Конспект занятия по познавательному развитию. Тема: «Пришла весна, прилетели птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мангутова Фирюза Гумаровна

Цель: формирование экологической культуры воспитанников посредством уточнения и расширения представлений о перелетных птицах, об их жизни в весенний период.

Задачи:

  Образовательные:

  • закрепить  знания о признаках весны;
  • закрепить знания о жизни перелетных птиц;
  • совершенствовать грамматический строй речи.

  Воспитательные:

  • воспитывать интерес, желание больше узнать о птицах;
  • воспитывать доброе, заботливое отношение к ним;
  • воспитывать бережное отношение, любовь ко всему живому.

  Развивающие:

  • развивать речевую активность, активизировать словарь, диалогическую речь, речевой слух, зрительное восприятие и внимание, память, мышление, творческое воображение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_ekologii.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей №114»

Конспект занятия

по  познавательному развитию.

Тема: «Пришла весна, прилетели птицы»

Группа общеразвивающей направленности для детей 5– 6лет

                             

                               

Подготовила:

Мангутова Фирюза Гумаровна

воспитатель первой

квалификационной категории

                                                                                        МБДОУ №114 г. Оренбурга

Цель: формирование экологической культуры воспитанников посредством уточнения и расширения представлений о перелетных птицах, об их жизни в весенний период.

Задачи:

  Образовательные:

  • закрепить  знания о признаках весны;
  • закрепить знания о жизни перелетных птиц;
  • совершенствовать грамматический строй речи.

  Воспитательные:

  • воспитывать интерес, желание больше узнать о птицах;
  • воспитывать доброе, заботливое отношение к ним;
  • воспитывать бережное отношение, любовь ко всему живому.

  Развивающие: 

  • развивать речевую активность, активизировать словарь, диалогическую речь, речевой слух, зрительное восприятие и внимание, память, мышление, творческое воображение.

Создание среды для организации и проведения занятия: чудо-дерево, изображения птиц; аудиозапись «Голоса птиц»; скворечник; презентация; конверты с заданиями; макет фотоаппарата; раскраски «Гнезда и скворечники».

Виды деятельности в НОД.

Игровая.

Коммуникативная.

Двигательная.

Познавательно-исследовательская.

Музыкально-художественная.

Чтение художественной литературы.

План занятия.

  1. Вводная часть:

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей.

Определение цели.

1 мин.

  1. Основная часть:

Создание проблемной ситуации

Решение различных заданий.

Отгадывание загадок.

Игра «У кого кто?»

          Викторина по сказкам.

26мин.

  1. Заключительная часть:

           Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

3 мин.

          Длительность НОД

30мин.

Ход занятия

Части занятия

Содержание

1. Вводная часть.

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей Определение цели.

(Дети входят в группу и становятся вокруг воспитателя).

В.: Ребята, я пришла к вам в гости и приготовила много интересного. Послушайте загадку:

Светает рано по утрам.

Проталины и тут и там,

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечникам летят.

Звенят под крышами капели.

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает…. (весна) 

В.: Да, ребята, к нам пришла весна. А какая она?

Д.: Теплая, светлая, радостная, звонкая, ласковая, нежная, солнечная, зеленая, прекрасная, добрая.

Воспитатель показывает несколько слайдов с изображением  весны.

В.: Молодцы! А какие чудеса происходят весной?

Д.: Тает снег, появляются проталины, набухают почки, пробивается травка, появляются первые цветы.

В.: Все верно. Но самое главное чудо – это то, что именно весной к нам прилетают птицы и приносят её на своих крыльях. А вы знаете птиц? (Ответы детей)

2. Основная часть.

В: А вот сейчас я и проверю, какие вы внимательные. Я буду называть вам птиц, но если я ошибусь, - хлопайте в ладоши и топайте ногами.

«Прилетели птицы - голуби, синицы, мухи и стрижи.

Прилетели птицы - голуби, вороны, галки, макароны!

Прилетели птицы - голуби, куницы, вороны и страницы.

Прилетели птицы-голуби, синицы, лисы, лебеди, скворцы.

Все вы просто молодцы! »

(Дети садятся на стульчики .Обращаю внимание на предмет, накрытый покрывалом) .

В.: Ребята, а что это такое? Да это же чудо – дерево! Посмотрите, какие на нем птицы! Вы узнали их?

Д.: Грач, соловей, кукушка, ласточка, скворец.

В.: А как можно назвать этих птиц одним словом?

Д.: Перелетные.

В.: А почему их называют перелетными?

Д.: Потому что они улетают на зиму в теплые страны.

В.: Да, так. А почему птицы улетают в теплые края?

Д. : Потому что им страшен голод.

В. : Правильно. А с наступлением весны птицы возвращаются и радуют нас своим пением. Для птиц весенние песни – это очень серьезное и важное дело. (Прослушивание аудиозаписи «Пение птиц»).

В.: Какое настроение вызвало у вас пение птиц?

Д.: Радостное, веселое, доброе, нежное.

В.:А теперь давайте пофантазируем. Если бы птицы умели петь как люди, словами, о чем бы рассказали они нам в своих весенних песнях?

Д.: О том, как они любят свою Родину, как прекрасна и неповторима наша земля, как долог и труден был их путь домой, как они спешили и радовались встрече с нами, как соскучились.

В.: Правильно! Послушайте стихотворение:

Мы слышали, как в вышине

Поют свои нам песни птицы.

Поют о солнце и весне,

И о родимой стороне,

И нет их песенок чудесней!

В.: Ребята, а кто знает, какая первая забота у птиц весной?

Д.: Построить гнезда.

В.: А из чего птицы строят гнезда?

Д.: Из веточек, соломы, мха, коры, земли.

В.: Молодцы! А где птицы устраивают гнезда? Д. : На деревьях, на столбах (аист).

В.: А теперь давайте посмотрим на картинки.

Воспитатель показывает презентацию «Гнезда птиц»( кукушки, соловья, грача, ласточки)

В.: Ребята, а чем люди могут помочь птицам?

Д.: Можно сделать и развесить скворечники.

В.: Давайте рассмотрим скворечник.

(Рассматривание скворечника, после чего дети присаживаются на места).

В.: Но мы можем помочь не только скворцам, но и другим птицам. Можно развесить по кустам вату, лоскутки, а птицы обязательно используют их для строительства своих гнезд.

В.: Ну вот, гнезда готовы, и какая же следующая забота у птиц?

Д.: Вывести птенцов.

В.: А кто заботится, высиживает, согревает, бережет яйца?

Д.: Мама птичка, самка.

В.: А кто кормит маму, пока она высиживает яйца?

Д.: Папа, самец.

В.: А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть. Поэтому, в лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. А еще, заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца и птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить, и тогда птенцы погибнут. Вы запомнили? Молодцы!

Я, ребята, птиц люблю.

Никогда их не ловлю –

Ни ловушками, ни в сетки,

Не держу их дома в клетке.

Никогда гнезда не трону

Ни сороки, ни вороны,

Ни скворца, ни воробья

Не обижу в жизни я!

           Вы со мной согласны? (Ответы детей).

В.: А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть.

Динамическая пауза

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг.

(Дети машут руками, словно крыльями.)

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать.

(Дети машут руками интенсивнее.)

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете.

(Потягивания — руки вверх.)

А внизу леса, поля —

Расстилается земля.

(Низкий наклон вперёд, руки разводятся в стороны.)

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть.

(Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.)

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много.

(Дети встают и машут «крыльями».)

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора.

(Дети садятся)

В.: Ребята, смотрите, на чудо - дереве появились конвертики. Интересно, что же там может быть? Давайте проверим. (Первый конверт снимаю сама, а остальные – дети).

В. : Оказывается, птицы предлагают нам интересные задания. Выполним их?

(Ответы детей .

В.: (читаю). Один наш знакомый фотографировал в лесу наших друзей-птиц. Но вот беда, пленка застряла в фотоаппарате и фотографию можно достать только тогда, когда назовешь правильно птицу. Поможем птичкам? Тогда слушайте загадки.

(Дети отгадывают загадку, изображение птицы появляется из фотоаппарата и «улетает» на чудо – дерево).

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица) 

Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел) 

Два огромных страшных глаза

Кругом вертит голова,

Ты её узнаешь сразу,

Коль заухает. (Сова)

В.: Ну, вот, теперь нашим птицам будет нескучно в лесу! Давайте откроем следующий конверт.

В.: Игра «У кого кто?»(Проводится игра) .

В.: Молодцы! Справились и с этим заданием! Давайте снимем следующий конверт.

Викторина по сказкам.

  • У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси-лебеди).
  • Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка).
  • Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица).
  • Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца? (Курочка Ряба).
  • Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся).

В.: Теперь птицы уверены, что вы о них знаете очень много!

Ну вот, ребята, птиц на дереве теперь много, а жить им пока негде. Давайте поможем им. У меня есть гнезда и скворечники, но, боюсь, птицы их не заметят. Я предлагаю вам раскрасить домики и подарить их птицам.

(Дети раскрашивают гнезда, скворечники и «дарят» их птицам).

3. Заключительная часть:

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов.

В.: - Ребята, мне понравилось, как вы работали: внимательно слушали, думали, отвечали на мои вопросы. Молодцы!

В.:А теперь пусть птицы выбирают себе гнезда, а мы с вами не будем им мешать. (Ухожу с детьми).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию с использованием ИКТ с детьми старшей группы детского сада, тема: «Пришла весна, прилетели птицы»

Программное содержание:1. Развивать у детей наблюдательность, воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.2. Учить передавать на бумаге характерные особенности весны (высокое голубое небо, зе...

Конспект занятия по рисованию с использованием ИКТ с детьми старшей группы детского сада, тема: «Пришла весна, прилетели птицы»

Программное содержание:1. Развивать у детей наблюдательность, воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.2. Учить передавать на бумаге характерные особенности весны (высокое голубое небо, зе...

Конспект занятия по познавательному развитию во 2- й младшей группе Тема: «Пришла весна, прилетели птицы».

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение"Детский сад комбинированного вида №10" города Аши Челябинской области.      Конспект занятия по поз...