ДЕЛОВАЯ ИГРА Тема: «Повышение экологической компетенции педагогов»
методическая разработка по окружающему миру

Цель: Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов по вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_dlya_vospitateley.docx763.07 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕЛОВАЯ ИГРА

Тема: «Повышение экологической компетенции педагогов»

hello_html_78c1285c.png

Подготовила: воспитатель Василенко О.И.

Цель: Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов по вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста.hello_html_560c51c4.jpg

Задачи:

  • Активизировать мыслительную деятельность педагогов в ходе деловой игры;
  • Совершенствовать работу в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры;
  • Развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

            Правила игры:

Воспитатели разбиваются на две команды. Ведущий игры заранее оговаривает правила:

  • Задания в игре даются не все сразу, а по мере выполнения
  • На выполнение каждого задания дается определенное, строго ограниченное время
  • По истечении времени, отведенного на выполнение задания, участники каждой команды дают устные ответы на поставленные вопросы
  • Ответы выносятся на суд всех участников игры
  • Окончательное решение о правильности ответа принимает жюри (старший воспитатель, заведующая)

Материал к деловой игре: оформлен зал, запись музыки Поля Мориак «В мире животных»,

Ведущий: Вводное слово.hello_html_235a4921.png

Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня проводится деловая игра по теме «Повышение экологической компетенции воспитателей ДОУ». Вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить ваши знания о природе и продемонстрировать ваши многочисленные таланты. Оценивать выступления команд будет жюри (представляются члены жюри).

Итак, начинаем нашу деловую игру.

И так Вам необходимо придумать название ваших команд (на выполнение отводится 1 минута).

Задание 1. Разминка.

Вопрос команде №1 – Что означает термин «экология».

Экология изучает взаимоотношения живых существ с окружающей их средой. В переводе с греческого этот термин означает «изучение дома»

.Вопрос команде №2 - Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?

Воспитание доброжелательного отношения к природе, формирование представлений о временах года, о сезонных явлениях в природе и т.д.

Вопрос команде №1 – В какой совместной деятельности с детьми, вы можете практически способствовать охране природы?

Акции, трудовая деятельность, экскурсии, туристические походы, которые способствуют соблюдению правил поведения в природе.

Вопрос команде № 2 – Какую роль в экологическом воспитании, играет формирование у детей эмоционального отношения к природе?

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детей и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления.

Вопрос команде №1 – Для беседы с детьми составьте систему вопросов по теме «Деревья и кустарники»

- назови и покажи деревья и кустарники, растущие на участке;

- назови и покажи части деревьев;

- зачем дереву ствол, ветки, листья;

- чем дерево отличается от кустарника и т.д.)

Вопрос команде №2 – Для беседы с детьми составьте систему вопросов по теме «Овощи и фрукты».

Задание 2. Решение педагогических ситуаций

Ситуации задаются всему коллективу. Ответы могут быть от нескольких пар на каждую ситуацию, но с позиции именно этих людей. Эксперты оценивают более рациональное решение.

1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот, немного помолчав, и отвечает: «Просто так…»

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

- Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

- Это что еще за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины. Хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: - Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей), или остановитесь и поговорите с матерями (с детьми)?

Задание 3. Экспресс - вопросы.

Сейчас каждой команде по очереди будут задаваться вопросы, ответы должны быть моментальными и краткими.

  • Зачем белке длинный и пушистый хвост?

для «полетов». Во время прыжков белки с дерева на дерево, хвост служит своеобразным парашютом-крылом, с помощью которого белка удерживается на «заданной» высоте, ловит нужный поток воздуха. Белки, и не только летяги, используют хвост как руль и балансир во время затяжных прыжков.

  • Какие камни находятся в реке? Мокрые
  • Полезны ли лягушки и жабы?

Жабы выходят на охоту ночью, когда птицы спят и поедают огромное количество вредителей огородов, садов и огородов.

  • Зачем рыбам нужен хвост? (чтобы плавать)
  • Какие птицы не высиживают яиц? (кукушка)
  • Кого считают предком собаки?

предками нашей домашней собаки чаще всего считают волка, реже – обыкновенного шакала.

  • Назовите несколько животных, впадающих в спячку зимой?

еж, медведь, барсук, бурундук, ехидна

  • Что такое «Красная книга»?

список и описание редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов и …

Задание 4. «Угадай по пантомиме»

Каждому педагогу предлагается с помощью пластики, мимики, жестов изобразить какое-либо животное или птицу. Отгадывает команда соперников. Жюри оценивает выразительность изображения, схожесть передачи с характерными признаками повадок животных.

  • Сорока;
  • Жираф;
  • Шимпанзе;
  • Индюк;
  • Страус;
  • Бобёр;
  • Белка;
  • Сова;
  • Медведь;
  • Лиса;
  • Заяц;
  • Пингвин

Задание 5. «Загадки - иллюстрации»

Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания. (Воспитателям предлагаются репродукции картин известных художников, писавших пейзажи. Необходимо определить автора и название произведения)

  1. И. И. Шишкин «Рожь»;
  2. И. И. Левитан «Весна. Большая вода»;
  3. А. К. Саврасов «Грачи прилетели»;
  4. И. И. Левитан «Март»;
  5. И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»;
  6. И. И. Шишкин «На севере диком»;
  7. И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж»;
  8. А. И. Куинджи «Берёзовая роща»;
  9. И. И. Шишкин «Корабельная роща»;
  10. И. И. Шишкин «Дубовая роща»;
  11. А. А. Пластов «Первый снег».

Задание 5. «Экологический кроссворд»

Членам команд предлагается разгадать кроссворд на экологическую тематику. Оценивается правильность и быстрота выполнения.

 

hello_html_m4b7e39f.jpg

  1. При повышении температуры воздуха до 0 градусов и выше снег становится рыхлым и начинает таять. Это явление называют (Оттепель)
  2. Бабочка эта «сухопутная»: летает над лесными полянами и опушками. А имя у неё – «морское». (Адмирал)
  3. У всех насекомых шесть ног. А у этого жителя Планеты – восемь. (Паук)
  4. Полевой цветок очень красивой формы. Из его лепестков получают стойкую голубую или синюю краску.(Василёк)
  5. Это явление природы похоже на лёгкую дымку в воздухе. (Туман)
  6. Лекарственное растение. В народе его называли «ранник», «чирьева трава». (Подорожник)
  7. Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот побежит ветерок и послышится тихий серебристый перезвон. (Колокольчик)
  8. Хвойное дерево, которое на зиму сбрасывает хвоинки. (Лиственница)
  9. Ледяные кристаллики, падающие с неба зимой. (Снежинки)

Подведение итогов игры, слово жюри. Награждение победителей.

Заканчивается деловая игра стихотворением Н.Лукониной:

Пусть будет в человеке все прекрасно.

И мысли, и поступки, и душа!

В гармонии с природой и с собою

На свете, чтобы жили малыши,

Воспитывайте в детях, берегите,

Храните экологию души!

hello_html_m6495faf8.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

районный семинар дошкольных работников "Повышение экологической компетенции педагогов"

В рамках семинара-практикума провиел брейн-ринг по теме «Повышение экологической компетенции педагогов». приглашенным гостям предстояло выполнить задания, которые помогут выявить знания о природе и пр...

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Повышение экологической компетенции педагогов».

Администрация г. КлимовскУправление образованияМУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 5 «Радуга»...

Семинар практикум для воспитателей по теме: «Повышение экологической компетенции педагогов»

План семинара-практикума:Экологический тренинг для педагогов.«Экологическая разминка»Игра «Ассоциация»Решение педагогических ситуаций.«Загадки — иллюстрации»...

Мастер-класс для педагогов «Повышение экологической компетенции педагогов».

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесно...

Мастер класс для педагогов по теме: Повышение экологической компетенции педагогов.

Данный мастер класс был проведён мною для педагогов ДОУ и имел своей целью: расширять и систематизировать экологические знания педагогов; ктивизировать и развивать умственную и эмоциональную сферу лич...

Семинар – практикум для педагогов «Повышение экологической компетенции педагогов».

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить...