Проект "Эксперименториум"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Исследовательская деятельность детей дошкольного возраста - один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Пробудить интерес детей к познанию окружающего мира, сформировать умение делать открытие и увлекаться - в этом и есть одна из основных задач взрослых. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А такими методами и является экспериментирование и проведение опытов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Исследовательский проект «Эксперименториум»
Участники: воспитанники средней группы - 12 человек, родители и педагоги.
Учреждение: МБДОУ Детский сад № 40, Кемеровская область, г. Осинники
Исследовательская деятельность детей дошкольного возраста - один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Пробудить интерес детей к познанию окружающего мира, сформировать умение делать открытие и увлекаться - в этом и есть одна из основных задач взрослых. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А такими методами и является экспериментирование и проведение опытов.
С целью создания условий для развития детской исследовательской деятельности нами был разработан и реализован проект «Эксперименториум». В проекте приняли участие дети средней возрастной группы нашего детского сада (10 человек), воспитатели и родители воспитанников. Срок реализации проекта составил 2 месяца.
Актуальность проекта заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность. Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Цель проекта: формирование у детей средней группспособности видеть и воспринимать многообразие окружающего мира в системе взаимосвязи и взаимозависимости, расширение понимания опытно-экспериментальной задачи способом включения в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, их свойствах.
- Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы.
- Формировать познавательные действия.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес детей.
- Развивать воображение и творческую активность.
- Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.
- Развивать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к живой и не живой природе.
- Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
При организации исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста были учтены следующие условия:
Деятельность по экспериментированию производилась еженедельно, длительностью 20-25 минут. Педагоги стимулировали детей действовать самостоятельно, при постоянном контроле со стороны взрослого, с целью обеспечения безопасности процесса экспериментирования и для поддержки детской инициативы, направления в нужную сторону, правильного понимания выявленных свойств, формулирования заключительного вывода.
В рамках проекта было проведено 6 исследовательских мероприятий:
- Эксперимент «Пена в стакане»
Задачи: учить устанавливать взаимосвязь между объектами исследования; учить детей формулировать выводы в ходе совершения практических действий.
Ход эксперимента: В стакан наливаем воды и просим детей подуть через коктейльную трубочку в воду, затем, добавляем моющее средство и снова просим ребенка подуть через коктейльную трубочку в получившийся раствор. Просим сделать вывод. Важно! Проводите этот опыт только в том случае, если есть уверенность, что ребенок может четко следовать инструкции, и не станет пить воду через трубочку.
- Эксперимент «Вода не имеет цвета, но её можно окрасить»
Задачи: закреплять знания детей о свойствах воды, развивать умение делать выводы во время совершения ряда практических действий во время эксперимента.
Ход эксперимента: Воду можно окрасить, добавив в неё краску. В зависимости от количества добавленной краски вода становится окрашенной от светлого до темного оттенка добавляемой краски.
Вывод: Вода не имеет цвета, но ее можно окрасить. Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду и какое количество.
- Эксперимент «Какие овощи не тонут, а какие тонут в воде»
Задачи: сформировать у детей представление о свойствах овощей в воде (корнеплоды тонут, а плоды не тонут), продолжать учить выявлять свойства исследуемых объектов, развивать интерес к практическим действиям.
Ход эксперимента: В прозрачный контейнер с водой дети по очереди опускают овощи и делают выводы о том, какие из них погрузились на дно, а какие остались на поверхности.
- Опыт «Посадка лука»
Задачи: формировать у детей представление о факторах внешней среды и о влиянии различных условий выращивания лука на его рост и развитие, включать детей в совместные со взрослым действия экспериментального характера, развивать любознательность, умение наблюдать, замечать изменения.
Ход опыта: Осуществляется посадка лука в различную среду (вода, песок, почва), с одинаковыми условиями ухода – полив, освещение, температура. В течении месяца производится наблюдение за развитием корневой системы и роста перьев. Дети делают выводы о самой благоприятной среде для посадки лука.
- Опыт «Пекинская капуста и пищевые красители»
Задачи: дать представление как питаются растения, как они поглощают воду, формировать познавательный интерес к исследовательской деятельности.
Ход опыта: Для эксперимента были использованы листья пекинской капусты и пищевые красители. Пищевые красители растворили в емкостях с водой (можно использовать стаканы).
Выводы в процессе наблюдения: красящее вещество начинает постепенно подниматься от корневища листа к его верхушке.
- Мастер-класс с родителями и детьми «Веселое статическое электричество»
Задачи: сформировать у детей представления о статическом электричестве и его свойствах, развивать у детей познавательные способности (анализ, сравнение, обобщение), мышление, речь, создать условия для возникновения понимания родителями ценности детского самостоятельного и совместного со взрослым поиска ответов на вопросы, а также, способствовать гармонизации детско-родительских отношений, с помощью проведения совместных мероприятий – экспериментов.
Ход мастер-класса:
Потрём шерстяной варежкой воздушный шар. Поднесём его к тарелке с нарезанной салфеткой, затем с тарелкой, где находится фольга. Ребята, что происходит? Шарик притягивает к себе кусочки бумаги, фольга шевелится (бумага прилипает к шарику) именно, к тому месту, которое мы потерли шерстяной тканью.
Положим алюминиевую банку (от лимонада) на бок на столе, поднесём к ней воздушный шар, который мы потёрли о волосы или шерстяную ткань. Как только мы поднесли шарик к банке, медленно отводим его. Что происходит? Банка начинает катиться за шариком.
Потрём один из шаров о наши волосы, немного поднимем шарик над волосами. Что происходит? Шарик притянул волосы к себе. И это тоже действие статического электричества.
Надуем мыльный пузырь и поднесем к нему шарик, мыльный пузырь будет двигаться, притягиваясь к шарику.
Вывод: объясняется тем, что, натирая шары шерстяной тканью или нашими волосами, мы создаем на нем статическое электричество. Оно включает в себя отрицательно и положительно заряженные частицы. Когда мы трем воздушные шары против наших волос или ткани, шарик заряжается отрицательно заряженными частицами, которые в свою очередь притягиваю положительно заряженные частицы другого предмета (бумаги, фольги, мыльных пузырей, алюминиевых банок и т.д.)
Результат реализации проекта:
В ходе реализации проекта у детей сформировался интерес к исследовательской деятельности, расширились их представления о свойствах живой и неживой природы, произошло обогащение словаря. У дошкольников стали более развиты умения: самостоятельно наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать и делать выводы. Дети стали применять полученные знания в рамках самостоятельной игровой деятельности. У родителей появилось понимание ценности детского самостоятельного и совместного со взрослым поиска ответов на вопросы, а также, желание проводить совместную исследовательскую деятельность с детьми дома.
На подготовительном этапе проекта нами была создана картотека опытов и экспериментов для детей среднего дошкольного возраста. В дальнейшем, совместно с родителями, планируется создание небольшой мобильной экспериментальной лаборатории с необходимым, для реализации опытов картотеки набором инструментов и материалов.
