Картотека дидактических игр по экологии для старших дошкольников
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Сборник дидактического материала по экологическому воспитанию дошкольников адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям. Он содержит дидактический материал, направленный на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста. В сборнике представлены: дидактические игры по ознакомлению с природой, рекомендации родителям о наблюдениях в природе. Необходимость в создании данного сборника возникла в результате интереса к проблеме экологического воспитания дошкольников посредством дидактических игр. Используя дидактическую игру как средство ознакомления с окружающим миром, с природой воспитатель вызывает интерес детей, развивает любознательность. В процессе игр у детей формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого-целесообразное поведение в природе. Представленный материал позволяет педагогам решать педагогические задачи в игровой форме по ознакомлению дошкольников с миром природы. Дает возможность воспитать у них потребность к процессу познания, к самостоятельному поиску решений и достижения поставленной цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_didakticheskih_igr_po_ekologii.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №26

Петродворцового района города Санкт-Петербург

Сборник Дидактических игр по экологии для старших дошкольников

Выполнила вспитатель:

Иванова Дарья Александровна

«Что это такое?»

(предметная)

Цель: уточнение представления детей о предметах неживой природы.

Дидактический материал: природный – песок, камни, земля, вода, снег.

Игровые действия. Детям предлагаются на ощупь определить что это такое? И что можно из этого сделать?

«Воздух, земля, вода»

(словесная)

Цель: классификация объектов по среде обитания

Игровые действия: Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает « вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

Возможен другой вариант этой игры: воспитатель называет слово « воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей.

«Выбери нужное»

(Настольно-печатная)

Цель: закрепление знаний детей о свойствах неживой природы.

Дидактический материал: карточки с изображением неживой природы. Игровые действия: На столе рассыпаны предметные карточки. Воспитатель называет, какое либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зелёный» - это могут быть картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика и т.д. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д.

Что из чего сделано?

(предметная)

Дидактическая задача: формирование умений и знаний детей определять материал из которого сделан предмет.

Дидактический материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д.

Игровые действия: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.

Расположи планеты правильно.

(словесная)

Дидактическая задача: закрепление знаний об основных планетах.

Дидактический материалы: пояс с пришитыми лучиками – лентами разной длины (9 штук). Шапочки с изображением планет.

Игровые действия:

На этой планете такая жара,

Что там оказаться опасно, друзья.

-Какая у нас самая жаркая планета, где она располагается? (Меркурий, потому что он ближе всех к солнцу).

А эту планету холод страшный сковал,

Теплом ее солнечным луч не достал.

-Что это за планета? (Плутон, потому что находится дальше всех планет от солнца и меньше всех планет по размеру).

Ребенок в шапочке «Плутона» берется за самую длинную ленточку №9.

А это планета нам всем дорога.

Нам жизнь подарила планета … (все: Земля)

-На какой орбите вращается планета Земля? На каком месте от солнца находится наша планета? (На 3-ем).

Ребенок в шапочке «Земля» берется за ленточку №3.

К планете Земля две планеты близки.

Дружок, имена их скорей назови. (Венера и Марс).

Дети в шапочках «Венеры» и «Марса» занимают соответственно 2-ую и 4-ую орбиты.

А это планета гордится собой
Поскольку считается самой большой.

-Что это за планета? На какой орбите она находится? (Юпитер, орбита №5).

Ребенок в шапочке «Юпитера» занимает место №5.

Планета кольцами окружена,

И этим от всех отличалась она. (Сатурн)

Ребенок – «Сатурн» занимает орбиту №6.

А что за планеты зеленого цвета? (Уран)

Ребенок в соответствующей шапочке «Нептуна» занимает орбиту №8.

Все дети заняли места свои и начинают вращаться вокруг «Солнца».

Формирование экологических представлений об объектах и явлениях природы

«Что это такое?»

(настольно-печатная)

Цель: уточнение представлений детей о предметах неживой природы.

Дидактический материал: природный – песок, камни, земля, вода, снег.

Игровые действия. Детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходимо разложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое.).Что с ним можно делать?

«Угадайте»

(словесная)

Цель. Формирование умений детей отгадывать загадки, соотношение словесного образа с изображением на картинке, уточнение знаний детей о сезонных явлениях природы.

Подготовка к игре. Взрослый подбирает доступные детям загадки о различных явлениях природы и картинки, изображающие отгадки.

Правила игры. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого наберется больше фишек.

игровые действия: дети слушают и отгадывают загадки.

1. С неба падают зимою и кружатся над землею, легкие, пушистые, белые,., (Снежинки)

2. Не колючий, светло-синий, по кустам развешен ... (Иней)

3. Не снег, не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)

4. Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)

5. Сестра к брату в гости идет* а он от нее прячется* (Солнце, месяц)

6. Без ног бегут, без крыльев летят, без паруса плывут. (Облака)

7. Зимой лежал, а весной в реку побежал* {Ручеек)

8. Летом бежит, зимой спит» весна настала — опять побежала. (Река)

9. Летит огненная стрела, никто ее не поймает; ни царь, ни царица, ни красная девица. (Молния)

10. Шел, шел долговяз, в сырую землю увяз. (Дождь)

11. В синей чаще алый мяч, он и светел и горяч. (Солнце)

12. Летит ковер большой-большой, а не ступить на него ногой. (Небо)

13. Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)

14. Над домом у дорожки висит пол-лепешки. (Месяц)

15. Белое покрывало всю землю покрыло. (Снег)

«Что за чем»

(словесная)

Цель: закрепление знаний о временах года.

Дидактический материал: мяч.

Игровые действия: Играющие встают в круг. Ведущий стоит в центре круга, он бросает мяч по очереди играющим. Бросая, задает вопрос. Поймавший мяч, отвечая, бросает его назад. Например, ведущий: «Зима» а за нею?» Игрок: «Весна», — бросает мяч обратно. Вопросы задавать о временах года, о последовательности месяцев.

Варианты вопросов: Зима, а за нею? Весна» а за нею? Лето, а за ним? Осень, а за ней? Сколько месяцев в году? Назовите летние месяцы. Назовите первый месяц весны. Назовите последний месяц зимы. Назовите средний месяц лета. С какого месяца начинается осень? Каким месяцем заканчивается осень?

«Времена года»

(словесная)

цель: закрепление знаний о временах года.

дидактический материал. Карточки из цветной бумаги: белой (Зима), зеленой (Весна), красной (Лето), желтой (Осень). Можно использовать для обозначения времен года эмблемы: снежинки, ветку мимозы или вербы, клубничку, кленовый лист. Для ведущего — шапочка Солнышка и блестящая палочка (луч).

Игровые действия. Дети сидят на стульчиках по кругу. Каждый получает карточку или эмблему. Красное Солнышко указывает «лучом» на одного из игроков (можно использовать считалку). Названный ребенок выходит в центр круга и рассказывает о том, что он знает о «своем» времени года.

Рассказывать можно о признаках, о деятельности людей, об играх детей в это время года.

В эту игру можно играть с одним ребенком. Карточки или эмблемы раскладывают на столе. По указанию взрослого, выполняющего роль Красного Солнышка» ребенок берет карточку и рассказывает о времени года

Формирование экологически бережного

отношения к природе

«Ухаживаем за растениями»

(настольно-печатная)

Цель. Закрепление представлений детей о различных способах ухода за растениями.

Дидактический материал. Карточки с изображением лейки, пульверизатора, ножниц; 7–8 комнатных растений.

Игровые действия: Дети сидят за столом, на котором лежат карточки с изображением предметов, необходимых для ухода за растениями. Детям необходимо определить какой уход нужен тому или иному растению, каким инструментом его выполняют – дети показывают соответствующую карточку. Кто правильно ответит, после игры будет ухаживать за этим растением.

«Наведи порядок»

(предметная)

Цель: воспитание бережного отношения к природе.

Дидактический материал: полотно с изображением экологической ниши, муляжи мусора.

Игровые действия: На стол раскладывается полотно с изображением экологической ниши (лес, двор, джунгли и т.д.)

Дети должны навести порядок, и убрать все лишние предметы.

ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ

С ДЕРЕВЬЯМИ И КУСТАРНИКАМИ

( 5-6 лет)

«Волшебный поезд»

( настольно-печатная)

Цель. Закрепление и систематизирование представлений детей о деревьях, кустарниках.

Дидактический материал. Два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением растений.

Игровые действия. На столе перед детьми лежит «поезд» и карточки с изображением растений.

Воспитатель: « Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом – кустарники, во втором – цветы и т.д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый разместит растения по вагонам правильно, станет победителем».

Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода), а также животных (домашние и дикие).

«НАЙДИ ЛИСТОК»

(предметная)

Дидактическая задача: найти часть по целому.

Цель: формирование умений детей по внешним признакам найти целое дерево.

Правило: искать лист на земле можно после слов воспитателя.

Игровые действия: воспитатель просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком дереве. «А теперь попробуйте найти такие же на земле, - говорит педагог. – Раз, два, три – ищи! Кто нашел, быстрее ко мне». Дети с листьями бегут к воспитателю.

ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВОЩАМИ И ФРУКТАМИ

«ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ!»

(предметная)

Дидактическая задача: определение степени зрелости овощей и фруктов по внешним признакам.

Цель: формирование знаний детей различать по степени спелости фрукты и овощи.

Игровые действия: поиск своей группы.

Правило: искать свое место среди товарищей можно только по сигналу.

Дидактический материал: овощи и фрукты (4 – 5 названий) разной степени спелости. Например, помидор зеленый, начинающий краснеть – бурый и красный.

Игровые действия: овощи и фрукты воспитатель раздает детям и предлагает их «перепутать». По сигналу: «Найди свой овощ!» - дети, в руках у которых овощи и фрукты одного названия, собираются в группки. Причем внутри каждой группки они должны стать так, чтобы было видно, что сначала, что потом, то есть соблюсти последовательность созревания – от неспелого к спелому. Выигрывает то звено, которое соберется быстро и встанет в правильной последовательности.

В ходе игры дети несколько раз меняются предметами.

«Узнай меня»

(предметная)

Цель: закрепление знаний и умений детей в классификации овощей и фруктов..

Дидактический материал: корзина, муляжи овощей, фруктов, геометрические фигуры.

Игровые действия: в большой корзине лежат перемешанные овощи, фрукты, и лишние предметы. Дети должны разделиться на 2 команды и кто быстрее выберет первая команда - овощи, вторая – фрукты.

ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

С РАСТЕНИЯМИ

«ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН»

(сюжетно - ролевая)

Цель: закрепление умений детей различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Обучение детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Дидактический материал: картинки с изображением цветов.

Игровые действия: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов..

Вариант 1.Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.

Вариант 2 Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

Дидактическая задача: формирование умений в нахождении растения по описанию.

Игровое действие: поиск растения по описанию отличительных признаков.

Правило: назвать растение можно только после его описания.

Цель: формировать умения детей различать растения по внешним признакам.

Дидактический материал: 5-6 растений, из них несколько названий одного семейства, но разных видов, например: пеларгония душистая и зональная, бегония пестролистая и королевская, традесканция зебровидная и зеленая и т.д.

Игровые действия: воспитатель расставляет растения так, чтобы дети хорошо видели особенности каждого из них. Затем описывает общие признаки растений одного и того же названия (скажем, традесканции), после чего называет отличительный признак каждого растения.

Дети внимательно слушают рассказ воспитателя. Затем он предлагает кому – либо из ребят показать растение и назвать его. Ребенок становится ведущим.

«ДОМИК ДЛЯ ЛИСТОЧКОВ»

(предметная)

Цель. Закрепление знаний детей о строении деревьев и кустарников. Формирование умений угадывать названия деревьев, кустарников по стволам, направлениям веток, плодам, оставшимся с осени. Формирование умений правильно подбирать листочки к деревьям и кустарникам.

Дидактический материал. Большая картина, изображающая лес в середине весеннего периода, наборы разнообразных вырезанных из бумаги весенних листочков для деревьев и кустарников, которые находятся на картине.

Задания:

1. Определить, какое дерево или кустарник вы хотите нарядить в весенний наряд.

2. Выбрать весенние листочки, соответствующие данному дереву или кустарнику.

3. Нарядить в весенний наряд деревья и кустарники в нашем лесу.

Правило:

1. Количество играющих 5- 6 человек; если игра идет по командам, то 3 команды по 2- 3 человека.

2. Победителями считаются те дети, которые быстро, правильно
и аккуратно выполнили задание.

Игровые действия:

1. Педагог настраивает детей на игру.

- Перед вами лес, проснувшийся весной. Солнышко разбудило его своими теплыми лучами, растопило снег, побежали веселые ручейки и напоили землю. Лес начинает оживать. Как вы думаете, как узнать, что деревья и кустарники проснулись? (У них появляются почки, которые начинают потихонечку расти, набухать.)

- Кто спрятался в этих почках, в этих домиках?

2. Педагог объясняет детям правила игры и задание.

- Давайте подберем каждому дереву и кустарнику соответствующую одежду. Кого вы хотели бы нарядить?

3. Дети высказываются и начинают наряжать выбранные ими деревья и кустарники.

Примечание. На картине есть ориентиры, позволяющие детям правильно узнать названия деревьев и кустарников (березу дети определят по белому стволу; дуб - по могучему, богатырскому строению; липу, клен - по плодам, оставшимся с осени, и т.д.).

4. В конце игры подводится итог.

«КОМУ НУЖНА ВОДА, А КОМУ ПОЛЯНКА»

(словесная)

Цель. Знакомство детей с любимым местожительством различных растений (солнечная полянка или затененная опушка леса, рядом с водой или в воде). Знакомство с научной терминологией, характеризующей растения по условиям проживания (влаголюбивое, засухоустойчивое, светолюбивое, теневыносливое). Рассказывание о способах приспособления растения к обилию или недостатку влаги, выявить связь между средой обитания растений и их внешним видом. Закрепление знаний детей о строении растений, разнообразии внешнего вида, об особенностях строения корня, листьев и т.д.

Дидактический материал. Дидактическая картина с изображением лесного массива, в котором присутствует водоем, лесная полянка; вырезанные изображения цветов лесов, полей, водоемов.

Игровое правило:

1. Выбрать одно из растений, которое понравилось больше остальных, назвать его. Рассказать, чем оно понравилось, составить рассказ о его внешнем виде.

2. Подумать и сказать, на какое место прекрасной картины хотел бы посадить цветок.

3. «Посадить» цветок и объяснить, почему именно это место выбрал для цветка.

Правило:

1. В игру могут играть от 2 до 5 человек.

2. Выигрывает тот, кто правильно справится с игровой задачей,
сможет связно объяснить свои действия.

Игровое действие:

1. Педагог рассказывает детям о разнообразии растений и их потребностях в тех или иных условиях. Предлагает вспомнить, какие растения дети встречали в лесу, в поле, а какие - в водоемах или близко к воде. В каких местах любит расти одуванчик - на солнечной полянке или на затененной опушке леса? Где бы понравилось расти желтой калужнице - рядом с водой или в воде?

2. Педагог знакомит детей с игровой задачей и правилами игры.

3. В конце игры подводится итог.

«Доскажи словечко»

(словесная)

Цель: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.

Игровые действия: взрослый читает, а дети добавляют слова.

- Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).

- Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).

- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).

- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).

- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).

- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).

- Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).

- Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).

- А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).

- Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).

- Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).

- Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).

- Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).

- Для начинки в пироги набираем … (яблоки).

Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!

ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

С ЖИВОТНЫМИ

«ГНЕЗДОВЬЯ ПТИЦ»

(настольно-печатная)

Цель: ознакомление детей с разнообразием видов гнездовий птиц. Закрепление знаний детей о строительных материалах, используемых птицами при строительстве гнезд, процессе строительства птицами гнезд, природных приспособлениях птиц-строителей. Развитие умений соотносить размер гнезда с величиной птиц, типы природных материалов с птицей-строителем, особенностями образа жизни птиц в зависимости от места, где она вьет гнездо.

Дидактический материал. Два полотна с гнездами птиц, карточки с изображением птиц — строителей этих гнезд, наборы строительных материалов для различного типа гнезд.

Игровое правило. Рассадить птиц по гнездам согласно их предпочтениям
(у воды, высоко над землей и т.д.).

Правило:

1. Количество играющих не должно превышать 6 человек.

2. При выборе птиц следует аккуратно относиться к наглядному материалу (карточкам и наборам).

3. При соотнесении птицы и ее гнезда, предполагаемого строительного материала надо руководствоваться своими знаниями.

4. Выигрывает тот, кто сможет сам, без посторонней помощи рассказать о своем выборе, своих умозаключениях.

Игровое действие:

1. В начале игры педагог знакомит детей с птицами - участниками игры, коротко рассказывает об особенностях каждой птицы.

2. Педагог предлагает детям выбрать каждому по одной птице, внимательно ее рассмотреть.

3. В конце игры подводится итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по экологии для старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических по экологии для старшего дошкольного возраста представляет собой сборник экологических игр, позволяющих педагогу дошкольного образования создать удобную , познавательную, разви...

Картотека дидактических игр по экологии в старшей группе.

картотека дидактических игр по экологии для старших дошкольников....

Картотека дидактических игр по экологии в старшей группе

Картотека дидактических игр в старшей группе....

Картотека дидактических игр по экологии в старшей группе.

Картотека дидактических игр по экологии в старшей группе....

картотека дидактических игр по экологии в старшей группе

картотека дидактических игр по экологии в старшей группе...

Картотека дидактических игр по экологии в старшей группе

Цель: Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению..... и т.д....

"Картотека дидактических игр по экологии в старшей группе.

В картотеке собраны экологические игры по данному возрасту....