Проект "Огород на окне"
проект по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательский проект "Огород на окне"
Познавательно-исследовательский проект "Огород на окне"
Актуальность проекта: проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Вся работа по проекту проходила в соответствии с требованиями предусмотренными программой.
Проектная идея: Вместе с родителями, педагогами и детьми создать в группе детского сада огород на окне .
Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитания у детей любви к природе, создания в группе огорода на подоконнике.
Задачи:
- Обогащение и расширение представлений детей о растениях, учить ухаживать за ними в комнатных условиях.
- Выяснить, что нужно растениям для роста и развития? (обогащать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений). Способы выращивания.
- Развивать интерес к развитию и росту растений.
- Обогащать, расширять и активизировать словарь детей за счёт загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр.
- Развивать связную речь через составление описательных рассказов о растениях: как сажали, появление всходов, способы ухода.
- Развитие творческих способностей через продуктивную деятельность.
- Воспитывать любознательность и наблюдательность. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Проблема: уровень знаний детей о природе поверхностный, отношение к её объектам бессистемны, что мешает познавать окружающий мир, умение видеть красоту природы, умение радоваться ей.
Методы реализации проекта: беседы, чтение художественной литературы, загадки пословицы, поговорки, рассматривание иллюстраций, картин, занятия в игровой форме.
Проект: краткосрочный.
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, групповой.
Продолжительность: 2 месяца (1 апреля – 31 мая 2025 г.)
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Этапы работы над проектом:
- Ознакомительный (подготовительный) :
определение цели и задач проекта. Сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», подготовка семян, оборудования для огорода на окне, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
- Основной (или этап реализации проекта):
проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение, отгадывание загадок).
- Заключительный:
совместная (воспитатели, дети, родители) высадка растений на территории детского сада; оформление фотовыставки «Наш огород на окне», наблюдение и уход за растениями в течении летнего периода.
Ожидаемый результат:
- Дети познакомятся с культурными и дико растущими растениями.
- С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
- С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
- У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
- Формировать у детей уважительное отношение к труду.
- Создание в группе огорода на подоконнике.
- Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
- Активное участие родителей в реализации проекта.
По реализации проекта « Огород на окне» были получены следующие результаты:
Дети:
1.Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.
2.У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
- В результате практической и опытнической деятельности дети получили
необходимые условия для роста растений.
- Дети увидели многообразие посевного материала.
- Дети стали бережно относится к растительному миру.
- В группе был создан огород на окне.
7.Дети стали более уважительно относится к труду.
Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, цветочную рассаду, рассаду томатов, перца, прорастим расточки у клубней картошки, кукурузу, семена подсолнуха и огурцов. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научаться правильно ухаживать за ними. Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста. Дети научаться наблюдать и делать первые выводы.
Родители.
1.Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
- Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Педагоги.
Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач. Реализация на практике новых методик работы с детьми.
Выводы:
На основании этих результатов можно сделать вывод, что уровень интереса детей дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Дети стали различать растения, познакомились с условиями их роста, научились ухаживать за растениями.
Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.
Литература и интернет источники:
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2011
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2001
- Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001
- Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.», М. 2005г.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.
- Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.
- «Формирование целостной картины мира» под ред. О.Н. Каушкаль, М.В. Карпеевой, М. 2015 г.
- Т.А. Шорыгина «Овощи. Какие они? Знакомство с окружающим миром». М. 2009 г.
Материал и оборудование для оформления огорода на окне:
- Семена культурных растений – цветов: бархатцы, цинния, астры
- Семена огородных растений: укроп, петрушка, томаты, огурцы, перец болбарскийсемечки подсолнуха,
- Земля, контейнеры для посадки, лейка.
- Заборчик, творческое оформление огорода на окне.
Художественная литература:
Р.Н.С. «Репка», «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», татарская песенка «Мешок», Ю.Тувин «Овощи».
Поговорки:
- «Огород – для семьи доход».
- «Летом под межой не лежи и гороху не щипли (не отлынивай, дела не ждут)».
- Картошка да каша – еда наша.
- Картошку копать, не руками махать.
- Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.
- Без труда картошка не родится никогда.
Загадки, стихи, пословицы о труде.
Загадки
Сад Неразлучный круг подруг Тянет к солнцу сотни рук. А в руках душистый груз, Разных бус На разный вкус.
| Редис Красная мышка С белым хвостом В норке сидит Под зелёным листом Снаружи красна, Внутри бела, На голове хохолок - Зелёненький лесок.
|
Репа Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, С хвостом, а не мышь.
| Чеснок Маленький, горький Луку брат. Взрастает он в земле, Убирается к зиме. Головой на лук похож. Если только пожуёшь Даже маленькую дольку - Будет пахнуть очень долго.
|
Семя Лежало на свету, Бросилось в темноту, Да и там покоя нет: Как бы вырваться на свет. | Горох На жарком солнышке подсох И рвётся из стручков..?
|
Тише деточка не плач. Это с нашей грядки врач. Исцелить любой недуг Может огородный… (лук)
| Я приправа в каждом блюде И всегда полезен людям. Угадали? – Я вам друг Я – простой зелёный… (лук) |
Растут на грядке | Листик пряный, шелковистый, Он пушистый и душистый. Там, где рос когда-то боб, Хорошо взойдет... (укроп)
|
Зелена, свежа, кудрява Ароматная приправа. Укропу я подружка – Душистая... (Петрушка)
| Эти братцы дружно в ряд В домике-стручке сидят. А когда они созреют, Попадут к тебе в салат. (Горошины)
|
Маленький, горький, луку брат. (чеснок) Этот терпкий острый зубчик Бабушка добавит в супчик. Разложи его повсюду, Чтобы справиться с простудой. (Чеснок)
|
Надевает папа кепку И выходит из избы. Справа он сажает репку, Слева - свеклу и бобы. Тут везде рядами грядки, Будет урожай в порядке! (Огород)
|
В огороде стоит, | Я - садовый инвентарь! На селе знакома встарь. Дедушка меня берет И копает огород. (Лопата) |
Пословицы о труде:
-Где труд – там и счастье.
-Кто не работает, тот не ест.
-Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
-Терпение и труд все перетрут.
-На все руки мастер.
-Кончил дело, гуляй смело.
-Труд человека кормит, а лень портит.
-Вся семья вместе, так и душа на месте.
Стихи:
С. Крупа-Шушарина В огороде снова в моде Зелень, овощи сажать! У Петра растет петрушка, А Прокоп растит укроп. Посадила Фекла свеклу, А на грядке Павел Посадил зеленый щавель. В огороде у Антошки Каждый год растет картошка. У Марины и Карины Много выросло малины. В огороде у Ассоль Скоро вырастет фасоль. У Алины, у артистки, Много розовой редиски. А в теплице у Федоры Покраснели помидоры. А ребята-близнецы Поливают огурцы. У Алины очень ловко Из земли растет морковка. Посадила Злата Зелень для салата.
| А. Максакова Посадила в огороде; Помидоры и картофель, Чуть моркови, огурцов. Для братишек сорванцов. Помидор сорвал Алешка. Вот и сыта стала кошка. А Максим ест огурец. Наш мальчишка молодец. Он на грядке сидит ловко Вот и вырвана морковка. Ест морковку кошка, кот, Кто зашел к нам в огород. Всех мальчишки угощают. Витамин есть заставляют.
|
Т. Казырина А у нас в саду порядок Мы вскопали десять грядок. Как на первой горох, Уродился, не плох! На второй редиска, Друг от друга близко. А на третьей репка, И сладка и крепка. На четвертой огурцы Поспевают, молодцы! Пятая с морковкой, Подрастает ловко. На шестой зеленый лук, Он и лекарь, он и друг. На седьмой огромной грядке, Ягодки играют в прятки. На восьмой кабачки, У них толстые бочки. На девятой арбуз Полосатый карапуз. А десятая отныне, Нам подарит даже дыни! | Ф. Гуринович В огороде много гряд, Есть и репа, и салат. Тут и свекла горох, А картофель разве плох? Наш зеленый огород Нас прокормит целый год. А. Прокофьев Огород Вместе в бабушкой полю В огороде грядки. Ну, а вечером полью Все их по порядку. Чтоб усы завил горох, Чтобы крупным вышел, Помидор, Чтоб не засох Огуречник пышный. И капустниц вредных я Прогоню с капусты, Чтоб похрустывал ноябрь Кочерыжкой вкусной.
|
План мероприятий по организации детской деятельности
Форма работы | Тема | Цель, задачи |
Занятие ОО «Познание»
| «Что мы знаем об овощах»
| Закрепить представления детей о том, где выращиваются овощи, знания об их свойствах. Научить строить описательные рассказы на сравнение овощей, строить сложносочиненные предложения.
|
«Труд овощеводов и садоводов»
| Закрепить названия овощей и фруктов, правильное использование обобщений («овощи», «фрукты»); закрепить представления о содержании и характере труда овощеводов и садоводов, уточнить знания детей о последовательности работ по выращиванию овощей, об использовании машин и их роли в производстве овощей.
| |
Рассматривание книг, иллюстраций о растениях | «Что растет на огороде» | Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений. |
Беседы | «Что такое огород и что на нем растет» | Расширять кругозор детей. |
«Наши помощники на огороде» | Расширять кругозор детей. | |
«Знакомство с овощами, как самостоятельным культурным, огородным растением» | Расширять кругозор детей. | |
Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада». | Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада. | |
Практическая деятельность | «Посадка огорода на окне»
| Вызвать желание помогать взрослым. |
«Творческое оформление огорода на окне» | Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей. | |
«Выращивание рассады» | Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями. | |
Опыты и наблюдения | «Рассматривание семян растений для нашего огорода на окне» | Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. |
«Изменения роста наших растений» | Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, семян, зернах; Учить детей замечать изменения в росте и развитии растений . | |
«Благоприятные и неблагоприятные условия для роста наших растений» | Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло). | |
Труд в уголке природы | «Работа на огороде в группе» | Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) |
«Уход за рассадой» (полив, рыхление, прореживание). | Учить ухаживать за растениями. | |
Труд в природе | «Клумбы для нашего огорода на участке» | Подготовить клумбы к высадки рассады цветов, формировать интерес к результату своего труда. |
«Высадка окрепшей рассады на участке и территории детского сада» | Учить детей оказывать посильную помощь взрослым.
| |
Сюжетно – ролевые игры | «Овощной магазин», «На даче», «Повара»
| Создать положительно – эмоциональный настрой и хорошее настроение у детей. |
Дидактические игры | «Что сажают в огороде» | Научить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развить быстроту мышления, слуховое внимание.
|
«Подбери пару» | Научить детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету и назначению; приучить их сообща выполнять задание.
| |
«Вершки и корешки»
| Закреплять знания детей о растениях и плодах. | |
«Что сначала, что потом» | Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.
| |
«Во саду ли, во огороде» (классификация огород, сад, фрукты, овощи). | Учить детей различать классификацию растений, обобщать. | |
«Поможем маме»
| Учить детей правильно называть овощи и определять их на схеме. Развивать быстроту мышления, память. | |
«Разложи по корзинкам»; «Сварим суп и компот» | Учить детей правильно называть, различать и обобщать фрукты, овощи, ягоды.
| |
Музыкальные и подвижные игры
| «Огородная хороводная», «Мыши в кладовой», Драматизация сказки «Репка» | Создать положительно – эмоциональный настрой и хорошее настроение у детей, проявление творческих способностей у детей в театрализованной деятельности. |
Пальчиковые игры | «Мы большой арбуз купили»;, «Фрукты», «Приглашаем в огород», «Овощи», «Варим мы компот», «Морковка», «Капуста», «Картошка» | Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. |
Экспериментальная деятельность. Беседы. | «Узнаем: какая земля» | Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая). |
«Вода и растения» | Выявить, насколько вода необходима для растений. | |
«Солнце и растения» | Определить роль солнечного света в жизни растений. | |
«Человек и растения» | Выяснить насколько растение нуждается в уходе. | |
Художественно – эстетическая деятельность (Рисование) | «Наши растения» | Учить детей пользоваться во время рисования ранее приобретенные навыки; развивать воображение, творчество. |
«Как растет наш лучок» | ||
«Овощи и фрукты – полезные продукты» | ||
Лепка из пластилина (фруктов и овощей). | «Наш урожай» | Учить использовать во время лепки ранее приобретённые навыки. |
Лепка из пластилина (сюжетная по мотивам сказки «Пых») | «Грядка с капустой, морковкой» | |
Продуктивная деятельность
| Изготовление забора для «Нашего огорода на окне» | Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей. |
Аппликация | «Салат из овощей» | Закреплять знания об овощах; правильно проговаривать их названия; учить использовать во время аппликации ранее приобретенные навыки; развивать творчество, воображение. |
Конструирование | «Дачный домик» | Продолжать учить детей строить из мелкого и крупного строителя постройки и обыгрывать их. |
Оформление фото-стенда | «Чудо огород» | Подвести итог проделанной работы. |
Работа с родителями:
- Беседа с родителями «Огород на окне».
- Консультации для родителей « Огород на окне», по экологическому воспитанию «Воспитание любви к природе», «Экологическое воспитание детей в семье».
- Ширма «Огород на подоконнике в домашних условиях (рекомендации родителям), «Витамины для детей», «Овощи и фрукты – ценные продукты».
- Памятка для родителей «Прогулка в природу».
- Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для
огорода на окне, в творческом оформлении.
- Совместная высадка рассады на участке и территории детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конcпект занятия по краеведению и развитию речи в подготовительной группе доу " Машина времени у меня под окном"
Занятие построено с использование мультимедийного пректора и компьютора.Внесены события прошлого , настоящего и будующего....

Цветы на окне и за окном
Конспект занятия для детей средней группы по ознакомлению с миром природы. К разработке прилагается набор карточек для игры....

«Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы» Акция «Окна победы»
laquo;Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы»Акция «Окна победы»...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении смотра-конкурса лучшего оформления окна группы к Новому году «Волшебное окно»
Цели и задачи смотра-конкурсаЦелями и задачами смотра-конкурса являются:создание праздничной новогодней атмосферы в группе;эстетическое воспитание дошкольников;активизация инициативы, творчества, выду...

За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело!
За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело! Работа на нашем огороде началась зимой. На занятиях по экологии мы разобрали культуры, которые будем выращивать, изучили правила ухода....

Памятка для родителей "КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ВЫПАДЕНИЕ РЕБЕНКА ИЗ ОКНА? Современное окно стало причиной несчастных случаев с детьми.
КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ВЫПАДЕНИЕ РЕБЕНКА ИЗ ОКНА? Современное окно стало причиной несчастных случаев с детьми....

Памятка для родителей по профилактике выпадения детей из окна “Безопасные окна”
Как защитить ребёнка от падения из окна?ЗАПОМНИТЕ несколько правил, которые сохранят жизнь Вашему ребенку!...

