Познавательтельно – творческий проект «Мы – юные палеонтологи» Подготовительная к школе группа (6-7 лет) « Синий кит»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Мы попробовали использовать страстное увлечение детей динозаврами в исследовательском проекте, для этого мы выбрали профессию – палеонтолог.
Есть такая замечательная наука - палеонтология. Человек, который изучает эту науку – палеонтолог. Палеонтолог занимается исследованием выкопанных из земли останков древних людей, животных и растений. Эта научная деятельность даёт представление о том, какие виды живых существ населяли нашу планету тысячи лет назад. Палеонтологи по своим исследованиям восстанавливают события прошлого и показывают нам как выглядел мир миллионы лет назад.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26 г. Челябинска»
(МАДОУ «ДС № 26 г. Челябинска»)
ул. Александра Шмакова, д. 25, г. Челябинск, Челябинская область, 454030,
тел. 8 (351) 245-25-31, электронная почта: ИНН 7448186985, КПП 744801001,ОГРН 1157448012842
Познавательтельно – творческий проект
«Мы – юные палеонтологи»
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
« Синий кит»
Воспитатели: Матыцына Елена Александровна
Высшая квалификационная категория
Проект «Мы – юные палеонтологи»
ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Название проекта | «Удивительная палеонтология» |
Тип проекта | Информационно – исследовательский, познавательный, творческий. |
Вид проекта | Групповой, краткосрочный – 10 дней |
Возрастная группа | Подготовительная |
Сроки проведения | С по 2023 |
Участники проекта | Воспитатели – Матыцына Елена Александровна, Битенова Айнур Аблайхановна, дети, родители |
Проблема проекта. | В наше время дети все чаще увлечены виртуальными играми на телефонах и планшетах и все реже читают энциклопедии и играют в исследовательские игры. Перед нами встала проблема, как отвлечь детей от виртуального мира и обратить внимание на увлекательные факты и интересные истории жизни на Земле. Любой педагог, который работает с дошкольниками, уверенно скажет: «Дети любят динозавров!». В каждой группе детского сада есть дети, которых интересуют тема динозавров и палеонтологии. Мы попробовали использовать страстное увлечение детей динозаврами в исследовательском проекте, для этого мы выбрали профессию – палеонтолог. Есть такая замечательная наука - палеонтология. Человек, который изучает эту науку – палеонтолог. Палеонтолог занимается исследованием выкопанных из земли останков древних людей, животных и растений. Эта научная деятельность даёт представление о том, какие виды живых существ населяли нашу планету тысячи лет назад. Палеонтологи по своим исследованиям восстанавливают события прошлого и показывают нам как выглядел мир миллионы лет назад. |
Цель работы над проектом | Знакомство детей с редкой профессией – палеонтолог, обращение внимания на важность и трудность выполняемой работы. |
Задачи проекта | Уточнить и расширить представления о разнообразии динозавров. Познакомить с наукой – палеонтологией. Вызвать эмоциональный отклик, интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Актуализировать знания детей о профессии палеонтолога. Развивать воображение, творчество. Развивать мышление, речь – суждение в процессе исследовательской деятельности. Воспитывать сочувственное, бережное отношение к животному миру. Привлечь родителей к реализации совместной детско – взрослой деятельности, создать атмосферу общности интересов для развития и воспитания детей. |
Предполагаемые результаты | Дети узнают: -о профессии палеонтолог; - о том, как происходят палеонтологические экспедиции. - познакомятся с понятиями «окаменелость», «экспонат» и т.д.; - о развитии жизни, по периодам (Меловой, Юрский и т.д.) Дети смогут принять на себя роль палеонтолога через различные творческие задания и сюжетно-ролевую игру. У детей сформируется умение выражать свое мнение, анализировать. Они приобретут навык социального общения со взрослыми. Проект поможет раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировать некоторые суждения и оценки, положительные коллективные взаимоотношения. |
Этапы реализации проекта | Подготовительный этап |
-Донести до участников проекта важность данной темы; -Определение и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы; -Анализ проблемы: что уже есть, что нужно сделать, к кому обратится за помощью, в каких источниках можно найти информацию; -Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта; -Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса. -Подготовить необходимые материалы и оборудование для проведения раскопок. | |
Организационно – практический этап: | |
Образовательная область «Познавательное развитие» Просмотр презентации: «Удивительный мир динозавров» Дидактические игры: «Кто спрятался в яйце?», МЕМО «Мир динозавров», Познавательно-исследовательская деятельность. Исследование объектов окружающего мира: «Рассматривание экспонатов –окаменелостей», рассматривание иллюстрации «Раскопки останков динозавров» Экспериментальная деятельность: «Окаменелости», «Кто во льдах?», «Кто в яйце?», «Вулкан». Просмотр обучающего мультфильма: «Почему исчезли динозавры?» | |
Образовательная область «Речевое развитие» Беседы: «Кто такие динозавры? И когда они жили?», «Как вы думаете, какие инструменты нужны палеонтологу?» Восприятие художественной литературы: Иллюстрированный атлас «Динозавры», энциклопедии о динозаврах, книжка-панорама о динозаврах «Таинственный мир» и др. | |
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Дидактические игры: «Разрезные картинки», пазлы и т. п. Проблемно – игровые ситуации: «Представьте, что, если вы попали в эпоху динозавров. Ваши действия?», «Если бы динозавры жили в наше время, какими бы они были?», Сюжетно-ролевые игры: «Исследователи», «Палеонтолог, раскопки», «Экскурсия на выставку динозавров», «Лаборатория». | |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Рисование: «Волшебные обводилки. Динозаврики», «Доисторические животные», «Посмотри и дорисуй», Лепка: «Изготовление окаменелостей динозавра», «Необычное животное». Музыкальное развитие: Слушание песни М. Боярского «Динозаврики». Изготовление книжек-малышек «Мой любимый динозавр» совместно с родителями. | |
Образовательная область «Физическое развитие» Подвижная игра: «Найди и промолчи», ,«Чья команда соберет больше яиц динозавров», Летает-не летает «По следам динозавров». Физминутка: «Динозаврик», «Вулкан» Пальчиковая гимнастика: «Динозавры на рассвете», «Динозаврик и стрекоза», «Шли вприпрыжку динозавры…». | |
| Завершающий этап |
Создание мини-музея «Окаменелости», изготовление книжек-малышек «Мой любимый динозавр» совместно с родителями, создание макета «Затерянный мир», изготовление макета «Вулкан». |
Приложение 1
Беседа «Кто такие динозавры и когда они жили?»
Цель: формировать представления о растениях и животных Древнего мира, развивать
познавательный интерес к истории Земли.
- Ребята, а вы знаете, что такое древний мир? Кто в нем жил? (Ответы: тогда на Земле
еще не было человека. Жили различные животные, в том числе и динозавры).
Знаешь ли ты, что значит слово ДИНОЗАВР?
Этот термин происходит от греческого «deinos»что означает «ужасный», и «sauria» -
«ящер», то есть «ужасный ящер».
Кто такой динозавр?
Динозавры – это яйцекладущие рептилии, чем-то похожие на современных
крокодилов, ящериц, черепах, жившие миллионы лет назад. Динозавры умели ходить,
бегать, прыгать (иногда только на задних ногах).
Динозавры властвовали почти 150 миллионов лет. Динозавры были самыми
удивительными животным из всех когда – либо живших на земле. Первые динозавры
были хищными. Растительноядные появились позднее, воспользовавшись буйством
окружающей растительности. Одни были размером с цыпленка, другие величиной с
современный лайнер. Подобно нынешним рептилиям, гладкая кожа динозавров была
покрыта чешуей, а яйца имели скорлупу. Самые первые из появившихся на Земле
динозавров были совсем небольшого размера. Но потом среди них появляются
довольно крупные хищники и растительноядные ящеры.
Облик Земли.
К началу появления динозавров все континенты были объединены в огромный
континент Пангею. А его берега омывали волны единственного океана Панталассы.
Животные и растения расселялись по ней и теперь их ископаемые останки находят в
Африке, Антарктиде. Климат на всей планете был сухим и теплым. Часто происходили
извержения вулканов. Было много пустынь, среди которых были оазисы. По берегам
рек и озер росли древовидные папоротники и хвощи. У них были широкие листья, как
у дерева гинкго. Это дерево дожило до наших дней. Появились хвойные растения..
Когда начался Юрский период, динозавры достигли вершины своего расцвета. Это
было 21 миллион лет назад и длился Юрский период около70 миллионов лет.
В юрском периоде Пангея начала распадаться на части. Образовались два новых
континента. Климат по-прежнему был тёплым, но стал значительно более влажным.
На землю обрушивались проливные дожди, полноводнее стали реки и озёра. Пустыни
исчезали, отступая в глубь континентов. На смену им пришли пышные зелёные леса.
Леса юрского периода напоминали современные джунгли. Но среди буйной
растительности нет ни одного цветка. В юрском периоде произрастало множество
видов саговников. Саговники похожи на пальмы — их ствол тоже венчает пучок
раскидистых листьев
В юрском периоде исчезли огромные амфибии, зато в болотах заквакали лягушки.
Моря бороздили морские рептилии-ихтиозавры. В небе на расправленных крыльях
парили летающие ящеры, такие как птерозавр.
А вот самый хищный гигант. Он охотился на животных, так как ел только мясо. Его
называют «Король ящеров-тиранов». Это тираннозавр. Задние ноги тираннозавра
были сильными и мускулистыми, а передние – маленькими. Огромные челюсти
тираннозавра были усажены зубами, по форме похожими на кинжалы и такими же
острыми.
Но далеко не все динозавры были большими и страшными. Например, компсогнат
размером был примерно с курицу. Этот проворный динозаврик питался насекомыми.
Этот динозавр был втрое выше и вдесятеро длиннее слона. Большая часть его длины
приходилась на шею и хвост. При помощи длинной шеи он мог есть листву с самых
высоких деревьев: это длинношеие динозавры или диплодок.
Были динозавры очень похожие на носорогов, только у них «трехрогая морда» и
костяной «воротник» на шее. Они очень массивные и у них неукротимый нрав. Они
скусывали ветки деревьев, траву. Это рогатые динозавры или цератопсы.
Заботились ли динозавры о своих малышах?
Найденые гнезда доказывают, что динозавры заботились о потомстве. Детеныши жили
в гнезде вместе с родителями до определенного возраста.
Самыми преданными родителями были гадрозавры, диплодоки, камапазавры,
цераторсы.
Вместе с Юрским периодом закончилась эра динозавров на Земле. Впервые появились
цветковые растения. Магнолия — одно из первых цветковых растений на земле. В
конце мелового периода произошло самое известное и очень крупное вымирание
многих групп растений и животных. Вымерли многие растения, все динозавры,
птерозавры и водные рептилии. Одна из гипотез гласит, что динозавры были
уничтожены метиоритом, столкнувшимся с Землёй. Мощный удар был способен
поднять в небо большое, и густое облако пыли, препятствующее проникновению
солнечных лучей. Воздух при этом мог остыть, а растения и динозавры – погибнуть.
Как мы узнаем, какие животные жили миллионы лет назад?
Палеонтологи – это люди, которые изучают останки вымерших растений и животных
и по ним умеют, предполагать, какими были эти растения и животные.
Зачем палеонтологи изучают зубы?
Определив тип зуба, можно понять, чем животное питалось и как оно жило. Если зубы
острые, значит, оно охотилось и питалось мясом или падалью. Если у животного
множество зубов, способных хорошо измельчать пищу (такие зубы обычно
стачиваются на новые), то оно питалось твердыми растениями. Если же у животного
зубки маленькие и плоские, то пищей ему служили водоросли, которые оно находило,
подолгу роясь в водоемах. Если зубы тонкие и острые, а морда удлиненная, то
животное кормилось насекомыми. А если в одной пасти "собрались"
вышеперечисленные виды зубов, то это животное было всеядное, то есть оно
употребляло любую пищу, как мы.
Приложение 2
Подвижная игра
«Найди и промолчи» (игра для детей 5–7 лет)
Дети стоят в шеренге лицом к воспитателю.
Он предлагает им повернуться и закрыть глаза, а сам в это время прячет какой-нибудь предмет.По разрешению воспитателя дети поворачиваются, открывают глаза и приступают к поискам спрятанного предмета. Нашедший предмет подходит к воспитателю и тихо, на ухо говорит, где он его нашел. Если ребенок сказал правильно, он отходит в сторону.
Игра продолжается до тех пор, пока все дети не найдут предмет.
Подвижная игра «Пройди по следам динозавра»
Цель: Развитие координации движения, внимательности.
Правила игры: На полу раскладываются следы, по которым дети проходят сначала широким шагом, затем на высоких четвереньках.
Дети движутся по следам до «места раскопок».
Физминутка ДИНОЗАВР
Динозавр устал сидеть
Нужно ноженьки погреть
Лапы вверх, лапы вниз
На носочках подтянись
Лапки ставим на бочок
На носочках скок да скок
А затем вприсядку чтоб не мерзли лапки
Прыгать динозавр горазд,
Он подпрыгнул 10 раз.
Физминутка «Вулканы начали «играть» -
Из жерла лаву извергать.
(Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.)
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид.
(Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза)
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать.
(Медленное опускание рук с одновременным приседанием вниз)
Последний раз огнём дыхнул - (Сидя в присяде, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»)
И на десятки лет уснул. (Складывают руки под щеку «засыпают, спят»)
По окончании физкультминутки педагог предлагает детям занять свои места со столами
Приложение 3
Пальчиковая игра
«Динозавры на рассвете»
Динозавров на рассвете
Увидали в парке дети,
Испугались, задрожали,
Быстро к дому побежали,
Динозавр же, верь не верь,
Только травоядный зверь.
(«динозавры» обеими руками)
(изображаем дрожь, испуг)
(«бегущие человечки»)
(«динозавры» обеими руками)
«Динозаврики»
Шли вприпрыжку динозавры –
Гоп-гоп-гоп,
(Средние пальцы обеих рук выпрямить (головы динозавров), остальные пальцы поставить подушечками на стол (ноги динозавров). Быстро «шагать» пальцами по столу, показывая как идут динозавры)
Дружно шлёпали по лужам –
Шлёп – шлёп – шлёп,
(Перебирать пальцами (ногами динозавров) по столу)
Грозно топали ногами –
Топ – топ – топ,
(Поочерёдно постучать подушечками пальцев по столу)
И кивали головами –
Оп – оп – оп.
(Сгибать и разгибать средние пальцы обеих рук (динозавры кивают головами))
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

спортивный праздник "Юные пожарные" подготовительная к школе группа.
Закреплять знания о опасных ситуациях, причинах их возникновения и правилах поведения при пожаре....

Творческий проект «Мамы разные важны» (подготовительная к школе группа)
Расширить знания детей о маме, ее увлечениях, обязанностях, ее профессии....

Выступление «Технология разработки и реализация творческих проектов речевой направленности в подготовительной к школе группе»
Выступление «Технология разработки и реализация творческих проектов речевой направленности в подготовительной к школе группе»...

Познавательно - творческий проект "Зимующие птицы" в подготовительной к школе группе
Цель проекта: расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах....

Проект по экологии в подготовительной к школе группе «Синичкин день. Поможем синичке выжить зимой!»
Обогатить и расширить знания и представления участников проекта о птицах, особенностях образа их жизни, повадках птиц, о роли человека в жизни зимующих птиц. Изготовление кормушек для поддержания жизн...

Сценарий занятия для подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Помоги синичке»
В дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры личности. Важно научить ребёнка понимать красоту живой природы, любоваться пёстрым оперением птиц, радоваться их пению....

Познавательно-исследовательский творческий проект "Лесное хозяйство" в подготовительной к школе группе №2 "Белочка"
Современное общество остро нуждается в экологически грамотных людях, понимающих ценность природных богатств нашей страны. Экологическое воспитание начинается с детства, и проект направлен именно на фо...
