые слова вы сегодня узнали?

-О каких животных вы узнали во время нашего путешествия?

-Ребята, вам понравилось наше путешествие? Если да, то поднимите зеленую карточку, если нет – красную, если вы хотели бы что – то изменить в нашем путешествие – желтую.

-А что тебе понравилось, Маша (Кристина, Алеша и т.д.)? (Выслушать ответы всех детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий в кружке "Степ-гимнастика"

Материал содержит подробное описание занятий в кружке "Степ-гимнастика" для старшей и подготовительной групп....

Конспект утренней гимнастики "Веселая степ-аэробика"

Утренняя гимнастика в подготовительной группе на степ-платформах....

КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ «ВЕСЕЛАЯ СТЕП-АЭРОБИКА»

Конспект физкультурного занятия«Веселая степ-аэробика»...

Конспект утренней гимнастики на степ - платформах

Закреплять умения заниматься на степ - досках....

конспект занятия с использованием степ-платформ

Занятие для детей подготовительной группы...

Конспект НОД с использование степ - платформы

На протяжении всего дошкольного возраста дети постоянно приобретают новые двигательные навыки и умения, а при отсутствии новых двигательных ощущений у детей теряется интерес к двигательной активности,...

Конспект утренней гимнастики на степ - платформе для детей старшего возраста

Способствовать  укреплению здоровья воспитанников в ходе развития координационных способностей детей средствами различных нетрадиционных форм утренней гимнастики....