Сценарий занятия "Этот День Победы" (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие в детском саду, посвящённое 9 мая, проводится с целью формирования у детей чувства патриотизма, уважения к ветеранам и памяти о героях Великой Отечественной войны
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №30 города Ржева Тверской области
«Этот День Победы!»
сценарий познавательного занятия для детей старшей группы
Подготовила:
воспитатель Соломка Анастасия Андреевна
2025
Конспект занятия по реализации образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе
Тема: «Этот День Победы».
Цель: расширять знания детей о Великой Отечественной войне и ее героях; воспитание у детей нравственно-патриотических чувств, любви к Родине, уважения к ее историческому прошлому.
Задачи:
- познакомить детей с праздником – Днём Победы;
- расширять знания детей о Великой Отечественной войне, о подвиге советских воинов;
- развивать речь детей, память.
- активизировать словарь по теме;
- развивать у детей наблюдательность, воображение, стремление узнать больше нового, полезного и интересного об истории нашей страны;
- закрепить знания детей о военных профессиях;
- воспитывать чувство патриотизма, уважения к защитникам Родины, гордость за свой народ, любовь к Родине;
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, социально-коммуникативная, продуктивная, двигательная.
Методы и приёмы: словесный, наглядный, игровой метод
Предварительная работа: беседы с детьми о Великой Отечественной войне, о Дне Победы, о героях войны с использованием иллюстраций; чтение художественной литературы по теме; рассматривание орденов и медалей ветеранов войны; сюжетно-ролевые игры с атрибутами по теме «Великая Отечественная война»; разучивание песен и стихов о войне; привлечение родителей к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме «Великая Отечественная война».
Словарная работа: День Победы, Георгиевская лента, Защитник, Родина, Отечество, артиллерист, солдат, танкист, летчик, моряк, капитан, командир, ветеран, обелиск, вечный огонь.
Материалы: аудиозаписи «Улица в городе», «Священная война»; презентация с изображением городов во время войны, фотографиями солдат, самыми известными памятниками в российских городах, фотографией Вечного огня во Ржеве, фотографиями людей в день Победы, фотографией ветеранов; пилотки для каждого ребёнка; фуражка для командира в игре «Товарищ командир»; разрезные картинки (танк, самолёт и корабль); картинки с изображениями танкиста, лётчика, моряка, капитана; фотография «Катюши»; фотографии памятников героям ВОВ во Ржеве; фотография Обелиска в г.Ржев; картинки с изображением орденов и медалей; георгиевские ленточки на каждого ребенка.
Содержание занятия:
- Вводная часть (организационный момент):
Воспитатель: Ребята, какое сегодня прекрасное весеннее утро! Я вижу у вас хорошее настроение. Приглашаю всех в круг! Покажите мне свои ладошки. Потрите их. Что вы чувствуете? (тепло). Это тепло ваших сердец и душ. Давайте передадим тепло друг другу(берёмся за руки). Какие добрые и ласковые ребята живут в нашем городе!
- Основная часть:
Воспитатель: А сейчас на минуточку замолчим и послушаем тишину (на фоне аудиозапись «Улица в городе»). Что вы слышите? (дети прислушиваются и называют звуки: шум ветра, пение птиц, чьи-то шаги и разговоры, гул машин и т.д.). Это мирная тишина. в ней не слышно звуков выстрелов, рёва танков. Послушайте стихотворение, которое написал Михаил Рафаилович Садовский:
«Солнце светит, пахнет хлебом,
Лес шумит, река, трава.
Хорошо под мирным небом
Слышать добрые слова.
Хорошо зимой и летом,
В день осенний и весной
Наслаждаться ярким светом,
Звонкой, мирной тишиной»
Воспитатель: Данным давно, много лет назад, люди жили мирно. Как мы с вами ходили в детский сад, работали заводы, фабрики, школы, больницы и магазины. И в один летний день, 22 июня 1941 года, ранним утром, когда все люди в городах и сёлах спали, враги неожиданно напали на нашу Родину. Их называли фашистами.Они хотели захватить нашу Родину. Наша страна очень большая и богатая. У нас много рек, много лесов. Есть большие поля, на которых растут пшеница, рожь, картофель, разные овощи. В наших лесах живут разные птицы, звери, в реках и озерах – рыбы. В России много красивых, больших городов, богатых деревень. И все это хотел захватить враг – фашистская Германия. На нашу землю пришли вражеские солдаты, приехали танки, самолеты бомбили города и села (показать презентацию сфотографиями городов во время войны).Началась война. Немецкие самолеты бомбили больницы, где лечились больные люди, бомбы падали на жилые дома, детские сады и школы. Это Гитлер дал приказ своим войскам захватить нашу страну. Они обстреливали из орудий тихие деревни. Поджигали поля. И топтали, топтали нашу родную землю.
Посмотрите на эти фотографии. Что вы видите на них?
Дети: разрушенные дома, черные стены, на улицах нет людей, детей…
Воспитатель: Да, ребята. Здесь мы увидели города после бомбежки. Нет ни одного целого здания, всё чёрное. Как вы думаете, можно ли жить в таких домах? (ответы детей)
Воспитатель: враг рушил дома и целые города, погибали люди. (Аудиозапись — «Священная война»). Мужчины брали оружие и отправлялись на фронт воевать с врагом, защищать нашу Родину. А в сёлах и городах оставались женщины и дети, которым было необходимо много работать, чтобы солдаты могли воевать, чтобы у них были еда, одежда и оружие. Дети работали и на заводах, и в полях помогали своим матерям.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, зачем нужно защищать Родину? (ответы детей)
Воспитатель: как называли людей, которые воевали с фашистами?
Дети: солдаты, военные, воины, защитники.
Воспитатель: Ребята, а расскажите, как выглядели солдаты?Во что они были одеты?(показ презентации «Солдаты»)
Дети: форма, каска, ремень, сапоги, оружие.
Воспитатель: а каким нужно быть солдату, чтобы справиться с врагом?
Дети: смелым, отважным, сильным, терпеливым, метким и т.п..
Воспитатель: а как стать такими же сильными и выносливыми как наши солдаты? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно ребята, чтобы стать настоящими защитниками надо много заниматься физкультурой, упражняться, тренироваться.
Физкультминутка.
Мы лётчики, пилоты (руки в стороны, повороты туловища)
Мы водим самолёты.
Танкисты и ракетчики, (наклоны в стороны)
Мы славные разведчики.
Мы моряки, подводники, (приседания)
Мы храбрые бойцы.
Скоро в Армию пойдём, (шагают на месте)
А пока игра идёт!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой война была для всех людей?Ответы детей.
Воспитатель: обобщает ответы(трудной, тяжелой и страшной была эта война, много людей погибло в ней).Солдаты сражались. Они выполняли приказы четко и точно. А когда получали приказ, то отвечали: «Так точно, товарищ командир! Есть, товарищ командир!». А, иногда, на вопрос командира рядовой мог ответить «Никак нет, товарищ командир!»
А теперь предлагаю надеть пилотки и поиграть, игра называется «Товарищ командир».
Дети: Так точно, согласны играть в игру!
Двигательное упражнение «Товарищ командир»
Вам нужно сказать «Есть, товарищ командир!» и чётко выполнить команду.
Команды офицера: Смирно! Направо! Налево! На месте шагом марш! И т.д.
Воспитатель: А теперь нас ждет следующая игра!
Ребята, сейчас вы поделитесь на три команды. Для каждой команды я выберу по первому участнику. А дальше по цепочке первые участники выберут второго участника своей команды, второй участник выбирает третьего и так далее. (деление на команды). А теперь для каждой команды будет своё задание.
Ребята, как вы знаете, солдаты в одиночку не могли бы победить в войне. Им помогала военная техника, военные машины. И сейчас мы вспомним какие. Каждой команде нужно собрать свою картинку. По моему сигналу «К выполнению приступить!» начинаем. (Отдаётся команда, дети собирают разрезные картинки: танк для первой команды, самолёт для второй и корабль для третьей.
Ребята, рассмотрите получившиеся иллюстрации, что изображено на картинках?
Дети: Самолет, танк, корабль
Воспитатель: Советская Армия проявила необычайную силу и мощь духа в борьбе с фашистской Германией. Создавались и совершенствовались новые боевые машины, танки, самолеты, корабли, оружие. Победа была бы невозможна без помощи военной техники и машин.
Воспитатель: А теперь еще по одному заданию каждой команде. Отгадайте мои загадки.
Для первой команды:
Он похож на вездеход,
Через грязь легко пройдёт,
Холм, канава не преграда,
Вмиг промчится так как надо!(Танк)
Для второй команды:
Смело в небе проплывает
Обгоняя птиц полет
Человек им управляет
Что такое? (Самолёт)
Для третьей команды:
Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном …(корабле)
Воспитатель: Ребята, а какая ещё боевая техника вам знакома? (ответы детей).
Речевая игра «Назови правильно!» (игра с показом картинки после ответа)
Воспитатель: Ребята, военную технику мы с вами вспомнили. А кто же ей управляет? Кто управляет танком?
Дети: танкист.
Воспитатель: А кто летает на самолете или вертолёте?
Дети: летчик.
Воспитатель: кто служит на корабле?
Дети: моряк, матрос.
Воспитатель: а кто управляет кораблем?
Дети: капитан.
Воспитатель: кто служит на подводной лодке?
Дети: подводники.
Воспитатель: Ребята, есть еще одна боевая машина, о которой хочу рассказать вам поподробнее. Посмотрите на эту фотографию (фотография «Катюши»). Кто знает эту машину?
Воспитатель: Это легендарная «Катюша» - боевая машина реактивной артиллерии. Многие солдаты уверены «если б не она, родная, победы могло бы и не быть…». Нет определённой версии, почему машину стали называть «Катюша». Существует несколько предположений. Одно из них - по названию ставшей популярной перед войной песни «Катюша». Докладывая в штаб о выполнении командиром Флёровым Иваном Андреевичем боевого задания, связист Андрей Сапронов сказал: «Катюша спела на отлично». Значение только что придуманного кодового слова в штабе батальона поняли. Так после первого же боевого применения за установкой БМ-13-16 закрепилось ласковое название «Катюша». Со стороны эта машина напоминает грузовик, но вместо кузова у нее ракетная установка, которая стреляет сразу несколькими зарядами. Такой выстрел называется залп. Управляет «Катюшей» артиллерист. Кто попробует повторить это сложное слово?
Воспитатель: Война продолжалась долгих 4 года, пока враг не был разгромлен. Много защитников пали в этой суровой битве и ценою своих жизней не дали фашистской Германии победить. С того грозного военного времени прошло уже 80 лет, но до сих пор все люди: и взрослые, и маленькие помнят тех, кто спас нашу Родину. По всей стране стоят памятники (показать презентацию с самыми известные памятниками в российских городах).
- Могила Неизвестного Солдата в г. Москва
- Парк Победы на Поклонной горе в г. Москва
- Пискаревское мемориальное кладбище, Санкт-Петербург
- «Курская дуга» в г. Курск
- «Алёша» в г. Мурманск. (Официально памятник называется «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны», однако мурманчане ласково прозвали его Алешей)
- «Героям Сталинградской битвы» в г. Волгограде
Ребята, какие памятники героям войны есть в нашем городе? Кто может их назвать?(дети называют, воспитатель размещает фото на магнитной доске).
После того, как дети назовут Обелиск, воспитатель предлагает уточняющий рассказ:
В нашем городе Ржеве есть Обелиск освободителям. Он посвящён советским воинам, погибшим при освобождении Ржева от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Он установлен на крутом левом берегу Волги на Соборной горе. У подножия обелиска - Могила Неизвестного Солдата, над которой горит Вечный огонь(показ иллюстрации).Вечный огонь – это постоянно горящий огонь, символизирующий вечную память о подвигах наших отважных солдат. К вечному огню приносят цветы, приходят постоять, помолчать, поклониться памяти героев.
Горит огонь в сердцах людей
И вечной памятью пылает
Нет, не забудем мы Героев
И в подвигах их поминаем…
Воспитатель: Солдаты храбро сражались за нашу Родину, проявляли героизм, не боялись врага. Фашисты долго готовились к войне, у них уже было много оружия и техники. Четыре года воевал с врагами наш народ. Но всё-таки, 9 Мая 1945 года война закончилась нашей победой. Потому что тот, кто борется за справедливость, защищает свою Родину, свой народ, всегда побеждает.
Воспитатель: (показ фотографий в день Победы) Посмотрите, насколько счастливы люди, как они рады тому, что закончилась война! Ребята, что вы видите на фотографии? (все обнимают друг друга, улыбаются, дарят цветы)
Каждый год, вот уже 80 лет мы празднуем День Победы 9 мая.
Трубы трубят, барабаны гремят –
Это войска начинают парад.
Вот пехотинцы идут, молодцы,
Славные, смелые наши бойцы.
Слышишь, моторы гудят в вышине,
С неба привет посылая стране.
То быстроходный летит самолёт,
Лётчик отважный машину ведёт.
Окна звенят, задрожала земля –
Движутся танки, гремя и пыля,
Движутся танки, идут на парад,
В них молодые танкисты сидят.
Воспитатель: Ребята, а скажите, как наша страна будет отмечать День Победы в этом году?
Дети: на площади будет проходить Парад Победы, прогремит праздничный салют, люди будут возлагать цветы к памятникам и т.д.
Воспитатель: В этот день поздравляют ветеранов войны. Кого мы называем ветераном, ребята? (показать фотографии ветеранов)
Дети: Ветераны – это участники войны, которые защищали нашу Родину.
Воспитатель: Участников сражений награждали орденами, медалями за мужество и героизм (показать детям картинки с изображением орденов и медалей). Как вы видите, многие медали в виде звезды. Красная звезда — символ Красной армии.
В честь ветеранов проходит военный парад, люди их поздравляют, дарят цветы, говорят «спасибо».
Победой кончилась война
Те годы позади.
Горят медали, ордена
У многих на груди. (С. Михалков).
Воспитатель: Нет в России семьи, которую война обошла стороной. В этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. 20 лет назад появилась очень хорошая традиция. В День Победы люди прикалывают на одеждуна груди в области сердца георгиевскую ленточку в знак памяти о боевых заслугах нашего народа. Крепится она в виде петли, галочки или простого бантика с помощью булавки.
Ребята а какие цвета на Георгиевской ленточке? Что они символизируют?
Дети: Георгиевская лента – имеет два цвета: оранжевый и чёрный. Чёрный цвет означает дым, а оранжевый – огонь.
Воспитатель: Всё верно! Сегодня я хотела бы поделиться такими ленточкам с вами. Когда вы будете их крепить, вы сразу вспомните тех, кто защищал нашу Родину и всегда будете гордиться их подвигом.
Наступает минута молчанья…
Всех погибших в войне перечтём,
Под кремлёвских курантов звучанье
Мы долг памяти свой отдаём.
Вспомним павших, мы, молча и стоя,
Всех защитников нашей страны!
Слава, вечная Слава героям!
Память вечная жертвам войны!
А теперь давайте встанем и почтим минутой молчания всех героев, павших за мир и счастье на Земле. (Минута молчания).
Воспитатель: Ребята, обязательно сходите на праздничный парад 9 Мая вместе со своими родителями. Возложите цветы возле памятных мест. Если увидите ветеранов подойдите к ним, подарите цветы и обязательно скажите им «Спасибо за Победу в Великой Отечественной Войне».
- Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побеседовали на очень важную и нужную тему. Я вижу, что вы очень прочувствовали её. Подумай и скажите как людям нужно вести себя, чтобы жить в мире?
Дети: Дружить, разговаривать, договариваться, делать приятное друг другу, оказывать помощь и т.д.
Воспитатель: Я вижу, что сегодня многие из вас принесли в детский сад живые цветы, и я тоже принесла букет! Скажите, куда мы с вами их отнесем?
Акция «Живые цветы к монументам» (недалеко от детского сада находятся памятники «Танк Т-34», «Паровоз», стела «Скорбящая мать»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий празднования "День Победы" старшая и подготовительная группа
Сценарий праздника "День Победы"...
Сценарий праздника "День Победы" старшая группа
Сценарий для старшей группы...

Сценарий праздника "День победы" старшая группа.
Воспитывать у детей уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, формировать патриотические чувства....

Сценарий праздника "Славься, День Победы!" (старшая, подготовительная группы)
Сценарий праздника "Славься, День Победы!"(старшая, подготовительная группы) Цель праздника: Расширить знания о государственных праздниках и историческом наследии...



