Картотека прогулок.
картотека по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Картотека прогулок. Старшая группа
Сентябрь
Прогулка 1 Наблюдение за цветами на клумбе.
Цель: формировать представление о многообразии неживой природы; учить любоваться растущими цветами; расширять представление о частях растений, обобщать по существенным признакам; воспитывать бережное отношение к прекрасным творением природы.
Цветем одно мы лето
И украшаем сад.
На бархат мы похожи,
Нам каждый будет рад. (Бархатцы.)
Трудовая деятельность. Уборка участка детского сада. Цели: развивать трудолюбие. Учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы.
Подвижные игры. «Третий лишний». Цели: учить соблюдать правила игры; развивать ловкость и быстроту бега.
«Совушка». Цели: учить ориентироваться в пространстве; развивать интерес к игре.
Индивидуальная работа. Развитие движений. Цель: совершенствовать прыжки с продвижением вперед.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Сюжетно-ролевая игра. «Магазин» Цели. Вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Самостоятельная игровая деятельность.
Прогулка 2 Наблюдение за пнем
Цель. Способствовать формированию представлений о том, что такое пень; что пень служит "домом" для разнообразных живых существ (животных и растений).
Сломанной сосёнки пень в муравьиной куче.
А над ним густая тень от пришедшей тучи.
Ребята, посмотрите, что это такое? Да, это пень. А вы знаете, откуда он взялся? Раньше росло дерево, оно выросло большое – пребольшое, но однажды оно заболело и погибло. Пришлось это дерево спилить, и вместо него образовался пень. Посмотрите, от пенька начали расти новые ветки, и со временем здесь вырастет новое дерево. В коре пенька прячутся букашки, паучки от холода. Так что пень служит еще домом для насекомых. Еще его осенью любят грибы. Они покрывают его полностью.
Трудовая деятельность. Работа на экологической тропе: уборка мусора возле водоема. Цели: приучать к чистоте и порядку; вызывать желание трудиться в коллективе.
Подвижные игры. «Кто самый меткий?». Цель: развивать самостоятельность, смекалку, смелость. «Чье звено скорее соберется?». Цель: учить бегать на скорость.
Сюжетно-ролевая игра. «Салон красоты» Цели: расширить и закрепить знания детей о работе в «Салоне красоты», вызвать желание выглядеть красиво, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу.
Индивидуальная работа. Развитие движений. Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичные отталкивания).
Самостоятельная игровая деятельность.
Прогулка 3 Наблюдение за разными видами транспорта
Цель. Расширять знания о наземном транспорте, их классификации, назначении; формировать представление о назначении автобусов, их значении в жизни человека.
Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
Воспитатель задает детям вопросы.
Как выглядит автобус? Что находится внутри автобуса? Для чего нужны поручни? Какие автобусы ездят по нашему городу? Как едет автобус? Через определенные отрезки пути автобус останавливается. На каждой остановке водитель нажимает специальную кнопку, чтобы открылись двери. После того как пассажиры вышли, а другие вошли, шофер закрывает двери, и автобус едет до следующей остановки.
На остановке столпотворенье:
Люди автобуса ждут с нетерпеньем,
Надо народу успеть на работу —
Всем поместиться в автобус охота.
Только обидно,
Что в транспорт бензиновый,
Все не войдут: он, увы, не резиновый!
Трудовая деятельность. Коллективная работа на огороде по уборке мусора. Цель: формировать навыки коллективного труда.
Подвижные игры. «Волк и козлята», «Иголка, нитка, узелок». Цели: учить игровой деятельности со строгим соблюдением правил; развивать быстроту и реакцию;
Индивидуальная работа. Развитие прыжков. Цель: закреплять умение прыгать на одной ноге.
Сюжетно-ролевая игра. «Строительство» Цели: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.
Самостоятельная игровая деятельность.
Прогулка 4 Наблюдение за пауком
Цель: расширять и закреплять знания о характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях; формировать реалистические представления о природе.
Этот маленький ловец
Сетку прочную плетет,
Если муха попадет,
Тут бедняжке и конец. (Паук.)
На кусты туман набросил
Золотистые шелка,
На опушке, возле сосен,
Слышу прялку паука.
Он без устали и рьяно
Нить прядет, сплетая сеть,
Чтоб над стеблями бурьяна
Вместе с ветром пролететь.
Как выглядит паук? Как он передвигается? Где живет и чем питается? Как паук ловит насекомых? Есть ли враги у паука?
Как по поведению пауков можно предсказывать погоду? Где зимуют пауки? Тело паука разделено на две части: головогрудь и брюшко. На голове у паука восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. На нижней части брюшка паука находится паутинная бородавка, через которую он выделяет паутину. Пауки — хищники, они питаются другими насекомыми: мухами, комарами, жучками и бабочками, которых ловят с помощью сети — паутины. На зиму паучки забиваются в щелки коры, расщелины старых пней и засыпают до весны. По поведению пауков можно судить о погоде. Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых. А если паук принимается за работу над новыми сетями или заделывает изъяны в старой паутине — жди сухих солнечных дней.
Трудовая деятельность. Сбор семян. Цель: закреплять умение аккуратно собирать семена цветов и правильно их хранить.
Подвижные игры. «Добеги и прыгни», «Попрыгунчики». Цель: развивать двигательную активность, умение прыгать в длину.
Индивидуальная работа. Развитие движений. Цель: совершенствовать прыжки через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся)
Сюжетно-ролевая игра. «Цирк» Цели: закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах; закреплять знания о цирке и его работниках.
Самостоятельная игровая деятельность.
Прогулка 5 Наблюдение за крапивой
Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.
Красиво выглядит крапива,
А поступает некрасиво:
Чем к ней нежнее прикасаются,
Тем хитрая больней кусается.
О каком растении говорят? Из крапивы готовят великолепные щи. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Давно русские врачи писали: «Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам — она раны вычистит и заживит». В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также она хорошо останавливает кровь. Из нее делают бумагу, мешковину и веревки. Дело в том, что в стеблях этого растения очень прочные волокна. Крапива — многолетнее травянистое растение; распространено по всей территории нашей страны. Растет вдоль дорог, в тенистых и влажных лесах.
Правила поведения на природе. Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в вашей местности.
Трудовая деятельность Сбор лекарственных растений. Цель: учить правильно собирать лекарственные растения.
Подвижные игры. «Совушка». Цель: учить действовать по сигналу. «У оленя дом большой». Цель: закреплять умение соотносить движения с текстом.
Индивидуальная работа. «Смелые ребята». Цели: упражнять в быстром беге; развивать ловкость.
Сюжетно-ролевая игра. «Водители» Цели: Знакомить детей с работой транспорта, трудом транспортников: шофер, оператор, диспетчер, автослесарь и др.
Самостоятельная игровая деятельность.
Прогулка 6 Наблюдение за муравьем
Цель: расширять знания об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях; вызывать интерес к окружающему миру.
Он — работник настоящий,
Очень-очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей.)
Сладко пахнут сосновой смолой
Разогретые темные пни.
Из иголочек высохшей хвои
Строят терем лесной муравьи.
Расторопно, с рабочей сноровкой
Ставят балки и бревна кладут.
Дело спорится бойко и ловко,
Будут в доме тепло и уют!
Будут в тереме малые дети
Мирно спать под напевы дождей.
Для того и встает на рассвете
Работящий лесной муравей.
Как выглядят муравьи? Как они передвигаются? Чем питаются? Как называется муравьиный дом? Из чего муравьи строят свой дом? Какие враги есть у муравьев?
Как готовятся муравьи к зиме?
Муравей — самое сильное на земле насекомое, он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. У него утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания. Муравьи — великолепные строители. Муравьи — хищники, они истребляют множество насекомых. У них много врагов: птицы, медведь, муравьед.
Трудовая деятельность. «Собираем камешки» – убрать камешки для ходьбы.
Цель: воспитывать желание трудиться сообща.
Подвижные игры. «Один — двое», «Пройди бесшумно».
Цель: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений использовать ходьбу как средство воспитания у детей выносливости.
Индивидуальная работа. Бег между предметами. Цель: воспитывать выносливость, ловкость.
Сюжетно-ролевая игра. «В путь» Цели: Дать знания о том, что шоферы перевозят большое количество пассажиров, доставляют различные грузы в города и села нашей большой страны. Чтобы машины вышли в рейс и своевременно доставили грузы, их ремонтируют, чистят, смазывают, заправляют топливом. Расширить представления детей о труде транспортников, об общественной их значимости.
Самостоятельная игровая деятельность.
Прогулка 7 Экскурсия вокруг сада
Цель. Уточнять понятия «дерево», его строение. Объяснить, как отличить дерево от куста.
Проходим по территории, обращаем внимание на тополь. Посмотрите, какое большое дерево. У него толстый высокий ствол. Он белый с черными полосками. Это дерево называется береза. А это куст смородины. Он низкий, невысокий. У него много веточек, а ствола нет, ветки все тонкие. Летом мы с вами лакомились вкусными ягодами смородины. Посмотрите вокруг, какие ещё вы видите деревья, кусты?
Жаль озябшего бедняжку —
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам. (Лес)
Подвижные игры. «Ау, ау, заблудились мы в лесу», «Метание шишек». Цели. Развивать внимание, ловкость.
Индивидуальная работа. Дидактическая игра. «Сравни». Цель. Упражнять в различении понятий: тонкий-толстый, длинный-короткий.
Трудовая деятельность. Собрать веточки, красивые листья. Цель. Развивать желание трудиться.
Сюжетно-ролевая игра. «Уличное движение» Цели. Воспитывать интерес и уважение к труду транспортников, побуждать желание работать также добросовестно, ответственно, как и взрослые, заботиться о сохранности техники.
Самостоятельная игровая деятельность.
Карточка № 8 Листопад
Цель. Закрепить знания признаков ранней осени. Уточнить, почему падение листьев называют листопад.
Посмотрите, дети, наступила осень. Всю землю покрыли листья, на клумбе много цветов. Желтые деревья, желтые листья - все желтое. Пойдемте, побродим по листьям. Слышите, как они шуршат? Смотрите, то один листик летит к земле, то другой кружится, кружится и медленно падает на землю. Подул ветер и много-много листочков с шуршанием полетело на землю. Это листопад.
Листопад, листопад.
Листья по ветру летят.
Листья летят медленно, потому что они легкие. Рассматривание красивых осенних листьев. Все ли деревья изменили окраску листьев? Какими были летом деревья, кусты? Как они изменились с приходом осени? Какого цвета листья на березе? (Золотисто-желтые.) На рябине? (Красные.) У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? (У березы.) Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс не нужных веществ с листьями.) Все листочки падают одинаково? Дерево тоже умирает с опавшими листьями? (Растение продолжает жить; в пазухе каждого листа золотистая почка, которая дает весной молодой побег с готовыми листьями.)
Трудовая деятельность. Собрать красивый букет. Цель. Развивать желание трудиться.
Подвижные игры. «Листопад», «Догони меня». Цели. Развивать быстроту, внимание, пластичность.
Индивидуальная работа. Дидактическая игра: «Доскажи фразу» Цель. Упражнять в сравнивание двух групп предметов.
Сюжетно-ролевая игра. «Бензозаправочная станция» Цель: учить придумывать сюжет игры.
Самостоятельная игровая деятельность. Составить из опавших листьев узор на асфальте листопадом.
Карточка №9 Большая лейка
Цель. Познакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех. Показать орудия труда, разнообразные операции и последовательность для достижения цели. Воспитать уважение к людям труда желание помогать.
Встает дворник на заре,
Крыльцо чистит на дворе.
Дворник мусор уберет
И дорожки разметет.
Посмотрите дети, какая сегодня прекрасная погода! Обратить внимание на работу дворника, который сметает листья с дорожек. Какое орудие труд труда использует дворник? Веник. Какой? Большой. Для чего он сметает листья? А вы хотите помочь? Какой веничек у ребят? Какого размера? Из чего он сделан? Какие орудия труда он использует для работы? Нужна ли работа дворника людям и природе?
Дидактическая игра. «Сравни и назови». Составление узоров из осенних листьев, чередуя желтые и красные листья.
Трудовая деятельность. Посильная помощь дворнику. Цель. Развивать желание помогать взрослым.
Подвижные игры. «Карлики и великаны», «От меня на … шагов» Цели. Развивать внимание, ловкость, быстроту.
Индивидуальная работа. Развитие движений. Цель. Упражнять в прыжках в высоту с места.
Сюжетно-ролевая игра. «Пароход» Цели: Формировать умение отражать в игре разнообразные сюжеты о жизни и труде людей, закреплять знания о профессиях взрослых на корабле.
Самостоятельная игровая деятельность. Игры с мячом.
Карточка № 10 У цветочной клумбы. Космея.
Цель. Познакомить детей с названиями цветов - ноготки (календула), космея, настурция, их строением (найти стебель, листья, цветки, корни). Закрепить понятия «высокий – низкий» (цветок), «короткий – длинный» (стебель).
Мой сад с каждым днем увядает,
Помят он, поломан и пуст.
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст...
Дети обходят клумбу свободно, любуются осенними цветами. Спросить какие из цветов дети знают. Затем познакомить с новыми. Какая у нас красивая клумба, как много на ней красивых цветов. Кто мне покажет красный цветок? А белый? Посмотрите, цветы как люди бывают высокие и низкие. Кто покажет мне высокий цветок? До макушки даже не дотянешься. А другие цветы низкие – (петунья, анютины глазки). Рассматривание цветков и их строение: стебель, цветок, листья. Что происходит с растениями осенью? Для чего нужны растениям листья, корень? Как называются цветы, растущие на клумбе? Можно ли их срывать с клумбы? Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? Что помогало цветам расти? (Солнце, дождь, земля и люди.)
Дидактическая игра. «Из чего сделано?» Цель. Закреплять умение определять из какого материала сделан предмет.
Трудовая деятельность. Собрать семена растений. Цель. Развивать желание трудиться.
Подвижные игры: «Воробышки и автомобиль», «По дорожке» Цели. Развивать внимание, быстроту. Учить ходить по ограниченной поверхности, удерживая равновесие.
Индивидуальная работа. Развитие движений. Цель. Развивать умение бросать мяч в кольцо.
Сюжетно-ролевая игра «Рыболовецкое судно» Цели: Формировать умение отражать в игре разнообразные сюжеты о жизни и труде людей, закреплять знания о профессиях взрослых на корабле.
Самостоятельная игровая деятельность. Игры со скакалкой и мячом.
Картотека №11 Кот
Цель. Научить различать характерные признаки внешнего вида животных. Познакомить с особенностями поведения этих животных.
Дети рассматривают кота, части тела, гладят, определяют цвет шерстки. Кот знает, что у нас добрые дети и его не будут обижать. Что любит кушать котенок? А мы сейчас проверим. Котенок ест, педагог обращает внимание на острые зубы и когти. После обеда нужно умыться, а как же будет умываться котик? (Язычком)
Целый день у нас работа:
Ищем мы кота Федота.
Не пришел к обеду кот.
Где ты прячешься, Федот?
Дидактические игры. «Назови кошку». Цель. Упражнять детей в умении связывать прилагательные с существительными.
Трудовая деятельность. Собрать поломанные веточки с участка. Цель: воспитание положительного отношения к труду.
Подвижные игры. «Передай – встань». Цель: Воспитывать у детей чувство товарищества, развивать ловкость, внимание. Укреплять мышцы плеч и спины. «Найди мяч». Цель: Развивать у детей наблюдательность, ловкость.
Индивидуальная работа. Развитие движений. Продолжать учить подбрасывать мяч вверх и ловить его одной рукой.
Сюжетно-ролевая игра. «Столовая». Цели: Расширять у детей представления о труде работников столовых, кафе. Развивать интерес и уважение к профессиям повара, официанта. Знакомство с правилами поведения в общественных местах.
Самостоятельная игровая деятельность. Предложить детям построить замок для сказочной принцессы (принца).
Карточка № 12 Наблюдение за деревом
Цель. Уточнять понятия «дерево». Закреплять понятия «гладкий», «колючий», «тяжелый», «легкий», «длинный», «короткий», «толстый», «тонкий».
Ребята, отгадайте загадку:
Рук много, а нога одна?
Правильно, это дерево. Посмотрите сколько много у него рук –веток. Они бывают и большие, толстые, и маленькие, тонкие, и длинные и короткие. А где же нога у дерева? Да, это ствол. Вот он, какой большой, высокий. Покажите, какой высокий ствол у нашего дерева? (Дети встают на носочки). Давайте рассмотрим листочки. Какого они цвета? Какой формы? Они маленькие или большие? Это дерево береза? Нет, потому что у него ствол не белый, а черный. Это дерево называется карагач. Что означает кара- черный. Карагач тоже сбрасывает листья осенью, опавшие листочки укрывают корни дерева от мороза.
Дидактическая игра. «Что слышно?» Цель: развитие слухового внимания.
Трудовая деятельность. Собрать красивые листья для аппликации. Собрать и разложить по коробочкам природный материал.
Подвижные игры. «1,2,3 к дереву беги", «Метание шишек в дерево правой и левой рукой». Цели. Развивать быстроту, ловкость.
Сюжетно-ролевая игра. «Кафе» Цели: Расширять у детей представления о труде работников столовых, кафе. Развивать интерес и уважение к профессиям повара, официанта. Знакомство с правилами поведения в общественных местах.
Индивидуальная работа. «Пойди по мостику» Цель. Упражнять в равновесии.
Самостоятельная игровая деятельность. Игры с мячом, рисование на песке.
Карточка №13. Наблюдение за ветром
Цель. Конкретизировать и закрепить знания детей о ветре. Научить определять силу ветра.
Неизвестно где живет,
Прилетит, деревья гнет.
Засвистит по речке дрожь
Озорник, а не уймешь!?
Что это? Это ветер. Как вы думаете, сегодня на улице есть ветер? Как вы узнали, что на улице есть ветер? Он дует нам в лицо, деревья качаются, цветы качаются. Посмотрите на небо: почему облака плывут? Да потому что их тоже ветер подгоняет. Ветер бывает сильный, ураганный, и тихий, ласковый. Когда ветер сильный он может дерево вырвать с корнем. А тихий приносит нам прохладу. Мы его видим? А услышать его мы можем? Да, когда сильный ураган Что же такое ветер. Ветер это воздух, который движется вокруг нас. Мы дышим воздухом, без него не могут жить ни животные, ни птицы, ни рыбы, ни трава. Какой сегодня ветер: тихий или сильный? Как по- другому можно сказать?
Ласковый, теплый, слабый. Приносит ли он пользу? С помощью вертушек, султанчиков проверить силу ветра
Дидактическая игра. «Что за предмет?» Цель: учить называть предмет и его описывать.
Трудовая деятельность. Самостоятельный сбор игрушек. Подмести веранду. Цель: Воспитывать трудолюбие, ответственность за порученное дело.
Подвижные игры. «По широкой по дорожке так шагают наши ножки» Цель:
Упражнять в ходьбе с высоким подниманием коленей. «Мышеловка»
Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражняться в беге.
Индивидуальная работа. Развитие движений. Цель: Упражнять детей в перебрасывании мяча друг другу и ловле его двумя руками, не прижимая к груди.
Сюжетно-ролевая игра. «Путешествие на корабле». Цели: Закрепление названия транспортных средств; формирование положительного взаимоотношения между детьми; развитие диалогической речи; расширение кругозора детей.
Самостоятельная игровая деятельность.
Карточка №14 Наблюдение за солнцем.
Цель: дать детям понятие о роли солнца в жизни животных и растений; развивать познавательные интересы, устойчивое внимание, наблюдательность, воспитывать любовь к природе.
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт?
Важным фактором, определяющим погоду, является солнце – оно является источником жизни, света и энергии.
Дидактическая игра. «Угадай игрушку» Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Трудовая деятельность. Заинтересовать детей в том, чтобы наш участок был чистым. Собрать поломанные веточки.
Подвижные игры. «Третий лишний». «Солнышко и дождик»
Цель: Развивать двигательную активность детей, ловкость, скоростные качества.
Индивидуальная работа. Упражнять в прыжках на двух ногах: развивать прыгучесть, ловкость, силу.
Сюжетно-ролевая игра. «Путешествие на поезде» Цели: Закрепление названия транспортных средств; формирование положительного взаимоотношения между детьми; развитие диалогической речи; расширение кругозора детей.
Самостоятельная игровая деятельность. Рисование палочками на мокром песке, выкладывание рисунков камешками.
Карточка № 15. Экскурсия по участку детского сада.
Цель: Обратить внимание детей на здание детского сада, на благоустройство территории, на то, как работают сотрудники детского сада. Учить называть профессии и действия работников ДОУ.
Дидактическая игра. «Кто больше увидит и назовёт» Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
Трудовая деятельность. Уборка мусора и сухих веток на участке.
Цель: Учить детей видеть беспорядок и устранять его. Воспитывать трудолюбие, ответственность.
Подвижные игры. «Найди свою пару» Цель: развивать умение детей действовать по сигналу, совершенствовать двигательные умения.
«Великаны - карлики
Цель: Учить детей чередовать ходьбу мелким и широким шагом.
Индивидуальная работа. «Кто дальше?» Цель. Упражнять в прыжках на двух ногах до определённого места.
Сюжетно-ролевая игра. «Путешествие на самолете» Цели: Расширить знания детей о воздушных видах транспорта, о назначении самолета, о способах обслуживания самолета, научить видеть красоту земных пейзажей, воспитать уважение к профессии летчика, смелость, расширить словарный запас детей: «самолет», «летчик», «стюардесса», «полет».
Самостоятельная игровая деятельность.
Карточка № 16. Наблюдение за насекомыми
Цель: формировать умение детей по результатам наблюдения находить ответы на вопросы воспитателя о строении, поведении, передвижении насекомых. Учить выделять различные группы насекомых, выявлять черты сходства и различия.
Дидактическая игра. «Сорока» Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.
Трудовая деятельность. Сбор мусора и сухих веток на участке. Цель: Учить детей видеть беспорядок и устранять его. Воспитывать трудолюбие, ответственность за порученное дело.
Спортивное упражнение. Катание на самокате. Цель: Учить детей кататься на самокате (учить сохранять слегка наклоненное положение тела при движении, держать голову прямо, смотреть вперед), воспитывать в детях настойчивость в достижении желаемого результата. Учить детей выполнять движение по кругу, упражнять в умении ездить по узкой прямой дорожке. Привлекать детей к страховке друг друга.
Подвижная игра. «Кегли». Цели: Формировать умение детей выполнять бросок мяча (принимать исходное положение, энергично отталкивать мяч двумя руками. Развивать меткость, крупную моторику рук, повышать подвижность суставов.
Индивидуальная работа. Игровое упражнение «Весёлые тройки». Цель: Упражнять детей в беге, в поворотах вправо, влево по сигналу.
Сюжетно-ролевая игра. «МЧС - спасатели» Цели: Познакомить детей с трудной и почетной профессией спасателя, научить в случае необходимости действовать четко и слаженно.
Картотека № 17 Наблюдение за игрой детей из подготовительной группы.
Цель: Вызвать у детей желание подражать большим детям, играть дружно, не ссорясь: воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе сверстников.
Дидактическая игра. «Назови как можно больше предметов» Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.
Трудовая деятельность. Убрать песок возле песочницы. Цель: Формировать у детей осознанное стремление к порядку.
Подвижная игра. «Чай – чай, выручай»
Цель: Развивать двигательную активность детей, быстроту, ловкость.
Игровое упражнение. «Пройди по бревну»
Цель: упражнять в умении сохранять устойчивое равновесие, добиваться улучшения техники ходьбы.
Индивидуальная работа. Развитие движений. Задачи: улучшать технику бега.
Сюжетно-ролевая игра. «Путешествие в сказочный город» Цели: Формировать у детей нормы и правила общения и поведения дома и в общественных местах; понимать, что грубое, конфликтное общение и поведение ни к чему хорошему не приводят.
Картотека № 18 Наблюдение за паутиной.
Цель: Показать детям многообразие осени. Учить наблюдательности.
Осенью бывают ясные деньки,
Листики порхают словно мотыльки,
Нити-паутинки серебром горят,
Льется на тропинку желтый листопад.
Посмотрите как красиво вокруг! Золотые деревья, голубое небо, ласковое солнышко. Приглядитесь вокруг, идите на солнышке блестят тончайшие нити – паутинки. Серебристые ниточки летят по ветру, оплетают кусты. Откуда же взялась эта Паутина? Кто ее сделал? Паучок.
Пау-паучина паутину сшил,
Вдруг закапал дождик
Паутину смыл.
Выглянуло солнце стало припекать
Пау-паучина трудится опять.
А знаете, для чего он плетет паутину? Для того чтобы отправиться в путешествие. Он взбирается на ветки, сучки и принимается за работу. Сначала паук прикрепляет начало своей нити, затем передвигается против ветра и выпускает паутинку. Когда длина = 1м, паук передвигается к месту прикрепления, откусывает паутину, подбирает ножки и улетает. Таким образом, он ищет новое место жительства, (расселяется). Паутина как парашют не дает ему упасть. Какую пользу приносят пауки? (Поедают насекомых.) Чем пауки ловят насекомых? (Плетут для них сети.) Как часто плетут пауки паутину? (Каждый день, так как она легко повреждается ветром и дождем.) На кого охотятся пауки? (На мух, бабочек, комаров, жучков.)
Дидактическая игра. «Олины помощники» Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов.
Трудовая деятельность. Убрать паутину. Учить детей аккуратно убирать паутину с веранды. Развивать желание трудиться для чистоты участка.
Подвижные игры. «Веселая сороконожка», «Вейся венок», Прыжки на двух ногах с продвижением.
Индивидуальная работа. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
Цель: развивать координацию движений.
Сюжетно-ролевая игра. «На балу у Золушки». Цели: Формировать умение доброжелательно относиться к собеседнику. Уважать его мнение, стремиться позитивно выражать свою позицию, понимать сверстников и взрослых, оказывать посильную помощь друг другу, взрослым, пожилым людям и маленьким детям
Самостоятельная игровая деятельность. Поиск красивых цветков. Игры с песком.
Картотека № 19 «Славная пора – бабье лето»
Цель: познакомить детей с природным явлением в начале осени; установить причинно-следственную связь его возникновения; способствовать развитию любознательности, наблюдательности, поисково-исследовательской деятельности.
Дидактическая игра. «Разноцветный сундучок» Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.
Трудовая деятельность. Обрезание поломанных веток секатором вместе с воспитателем.
Цель: учить пользоваться секатором, убирать только ненужные ветки.
Подвижные игры. «Не оставайся на земле» Цель: Учить детей быстро бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, взбираться на возвышение. Развивать ловкость, быстроту движений.
«Бездомный заяц». Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу.
Индивидуальная работа. «Сбей кеглю». Цели: учить бросать мяч в цель; развивать меткость, внимание.
Сюжетно-ролевая игра. «На дорогах города» Цели: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.
Самостоятельная игровая деятельность. Цель: Воспитывать самостоятельность, дружелюбное отношение к друг другу.
Карточка № 20. Наблюдение за божьей коровкой
Цель: Познакомить детей с характерными признаками насекомого, о его защитных средствах.
Божья коровка улети на небо,
Принеси мне хлеба,
Чёрного и белого,
Только не горелого.
Божья коровка это такой жучок, Какого цвета у нее спинка? Красная. А у кого из ребят надета красная шапочка, или курточка? А что у нее на спинке? пятнышки. Посчитайте сколько их? Какого цвета? Головка у нее овальная, черного цвета. Посмотрите, у нее выглядывают прозрачные крылышки, она согрелась от тепла руки и сейчас улетит. Она умеет ползать по стебелькам травы, умеет летать на большие расстояния. А вы знаете, что означает красная окраска спинки? Это означает что она ядовитая. Птицы знают об этом и не клюют ее. Божья коровка питается тлями, личинками жуков-листоедов, паутинными клещами и др. Как ни удивительно эти красивые насекомые хищники. На зиму они прячутся в коре деревьев, зарываются в землю. Если божья коровка зарывается в сухие листья, значит, зима будет теплой.
Дидактическая игра. «Скажи, какой?» Цель: Учить детей выделять признаки предмета.
Трудовая деятельность. Собрать песок вокруг песочницы. Цель: Формировать у детей осознанное стремление к порядку.
Подвижные игры. «Третий лишний». Цели: учить соблюдать правила игры; развивать ловкость и быстроту бега.
«Совушка». Цели: учить ориентироваться в пространстве; развивать интерес к игре.
Сюжетно-ролевая игра. «Дом, семья» Цели: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Самостоятельная игровая деятельность. Игры с песком «День рождения».
Индивидуальная работа. Упражнение на развитие равновесия. Цель: учить сохранять правильное положение туловища, головы, действовать уверенно.
Карточка № 21. Наблюдение за осенними цветами.
Цель: Учить различать цветущие растения от не цветущих растений. Учить восхищаться красотой цветущих растений.
Мой сад с каждым днем увядает,
Помят он, поломан и пуст.
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст…
Обратить внимание на осенние цветы на клумбе, узнать, какие цветы знакомы детям, познакомить с новыми цветами. Как нужно относиться к растениям (не рвать, не топтать). Закрепить понятия «цвет», «высота», «длина». Выделять общие и различные признаки между травой и цветами: есть соцветия, трава и цветы ниже, чем деревья. Как ухаживать за цветущими и не цветущими растениями? На клумбе цветут астры: синие, красные, белые. Они красивые, восхитительные, прекрасные, делают красивым участок детского сада.
Дидактическая игра. «Садовник и цветы» Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)
Трудовая деятельность. Уборка мусора. Цель: приучать к чистоте и порядку; вызывать желание трудиться в коллективе
Подвижные игры. «Найди, где спрятано», «Прыгай выше». Цель: Развитие движений в прыжках, ходьбе по бревну прямо и боком.
Индивидуальная работа. Упражнение «С кочки на кочку». Цель: Упражнять в прыжках на двух ногах.
Сюжетно-ролевая игра. «Поездка в лес за грибами» Цели: Побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.
Самостоятельная игровая деятельность. Цель: продолжать учить детей самостоятельно организовывать свой досуг.
Карточка № 22 Тема: Наблюдение за почвой.
Цели: развивать умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи, любознательность и наблюдательность в процессе ознакомления с природой.
Чтобы корни всех растений
Под землей дышать могли,
Хорошенько нужно землю
Прополоть и разрыхлить.
В солнечный день предлагает детям рассмотреть землю, потрогать руками. Вопросы детям. Какая она: теплая (ее нагрело солнце, сухая (рассыпается в руках, цвет (светло-коричневая). Рассмотрите, из чего она состоит. Сравните землю с песком, назовите отличия. Посмотрите на то место, где на дневной прогулке проводили опыт с водой. Вода испарилась и земля высохла. Потрогайте ладошками, земля теплая, а в некоторых местах даже горячая, так как на нее светит солнышко. На тех местах, где светит солнышко и достаточно влаги, лучше всего растут растения.
Исследовательская деятельность. «Состояние почвы в зависимости от температуры». Цель: выявление зависимости состояния почвы от погодных условий.
Дидактическая игра. «Кто больше действий назовёт» Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Трудовая деятельность. Уборка дорожек на участке; назвать садовый инвентарь и правила безопасного пользования им. Цель: воспитание положительного отношения к труду.
Подвижная игра. «Замри». Цель: учить понимать схематическое изображение позы человека.
Индивидуальная работа. «Пройди ровно по доске» Цель: развитие равновесия, умение держать себя на узкой поверхности; развитие координации движения
Сюжетно-ролевая игра. «Детский сад» Цели: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.
Самостоятельная игровая деятельность.
Карточка № 24 Наблюдение за голубями.
Цель: Продолжать закрепление знаний о птичьем мире; уточнять, чем питаются и где живут птицы, как человек ухаживает за ними, почему дикие голуби занесены в Красную книгу
Дидактическая игра. «Козлята и волк» Цель: Закреплять умение придумывать концовку сказкам.
Трудовая деятельность. Развешивание кормушек на территории детского сада. Цель: Учить выполнению трудовых действий.
Подвижная игра: «Летают, прыгают, плавают». Цели: упражнять детей в беге; закреплять названия рыб, птиц, зверей.
Игра с мячом «Бывает – не бывает». Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.
Индивидуальная работа. «Не потеряй мяч». Цель: закреплять умение выполнять упражнение согласованно.
Сюжетно-ролевая игра. «Больница» Цели: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Самостоятельная игровая деятельность.
Карточка № 25 Наблюдение за тенью.
Цели: формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимодействиях и взаимосвязях в природе; развивать наблюдательность, внимание, зрительную память; воспитывать познавательный интерес к природе.
Ты упала мне пол ноги,
Растянулась по дороге,
И нельзя тебя поднять,
И нельзя тебя прогнать.
На меня ты так похожа,
Будто я шагаю тоже. (Тень)
Предложить детям рассмотреть свои тени на траве.
Игра «Чья тень?» Цель: развивать внимание, наблюдательность.
Дети находят на земле тень и стараются найти предмет, который отбрасывает эту тень. (Труба от котельной, беседка, дерево).
Трудовая деятельность: Собрать упавшие с деревьев веточки. Цель: Развивать привычку трудиться.
Подвижная игра «Перебежки» Цель: учить не наталкиваться во время бега на других, уметь ловко увертываться, а если кто-то нечаянно натолкнулся – не обижаться.
Индивидуальная работа. Перебрасывание мяча друг другу из положения стоя.
Дидактическая игра. «Разбуди кота» Цель: Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.
Сюжетно-ролевая игра. «Скорая помощь» Цели: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Самостоятельная игровая деятельность.
Карточка № 26 Наблюдение за тополем.
Цель: Формировать представление об осеннем тополе.
Дидактическая игра. «Ветерок» Цель: Развитие фонематического слуха.
Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.
Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения.
Трудовая деятельность. Сгребание листьев в кучи и их уборка. Цель: Воспитывать желание трудиться в коллективе.
Подвижные игры. «Горелки». Цель: Упражнять в беге по сигналу воспитателя
«Мяч соседу» Цель: Закреплять быструю передачу мяча по кругу.
Индивидуальная работа. Прыжки. Цель: Закреплять прыжки на одной ноге.
Сюжетно-ролевая игра. «Аптека» Цели: вызвать у детей интерес к профессии фармацевта; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Самостоятельная игровая деятельность.
Карточка № 27 Наблюдение за клумбой.
Цель: Формирование представлений о сезонных изменениях в природе; знаний о цветущих растениях клумб, их значении для человека и необходимости бережного отношения к природе. Образовательные: закрепить название цветов, растущих на клумбах, особенностей их строения, условий, необходимых для развития; закрепить представление о том, что одни цветы называются однолетними, а другие многолетними; учить сравнивать растения по высоте, по цвету, по запаху, по форме листьев и цветов.
А вот осенние цветы,
Как островочек красоты,
Который согревает,
И взгляд чарует и ласкает.
Как изменился цветник с приходом осени? На клумбе цветут цветы. Какие слова к ним можно подобрать? (Красивые, восхитительные, прекрасные, они украшают жизнь людей) Как называются цветы, растущие на клумбе? Все цветущие растения, за которыми ухаживают люди, называются садовыми. Давайте вспомним, как нужно ухаживать за садовыми растениями. Почему некоторые растения называются однолетние, многолетние?
Эти растения радуют нас своей красотой.
Посмотрите, какие красивые цветочки растут на клумбе. Кто знает, как они называются? (бархатцы, астры, циннии, лобелия, сальвия)
Исследовательская деятельность. Сравнение бархатцев и астр (что у цветов одинаковое и чем они отличаются друг от друга).
Трудовая деятельность. Сбор семян цветов. Цель: воспитание любви к растениям, желание о них заботиться.
Дидактическая игра. «Буратино-путешественник» Цель: Ориентироваться в значении глаголов.
Подвижные игры. "Раз цветочек, два цветочек" Цель: развивать внимание.
«Змейка». Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.
Индивидуальная работа. «Попади в круг». Цель: развивать меткость, координацию.
Сюжетно-ролевая игра. «Ветеринарная лечебница» Цели: вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Самостоятельная игровая деятельность.
Карточка № 28 Сентябрь листопадный
Цель: Дать понятие, что такое листопад; закрепить, что листопад – красивое явление природы, которое происходит при активном обрывании листочков от веточек при помощи ветра и без него; способствовать развитию наблюдательности, любознательности, поисково-исследовательской деятельности.
Дидактическая игра. «Прятки» Цель: Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа).
Трудовая деятельность. Подмести дорожки. Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.
Подвижные игры. «Лиса в курятнике», «Беглый воробей». Цель: Развивать быстроту, ловкость, внимание.
Сюжетно-ролевая игра. «Зоопарк» Цели: расширять знания детей о диких животных: воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным, культуру поведения в общественных местах.
Индивидуальная работа. Развитие движений. Цель: Упражнять в прыжках через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся, на двух ногах, стоя к ней лицом и боком).
Самостоятельная игровая деятельность.
Карточка № 29 Наблюдение «Песок и глина»
Цель: учить отличать глину от песка по внешнему признаку, определять свойства песка и свойства глины, чем они отличаются.
Воспитатель знакомит детей с глиной и песком, рассматривают их. Как выглядит глина? Какого она цвета? Какая глина на ощупь? Какой песок на ощупь?
Исследовательская деятельность. Воспитатель предлагает детям провести эксперимент: полить водой песок и глину. Льём воду на песок, что с ним стало? - Он намок, пропускает воду; Льём воду на глину, что стало с глиной? – Она намокла, впитала воду, стала мягкой;
Воспитатель подводит итог, выделяя свойства глины и свойства песка, чем они отличаются. Глина: сухая – не сыплется, твёрже песка, похожа на камень, при сильном ударе крошится. Мокрая – впитывает воду, становится мягкой, вязкой, липкой. Из мягкой глины можно лепить.
Дидактическая игра. «Почтальон принёс открытку» Цель: Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.)
Трудовая деятельность. Уборка мусора на участке. Цель: развивать желание трудиться.
Подвижные игры. «Ловишка», «Бездомный заяц» Цель: Развивать быстроту, ловкость.
Индивидуальная работа. Упражнение на развитие равновесия. Цель: Научить ходить по ограниченной поверхности, удерживая равновесие.
Сюжетно-ролевая игра. «Цветочный Магазин» Цели: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Самостоятельная игровая деятельность.
Карточка № 30 Наблюдение за сезонными изменениями
Цели: Закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время; формировать представление об осенних месяцах.
Какое сейчас время года? Как вы догадались, что осень? Перечислите характерные признаки осени. Почему осенью стало холоднее? Что делает человек осенью? Как приспосабливаются разные животные к жизни в холодное время года?
Солнце осенью светит не так ярко, часто идут дожди. Утром Холодно. Птицы собираются в стаи, улетают на юг.
Дидактическая игра. «Закончи предложение» Цель: Употребление сложноподчинённых предложений.
Трудовая деятельность. Сбор опавших листьев. Цель: воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща.
Подвижная игра. «Не упади». Цель: закреплять умение передавать мяч назад и вперед прямыми руками.
Индивидуальная работа. «Коснись мяча». Цель: закреплять умение бросать и ловить мяч.
Сюжетно-ролевая игра. «Магазин игрушек» Цели: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Самостоятельная игровая деятельность.
Карточка № 31 Наблюдение за грузовым транспортом.
Цель: Учить различать грузовой транспорт, знать его назначение и применение.
Дидактическая игра. «Похож – не похож». Цель: учить сравнивать предметы; находить в них признаки различия; сходства, узнавать предметы по описанию
Трудовая деятельность. Уборка опавших листьев. Цели: приучать доводить начатое дело до конца; воспитывать аккуратность, ответственность.
Подвижные игры. «Защити товарища», «Стой - беги». Цели: упражнять в перебрасывании набивного мяча от груди двумя руками; учить действовать по сигналу; развивать ловкость.
Индивидуальная работа. Ходьба по бревну. Цель: добиваться улучшения техники ходьбы, соблюдая равновесие.
Сюжетно-ролевая игра. «Ярмарка» Цели: Закреплять знания детей о разнообразии народного творчества, познакомить их с хохломой, гжелью, дымковской игрушкой, городецкой росписью, уметь назвать основные элементы этих видов промысла, воспитывать чувство прекрасного, желание продолжать традиции своего народа, расширить словарный запас детей.
Самостоятельная игровая деятельность.
Карточка № 32 Наблюдение за перелетными птицами.
Цель: Дать детям общие представления о птицах (голубь, ворона, воробей), учить узнавать пернатых по внешнему виду. Учить замечать, как птицы передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм, пьют воду из лужицы).
Воды зашумели быстрого ручья,
Птицы улетают в теплые края.
Как изменилась жизнь птиц с приходом осени? Что происходит осенью с кормом для птиц? Как птицы готовятся к отлету? Назовите первый признак приближения осеннего перелета птиц. Какие птицы улетают в теплые края? Зачем они это делают? Птицы питаются, дышат, двигаются – они живые. Все птицы летают, во время полета машут крыльями. Птицы купаются в лужицах, садятся на ветки деревьев. Птицы собираются в стаи, летают низко над землей. Это значит, что скоро они улетят в теплые края. Первыми это сделают стрижи, так как с наступлением холодов исчезают насекомые, которых они ловят на лету. Последними улетают утки, гуси, журавли, поскольку водоемы начинают замерзать, и они не могут найти корм в воде.
Дидактическая игра. «Узнай по описанию» Цель: развивать мышление, память.
Трудовая деятельность. Сбор семян. Цель: Воспитывать трудолюбие, ответственность за порученное дело.
Подвижные игры. «Собачка и воробей», «Море волнуется». Цель: Развивать быстроту, ловкость, внимание.
Индивидуальная работа. Использование различных видов ходьбы: разное положение рук, высоко поднятые колени (как аист, журавль, цапля).
Сюжетно-ролевая игра. «Швейное ателье» Цели: расширить и закрепить знания детей о работе в швейном ателье, формировать первоначальное представление о том, что на изготовление каждой вещи затрачивается много труда, укреплять навыки общественного поведения, благодарить за оказанную помощь и заботу, развивать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми.
Самостоятельная игровая деятельность.
Карточка № 33. Рябина и рябинка
Цель: Расширить представление о растениях ближайшего окружения; учить сравнивать, находить общее и отличие и делать обобщение.
Гроздьями висят,
Их красив наряд.
Собери на нитку ягод - для души,
Из рябины бусы очень хороши!
Я очень люблю рябину. Вы тоже полюбите ее, когда узнаете о ней много интересного. Где чаще всего можно встретить рябину? (Рябина растет в лесу, около домов, вдоль улиц, в парке). Почему люди сажают рябину около дома так, чтобы ее из окна было видно? (Чтобы ягоды есть. Чтобы любоваться ее красотой.) Посмотрите на дерево, на его крону. Кудрявая рябина - так о ней поется в песнях. Красивы и ее листья, причем в разное время года. Сейчас они зеленые, скоро будут желтыми, багряными. Красива рябина и весной, когда она одевается в белый наряд. А еще за что любят рябину? (Из ее ягод варенье варят, чай заваривают). Кто еще любит ягоды рябины? Птицы: снегири, свиристели, вороны.
Рябине в народном календаре посвящен праздник - 23 сентября. С этого дня разрешается собирать и заготавливать ягоды на зиму. Но нельзя обрывать все гроздья - надо оставить и для птиц. Рябина, как считают в народе, оберегает от бед. Вот почему ее сажали под окнами.
Дидактическая игра. Дидактические игры. "Кто быстрее?". – развивать логическое мышление.
Трудовая деятельность. Собрать ветки с участка. Цель: Развивать желание трудиться.
Индивидуальная работа. «Ходьба по следам» Цель: учить ходить в заданном направлении и в заданном темпе.
Сюжетно-ролевая игра. «Фотоателье» Цели: расширить и закрепить знания детей о работе в фотоателье, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу.
Подвижные игры. «1,2,3 к дереву беги", «Метание шишек в дерево правой и левой рукой». Цели. Развивать быстроту, ловкость.
Самостоятельная игровая деятельность.
Карточка № 34. Наблюдение за трудом взрослого на огороде.
Цели: Активизировать познавательную деятельность, поддерживать стойкий интерес к наблюдениям; побуждать принимать активное участие к подготовке огорода к зиме. .
Летом в огороде —
Свежие, зеленые,
А зимой в бочке —
Крепкие, соленые. (Огурец.)
Он никого и никогда
Не обижал на свете.
Так что же плачут от него
И взрослые и дети? (Лук.)
Какие овощи росли на нашем огороде? Какую работу вы выполняли вместе с воспитателями на огороде? Что делают взрослые на огороде?
Дидактическая игра. «Кому угощение?» Цель: употребление трудных форм существительных.
Трудовая деятельность. Сбор семян в цветнике. Цели: учить аккуратно собирать семена в бумажные пакеты; воспитывать настойчивость, экологическую культуру.
Сюжетно-ролевая игра. «Салон красоты» Цели: расширить и закрепить знания детей о работе в «Салоне красоты», вызвать желание выглядеть красиво, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу.
Подвижная игра. «Горелки».
Цель: закреплять умение двигаться по сигналу воспитателя, соблюдать правила игры.
Индивидуальная работа. Развитие движений. Цель: закреплять умение отстукивать мяч об пол двумя руками.
Самостоятельная игровая деятельность.
Карточка № 35. Наблюдение за солнцем
Цель: Познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем.
Ты весь мир обогреваешь,
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все … Солнце.
Давайте посмотрим, какая сегодня погода? Теплая, хорошая. А почему сегодня так тепло? Потому, что солнышко греет. Солнце очень горячее, оно находится далеко от нас, в космосе и оттуда светит, обогревает всю землю. Посмотрите на солнце. Вы можете долго смотреть на него? Нет. Потому что оно очень яркое и горячее. Ни одна ракета не может долететь до солнца. Потому что оно находится так далеко, что не хватит целой жизни: а если долетит, то расплавится, вот какое оно горячее. Какого цвета? Какой формы? Оно дарит свое тепло и животным и растениям, и насекомым. Без его света на земле не было бы жизни. Стало бы очень темно и холодно. Предложить посмотреть на солнце и ответить на вопросы. Что вы ощущаете, когда обращаете лицо к солнцу? Можно ли на него смотреть прямо, не больно ли глазам? Положить два камешка. Один — на солнышко, другой — в тень, закрыв деревянным ящичком, чтобы там было темно. Через некоторое время проверить, какой камешек теплее. Сделать вывод, что на солнце предметы нагреваются быстрее, чем в тени.
Дидактическая игра. Дидактические игры. «Найди фигуру» Упражнять в различении геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.
Трудовая деятельность. Труд. Собрать веточки и составить из них геометрические фигуры. Развивать внимание, трудолюбие.
Подвижные игры. П/и: "Солнышко и дождик". Бросить мяч вверх к солнышку и поймать. "Горелки". Цель: Развивать ловкость, быстроту.
Индивидуальная работа. Развитие движений. Цель: улучшать технику ходьбы (ходьба приставным шагом).
Сюжетно-ролевая игра. «Парикмахерская для зверей» Цели: расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу
Самостоятельная игровая деятельность.
Карточка № 36. Наблюдение за травой.
Цель: Дать представление о травянистых растениях. Воспитывать бережное отношение к травянистым растениям. Показать, что травянистые растения ниже по сравнению с деревьями, осенью трава меняет свой цвет, она желтеет, сохнет.
Божья коровка на длинной травинке –
Как светофор на зеленой тропинке.
Трава низкая по сравнению с деревьями; она растет в земле, ее можно потрогать. Трава бывает низкая и высокая. Корешок держит траву в земле. Если вырвать траву с корнем, она погибнет, поэтому нужно бережно относиться к травянистым растениям. Когда становится холодно, зеленая трава начинает желтеть, сохнуть. Трава иногда продолжает расти под снегом. Листья у травы бывают широкие, и маленькие, узкие. Сухую траву нужно убирать, чтобы вокруг детского сада было красиво.
Дидактическая игра. «Третий лишний». Цель: Упражнять в определении лишнего предмета.
Трудовая деятельность. Коллективная работа на огороде по уборке мусора. Цель: Развивать трудолюбие.
Подвижные игры. «Третий лишний», «Совушка» Цель: Развивать быстроту.
Индивидуальная работа. «Кто самый меткий?» Цель: Развивать меткость.
Сюжетно-ролевая игра. «Строительство». Цели: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.
Самостоятельная игровая деятельность.
Карточка № 37. Наблюдение за небом
Цель: Познакомить детей с внешними особенностями осеннего неба. Вызвать у детей интерес к внешним особенностям неба.
Потемнело все кругом!
Дождик крупный, как горох!
Тучи по небу бегом
И гремит: - Грох, грох, грох!
Небо в начале осени – голубое. Солнца на небе не видно, его закрыли облака. Солнце выглянуло из-за туч. Темные тучи на небе – будет дождь или снег. Почему небо голубое?
Небо кажется нам голубым, однако ночью или в космосе небо выглядит черным. Голубизна дневного неба создается находящимся в атмосфере Земли молекулами газа и другими частицами. Молекулы газа и частицы рассеивают солнечный свет, который состоит из гаммы цветов. Голубой сильнее всего рассеивается и отражается к нам на Землю.
Дидактические игры. «Магазин», «Улыбка». Цель: Развивать внимание, память.
Трудовая деятельность. Сбор листьев для занятий. Цель: Развивать желание трудиться.
Подвижные игры. «Совушка», «У оленя дом большой», «Смелые ребята». Цель: Развивать быстроту, ловкость, внимание.
Индивидуальная работа. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Цель: Упражнять в умении приземляться на две ноги.
Сюжетно-ролевая игра. «Цирк». Цели: закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах; закреплять знания о цирке и его работниках.
Самостоятельная игровая деятельность. Игры с песком.
Карточка № 38. Наблюдение за собакой
Цель: Формировать представление о внешнем виде собаки; воспитывать потребность заботиться о домашнем животном.
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи. (Собака.)
Где она живет? Кто ухаживает за собакой? Как называется жилище собаки? Какое любимое лакомство собаки? Как выглядит собака? Какие породы собак вы знаете? Почему некоторых собак называют «бездомными»? Счастливая жизнь собаки во многом зависит от ее владельца. Собаки питаются разнообразной пищей. Они могут полакомиться плодами, крупами, молоком, творогом, но больше всего любят вареное мясо. Пород собак очень много — сенбернар, такса, немецкая овчарка, чау-чау, пудель, ротвейлер, все они отличаются друг от друга. Собака умна, внимательна, обладает великолепной памятью, тонким чутьем, острым слухом. Она никогда не бросит в беде своего хозяина, никогда не предаст его! Есть такие люди, которые выбрасывают животных на улицу. Жизнь животных становится мучительной. У них нехорошей еды, тепла, ласки, им приходится жить в подвал, и на улице, они заболевают и умирают. Это результат человеческого бездушия.
Дидактические игры. «С какого дерева лист», «Кто первый». Цель: Развивать внимание.
Трудовая деятельность. Сбор шишек и листьев. Цель: Развивать желание трудиться.
Подвижные игры. «Найди свою пару» Цель: развивать умение детей действовать по сигналу, совершенствовать двигательные умения.
«Великаны - карлики
Цель: Учить детей чередовать ходьбу мелким и широким шагом.
Индивидуальная работа. Ходьба по короткой и длинной дорожке.
Сюжетно-ролевая игра. «Перелетные птицы.» Цели: Развитие у детей способности принять на себя роль птиц. Закреплять умение детей драматизировать понравившиеся им сказки и истории. Воспитывать бережное отношение к природе.
Самостоятельная игровая деятельность. Игры с природным материалом.
Карточка № 39. Наблюдение за ветром.
Цели: Продолжать учить определять силу ветра; расширять знания детей о неживой природе.
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задевает,
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер.)
Как образуется ветер? (Воздух нагревается от земли, поднимается вверх, а холодный воздух опускается вниз. Такое передвижение воздуха создает ветер.) Какие бывают ветры по силе? (Сильные и слабые.) Как называются сильные ветры? (Ураган, тайфун, смерч.)
Сегодня есть ветер? Какой он по силе?
Исследовательская деятельность. Определить направление ветра с помощью компаса и флюгера. (Куда повернул флюгер — оттуда и ветер, а по стрелке компаса определяется сторона света.)
Как определить силу ветра? (С помощью бумажки и секундомера.) Как определить с какой стороны дует ветер? (С помощью компаса: если с севера — холодный, если с юга — теплый.)
Дидактические игры. «Кто спрятался?», «Один – много» Цель: Развивать внимание, мышление.
Трудовая деятельность. Уборка участка от веток и камней.
Подвижные игры. «Коршун и наседка», «Ветер». Цель: Развивать быстроту, ловкость, внимание.
Индивидуальная работа. «Мы меткие» Цель: Развивать глазомер при метании мешочка в даль.
Сюжетно-ролевая игра. «Водители» Цели: Знакомить детей с работой транспорта, трудом транспортников: шофер, оператор, диспетчер, автослесарь и др. Дать знания о том, что шоферы перевозят большое количество пассажиров, доставляют различные грузы в города и села нашей большой страны. Чтобы машины вышли в рейс и своевременно доставили грузы, их ремонтируют, чистят, смазывают, заправляют топливом.
Самостоятельная игровая деятельность. Сбор камней на участке и выкладывание из них композиции.
Карточка №40. Что нам подарила осень.
Цель: Закрепить знание детей о растительном мире, уточнить, что где растет.
Здравствуй, осень! Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим:
Что в подарок принесла?
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и сказать, что нам подарила осень. (Солнышко, небо, облака, листья, цветы, овощи, фрукты, ягоды и т. д.) Назвать 3—4 плода, их величину и цвет. Старшие дети могут сказать, на что похожи облако, листья, солнце. Назвать 5—6 плодов, уточнить их запах и вкус. Рассмотреть строение гриба, объяснить понятие "хрупкий". Рассказать, кто из лесных жителей лакомится грибами, кто заготавливает их на зиму, кто ими лечится. Взрослые осенью убирают урожай на огороде. Овощи растут в земле. Овощи различаются листьями: у огурца – колючие, большие, у помидоров – резные, у репы – большие, гладкие.
Дидактические игры. «Назови одним словом», «Урожай». Цель: Развивать речь, внимание.
Трудовая деятельность. Собрать и засушить красивые листья для поделок.
Подвижные игры. «Передай – встань». Цель: Воспитывать у детей чувство товарищества, развивать ловкость, внимание. Укреплять мышцы плеч и спины. «Найди мяч». Цель: Развивать у детей наблюдательность, ловкость.
Индивидуальная работа. Пройти по листикам, четко наступая на выложенную дорожку. Цель: Развивать чувство равновесия.
Сюжетно-ролевая игра. «Повар» Цели: Расширять у детей представления о труде работников столовых, кафе. Развивать интерес и уважение к профессиям повара, официанта. Знакомство с правилами поведения в общественных местах.
Самостоятельная игровая деятельность. Игры с песком.
Карточка № 41. Изучаем увядшие растения.
Цель: Уточнить изменения в неживой природе, происходящие на земле.
Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Дидактическая игра. «Назови три слова». Цель: активизация словаря
Трудовая деятельность. Убрать сухую траву граблями.
Подвижные игры. «Мой веселый звонкий мяч». Отбивание мяча от земли.
«Мы веселые ребята». – развивать быстроту, ловкость.
Индивидуальная работа. Игровые упражнения со скакалкой. Цель: закреплять умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад.
Сюжетно-ролевая игра. «Путешествие на корабле» Цели: Закрепление названия транспортных средств; формирование положительного взаимоотношения между детьми; развитие диалогической речи; расширение кругозора детей.
Самостоятельная игровая деятельность. Нарисовать что-либо
по желанию на влажной земле.
Карточка № 42. Наблюдение за дождём.
Цель: Упражнять детей в умении вести наблюдение за дождём, выявлять его характер, объяснить значение дождя в природе и жизни человека.
Шумит он в поле и в лесу,
А в дом не попадает.
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт.
Осенью часто идут дожди. Осенний дождь идет медленно, моросит, все вокруг становится мокрым, воздух – влажным, на земле образовались лужи. Осенью дождь мелкий, затяжной, идет из тяжелых, темных туч.
Дидактическая игра. «Кто кем хочет стать?». Цель: употребление трудных форм глагола.
Трудовая деятельность. Заготовка и сушка листьев и растений (для гербариев и аппликаций). Цели: Закреплять названия деревьев и растений; воспитывать любовь к растительному миру; учить правильно, собирать листья растений.
Подвижные игры «Перебежки-догонялки». Цель: учить согласовывать свои действия с действиями товарищей.
«Обезьянки». Цель: учить уверенно взбираться по канату.
Индивидуальная работа. Развитие движений. Цель: отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2—3 м.
Сюжетно-ролевая игра. «Путешествие на самолете». Задачи: Расширить знания детей о воздушных видах транспорта, о назначении самолета, о способах обслуживания самолета, научить видеть красоту земных пейзажей, воспитать уважение к профессии летчика, смелость, расширить словарный запас детей: «самолет», «летчик», «стюардесса», «полет».
Самостоятельная игровая деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека прогулок. 2-ая мл. гр. - ЗИМА
Картотека прогулок на зимнее время года для второй младшей группы. В карточках нет индивидуальной работы с детьми,т.к. это мы планируем сами на основании пройденного материала на зан...

"Картотека прогулок " 2-ая мл. гр.- ОСЕНЬ
Картотека полностью готова для проведения прогулок с детьми . Мы в своих планах указываем лишь только номер прогулки и всё. УДОБНО,ПРОСТО И ПРАКТИЧНО (не надо много писать в планах)...

Картотека прогулок "Осень" в младшей - средней группе с учетом ФГОС ДО (из опыта работы)
Карточки проведения прогулок с детьми, с подвижными играми. Материал дополнен художественными произведениями, народными играми, загадками, потешками. Здесь только неучтена индивидуальная работа ...

Картотека прогулок " Зима" 1 младшая группа
Картотека удобна при написании планов. К каждому структурному компоненту продуманы три цели. Указаны образовательные области. Прописано содержание подвижных игр....

картотека прогулок на осень -старший возраст
В последнее время издано много пособий, с помощью которых можно отлично спланировать проведение прогулок.Но все же при календарном планировании очень сложно спланировать прогулку так, чтобы все, что з...

картотека прогулок - зима /старший возраст/
Значение прогулки в воспитании здоровых и всесторонне развитых детей подробно раскрыто во многих методических источниках.Правильно организованная прогулка способствует физическому развитию дошкольнико...
