ДЕЛОВАЯ ИГРА Тема: «Повышение экологической компетенции педагогов»
методическая разработка по окружающему миру
Цель: Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов по вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 763.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕЛОВАЯ ИГРА
Тема: «Повышение экологической компетенции педагогов»
Подготовила: воспитатель Василенко О.И.
Цель: Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов по вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Активизировать мыслительную деятельность педагогов в ходе деловой игры;
- Совершенствовать работу в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры;
- Развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Правила игры:
Воспитатели разбиваются на две команды. Ведущий игры заранее оговаривает правила:
- Задания в игре даются не все сразу, а по мере выполнения
- На выполнение каждого задания дается определенное, строго ограниченное время
- По истечении времени, отведенного на выполнение задания, участники каждой команды дают устные ответы на поставленные вопросы
- Ответы выносятся на суд всех участников игры
- Окончательное решение о правильности ответа принимает жюри (старший воспитатель, заведующая)
Материал к деловой игре: оформлен зал, запись музыки Поля Мориак «В мире животных»,
Ведущий: Вводное слово.
Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня проводится деловая игра по теме «Повышение экологической компетенции воспитателей ДОУ». Вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить ваши знания о природе и продемонстрировать ваши многочисленные таланты. Оценивать выступления команд будет жюри (представляются члены жюри).
Итак, начинаем нашу деловую игру.
И так Вам необходимо придумать название ваших команд (на выполнение отводится 1 минута).
Задание 1. Разминка.
Вопрос команде №1 – Что означает термин «экология».
Экология изучает взаимоотношения живых существ с окружающей их средой. В переводе с греческого этот термин означает «изучение дома»
.Вопрос команде №2 - Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?
Воспитание доброжелательного отношения к природе, формирование представлений о временах года, о сезонных явлениях в природе и т.д.
Вопрос команде №1 – В какой совместной деятельности с детьми, вы можете практически способствовать охране природы?
Акции, трудовая деятельность, экскурсии, туристические походы, которые способствуют соблюдению правил поведения в природе.
Вопрос команде № 2 – Какую роль в экологическом воспитании, играет формирование у детей эмоционального отношения к природе?
Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детей и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления.
Вопрос команде №1 – Для беседы с детьми составьте систему вопросов по теме «Деревья и кустарники»
- назови и покажи деревья и кустарники, растущие на участке;
- назови и покажи части деревьев;
- зачем дереву ствол, ветки, листья;
- чем дерево отличается от кустарника и т.д.)
Вопрос команде №2 – Для беседы с детьми составьте систему вопросов по теме «Овощи и фрукты».
Задание 2. Решение педагогических ситуаций
Ситуации задаются всему коллективу. Ответы могут быть от нескольких пар на каждую ситуацию, но с позиции именно этих людей. Эксперты оценивают более рациональное решение.
1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот, немного помолчав, и отвечает: «Просто так…»
Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?
2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.
- Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.
- Это что еще за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины. Хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: - Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.
Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?
3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.
Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей), или остановитесь и поговорите с матерями (с детьми)?
Задание 3. Экспресс - вопросы.
Сейчас каждой команде по очереди будут задаваться вопросы, ответы должны быть моментальными и краткими.
- Зачем белке длинный и пушистый хвост?
для «полетов». Во время прыжков белки с дерева на дерево, хвост служит своеобразным парашютом-крылом, с помощью которого белка удерживается на «заданной» высоте, ловит нужный поток воздуха. Белки, и не только летяги, используют хвост как руль и балансир во время затяжных прыжков.
- Какие камни находятся в реке? Мокрые
- Полезны ли лягушки и жабы?
Жабы выходят на охоту ночью, когда птицы спят и поедают огромное количество вредителей огородов, садов и огородов.
- Зачем рыбам нужен хвост? (чтобы плавать)
- Какие птицы не высиживают яиц? (кукушка)
- Кого считают предком собаки?
предками нашей домашней собаки чаще всего считают волка, реже – обыкновенного шакала.
- Назовите несколько животных, впадающих в спячку зимой?
еж, медведь, барсук, бурундук, ехидна
- Что такое «Красная книга»?
список и описание редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов и …
Задание 4. «Угадай по пантомиме»
Каждому педагогу предлагается с помощью пластики, мимики, жестов изобразить какое-либо животное или птицу. Отгадывает команда соперников. Жюри оценивает выразительность изображения, схожесть передачи с характерными признаками повадок животных.
- Сорока;
- Жираф;
- Шимпанзе;
- Индюк;
- Страус;
- Бобёр;
- Белка;
- Сова;
- Медведь;
- Лиса;
- Заяц;
- Пингвин
Задание 5. «Загадки - иллюстрации»
Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания. (Воспитателям предлагаются репродукции картин известных художников, писавших пейзажи. Необходимо определить автора и название произведения)
- И. И. Шишкин «Рожь»;
- И. И. Левитан «Весна. Большая вода»;
- А. К. Саврасов «Грачи прилетели»;
- И. И. Левитан «Март»;
- И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»;
- И. И. Шишкин «На севере диком»;
- И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж»;
- А. И. Куинджи «Берёзовая роща»;
- И. И. Шишкин «Корабельная роща»;
- И. И. Шишкин «Дубовая роща»;
- А. А. Пластов «Первый снег».
Задание 5. «Экологический кроссворд»
Членам команд предлагается разгадать кроссворд на экологическую тематику. Оценивается правильность и быстрота выполнения.
- При повышении температуры воздуха до 0 градусов и выше снег становится рыхлым и начинает таять. Это явление называют (Оттепель)
- Бабочка эта «сухопутная»: летает над лесными полянами и опушками. А имя у неё – «морское». (Адмирал)
- У всех насекомых шесть ног. А у этого жителя Планеты – восемь. (Паук)
- Полевой цветок очень красивой формы. Из его лепестков получают стойкую голубую или синюю краску.(Василёк)
- Это явление природы похоже на лёгкую дымку в воздухе. (Туман)
- Лекарственное растение. В народе его называли «ранник», «чирьева трава». (Подорожник)
- Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот побежит ветерок и послышится тихий серебристый перезвон. (Колокольчик)
- Хвойное дерево, которое на зиму сбрасывает хвоинки. (Лиственница)
- Ледяные кристаллики, падающие с неба зимой. (Снежинки)
Подведение итогов игры, слово жюри. Награждение победителей.
Заканчивается деловая игра стихотворением Н.Лукониной:
Пусть будет в человеке все прекрасно.
И мысли, и поступки, и душа!
В гармонии с природой и с собою
На свете, чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
районный семинар дошкольных работников "Повышение экологической компетенции педагогов"
В рамках семинара-практикума провиел брейн-ринг по теме «Повышение экологической компетенции педагогов». приглашенным гостям предстояло выполнить задания, которые помогут выявить знания о природе и пр...
Семинар – практикум для педагогов на тему: «Повышение экологической компетенции педагогов».
Администрация г. КлимовскУправление образованияМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 5 «Радуга»...

Семинар практикум для воспитателей по теме: «Повышение экологической компетенции педагогов»
План семинара-практикума:Экологический тренинг для педагогов.«Экологическая разминка»Игра «Ассоциация»Решение педагогических ситуаций.«Загадки — иллюстрации»...
Мастер-класс для педагогов «Повышение экологической компетенции педагогов».
Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесно...

Мастер класс для педагогов по теме: Повышение экологической компетенции педагогов.
Данный мастер класс был проведён мною для педагогов ДОУ и имел своей целью: расширять и систематизировать экологические знания педагогов; ктивизировать и развивать умственную и эмоциональную сферу лич...
Семинар – практикум для педагогов «Повышение экологической компетенции педагогов».
Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить...





