Познавательно-исследовательский проект «Символ родины моей- БЕРЕЗКА»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №9 «Теремок» Кувандыкского муниципального округа Оренбургской области
«Символ родины моей- БЕРЕЗКА»
Вид проекта: групповой, познавательно – исследовательский, краткосрочный.
Участники проекта: воспитанники старшей
группы компенсирующей направленности «Лапушки»
Воспитатель Шевцова О.А.
Кувандык, 2025 г.
Введение.
Что мы родиной зовем? Дом, где мы с тобой живём, и берёзки, вдоль которых рядом с мамой мы идём…. (В.Степанов). А еще она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада!
Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет! Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.
Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы.
Учитывая интерес детей и то, что береза распространена в нашем крае, я решила выбрать проект о березе, с целью углубления естественнонаучных знаний детей о березе.
Проблема: отсутствие интереса у детей к удивительному «рядом», к русскому дереву - березе.
Цель: Воспитание любви к русской березе – символу России. Повысить у детей знания о березе, о пользе дерева для здоровья и использования древесины в промышленных целях, желание беречь природу родного края.
Воспитывать патриотические чувства.
Задачи:
- формировать у детей представление о березе, как о дереве – символе России;
- развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, мышление,
- творческое воображение и способности детей;
- расширят кругозор детей о березе, ее удивительных полезных свойствах;
- активизировать речь детей, словарь.
Материально-технические ресурсы: компьютер с интернет - подключением, художественная литература, энциклопедии.
Планируемые сроки реализации проекта: с17.03 по 11.04. 2025 г.
Предполагаемый результат: дети будут использовать в жизни полученные знания о березе. Развитость патриотических чувств у детей.
Основные шаги по реализации проекта:
- Подготовительный этап.
- Определение темы проекта; формулировка цели и определение задач.
- Создание развивающей среды: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, пособия, демонстрационный материал,
- Подобрать картины, иллюстрации, презентации. Подбор соответствующей художественной литературы о березе, стихов, пословиц, народных примет, загадок, песен.
- Подбор материала по теме «Символы России».
- Составление плана основного этапа проекта.
2. Основной этап. Практический.
1. Наблюдения в уголке природы за распусканием почек березы и наблюдения на участке за постепенным преображением берез. с 17.03.2025 по 11.04.
2. Знакомство с народными приметами, пословицами, песнями.
3. Разучивание пословиц и поговорок, разгадывание загадок.
4. Д/игры «С какого дерева листок?», «Деревья, листы, плоды»; П/и «1,2,3 к дереву беги»
5. Разучивание стихотворения А. Прокофьева «Люблю березку русскую».
6. Разучивание хоровода «Мы вокруг березки встанем в хоровод».
7. Проведение бесед: «Что такое береза?», «Русская береза – символ России», «Почему березы белые?», «О пользе березы для человека».
8. Чтение художественных произведений: В.Бианки «Волшебная береза», И.Соколов-Микитов»Береза», Е.Тимошенко «Елочки-метелочки», М.Пришвин «Цветут березы», Г.Скребицкий «Стаканчик березового сока»
9. Просматривание репродукций картин: А.И.Куинджи «Березовая роща», И.Э.Грабарь «Февральская лазурь», К.Ф.Юон «Мартовское солнце», И.А.Левитан «Большая вода», «Золотая осень», И.Левитана «Золотая осень» и А.К.Саврасова, «Грачи прилетели».
10. Занятия: Ознакомление с окружающим «Русская березка – символ России», Аппликация «Березка весенняя».
3. Заключительный этап. Продукты проекта
1. Занятие «11 апреля- день русской березки"
2.Выставка детских работ: «Березка весенняя».
3. Изготовление буклета «Русская березка»
Приложение 1.
Стихи русских поэтов о берёзе
Сергей Есенин
Белая береза под моим окном
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки.
Виктор Боков
Не руби березы
Не руби березы белой,
Не губи души лесной,
Не губи и зла не делай,
А особенно весной,
Не губи, не тронь березы,
Обойдись с ней по-людски,
А иначе брызнут слезы,
Сам засохнешь от тоски.
Пусть береза, как невеста,
Бережет свою красу,
Ей не в печке жаркой место,
Место ей всегда в лесу!
Берёза
Всеволод Рождественский
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Александр Прокофьев
Стоит берёзка фронтовая
Стоит берёзка фронтовая,
Ей не от солнца горячо, —
У ней ведь рана огневая:
Пробила пуля ей плечо!
Почти закрыта рана эта
Как бы припухшею корой…
Берёзка зеленью берета
Уже хвастнула пред сестрой.
Как северянка, речь заводит,
Всё с переспросом: «Чо да чо?»
И только ноет к непогоде
С закрытой раною плечо!
Анна Кулагина
Белая берёза косы распустила
Белая берёза косы распустила,
Белая берёза ветки опустила.
Желтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают.
Татьяна Герасимова
Гимн березе
Если мне воспеть берёзу
Свыше дан наказ,
Я её святые слёзы
Воспою для Вас.
Я её печальный облик
В рифму облеку,
Шёпот листьев, птичий оклик.
Раны на веку…
Как светло-то на просторе.
Дивный свет струит;
На высоком косогоре.
Милая, стоит…
Подойду я и, любуясь,
Косоньки ветвей
Соберу-ка в прядь тугую…
Вей же, ветер, вей!
Нe сломить березу в бурю
Коль душа алмаз,
Даже средь осенней хмури
Радуешь ты глаз!
В зимнем сне, в мороз трескучий.
На краю села.
На обрыве-то, над кручей,
Как же ты мила!
А весною… Боже правый!
Красивее нет!
Молодых листочков нежен,
Изумруден цвет!
Ты в любое время года
Чудно хороша
И для русского народа
Ты его душа!
Герман Ходырев
Берёзовая роща
Белее снега чистого
И месяца лучистого,
Как в белых платьях девицы,
Берёзы стали в круг.
Их ветви — руки тонкие,
Как будто струны звонкие.
Лишь ветер к ним притронется —
И всё поёт вокруг.
При ясном свете месяца
Вся роща точно светится.
И реже сумрак вечера,
Светлее ночи тень.
И лес могучий, кряжистый
Глядит на рощу радостно:
Всегда теперь с ним рядышком
Сияет светлый день.
Александр Прокофьев
Люблю берёзку русскую
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идёт, где не горожено,
Поёт, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнётся, но не ломится!
Ирина Токмаков
Берёза
Если б дали березке расческу,
Изменила б березка причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
Светлана Ромашина
В краю берёзовых туманов
А мне б в березовые рощи,
С бетонных вырваться оков,
Туда, где синь небес полощет
Седые кромки облаков.
И заплутав в берёзках белых,
Неметь под трелью соловья,
Чтобы душа от счастья пела
Что это Родина моя!
А мне бы взглядом прикоснуться,
К бескрайним шёлковым лугам,
И в омут солнца окунуться,
Что летом стелется к ногам.
С медовых трав собрать в ладони
Жемчужный бисер на заре
И сердце доверху наполнив
Рассветной дымкой в серебре
А мне б ещё в лучах рассвета
В глаза ромашкам заглянуть,
И аромат хмельного лета,
Счастливой допьяну, вдохнуть.
С природой слиться воедино,
Блуждая в призрачных мирах,
Где золотистой паутиной
Повисло солнце на цветах.
В краю берёзовых туманов,
Упасть бы птицей в ковыли,
Встречать зарю в траве духмяной,
И пить бальзам родной земли.
А мне б всего краюху хлеба
Да в васильковые поля!
Всё это ты, под синим небом,
Россия — Родина моя!
Приложение 2.
Игры. Настольная игра «Сложи картинку»
Цель: способствовать формированию умения правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность.
Игровое правило: Не ошибаться в выборе. Выигрывает тот, кто раньше других сложил и назвал свою картинку.
Игровые действия: Поиск частей, складывание целой картинки.
Ход игры: В коробке лежат целые картинки с изображением берёзы в разные времена года. В другой коробке лежат такие же картинки, но только разрезанные на части по вертикали или диагонали. Воспитатель знакомит детей с картинками. Они называют, что избражено изображено. Затем показывает часть картинки и спрашивает, от какой картинки этот кусочек. Дети говорят. Воспитатель накладывает часть картинки на целую. И так собирают, пока не получится целая картинка.
Затем воспитатель раздает детям по картинке. И они должны из частей собрать целую. Разрезанные картинки лежат на столе.
Другой вариант – воспитатель раздает кусочек. А дети должны по этому кусочку догадаться, какую картинку надо собрать.
Усложняя игру, воспитатель вносит элемент соревнования: кто первый сложит картинку, тот выигрывает, получает фишку.
Материалы: 4 большие картинки с изображением берёзы в разные времена года, 4 точно такие же картинки малого размера (образец).
Дидактическая игра «С какого дерева листок»
Цель: формировать представления детей о различных видах деревьев, их особенностях, пользе для человека. Развивать познавательный интерес детей, внимание, наблюдательность, умение описывать; активизировать словарный запас детей; воспитывать любознательность, добрые чувства к природе.
Варианты игры:
1. Подобрать листочки к каждому дереву, назвать дерево и листочек ( Например, «Это дерево называется берёза, а листочек берёзовый» ).
2. Описать дерево и его листья (Например, «Это дерево называется дуб. Дуб считают лиственным деревом. Это очень могучее крепкое дерево с широким разветвлённым стволом чаще всего произрастает в лесу. Листья дуба светло – зелёного цвета, гладкие с не ровными краями.)
3. Найти деревья, у которых есть иголочки, назвать их.
4. Назвать особенность каждого дерева (Например, на дубе растут жёлуди, черёмуха приносит чёрные ягодки, у берёзы есть серёжки и т. д. )
5. Составить рассказ о берёзе и дубе, о черёмухе и тополе, о сосне и иве, опираясь на картинки деревьев.
Материалы: Карточки с изображением деревьев и листьев.
Подвижная игра «Раз, два, три к дереву беги»
Цель: упражнять детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, закрепить знание названий деревьев.
Описание: Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Если воспитатель говорит: «Раз, два, три, к берёзе беги», дети бегут к данному дереву и ждут воспитателя. Игра продолжается несколько раз.
Русская народная игра «Плетень»
Цель: Развитие навыков общения.
Играющие встают друг за другом в длинный ряд. На весь ряд растягивается веревка, которую каждый держит. Все, приплясывая, идут за ведущим, поют:
«Вокруг берёзоньки идем,
Кругом нас всё плетнём,
Плеть-плеть плетена,
Кругом ствола обведена.
Вьётся плетень, плетётся,
В поле, в лес волочётся.
Расплетайся, плетень, расплетись,
Золотой узелок, развяжись.
Ведущий запутывает хоровод, пока не «завьёт плетень».
Расплетают плетень под приговоры:
Наряжен наряд-Из ста ребят,
Все в один ряд,
Вместе связаны стоят.
Плетень, расплетайся,
На берёзоньку завивайся»
Затем ведущий бегом увлекает хоровод в поле, при этом он петляет, делает круговые повороты, и кто не удержится на ногах, выбывает из игры.
Русская народная игра «Горелки»
Правила игры.
В игре участвует от 11 человек. Важно, чтобы количество играющих было нечетным. Для игры выбирается большая поляна или место во дворе. Выбирается водящий — он будет «гореть».
Все остальные игроки делятся на пары и встают позади «горящего» на расстоянии 3-4 метра от него. Игроки поют:
«Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!»
Как только они заканчивают петь, последняя пара расцепляет руки, и бежит вдоль колонны, один слева, другой — справа.
Как только они поравняются с водящим, они кричат ему:
«Раз, два, не воронь, беги, как огонь!»
После этого они бегут дальше, стараясь увернуться от водящего, встать перед ним и снова сцепить руки. Водящий, в свою очередь, старается их осалить или поймать. Если ему удалось осалить одного из игроков, он встает с ним парой впереди колонны, а оставшийся игрок становится «горящим».
Если водящий никого не поймал, он продолжает водить, а бежавшие игроки встают парой в начале колонны.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.
Русская народная игра «Ручеёк»
Правила игры:
Выбирается водящий, остальные делятся на пары, желательно разнополые, и сцепляют руки.
Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх.
Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару.
Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх.
Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка» и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее, пока всем не надоест играть.
Если играет очень много народу, водящих может быть несколько.
Игру желательно проводить в быстром темпе, так веселее (только представьте, что только вас выбрали и вы встали, сцепив руки в новой паре, как вас опять выбирают еще раз и снова тянут в ручеек).
Приложение 3
Пословицы, поговорки и загадки о берёзе
Есть дерево: крик унимает, свет наставляет, больных исцеляет (береза: она дает деготь, лучину и бересту).
Береза ум дает, кого бьет (о розгах).
Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди!
Березой обогреешься, а не оденешься.
Кривая береза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.
Когда лист с дуба и березы опал чисто, будет легкий год для людей и скота.
За белыми березами тарара живет (язык).
Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.
Когда береза станет распускаться, сей овес.
Ельник, березник — чем не дрова? Хрен да капуста — чем не еда?
Коли береза перед ольхой лист распустит, то лето будет сухое; если ольха наперед — мокрое.
Для врага и берёза — угроза.
Горбатую березу распаришь да поправишь, а дурного человека хоть парь, хоть май, все таким останется.
Бог создал человека и создал тальник и березник.
Скрипучая береза дольше стоит.
Березовый венок в бане — всем господин!
Стоит дерево, цветом зелено; в этом дереве четыре угодья: первое — больным на здоровье, другое — от теми свет, третье — дряхлых, вялых пеленанье, а четвертое — людям колодец (береза: банный веник, лучина, береста на горшки, березовица)
Бела берёста — да дёготь чёрен.
Березовицы на грош, а лесу и рублем не уплатишь.
Загадки.
Хоть малая, хоть большая —
где стоит, там и шумит. Береза
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. Берёзка
Ствол белеет,
шапочка зеленеет,
стоит в белой одёжке,
свесив серёжки. Берёза
Клейкие почки,
Зелёные листочки.
С болей корой
Стоит под горой. Берёза
Стоит Федосья,
Распустив волосья.
Приглашали девочки
Завивать веночки,
Завивать веночки,
На тёплые денечки. Берёза
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки. Березы
Белый чёрным шит
Сарафан на ней.
Ветер к ней спешит,
Чешет кудри ей,
Зелена коса развивается,
В ярком солнышке купается. Береза
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. Береза
Стоят столбы белы,
На них шапки зелены. Берёза
И красива, и стройна
Средь подруг стоит она.
Вся в кудряжках и серёжках.
Это белая...Березка
Дерева одежка
Ствол хранит надежно. Береста
Эта белая кора
Пригодится для костра.
Для растопки непроста
Людям служит… Береста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий итогового праздника по проекту "Белоствольная березка - символ Родины моей"
Результатом проекта явилось сформированность у детей представлений о жизни, развитии и свойствах березы, активному вовлечению детей в экспериментально-исследовательскую, художественно-продуктивн...

Белокурая березка - символ Родины моей
На данном занятии детям предлагается расширять и уточнять знания детей о русской березе, ее особенностях, полезных свойствах...

Проект " Березка – символ Родины моей!"
Проект " Березка – символ Родины моей! " включает в себя компьютерную презентацию и сценарий защиты проекта детьми.Социальная значимость проекта: Объединение ус...

Презентация «Березка – символ Родины моей» Подготовительная группа
Способствовать социально-нравственному воспитанию детей....

Конспект занятия на тему "Русская березка символ Родины моей"
Создание благоприятных условий для развития патриотических чувств у воспитанников....


