Познавательно-исследовательский проект «Символ родины моей- БЕРЕЗКА»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Шевцова Ольга Алексеевна

для детей старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_berezka.docx35.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №9 «Теремок» Кувандыкского муниципального округа Оренбургской области

«Символ родины моей- БЕРЕЗКА»

Вид проекта: групповой, познавательно – исследовательский, краткосрочный.

Участники проекта: воспитанники старшей

группы компенсирующей направленности «Лапушки»

Воспитатель Шевцова О.А.

Кувандык, 2025 г.

Введение.

     Что мы родиной зовем? Дом, где мы с тобой живём, и берёзки, вдоль которых рядом с мамой мы идём…. (В.Степанов). А еще она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада!

Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет! Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.

     Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы.

Учитывая интерес детей и то, что береза распространена в нашем крае, я решила  выбрать проект о березе, с целью углубления естественнонаучных знаний детей о березе.

Проблема: отсутствие интереса у детей к удивительному «рядом», к русскому дереву - березе.

Цель: Воспитание любви к русской березе – символу России. Повысить у детей знания о березе, о пользе дерева для здоровья и использования древесины в промышленных целях, желание беречь природу родного края.

Воспитывать патриотические чувства.

Задачи:

  • формировать у детей представление о березе, как о дереве – символе  России;
  • развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, мышление,
  • творческое воображение и способности детей;
  • расширят кругозор детей о березе, ее удивительных полезных свойствах;
  • активизировать речь детей, словарь.

Материально-технические ресурсы: компьютер с интернет - подключением, художественная литература, энциклопедии.

Планируемые сроки реализации проекта: с17.03 по 11.04. 2025 г.

Предполагаемый результат: дети будут использовать в жизни полученные знания о березе. Развитость патриотических чувств у детей.

Основные шаги по реализации проекта:

  1. Подготовительный этап.
  1. Определение темы проекта; формулировка цели и определение задач.
  2. Создание развивающей среды: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, пособия, демонстрационный материал,
  3. Подобрать картины, иллюстрации, презентации. Подбор соответствующей художественной литературы о березе, стихов, пословиц, народных примет, загадок, песен.
  4. Подбор материала по теме «Символы России».
  5. Составление плана основного этапа проекта.

2. Основной этап. Практический.

1. Наблюдения в уголке природы за распусканием почек березы и наблюдения на участке за постепенным преображением берез. с 17.03.2025 по 11.04.

2. Знакомство с народными приметами, пословицами, песнями.

3. Разучивание пословиц и поговорок, разгадывание загадок.

4. Д/игры «С какого дерева листок?», «Деревья, листы, плоды»; П/и «1,2,3 к дереву беги»

5. Разучивание стихотворения А. Прокофьева «Люблю березку русскую».

6.  Разучивание хоровода «Мы вокруг березки встанем в хоровод».

7. Проведение бесед: «Что такое береза?», «Русская береза – символ России», «Почему березы белые?», «О пользе березы для человека».

8. Чтение художественных произведений: В.Бианки «Волшебная береза», И.Соколов-Микитов»Береза»,  Е.Тимошенко «Елочки-метелочки», М.Пришвин «Цветут березы», Г.Скребицкий «Стаканчик березового сока»

9. Просматривание репродукций картин: А.И.Куинджи «Березовая роща», И.Э.Грабарь «Февральская лазурь», К.Ф.Юон «Мартовское солнце», И.А.Левитан «Большая вода», «Золотая осень», И.Левитана «Золотая осень» и А.К.Саврасова, «Грачи прилетели».

10. Занятия: Ознакомление с окружающим «Русская березка – символ России», Аппликация «Березка весенняя».

3. Заключительный этап. Продукты проекта

1. Занятие «11 апреля- день русской березки"

2.Выставка детских работ: «Березка весенняя».

3. Изготовление буклета «Русская березка»

 

Приложение 1.

Стихи русских поэтов о берёзе

Сергей Есенин

Белая береза под моим окном

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки.

Виктор Боков

Не руби березы

Не руби березы белой,

Не губи души лесной,

Не губи и зла не делай,

А особенно весной,

Не губи, не тронь березы,

Обойдись с ней по-людски,

А иначе брызнут слезы,

Сам засохнешь от тоски.

Пусть береза, как невеста,

Бережет свою красу,

Ей не в печке жаркой место,

Место ей всегда в лесу!

Берёза

Всеволод Рождественский

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Береза зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В серёжках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Александр Прокофьев

Стоит берёзка фронтовая

Стоит берёзка фронтовая,

Ей не от солнца горячо, —

У ней ведь рана огневая:

Пробила пуля ей плечо!

Почти закрыта рана эта

Как бы припухшею корой…

Берёзка зеленью берета

Уже хвастнула пред сестрой.

Как северянка, речь заводит,

Всё с переспросом: «Чо да чо?»

И только ноет к непогоде

С закрытой раною плечо!

Анна Кулагина

Белая берёза косы распустила

Белая берёза косы распустила,

Белая берёза ветки опустила.

Желтые листочки косы украшают,

И на землю тихо, тихо опадают.

Татьяна Герасимова

Гимн березе

Если мне воспеть берёзу

Свыше дан наказ,

Я её святые слёзы

Воспою для Вас.

Я её печальный облик

В рифму облеку,

Шёпот листьев, птичий оклик.

Раны на веку…

Как светло-то на просторе.

Дивный свет струит;

На высоком косогоре.

Милая, стоит…

Подойду я и, любуясь,

Косоньки ветвей

Соберу-ка в прядь тугую…

Вей же, ветер, вей!

Нe сломить березу в бурю

Коль душа алмаз,

Даже средь осенней хмури

Радуешь ты глаз!

В зимнем сне, в мороз трескучий.

На краю села.

На обрыве-то, над кручей,

Как же ты мила!

А весною… Боже правый!

Красивее нет!

Молодых листочков нежен,

Изумруден цвет!

Ты в любое время года

Чудно хороша

И для русского народа

Ты его душа!

Герман Ходырев

Берёзовая роща

Белее снега чистого

И месяца лучистого,

Как в белых платьях девицы,

Берёзы стали в круг.

Их ветви — руки тонкие,

Как будто струны звонкие.

Лишь ветер к ним притронется —

И всё поёт вокруг.

При ясном свете месяца

Вся роща точно светится.

И реже сумрак вечера,

Светлее ночи тень.

И лес могучий, кряжистый

Глядит на рощу радостно:

Всегда теперь с ним рядышком

Сияет светлый день.

Александр Прокофьев

Люблю берёзку русскую

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застёжками.

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю берёзку русскую,

Она всегда с подружками

Весною хороводится,

Целуется, как водится,

Идёт, где не горожено,

Поёт, где не положено,

Под ветром долу клонится

И гнётся, но не ломится!

Ирина Токмаков

Берёза

Если б дали березке расческу,

Изменила б березка причёску:

В речку, как в зеркало, глядя,

Расчесала бы кудрявые пряди,

И вошло б у неё в привычку

По утрам заплетать косичку.

Светлана Ромашина

В краю берёзовых туманов

А мне б в березовые рощи,

С бетонных вырваться оков,

Туда, где синь небес полощет

Седые кромки облаков.

И заплутав в берёзках белых,

Неметь под трелью соловья,

Чтобы душа от счастья пела

Что это Родина моя!

А мне бы взглядом прикоснуться,

К бескрайним шёлковым лугам,

И в омут солнца окунуться,

Что летом стелется к ногам.

С медовых трав собрать в ладони

Жемчужный бисер на заре

И сердце доверху наполнив

Рассветной дымкой в серебре

А мне б ещё в лучах рассвета

В глаза ромашкам заглянуть,

И аромат хмельного лета,

Счастливой допьяну, вдохнуть.

С природой слиться воедино,

Блуждая в призрачных мирах,

Где золотистой паутиной

Повисло солнце на цветах.

В краю берёзовых туманов,

Упасть бы птицей в ковыли,

Встречать зарю в траве духмяной,

И пить бальзам родной земли.

А мне б всего краюху хлеба

Да в васильковые поля!

Всё это ты, под синим небом,

Россия — Родина моя!

 Приложение 2.

Игры. Настольная игра «Сложи картинку»

Цель: способствовать формированию умения правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность.

Игровое правило: Не ошибаться в выборе. Выигрывает тот, кто раньше других сложил и назвал свою картинку.

Игровые действия: Поиск частей, складывание целой картинки.

Ход игры: В коробке лежат целые картинки с изображением берёзы в разные времена года. В другой коробке лежат такие же картинки, но только разрезанные на части по вертикали или диагонали. Воспитатель знакомит детей с картинками. Они называют, что избражено изображено. Затем показывает часть картинки и спрашивает, от какой картинки этот кусочек. Дети говорят. Воспитатель накладывает часть картинки на целую. И так собирают, пока не получится целая картинка.

Затем воспитатель раздает детям по картинке. И они должны из частей собрать целую. Разрезанные картинки лежат на столе.

Другой вариант – воспитатель раздает кусочек. А дети должны по этому кусочку догадаться, какую картинку надо собрать.

Усложняя игру, воспитатель вносит элемент соревнования: кто первый сложит картинку, тот выигрывает, получает фишку.

Материалы: 4 большие картинки с изображением берёзы в разные времена года, 4 точно такие же картинки малого размера (образец).

Дидактическая игра «С какого дерева листок»

Цель: формировать представления детей о различных видах деревьев, их особенностях, пользе для человека. Развивать познавательный интерес детей, внимание, наблюдательность, умение описывать; активизировать словарный запас детей; воспитывать любознательность, добрые чувства к природе.

Варианты игры:

1. Подобрать листочки к каждому дереву, назвать дерево и листочек ( Например, «Это дерево называется берёза, а листочек берёзовый» ).

2. Описать дерево и его листья (Например, «Это дерево называется дуб. Дуб считают лиственным деревом. Это очень могучее крепкое дерево с широким разветвлённым стволом чаще всего произрастает в лесу. Листья дуба светло – зелёного цвета, гладкие с не ровными краями.)

3. Найти деревья, у которых есть иголочки, назвать их.

4. Назвать особенность каждого дерева (Например, на дубе растут жёлуди, черёмуха приносит чёрные ягодки, у берёзы есть серёжки и т. д. )

5. Составить рассказ о берёзе и дубе, о черёмухе и тополе, о сосне и иве, опираясь на картинки деревьев.

Материалы: Карточки с изображением деревьев и листьев.

Подвижная игра «Раз, два, три к дереву беги»

Цель: упражнять детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, закрепить знание названий деревьев.

Описание: Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Если воспитатель говорит: «Раз, два, три, к берёзе беги», дети бегут к данному дереву и ждут воспитателя. Игра продолжается несколько раз.

Русская народная игра «Плетень»

Цель: Развитие навыков общения.

Играющие встают друг за другом в длинный ряд. На весь ряд растягивается веревка, которую каждый держит. Все, приплясывая, идут за ведущим, поют:

«Вокруг берёзоньки идем,

Кругом нас всё плетнём,

Плеть-плеть плетена,

Кругом ствола обведена.

Вьётся плетень, плетётся,

В поле, в лес волочётся.

Расплетайся, плетень, расплетись,

Золотой узелок, развяжись.

Ведущий запутывает хоровод, пока не «завьёт плетень».

Расплетают плетень под приговоры:

Наряжен наряд-Из ста ребят,

Все в один ряд,

Вместе связаны стоят.

Плетень, расплетайся,

На берёзоньку завивайся»

Затем ведущий бегом увлекает хоровод в поле, при этом он петляет, делает круговые повороты, и кто не удержится на ногах, выбывает из игры.

Русская народная игра «Горелки»

Правила игры.

В игре участвует от 11 человек. Важно, чтобы количество играющих было нечетным. Для игры выбирается большая поляна или место во дворе. Выбирается водящий — он будет «гореть».

Все остальные игроки делятся на пары и встают позади «горящего» на расстоянии 3-4 метра от него. Игроки поют:

«Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо:

Птички летят,

Колокольчики звенят!»

Как только они заканчивают петь, последняя пара расцепляет руки, и бежит вдоль колонны, один слева, другой — справа.

Как только они поравняются с водящим, они кричат ему:

«Раз, два, не воронь, беги, как огонь!»

После этого они бегут дальше, стараясь увернуться от водящего, встать перед ним и снова сцепить руки. Водящий, в свою очередь, старается их осалить или поймать. Если ему удалось осалить одного из игроков, он встает с ним парой впереди колонны, а оставшийся игрок становится «горящим».

Если водящий никого не поймал, он продолжает водить, а бежавшие игроки встают парой в начале колонны.

Игра повторяется несколько раз по желанию детей.

Русская народная игра «Ручеёк»

Правила игры:

Выбирается водящий, остальные делятся на пары, желательно разнополые, и сцепляют руки.

Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх.

Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару.

Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх.

Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка» и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее, пока всем не надоест играть.

Если играет очень много народу, водящих может быть несколько.

Игру желательно проводить в быстром темпе, так веселее (только представьте, что только вас выбрали и вы встали, сцепив руки в новой паре, как вас опять выбирают еще раз и снова тянут в ручеек).

Приложение 3

Пословицы, поговорки и загадки о берёзе

Есть дерево: крик унимает, свет наставляет, больных исцеляет (береза: она дает деготь, лучину и бересту).

Береза ум дает, кого бьет (о розгах).

Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди!

Березой обогреешься, а не оденешься.

Кривая береза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.

Когда лист с дуба и березы опал чисто, будет легкий год для людей и скота.

За белыми березами тарара живет (язык).

Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.

Когда береза станет распускаться, сей овес.

Ельник, березник — чем не дрова? Хрен да капуста — чем не еда?

Коли береза перед ольхой лист распустит, то лето будет сухое; если ольха наперед — мокрое.

Для врага и берёза — угроза.

Горбатую березу распаришь да поправишь, а дурного человека хоть парь, хоть май, все таким останется.

Бог создал человека и создал тальник и березник.

Скрипучая береза дольше стоит.

Березовый венок в бане — всем господин!

Стоит дерево, цветом зелено; в этом дереве четыре угодья: первое — больным на здоровье, другое — от теми свет, третье — дряхлых, вялых пеленанье, а четвертое — людям колодец (береза: банный веник, лучина, береста на горшки, березовица)

Бела берёста — да дёготь чёрен.

Березовицы на грош, а лесу и рублем не уплатишь.

Загадки.

Хоть малая, хоть большая —

где стоит, там и шумит. Береза

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. Берёзка

Ствол белеет,

шапочка зеленеет,

стоит в белой одёжке,

свесив серёжки. Берёза

Клейкие почки,

Зелёные листочки.

С болей корой

Стоит под горой. Берёза

Стоит Федосья,

Распустив волосья.

Приглашали девочки

Завивать веночки,

Завивать веночки,

На тёплые денечки. Берёза

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки. Березы

Белый чёрным шит

Сарафан на ней.

Ветер к ней спешит,

Чешет кудри ей,

Зелена коса развивается,

В ярком солнышке купается. Береза

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей. Береза

Стоят столбы белы,

На них шапки зелены. Берёза

И красива, и стройна

Средь подруг стоит она.

Вся в кудряжках и серёжках.

Это белая...Березка

Дерева одежка

Ствол хранит надежно. Береста

Эта белая кора

Пригодится для костра.

Для растопки непроста

Людям служит… Береста

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий итогового праздника по проекту "Белоствольная березка - символ Родины моей"

Результатом проекта явилось сформированность у детей представлений о жизни, развитии  и свойствах березы, активному вовлечению детей в экспериментально-исследовательскую, художественно-продуктивн...

Белокурая березка - символ Родины моей

На  данном занятии  детям  предлагается  расширять  и уточнять знания детей о русской березе, ее особенностях, полезных свойствах...

Проект " Березка – символ Родины моей!"

Проект " Березка – символ Родины моей! " включает в себя компьютерную презентацию и сценарий защиты проекта детьми.Социальная значимость проекта:     Объединение ус...

Презентация «Березка – символ Родины моей» Подготовительная группа

Способствовать социально-нравственному воспитанию детей....

Конспект занятия на тему "Русская березка символ Родины моей"

Создание благоприятных условий для развития патриотических чувств у воспитанников....